Совесть и её понимание

Николай Мурашев
    В словарях этот термин понимается как чувство - чувство моральной ответственности за своё поведение. Это не так. Прежде всего потому, что совесть по этому определению не существует вне моральной ответственности. Это не так ещё и потому, что это не чувство и это не ответственность.
    Чувства в человеке порождает психика. Как реакции на информацию о состоянии биологической системы, нам известны чувства: голода, жажды и другие. Как реакции на информацию, создаваемую Разумом, нам известны чувства: радости, страха, гнева, озабоченности, стыда, досады, злости и другие. Чувство совести наша психика не порождает.  Совесть – это не чувство.
     Что же это такое?
     Прежде всего, заметим, что понятие термина «совесть» мы связываем с каким-то действием и рассматриваем как реакцию на это действие. Всякое же наше действие, если оно не является рефлекторным, порождается мышлением – процессом обработки информации. Следовательно, применяя термин «совесть», мы должны оценить реакцию на какое-то действие – реакцию нашего Разума. Но человек совершает массу действий, например: машет руками, хлопает в ладоши, пишет, поёт, пляшет, пилит и рубит дрова, которые нами воспринимаются как обыкновенные и которые не проясняют толкование термина «совесть». Такая реакция Разума возникает при сравнении мотива и сущности действия с «Поведенческим кодексом» человека. В случае, когда противоречия не возникает, психика может оставаться спокойной или реагировать чувством радости. Когда противоречие возникает, психика реагирует чувствами: стыда, раздражения, гнева, разочарования, злости. Важнейшими условиями, определяющими качество результата сравнения, являются полнота и качество законов поведения в «Поведенческом кодексе» каждого человека. Но ещё более важным для совести является подготовленность Разума к выполнению названной сравнительной функции. Если Разум не будет готов к выполнению такой работы, то порождения им совести не будет.
Совесть – это процесс мышления, в ходе которого происходит сравнение мотива и сущности предполагаемого, совершаемого или совершенного действия с «Поведенческим кодексом» человека, его оценка и возбуждение в психике соответствующего чувства.
    Рассмотрим примеры.
Ребёнок краснеет в школе, получив оценку отлично, испытывает чувство неловкости, полагая, что его будут обзывать «ботаником». Другой ребёнок, привыкнув к плохим своим оценкам, равнодушно реагирует на очередной «неуд».  Шулер спокойно обманывает азартного человека. В России, пораженной коррупцией, известно множество случаев, когда чиновник, врач, полицейский, судья, вор отбирают доступными им способами деньги у людей и довольны собой.
    У каждого человека своя совесть, так как у каждого свой «Поведенческий кодекс». Но часто совесть человека оценивается другими людьми. В этом случае сущность совершенного человеком действия сравнивается с «Поведенческим кодексом» оценивающего человека. Оценка же всегда является собственностью оценщика.
    Совесть человека – это  бумеранг общественных отношений, в которых человек жил и формировал свой «Поведенческий кодекс», свою душу.
    В государстве, где основным нравственным посылом является лозунг «всё на продажу», что любое преступление во имя наживы стартового капитала или для удовлетворения потребительских нужд является нормой, всякий человек, переводя немощного старца через дорогу бесплатно, будет краснеть от стыда – такова будет его совесть.   В государстве, в котором общественные отношения строятся на  принципах гуманизма, социальной справедливости, сплочения населения в нацию совесть у граждан будет иметь иные проявления, так как на основе этих общественных отношений у людей будут формироваться иные «Поведенческие кодексы».
   
      В МГТУ им. Баумана разразился скандал. Ведущий программист Андрей Фёдорович Бухалов через газету «Правда» обратился  к бауманцам и коллегам из других российских вузов. В этом обращении он вскрыл гнойник общественных отношений, сложившихся между администрацией и профессорско-преподавательским  составом университета.

    Пользуясь тем, что сведения о зарплате закрыты и профессорско-преподавательский состав университета не владеет информацией по фондам финансирования, в 2009 году администрация Баумановского университета забрала себе на зарплату более 13,63 миллиона рублей чужих денег, а в 2010-м — уже более 18,27 миллиона.
    В декабре 2010 года начальник управления Н.Б. Озерова получила зарплату в размере почти 2,4 миллиона рублей. Её средняя месячная зарплата за 2010 год составила более 430 тысяч рублей (в 2009 году она была около 244 тысяч рублей, то есть за год выросла в 1,76 раза). Её дочь А.Е. Строганова, работая фактически под началом мамы на 0,5 ставки экономиста 1-й категории (не самой высокой), имела в 2010 году среднемесячную зарплату более 56 тысяч рублей (из них оклад — 3640 рублей). Зарплата А.Е. Строгановой  более чем в 1,5 раза превышает зарплату работающего на 1,5 ставки профессора кафедры с учёной степенью доктора наук (у такого доктора-профессора зарплата равна 36—38 тысячам рублей).

   Бессовестны ли эти люди? Да нет. У них совесть такая. Более того их совесть взращена и взращивается государственной властью, устремлённой к созданию в России общества работодателей и обслуживающей их челяди новой формации как модернизированной сущности рабов.

    Полагаю, что  проявления этой государственной концепции можно увидеть и в других ВУЗах и техникумах, и в общеобразовательной школе, и в детских садах, и в больницах, и в поликлиниках, и всюду, всюду, всюду. Даже в соотношении администратора МГТУ им. Баумана и командующего армией. Челядь должна блюсти и защищать нравы, покой и собственность патрициев. А.Ф. Бухалова  ведь уволили.