5-V О праздниках и Мании

Публий Валерий
                V

  Следующее послание из Сирии Присцилле тоже нравится. «Стоящему теперь аттическому месяцу фаргелиону соответствует местный сиван. В Афинах, как я, помню, писал тебе дюжину лет назад, сестрёнка, в полнолуние этого месяца празднуют очищение города, в Ионии – Фаргелии. На Делосе и в других городах седьмого фаргелиона отмечают Аполлонов день, шестого числа – рождение Артемиды. Здесь же, в Галилее, где мы по-прежнему стоим в Тибериаде, а твой брат служит декурионом, здесь шестого сивана, то есть, получается, в день рождения Артемиды, тоже отмечали праздник. Называется праздник Недель…» Гай объяснял, что такое неделя. «… Или Пятидесятница. Возможно, в древности это именно и было празднество в честь Артемиды или Астарты, то есть Богини луны. Ибо недели иудеи, скорее всего, отмечают по положениям месяца. Но это ладно. Вот вскоре после того, как я отправил тебе предыдущее послание, произошло забавное совпадение.

  Однако извини, снова запамятовал, отвечу прежде, милая Присцилла, на твои вопросы. Описывать тебе, моя прелестная благочестивая сестрёнка, ритуалы вечерних служб Ашторет будет, во-первых, профанацией. Кстати, помнишь анекдот, то есть софизм, о мистагоге и профанации? А, во-вторых, объяснять тебе, посвящённой жрице Пессинунтской Богини, ход и суть мистерий Астарты всё равно, что таскать сов в Афины.»

  Гай Павел вполне осведомлён и о расширенных службах Кибеле: ещё в отрочестве он прошёл тавроболию и второе посвящение в Метрооне, древнем святилище Реи в самом центре Афин. И когда ему было четырнадцать-пятнадцать лет, регулярно посещал ночные таинства. Но затем, по собственному решению и не без влияния Крассиния, бросил это религиозное занятие, к особенному неудовольствию некоторых адепток-афинянок.

  «… А мой товарищ, центурион Маний, по приглашению своего брата, префекта турмы, ушёл в конницу декурионом. Маний теперь и меня усиленно зазывает последовать его примеру. Но хватит пока об армейских наших делах, возвращаюсь к праздникам.

  Если ты помнишь, милая сестричка, месяц анфестерион в Аттике назван по Анфестериям, празднику молодого вина. И вот меня, как «филэллина», товарищи попросили организовать и провести это празднество. Поговорив с центурионом, мы решили ограничиться одним днём из трёх, вторым из Анфестерий, праздником Кружек. К десятому часу в доме Нумерия, центуриона, собрались две дюжины любителей молодого вина. Из них двое – владелец дома со своим сыном, иудеи. Этот сын, девятнадцатилетний юноша, и стал победителем застольного первенства, обладателем наградного венка. Венок на празднике Кружек, напомню, вручается тому, кто первый выпьет большой кубок. Так эти два иудея – клянусь Дионисом! – только к концу застолья поняли, что мы отмечали Анфестерии. До этого, представь себе, думали, что пир устроен в честь их иудейского праздника, называемого Пурим. И всё ждали, когда же начнётся переодевание в разные забавные костюмы – отдалённо напоминает в этом плане Сатурналии. Ради справедливости отмечу, что и некоторые наши сограждане недоумевали – почему это мы отмечаем стативные Либералии раньше положенного…»

  Чувство справедливости, человеколюбие, сострадание с детства были присущи среднему Фабию. Пожалуй, даже несколько больше того, что подобает римлянину. Гай вырос среди греческих филантропов, на великой литературе Эллады, из философов сочувствовал более киникам и стоикам. Порою его афинские письма содержали такие мысли, которые даже религиозной девочке Присцилле Младшей трудно было сразу осознать. Например, брат писал ей, что иногда, глядя на живые существа, он проникается к ним большим сочувствием, ко всем тварям, даже насекомым. Представляет себя на месте, «скажем, жучка, ползущего по стенке, преодолевающего препятствия и опасности – зачем, ради какой цели?..»  Чуть позже один философ рассказал ему об учении индийских гимнософистов, гласящим, что душа человека после смерти, испив из Леты, может вновь воплотиться не только в теле людском, причём любого пола, но и в животном, и в растении, и даже в телах неживой природы.

  В пришедшем в конце года консульства А. Нервы и М. Аттика письме Гай писал следующее.

  «… Серьёзно раздумывал над переходом в конницу. Маний в беседах убеждает, что не стоит, мол, всегда смотреть на славное прошлое армии, когда вся главная её сила заключалась в легионах пехоты. Что кавалерия достойна быть не только союзнической (оксилией, как ныне, когда зачастую в легионах собственная конница с трудом или не укомплектована), но и более состоять из граждан, и не только новых, но даже, по его словам, и италиков, и самих римлян-горожан. Я и сам ему приводил примеры из истории, где наши всадники сыграли решающую роль: та же превосходная славнейшая битва у Замы под командой великого и гениального Сципиона (не говоря о более свежих примерах). Даже Гай Галл в последнем своём письме напоминает: у доблестных предков конница была сугубо аристократической. Знатные граждане, если не командовали крупными соединениями пехоты, чаще всего служили всадниками. И служба эта была опасной и почётной: если в пехоте квирит обязан был участвовать в двадцати походах, то в коннице – в десяти.

  Обратив внимание на эти раздумья, командование, дабы удержать в пехоте, назначает твоего брата оптионом в сентябре, в ноябре грозится повысить и до центуриона (начальствующего над манипулой). Благодарю, однако в октябре (конец, двадцать седьмое число, иудейского месяца мирхана или, другое название, була) перевожусь, по приказу Цестия, в конницу. Причём, дражайшая Муция, твой брат начал службу в конных частях Молниеносного легиона в чине декуриона.

  Как и Маний, но тот со дня на день станет префектом, командиром турмы. Полное имя товарища, весьма радовавшегося моему переводу: Маний Юний Кар. Само собой, не из знатных Юниев, иначе ты бы давно узнала, да и вряд ли бы кто из них пошёл служить в столь незавидном звании, вообще в строевой части, а не в штабе. Ещё в начале его службы, а это было двадцать три года назад, его стали называть не иначе, как Карманием, или Карманом. Прозвище дали не зря: он редко упустит свою выгоду, главным образом в азартных играх, коих он отличный знаток. Пожалуй, во всём легионе мало найдётся желающих сыграть с ним в бабки, кости или двенадцать линий. К слову, я порою, раз-два в месяц, могу «сразиться» в солдатскую игру, латрункулор, не на деньги, конечно. Был даже случай, когда из-за этого пристрастия Кармана разжаловали из центуриона в рядовые. Маний неосторожно обыграл на крупные суммы сразу квестора и трибуна, причём до Сатурналий было ой как далеко. Высшие командиры вместо уплаты долга донесли легату, в военном деле бездарному, но чересчур упиравшемуся в дисциплину во всех её проявлениях.

  А три года назад, в Парфянской войне, Маний был поставлен даже командиром когорты, но пробыл таковым недолго: будучи несколько нетрезв, сгоряча высказал одному из советников Гн. Корбулона всё, что думал о причинах неудач наших войск.

  Кроме того, Карман любит поесть. Однако главное его достоинство это, несомненно, то, что он весёлый, неунывающий, балагур. Скажем (вот только что, за обедом наблюдал), во время завтрака или обеда забавно так поругивает поваров: «Вот Ц! Наварили какую-то Ц! Прямо есть невозможно, приходится заталкивать в себя!..» А сам с удовольствием уплетает за обе щёки. Или, спросив у соседа, к примеру, перца, и получив отказ, прямо в глаза благодарит: «Признателен! Дай Боги тебе здоровья… мразь поганая!» И сосед не обижается, зная, что это в шутку, не всерьёз, привыкнуть успели уже и конные воины к чувству юмора Кармана…»


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/12/10/2091


---------------------------
1) Молниеносный – т.е. XII легион.
2) Фаргелии – ионийский праздник примерно в конце мая в честь дней рождений Аполлона и Артемиды.
3) таскать сов в Афины – т.е. делать лишнее дело (поговорка). В русском языке ей примерно соответствует такая: ехать в Тулу со своим самоваром.
4) префект турмы – командир турмы, турма – одна десятая часть конницы легиона; декурия – подразделение конницы в десять всадников, командовал ею декурион. (Декурия также и подразделение в пехоте.)
5) Пурим – иудейский праздник, отмечаемый в 14 и 15 адара. Также подразумевает нечто вроде карнавала.
6) Стативные – отмечаемые в определённое число, фиксированную дату. Либералии в честь Либеры и Либера сопровождались обильным распитием вина, т.е. гр. Анфестерии кое в чём их напоминали.
7) гимнософисты – буквально с гр. «голые мудрецы» - индийские брахманы с принятым у них в старости аскетическим образом жизни.
8) Лета – река забвения в подземном царстве мёртвых. Души умерших, глотнув воды из этой реки, забывают прожитую жизнь.
9) битва у Замы – где ранее непобедимый Ганнибал был разбит р. полководцем Публием Корнелием Сципионом Африканским (Старшим). Произошла в 202 г. до н.э., решила исход II Пунической войны – Карфаген капитулировал.
10) двенадцать линий – практически совр. нарды; латрункулор – солдатская игра, напоминала шахматы.
11) до Сатурналий далеко – в этот праздник официально была разрешена игра на деньги.
12) консульство А. Нервы и М. Аттика – 65-й год.