4. Ирландия - иудеохристианская периферия Европы

Сергей Колибаба
      

Ирландия – "белое пятно" на северо-западной окраине Европы, страна малоизвестная русскоязычному читателю, 800 лет остров находился в тени своего могучего соседа-эксплуататора и «демократизатора», только в послевоенное время стали появляться в основном политические публикации. Они представляли хронику религиозно-политического и этнического противостояния  (католики-протестанты, англичане-ирланды), которую русскоязычный читатель времен СССР не мог постигнуть, т.к. подробная историческая информация о развитии острова Ирландия практически отсутствовала; прошлое Зеленого острова прочно живет в настоящем, и невозможно понять многие явления современности, не зная, что им предшествовало.

История

Летописцы древности не замечали Ирландии и оставили о ней небогатые сведения, например, Диодор Сицилийский (I в. н.э.) причислял ирландцев к каннибалам; знания Геральда Камбрейского (1146-1222), капеллана Генриха II, ограничивались территорией занятой англичанами, а его отношение к ирландцам было откровенно враждебным. Геральд отзывается о населении без симпатий: "грубые, негостеприимные люди", "не вышли из примитивной пастушеской стадии", "природные недра не разработаны, нет, ни производства, ни торговли, ни ремесел" (Райт Д. К. Географ. представ. в эпоху крест. походов. М., 1988).   
Кельты здесь появились в VI в. до н. э.,  в начале н.э. в Ирландии было четыре первичных государственных образования, названия которых сохранились в именах четырех исторических провинций: Ольстер (Ulster) – на севере, Манстер – на юге, Ленстер – на востоке и Коннотт на западе.
Вызывает удивление очевидно ивритские понятия: Оль+стер -  ster = ШАТАР наблюдать за порядком, охранять порядок; Коннотт = КЕНИУТ подчинение, покорность; КОНЕН основывать, учреждать, основатель; термины, явно принадлежат территории, где существуют какие-либо государственные структуры. Крепость у Дублина,  на священном холме Тара (арам. ТУР, ТУРА гора), построил король Кормак Макарт; кельты селились в укрепленных деревнях расположенных на возвышенных местах, поселения защищались валом и рвом, ирландскими археологами  зарегистрировано 28 тыс. таких деревень.

Власть Римской империи никогда не распространялась на Ирландию,  в V-VII  вв. это была глухая периферия кельтского мира, но в VIII в. остров становится главным очагом кельтской культуры; в 795 году страна подверглась нашествию норманнов, которые со временем стали селиться здесь. Норманны разгромили большинство монастырей, однако часть монастырей сохранилось и продолжало деятельность как центры образования и религии, отчасти, вторжением норманнов и разорением монастырей объясняют исход ирландских монахов на континент. Параллельно захватчики основали ряд укрепленных поселений, которые впоследствии стали городами и портами - Дублин, Корк и др., что положило начало городской жизни на острове. Господство норманнов закончилось в 1014 г. в результате битвы при Клонтарфе, где ирландцы под руководством Верховного короля Бриана Бору нанесли поражение и изгнали викингов, при этом сам Бриан Бору погиб в решающей битве; БОРЕ создатель, творец, имя Бога; религиозный термин доносит до нас мировоззрение ирландцев того времени.

 
В 1171 г. в Ирландию вторглись англичане, завоевание острова продолжалось более 400 лет, вплоть до XVI в. английская власть распространялась на небольшую полосу земли вокруг Дублина: этот район назывался Пэль  (Pele, трактуют как - край, ограда, граница) = ПЕА, ПЭ   угол, конец, край + Л принадлежность, направление. Граница постоянно передвигалась то в одну сторону, то в другую, завоеватели создали административную систему и парламент (1297) состоящий из баронов и прелатов, превратив страну в оплот католической церкви. Экономическое развитие независимой части острова (Айршира) всячески тормозилось, англичане способствовали сохранению патриархальных черт во всех сферах жизни, в 1495 году парламент Пейла был подчинен английскому парламенту. Новый период в колонизации наступил в XVI в., когда король Генрих VIII (1541) присвоил себе титул короля Ирландии, приток англичан усилился, а из числа колонистов формируется класс лендлордов. После Английской буржуазной революции и подавления восстания 1641-52 гг.  на острове большинство земель (6/7) было конфисковано англичанами; в 1641 г. на острове проживало около 1,5 млн.  человек, после экспедиции Оливера Кромвеля,  которая проходила с крайней жестокостью по отношению к ирландцам, осталось 616 тыс., население Ирландии до начало завоеваний XII в. превышало население Англии. После английской Реформации ирландцы остались верны католичеству, однако английская администрация состояла только из протестантов-англикан;  англичане не смогли сделать ирландцев протестантами и, религиозно-этнический  раскол между двумя островами и народами стал вечным.

Религия

Мнения ученых о кельтской религии противоречивы: одни считают, что у каждого племени были свои боги и культы, а другие – что существовал общий кельтский пантеон - источники приводят имена 400 богов и богинь. В Ирландии почитались больше женщины-богини (отсюда вероятно и прочность католичества – культ Девы Марии),  пережитки матриархата здесь были сильнее, чем на континенте, на островах получил развитие институт жречества. Выделялись три группы, занимавшиеся религиозной культурой: 1) друиды (druid), собственно жрецы; 2) барды (bard), певцы, музыканты; 3) филиды: первоначально друиды главенствовали, они были судьями, мудрецами, предсказателями, хранителями преданий и советниками королей; вскоре эти функции перешли к филидам, а друиды остались лишь жрецами и учителями юношества. После христианизации часть друидов пополнила ряды духовенства, другая часть осталась язычниками и реорганизовалась в знахарей и колдунов. Барды, входили в свиту вождей кланов, после падения друидов заменили их в роли учителей, школы бардов возникли в самом начале христианства и существовали вплоть до XVII в., несмотря на преследования со стороны англичан, стремящихся уничтожить кельтскую культуру. Эти школы содержались на общественные средства, в них обучалось в уже христианское время до трети населения; в программу образования бардов входило изучение легендарной истории Ирландии и устного эпоса (легенд и мифов).

Друиды были организованы в корпорацию во главе с главным друидом, учение их было тайным, передавалось устно, процесс обучения длился около 20 лет, жрецы почитались как хранители мудрости и знания - ивр. ДАР, ДУР жить + ЙДА знание, познание, фольклор (живущие знанием). Барды = БАРА создавать, творить + ДА, ДЕА  знания;
филиды = ПИ рот, уста (говорить) + Л принадлежность + ЙДА знание, фольклор, познание; декламатор народного эпоса. Филиды были законодателями, знатоками географии острова и родословных, а, в общем "государственными мужами", занимали место "ученых-историков" при королевских дворах; в среде филидов зародились ирландские саги.

Считают, что христианство проникло на остров в IV-V вв., вместе с волной беглецов-галлов из разоряемой германцами Галлии, возможно, с ними переселилась и часть еврейского населения - в монастырях Ирландии было сильно влияние еврейского языка. Святой Патрик, которому приписывают крещение Ирландии, высадился на её берегах в 432 г. (ум. 461 г.), после него осталось два письменных документа; имя Патрик толкуют от лат. pater – отец; есть связь имени с ивритом – ПАТАР разъяснять, истолковывать, разрешать трудности; ПЭТЭР  открывание + ИКА есть. Крупнейший древний юридический сборник носит название «Senchus M;r» (Великая старина), по легендарным сведениям он относится к эпохе, святого Патрика, который содействовал, как передаёт легенда, в составлении свода юридических обычаев страны; древнейшую рукопись законов Ирландии датируют XII в.

Здесь христианство распространилось в среде знати, вожди охотно принимали новую религию и основывали монастыри, однако епископы не вмешивались в клановые усобицы, слабые связи с  Римом отразились в создании своего христианско-монастырского направления, сложился тип монастыря с библиотекой и скрипторием. В монастырях Ирландии того времени создавались красочно иллюстрированные рукописные книги, сочинялись эпические и исторические произведения, Ирландия - первая страна в Западной Европе с литературой (латинская графика) на своём языке. Главной особенностью ирландской церковной культуры было в том, что окружена она была германской средой, бритты враждебно отнеслись к англосаксонскому вторжению на острова, в связи с этим возникает вопрос, возможно, ли было религиозное развитие без наличия учителей в области письменности и религии – евреев?
 
 
В V в. развитие латинского литературного языка на континенте прекращается, сеть городских риторских школ, где готовили кадры образованных чиновников, исчезает или сильно сокращается. Последние выпускники риторских школ могли использовать свои знания только при дворах  германских королей (Боэтий, Кассидор), второй путь вел их на службу церкви: здесь образованные люди были нужны для ведения хозяйства и политических дел в епископиях, а также для  толкования Святого Писания. Именно это особенность (привлечение на службу людей знающих латынь) определила латинский характер Западной церкви. Информация, относящаяся к этому времени противоречива, одни исследователи говорят о сильном влиянии еврейского языка в церковном общении, другие считают, что преобладал – латинский язык.

  А. Г. Кузьмин пишет, что в VI веке ирландская церковь была на подъеме, и на континент хлынули десятки тысяч миссионеров, Рим обвиняет ирландцев в ересях и иудаизме, ирландская церковь была ориентирована на Восток. Предпочтение отдавала древнееврейскому языку, а затем греческому, латинский язык не рассматривался как сакральный (священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу): "Заслуга крещения Каринтии (хорутане ПВЛ), Нижней Паннонии и Моравии приписывается здесь ирландцу Виргилию (епископ). … в VIII в. не римская церковь, а ирландцы первенствовали в этом районе" (Падение Перуна. М., 1988).    В начале VII в. ирландские монахи-миссионеры двинулись "укреплять нравы" франкского клира, в 590-615 гг. монах Колумбан (лат. голубь, символ еврейского народа) из Бангора высадился в Галлии и основал  монастыри в Вогезах, на Боденском озере и в Ломбардии. В 714-754 монахами-миссионерами были организованы за Рейном четыре епископские кафедры и монастырь, которые располагались на главном торговом пути, соединявшем север и юг Европы; первая христианская философская система в Европе была создана в IX веке  уроженцем Ирландии Скотом Эриугенной, при дворе короля  Карла Лысого в Париже.

Религиозная культура

 Культовая архитектура выражает идеи религии или верования, во многих районах Ирландии разбросаны остатки древних сооружений связанных со временем неолита, в каменных сооружениях обнаружены подземные ходы и туннели, в разных местах обнаружены дольмены.  В железном веке в Ирландии распространилась кельтская культура, каменные идолы - трёхликие фигуры людей (число три было священным у язычников) с введением христианства (V в.) исчезают. На заре истории культура острова испытывала воздействие норманнов, кельтов, язычества, христианства, и культов стран Средиземноморья и Ближнего Востока, характерная  особенность в ирландской архитектуре средневековья – круглые башни цилиндрической формы высотой до 30 м (XI-XII), которые располагались у монастырей.  Согласно мнению археологов и историков их считают убежищами при нападении соседей, однако проведенные эксперименты показывают, что при пожаре в башнях создавалась тяга, внутренние деревянные элементы быстро выгорали. Круглые башни сохранились лучше замков построенных на столетие позднее, прочность этих построек объясняют особым составом цемента, которым были скреплены камни, секрет сложного состава этого цемента был утерян. Вероятно, башни имели религиозное значение, первый символ единения людей описанный в Библии – Вавилонская башня, ранние ирландцы крупные поселения строили у монастырей, только после прихода англичан появились замки и соборы.

Другой оригинальный памятник древней культуры – "высокие кресты", их ставили на вновь обжитых местах задолго до сооружения церквей и монастырей (освящали местность); поступательное движение языческого сознания к христианскому мировоззрению – освящение местности, включение её в культ Бога Яхве. В "высоких крестах" символы христианства сливаются с типичным кельтским орнаментом из линий, переплетающихся по кругу; изображения святых без традиционных нимбов, покрыты сценами из Библии, знаками зодиака, фигурами людей и зверей (VIII-X вв.).

В современной Ирландии почти все население – католики, небольшая часть – протестанты, влияние религии ощущается в семье и в общественной жизни, католичество в течение веков подвергалось гонениям со стороны протестантов Англии, и народ видел в нем союзника; в период Реформации ирландцы выступали как католики с национально-патриотическими лозунгами. В ходе борьбы с Англией ирландская литература основные проблемы эпохи истолковывала в привычных образах ирландской мифологии, легендарной истории и католицизма; начальные школы в XX веке – государственные, но их руководители – священники или духовные лица, для страны характерно обилие монастырей и монахов и большое число почитаемых святых.

Пребывание евреев в Ирландии зафиксировано в документе от 1079 года, который гласил, что пять евреев прибыли морем с целью принесения подарков для правителей, но были изгнаны; заметим, что в это время католический престол занимал Григорий VII (1073-1085), папа - реформатор церкви был этническим евреем. В документе от 1170 г. упоминается еврей Иосце, который был, подвергнут штрафу в 100 шиллингов, за ссуды лицам желавших поехать в Ирландию, несмотря на запрет Генриха II; в XII-XIII веках в Ирландии осели немногие еврейские ростовщики и купцы. В XVI-XVII вв. здесь имелись государственные чиновники еврейского происхождения; король Генрих III в 1232 г. даровал Петру де-Ревилю грамоту, о назначении его на должность казначея и канцлера местной государственной кассы, ему же поручались местные портовые и таможенные доходы, а также надзор над евреями Ирландии.

Изгнание евреев из Англии в 1290 г. коснулось также Ирландии, первые сведения о появлении евреев на острове после изгнания относят ко времени Оливера Кромвеля, им разрешили селиться в Англии и Ирландии; в 1652 евреи  появились в Белфасте, а в 1660 из Нидерландов в Дублин прибыла группа "иностранных протестантов", бывших марранов, в 1690 г. в Дублине открылась синагога, в начале XVIII в. сюда прибывают отдельные семьи из Польши, Германии, Богемии, Нидерландов, Англии и Франции. К 1750 г. в Дублине было 40 семейств, главным образом занятых в ювелирном деле, в 1771 г. сложилась община Белфаста; местный парламент исключил евреев из законов о праве на натурализацию (1780, 1783 г.),  в результате община сократилась.

В 1822 г. община в Дублине возродилась, в период 1881-1901 гг. еврейское население увеличилось с 450 до 3771 человек, большинство евреев были заняты мелкой торговлей, денежными ссудами, мебельным и ювелирным производством; голод в 1847 вызвал большую смертность, евреи Америки организовали и оказали помощь голодающим. В 1899 г. еврей Отто Яффе был избран лорд-мэром Белфаста и возведен в рыцарское достоинство, евреи заняли также ряд государственных должностей: судей, консулов, шерифов; по переписям заметен рост еврейского населения: 1871 г. – 258 чел, 1881 – 453, 1891 – 1779, 1901 – 3771. В 1904-1906 годах в городах прошли антиеврейские выступления, что привело к бойкоту еврейских товаров, и община уменьшилась; конституция 1937 г. приравняла иудаизм к религиям национальных меньшинств и установила полное равноправие евреев.

География и топонимика

 Ирландия – государство и остров с населением в 4,5 млн. чел., из них: 98% - ирландцы, 30000 англичан, 10000 – шотландцев, 4000 – евреев; береговая линия 3000 км, территория 500 х300 км, дороги проложены в 30 годах XX века.
Для обозначения страны употребляются имена: Ирландия (Ireland), ирл. Eire, англ. Irish Republic; мы можем предложить варианты этнонима пока не имеющего толкования: 1) ЕИРЕ=И+АРА - И остров + АРА земля, в смысле – остров-страна; 2) ЙАРЕ богобоязненный, боящийся, почитающий, уважающий; приверженность ирландцев католическому культу сильна и по сей день. Английский термин IRSH = ЙАРАШ наследовать, наследие, оставлять в наследство; корень также содержит понятия: похищать, отнимать, обнищать, доводить до нищеты, одним еврейским словом описана вся история Ирландии – наследственная территория английских королей.

Дублин, Dublin, ирл. Dubhlin, букв. – черная заводь, гэлльское название столицы Ирландии – "Бейл ата клот", что означает "город на переправе с препятствиями", другая трактовка имени – "место у брода заросшее лозой". БЕЙЛ - БИА, БИАТ вход, закат солнца; в античности эти острова считали концом земли, местом, куда уходит солнце (отсюда и монастыри - отшельничество) + Л направление + АТА приходить +  КЛОТ - КАЛОТ легко; КЭЛЭТ, КЕЛИТА приемный пункт; приём эмигрантов. На карте Птолемея (140 г.) на этом месте показано поселение Эблана, первое упоминание о Дублине относят к 291 г., в 837 г. в этот район зашла норманнская флотилия в составе 60 кораблей, через четыре года норманны основали там город Дублин; ЭБЛАНА (Д-УБЛ-ИН): Д который + АБУЛ ворота (вход) + НАА пристанище, жильё; или НА движение, подвижный.

Архипелаг Аран состоит из островов Инишмор (Inis Mor), Инишир (Inis Oirr) и Инишман (Inis Meain), эта группа островов за Голуэем (запад, куда вытеснялись ирландцы) закрывают вход в залив; в иврите остров – И; ИНИШМОР = И + НИШМАР хранить, охранять, ожидать; остерегаться; ИНИШИР = И + НАШИР лысый; самый маленький остров в группе (остров без растительности); ГОЛУЭЙ (залив и порт) = ГАЛА открывать, ГАЛУИ открытый, известный (открытый для всех порт).

Барроу (BARROY), река на юго-востоке острова, полноводна круглый год, судоходна, два крупных притока; БАР сын (притоки), чистый + РИУА поить, орошать; скорее всего, имя сообщает о питьевой воде.

 Шур (Suir), река, приток Барроу, течет в основном в горных долинах, высоты под 900 м; ШУР  каменная ограда, стена; скорее всего имя сообщает о многоводной реке -  Suir = Ш (СИ – высота, исток) который + ЙОР река, многоводная река; отмечены частые наводнения во время дождей.

Нор (ирл. An Fheoir, англ. термина нет, возможно - Nore), река, приток Барроу, исторически использовалась местным населением для орошения, рыболовства, здесь вплоть до XIX в. были многочисленные мельницы, мастерские по обработки камня и шерсти, лесопилки; в ирл. гидрониме содержится информация о реке - An Fhe+oir = АИН источник, петля (в истоках образует руслом крутой поворот) + ПЕ конец, край + ЙОР река.

Корк (англ. Cork; ирл. Bruachbhaile Chorca;), топоним "Корк" трактуют как "болотистая местность", город находится на берегу реки Ли (см. ниже) при впадении её в залив Корк, единственный порт на 200 км участке южного побережья, которое имеет ВЫСОКУЮ и СКАЛИСТУЮ береговую линию (высота над морем 57 м, какие болота?). Почти все старые порты в Великобритании и Ирландии были основаны именно в бухтах с реками (Дублин, Лондон и т.д.), таким образом, термин "болотистая местность" никак не связан с характеристикой порта основанного викингами - Корк = КАРКА земля (выход на землю – порт).
Ли (англ. Lee, ирл. An Laoi), река, эту территорию в древности воспринимали как остров, река Ли вытянута почти в ровную линию с запада на восток (60 км) к горной гряде, рядом с истоком Ли берут начало еще две реки, впадающие в океан, территория 60х30 км практически со всех сторон омывается водой; 1) Lee = Л направление движения +  И остров (полуостров), указание на изолированность территории;  а, скорее всего на наличие острова в эстуарии; 2) Lee или An Laoi = АИН источник + ЛОА глотка, жерло, кратер; река образует эстуарий с островом посередине.

 Ков (англ. Cobh [;ko;v]; или Cove; ирл. An C;bh, «бухта»), город на острове в заливе Корк, остров вытянут в линию с запада на восток, преграждает вход в порт Корк -  КАВ линия, черта; АИН источник; указание на наличие питьевого источника на острове.

Клу (анг. Clew Bay, ирл. Cuan M;); залив, в нём разбросано 117 островов мелких скал, у  входа в бухту расположен крупный остров Клэр, острова и скалы  мешают судовождению, а в штормовую погоду делает мореплавание в бухте невозможным, об этом и говорит имя - КАЛА, КИЛУИ конец, уничтожение, истребление; КАЛА  удерживать, мешать, препятствовать.

Малин-Хед (MALIN HEAD), Мизен-Хед - два заостренных, длинных мыса, первый на севере, второй, на юго-западе Ирландии, ХАД, в различных значениях – острый; МАЛИН=МААЛАН  верхний (самый верхний мыс острова). 1) Mizen = МЕЗУУЭ  угловой, имеющий форму угла; полуостров с мысом имеет форму угла;  2) Mizen Head = МЕУЗАН горизонтальный, находящийся в равновесии, сбалансированный; полуостров имеет второй мыс параллельный и почти равный по длине мысу Мизен-Хед.

Шаннон (Sionainn), длинный и извилистый залив на западе, в который впадает река Шаннон, в заливе и близко к устью реки находятся множество мелких островов, которые очевидно препятствуют судовождению -  ШЕН острый выступ; ШАНУН заострение; ШЕНУНИТ утес, скала, отвесный берег.


Языковое противостояние, английский – гэльский

 Ирландский язык (галльская группа кельтских языков), засвидетельствован с IV в.  глоссами на латинском языке, письменная ирландская литература начинается в VI в. с религиозной поэзии на латинском языке. В VII в. появились гимны, исторические хроники, жития святых, начало прозаической литературы относят к VIII-IX вв., когда были записаны первые ирландские саги; самое древнее произведение, дошедшее до нашего времени "Книга бурой коровы" (красноватый пергамент) составлена в XII веке. Жанр устных баллад (как считают исследователи, заимствован у англичан) был распространен в XV-XVI вв., а литературный ирландский язык оформился в XVI-XVII вв., как и у всех других народов с возникновением буржуазии; первое произведение на ирландском языке "История Ирландии" Дж. Китинга.

Ирландские саги – поэзия и проза родового строя, были распространены в среде ирландского крестьянства вплоть до XVII в., число саг достигает 278, столь богатая литература родового строя объясняется: "чрезвычайной социально-экономической отсталостью страны, приближающие эти саги к ирландской современности" (БВЛ. Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973).  В общем, эти произведения родового строя описывают ирландскую действительность: угон скота, клановые усобицы и любовную лирику, т.е. носят примитивное бытовое содержание; сага (сканд. применительно к ирл. эпосу термин условный),  рассказы о древних временах: СЕХА  речь, беседа; или С+АГА народный язык (фольклор). На  ирландском языке термин сага – Scela, повесть; в иврите есть подобные понятия слову "scela" - САХАЛ, ИСКИЛ быть умным, становиться образованным; мудрое нравоучение, мораль.

Господство Англии препятствовало возникновению культурного обмена с другими странами, у ирландцев выработалось и закрепилось негативное отношение ко всему, что напоминает колониальное прошлое. Статую Вильгельма Оранского в Дублине взорвали в 1836 г., вновь восстановленную в 1929 г., колонна в честь адмирала Нельсона взлетела на воздух в 1966 г., а памятник королеве Виктории власти просто убрали во избежание очередного взрыва;
Однако за 800 летнее английское правление, когда подавлялось все ирландское, островитянам все же удалось сохранить язык, в 1541 г., в ирландском парламенте зачитывался документ о провозглашении Генриха VIII "королем Ирландии", его пришлось перевести на гэльский язык, потому что он был непонятен ирландским пэрам. Английского языка не знали и не хотели знать, перелом наступил после "великого голода" 1845-48 годов, когда население Ирландии сократилось почти вдвое, и, чтобы остаться в живых, нужно было объясняться на языке господ. В конституции Ирландии 1937 г. гэльский назван первым государственным языком, в школах и университетах было введено его обязательное обучение, при распределении мест в госучреждениях, при найме на работу  предпочтение отдавалась владеющим родным языком (языковая ситуация очень знакомая русскоязычному населению стран СНГ).
Однако очень скоро выяснилось, что гэльский язык просто НИКОМУ НЕ НУЖЕН, большая часть населения признала гэльский язык НЕПРАКТИЧНЫМ в реальной жизни, искать ему применения за пределами Ирландии было бесполезно; СЕГОДНЯ в Ирландии ВСЕ ГОВОРЯ НА АНГЛИЙСКОМ языке, лишь в глухих районах и на островах пользуются гэльским языком - поучительный урок для  наших "доморощенных" националистов и «патриотов отечеств».

Выделим факторы, воздействовавшие на культурное развитие Ирландии и сформировавшие ирландское самосознание:
1) отсутствие  еврейского населения, осуществлявшего экономические и культурные связи между регионами, как следствие, приток информации обязательный для развития общества был незначительным;
2) изолированность и отдаленность региона не способствовала развитию культурных и экономических связей вплоть до времени Великих географических открытий;
3)  длительное господство католической церкви и средневековой культурной традиции.

 Таким образом, в ирландском самосознании на протяжении веков сформировались христианские ценности с сильным влиянием кельтской языческой культуры, произошло накладывание двух идеологических систем, христианская идея ЕДИНЕНИЯ не смогла преодолеть языческую идею ОБОСОБЛЕННОСТИ, слишком мал был период независимой жизни. Ирландцы в массе своей не ощущают себя полноправными членами общего европейского дома (что очевидно по результатам голосований по Европейской конституции), произошел "перепад культур".
Из представленной исторической справки ясно, что Ирландия вплоть до Нового времени располагалась на периферии цивилизации, вне существующих торговых путей, здесь не производили жизненно важных продуктов и товаров. Остров не был тем местом, куда стремилось еврейское население, что и отразилось на историческом развитии, страна очень поздно вступила в мировую систему экономических отношений (английская колония), оставалась длительное время аграрной (искусственное сдерживания развития), что, в общем, не характерно для этого промышленного региона Европы.