Цахурский приемник Халида аль-Багдади

Народы Дагестана богаты личностями обогатившими своими знаниями Исламский мир. Одним из таких ученых, который в тяжелые годы коммунистического безверия, распространяя Ислам, был уроженец цахурского селения Мухах Закатальского района Азербайджана шейх Насух Мухаммед Эфенди (1917-1996).

Прежде несколько слов необходимо сказать о малой родине шейха. Село было основано выходцами Дагестана - цахурского села Баш-Мухах Рутульского района. Мухахское вольное общество в свою очередь входило в конфедерацию Джаро-Белоканских вольных обществ, которое принимало активное участие в Кавказской войне.

Цахурское самоназвание села Дагъайбна-Мухах, и где на сегодняшний день цахуры в виду ассимиляционных процессов составляют меньшинство. Отметим, что Мухах – одно из крупных сел в Закатальском районе, население его составляет свыше 10 тыс. чел., которое расположись в Алазанской долине, на южных склонах Кавказских гор.

Насух Мухаммед Эфенди родился в 1917 году в семье мусульманского факиха Мухаммеда Эфенди. Религиозное образование Насух Эфенди получил от своего отца, который на том момент уже имел право на преподавание шариатских наук. К 20 годам Насух Эфенди закончил учебу по шариату, и для совершенствования своего духа вступает в суфийский тарикат накшбандийа. Его учителем на этом нелегком пути стал шейх накшбандийского тариката Джалисуллах Гаджиев.   

Надо отметить, что накшбандийский тарикат в Азербайджане берет свое начало от шейха Исмаила Кюрдамирского. В свою очередь шейх Исмаил был учеником и приемником Халида аль-Багдади, который считается одним из величайших суфийских шейхов 18-19 века,  духовное влияние, которого продолжается, и по сей день. Пройдя у него полный курс духовного просвещения, Насух Эфенди получил разрешение на проповедь, и наставничество (иджаза) на суфийском пути, чем с успехом и занимался до конца своей жизни. В ноябре  1996 г. на 80 году, шейх Мухаммед Насух Эфенди ушел из жизни, покинув этот мир. Похоронен шейх в родной деревне Мухах, и вопреки суфийской традиции, на его могиле, его последователями не был воздвигнут пир (мавзолей).

Отметим, что именно благодаря самоотверженной духовно-просветительской активности шейха Насух Эфенди в зоне Закаталы-Ках-Белаканы были сохранены традиционные устои ислама. Будучи последователем шафиитского мазхаба, устаз оставил после себя несколько книг  - трехтомник тафсир Корана, книгу по фикху, и по суфизму. Являясь уроженцем Закатальского района, и проживший там всю жизнь, устаз Насух Эфенди был единственным и последним в советский период шейхом суфийского тариката накшбандийа в Азербайджане.


Али АЛБАНВИ



Силсила шейха Мухаммеда  Насуха Эфенди (золотая цепь преемственности - реконструкция)

1. Исмаил аш-Ширвани аль-Кюрдамири
2. Хаджи-Яхья Куткашенский
3. Хаджи-Юнус Эфенди
4. Хаджи-Махмуд Эфенди Кахский
5. Ахмед-Эфенди ат-Талали
6. Ширин-Эфенди аль-Гулуки
7. Абдурахман Эфенди
8. Омар Эфенди
9. Мустафа
10. Абдулсалам Эфенди
11. Мустафа Эфенди
12. Бекри Эфенди
13. Абдуррахман Эфенди
14. Мола Исмаил
15. Мамай Эфенди
16. Джунейд Эфенди
17. Темурхан Эфенди
18. Хаджи Муса Дебир
19. Хаджи Гюльмухаммед Эфенди
20. Хасан Дебир
21. Ибн Хаджар
22. Ундал Хаджи
23. Шамиль Эфенди (не путать с имамом Шамилем)
24. Муса Эфенди
25. Хаджи Осман
26. Абдулваххаб Эфенди
27. Муртуза али Эфенди
28. Хаджи Омар
29. Хаджи Эндал
30. Хаджи Шуайб Эфенди
31. Джалисуллах Эфенди Гаджиев
32. Мухаммед Насух Эфенди


Рецензии