Багульник

Борис Воронин
                                « Где-то багульник
                На сопках цветет,
                Кедры вонзаются в небо…
                Кажется, будто давно
                Меня ждет край,
                Где ни разу я не был»
                (Из песни)

      Мои первые месяцы службы на флоте проходили на «Русском острове». Здесь впервые увидел цветущий багульник. Был солнечный апрельский день. На темном кустарнике - ни одного листика, но весь был украшен крупными сиреневыми цветами, от которых доносился неповторимый аромат. Стоял абсолютный штиль, залив Петра Великого напоминал синее стекло.
      Написал даже небольшое стихотворение, которое казалось мне необыкновенным и совершенным. Отослал его в газету Тихоокеанского флота «Боевая» вахта», но его почему-то не напечатали. Уже позже осознал, насколько стихотворение было беспомощным, но он был мне дорог тем, что его породил цветущий багульник.
Много лет спустя я еще не раз буду восхищаться этим  растением. И что удивительно, как я выяснил позже,  -  это никакой не багульник, а рододендрон даурский, второе название которого  -  маральник. Настоящий багульник растет на болотистой почве, его легко узнать по листьям  -  плотным, кожистым, очень узким. Сверху они темно-зеленые, а снизу  -  рыжеватые, края завернуты вниз.
     У багульника стойкий, дурманящий запах, особенно, когда раскроются белые цветки на концах ветвей, собранные в щитковидные соцветия. Псевдобагульник   - рододендрон даурский  -  листопадный кустарник высотой 2 метра, цветки его до 3 см в диаметре, венчики фиолетово-розовые, воронковидно-колокольчатые. Цветет  весной, до появления листьев. Распространен в восточной Сибири и на дальнем Востоке.
Этот «багульник» был своеобразным романтическим символом в годы строительства БАМа. В Тынде и Беркаките его именем называли эстрадные коллективы, поэтические сборники, детские сады и магазины. А в бассейне реки Чары открыли уникальное, единственное в мире  месторождение чароита. Чароит  -  необыкновенный самоцвет, впитавший в себя сиреневые, фиолетовые и розовые оттенки. Цветущий «багульник» словно подарил камню окраску своих цветов. Когда слышу слово «БАМ», в сознании возникает картина: молодежное общежитие, за окном метель, барханы снега, а на подоконнике в бутылке с водой – темная веточка, усыпанная удивительными цветами.