детекторный приёмник

Сергей Кустов
                ДЕТЕКТОРНЫЙ  ПРИЁМНИК

Прошло полтора десятка лет с момента окончания самой кровопролитной войны в истории людей. Наша страна постепенно возрождалась. Строились новые заводы, фабрики. Улучшался быт населения. В продаже появились телевизоры. Они имели небольшой экран, чёрно-белое изображение. В то время по телевидению транслировалась одна программа и только вечером. У нас на улице, состоящей сплошь из частных одноэтажных домов, лишь две семьи имели эту роскошь. Народ на улице жил дружный. Хозяева телевизоров по очереди пускали к себе в дом желающих посмотреть фильм или интересную телепередачу. И вечером публика со своими стульями и скамейками направлялась на просмотр. Мы, детвора, усаживались на полу впереди всех и с упоением смотрели всё подряд. Да что говорить за то время. Ламповые радиоприёмники тоже были не в каждой семье, так же как и патефоны. Если у кого-нибудь отмечалось какое-нибудь торжество, то за несколько дней до него ходили по соседям и занимали пластинки на патефон.
Как-то летом, разморившись от послеобеденной жары и безделья, пацаны с нашей улицы сидели в тени старых акаций, росших на школьном дворе. Гонять мяч не хотелось. Слазить к кому-нибудь в сад за яблоками было рано, яблоки ещё не поспели и были маленькие и кислые. Длительные летние каникулы находились в самом разгаре. Родители у всех работали, и мы были представлены сами себе. Вдруг из кустов вылез Витька по прозвищу Змей. Его так прозвал один пенсионер, бывший чекист, живший на нашей улице. Старик почти никуда не выходил из дома. Он часто сидел у окна, иногда вечером выходил посидеть на крылечке перед домом и внимательно следил за всеми нашими проделками. «Чекист», как мы его звали, словно крёстный отец, каждому из нас дал своё прозвище. Худой, длинный, юркий Витька всегда был в движении. Ни минуты он не мог быть в спокойном состоянии, из-за чего часто попадал в какие-то переплёты.
- Смотрите, что я нашёл! - с восторгом крикнул он.
Все бросились к нему. В руках Витька держал обод от репродуктора. Молодёжь,  возможно, не знает, а старшее поколение помнит, что радио в нашей стране до войны, да и после неё выпускалось в виде больших динамиков, которые вешались на стену и подключались к радиоточке. От  репродуктора остался металлический каркас. Мембрана, которая была сделана из тонкого плотного специального электрического картона, кое-где торчала лохмотьями. Зато посередине репродуктора сохранился большой круглый магнит. Всё внимание детворы было приковано к нему. Пацаны бросились искать вокруг железные предметы и пробовать, как они притягиваются магнитом. Вскоре интерес к магниту угас, и все снова уселись в тени.
- Вот бы радио послушать - сказал Вовка, держа в руках сломанный репродуктор. Он был старше всех среди нас.
- Давайте сами сделаем приёмник и будем слушать радио, когда захотим! - сразу подхватил его мысль Витька.
- Какой приёмник? Как его сделаешь? - спросил Вовка.
- Да самый простой! Детекторный! Там всего надо несколько деталей и хорошую антенну! У меня схема есть. Я сейчас принесу! -
Быстрый на подъём, Витька мгновенно исчез. Через несколько минут он появился, держа в руках толстую затрёпанную книгу.
- Дай сюда! - Вовка взял её у Змея. - Где схема? Показывай! -
Витька, сосредоточенно послюнявив палец, стал листать книгу.
-  Вот! - наконец он нашёл нужную страницу. Ребята, окружив их, стали что-то рассматривать. Я ещё не учился в школе и ничего в этом не соображал. Вовка, молча, рассматривал схему приёмника.
- У меня есть наушник - наконец проговорил он. Потом посмотрел  на меня. - А у вас есть большая антенна. -
Да, действительно, мой отец в армии, куда его забрали сразу после окончания войны, служил начальником радиостанции. После армии он работал инструктором по подготовке радиотелеграфистов в ДОСААФ. У нас дома был ламповый радиоприёмник. К нему через весь двор отец натянул длинную наружную антенну из  медной проволоки.
- Давайте попросим дядю Ваню помочь нам сделать приёмник - подал идею Витька.
- Можно - согласился с ним Вовка.
С нетерпением мы дождались вечера, убивая время возле трамвайной остановки. Бдительные старушки, ожидая трамвай, подозрительно косились на нас, прижимая к себе хозяйственные сумки и авоськи. Наконец из подъехавшего трамвая вышел отец. Мы все гурьбой бросились к нему.
- Здрасьте, дядь Вань! - первым подбежал к нему Витька. - Помогите нам сделать приёмник! - без вступления выложил он.
Отец, уставший после трудового дня, не сразу понял, что от него хотят.
- Вам улицы мало? Что вы тут делаете? - сказал он.
- Дядь Вань, мы хотим сделать детекторный приёмник - объяснил ему Вовка. - У меня есть наушник от телефона. -
- Не густо - ответил отец. - Хорошо. Сегодня уже поздно. Завтра у меня выходной. Завтра подойдёте. -
Пацаны радостно загалдели.
- Пошли домой! - сказал мне отец и взял за руку.
Вечером он дал мне небольшую деталь, похожую на вилку от сетевого шнура, которую вставляют в розетку. - Это детектор - объяснил он - главная деталь приёмника. -
На следующий день ребята с утра осаждали наш двор. Детектор по нескольку раз переходил из рук в руки. Подошёл Вовка. Он принёс наушник. - Вов, дай посмотреть! - все потянулись к нему.
- Нет! Ещё сломаете! - Он забрал у нас детектор и вместе с наушником спрятал в карман штанов. Вскоре из дома вышел отец.
- Все собрались? - окинул он взглядом пацанов. - У кого есть альбом для рисования и клей? - спросил отец.
- У меня! - Витька как в школе поднял руку.
- Неси сюда. -
- А зачем? -
- Катушку к приёмнику будем делать. -
Витька убежал домой. Отец вынес инструмент, небольшой чемодан с радиодеталями и кучей проводов и паяльник. Работа закипела. Вовке, как старшему из нас, было поручено выпилить из куска фанеры аккуратный квадрат. На нём отец карандашом отметил места, где Вовка ручной дрелью просверлил отверстия под детали приёмника. Витька в это время делал катушку. В ход пошла пустая бутылка из-под кефира. Её несколько раз обернули плотным листом бумаги из альбома для рисования. Обвязали ниткой и проклеили клеем. Когда клей высох, картонную трубку сняли с бутылки и на ней медным проводом намотали катушку. Мы, дошкольники, как могли, помогали ребятам постарше нас: подавали инструмент, что-нибудь поддерживали или просто бегали вокруг них, создавая рабочую обстановку.
Наша соседка Мариванна с любопытством выглянула из-за забора. Говорили, что до войны она жила в Москве в одном доме с генералом Карбышевым, которого немцы в плену заморозили. На морозе поливали водой и превратили в глыбу льда. Ребята с нашей улицы её не любили. Высокая, худая, с копной густых седых волос и жгуче-чёрными угольками глаз, она, как паук в засаде, сидела в доме. Если кто-то из ребят появлялся возле газона перед её домом, на котором росли цветы, она мгновенно выскакивала и начинала громко ругаться и  размахивать веником.
- Иван, ты у себя радиокружок открыл? - с ехидством крикнула она.
- Да! - коротко ответил отец.
-Смотри, чтобы они ко мне в огород не залезли! - и помахала тяпкой. До вечера Мариванна не покидала свой огород.
После обеда работа была закончена. Перед нами стоял собранный собственными руками детекторный радиоприёмник. На квадратном куске фанеры была закреплена катушка, детектор, конденсатор с ручкой для настройки, наушник и клеммы для подсоединения антенны и заземления. Отец подключил антенну и землю и стал настраивать приёмник. Пацаны, стараясь не шуметь, кольцом стояли вокруг него.
- Слушайте! - наконец сказал отец и передал наушник Вовке. Тот с жадностью взял его и приложил к уху. Лицо у Вовки расплылось в блаженной улыбке.
- Работает! -
Все наперебой стали тянуть к нему руки - Дай послушать! -
Когда я приложил наушник к уху, среди эфирных щелчков и треска, где-то вдалеке я услышал голос певицы. Она исполняла арию из какой-то оперы. Это пение для меня казалось звуками, льющимися с небес.
Весть о нашем самодельном детекторном приёмнике облетела все соседние улицы. До осени к нам приходили знакомые и незнакомые ребята посмотреть и послушать приёмник. Сейчас, когда у каждого не только школьника, но и у многих малышей в детском саду есть свой сотовый телефон, об этом времени вспоминаешь с горькой усмешкой.