IV. Патриоты в иностранном языке не нуждались

Меньшиков Андрей Михайлович
Полный текст одним файлом http://www.proza.ru/2011/12/08/1539



      После семилетки задумался: поступить в среднюю школу или в специальное учебное заведение? Остаться в поселке или податься в город? Тятя с мамой право выбора оставили за мной. Деревенский оборванец, ни разу не видевший в глаза паровоз, совершенно случайно узнал о «кузнице» учительских кадров в Красноуфимском педагогическом училище и соблазнился известной ему по школе специальностью. Быстренько, по подсказке, собрал необходимые документы и отправил в названное учебное заведение. При этом стремился за четыре года получить и среднее образование, и такую привлекательную специальность. Однако совершенно, как все олухи, не интересовался ни условиями обучения, ни кругом изучаемых дисциплин. Юноши, как правило, о более-менее отдаленном не думают.
       30 июня 1951 г. избранное учебное заведение известило о получении моих документов и условиях приема. Так я, удивленный и напуганный, узнал, что за учебу-то ежегодно придется платить 150 руб., а удовлетворительная сдача вступительных экзаменов лишит меня стипендии. В перечень дисциплин даже не заглянул бы, если б они там наличествовали.
Родителей, только затеявших возведение дома, сразу «порадовал» условиями приема. Тятя многозначительно почесал затылок, а мама даже не скрывала своего испуга. Но сыну отказать они не смогли.
       У меня сохранилась очередная зарисовка. Теперь о поездке на приемные экзамены…
Август. Последний месяц лета. Дождь не показывался уже несколько дней. Булыжник мощеной городской улицы накалился. Красноуфимск жил базарной суетней. Я стою у входа на базарную площадь, загорелый, белобрысый, с тяжелым чемоданом в руках. На душе моей тоскливо, тяжко. Глядя на веселых прохожих, думаю: «Нет мамы, нет братьев, нет друзей, нет рабочего поселка. Ничего нет. Домой! Обратно домой! Здесь жарко!»
В палисаднике поставил чемодан, забрался под тень черного от пыли куста акации. Едва скрывая слезы, спросил у первой проходившей женщины:
 - Тетя, скажите, пожалуйста, где здесь улица Свердлова и педучилище?
По ее указке мне долго блуждать не пришлось. Вскоре увидел и улицу, и высокое двухэтажное здание на ней. Оно среди низких деревянных домов выделялось своей белизной, обилием широких окон и парадным крыльцом, над которым красовалась вывеска: «Красноуфимское педагогическое училище». Я долго стоял в нерешительности – «зайти или не зайти?» Наконец, решился, дернул за ручку входной двери, но она оказалась закрытой изнутри. Собрался было уходить, пока не подсказали, что вход со двора. В этом здании мне и предстоит четыре года учиться. Я разыскал общежитие, куда меня направили на время сдачи вступительных экзаменов. Внутри продолжало бунтовать чувство привязанности к дому, к друзьям. «Домой!» - решил я окончательно, когда техничка общежития ввела меня в пустую комнату, где, кроме стола, стен да железных кроватей без постельных принадлежностей, ничего не было.
      С годами в памяти моей появились какие-то «провалы». Одно хорошо помню, другое – хуже, а третье – напрочь исчезло. Так произошло и со вступительными экзаменами. Не помню, что сдавал молоденький оборванец, какие оценки он получил. Гляжу сейчас на свое фото во входном билете №89 и поражаюсь, как такой мальчишка в педучилище осмелился поступать. Представляю, каким я выглядел заурядно одетым, тощим, растерянным и жалким в тот момент, когда приемная комиссия решала мою судьбу. Не знаю, чем бы закончился ее приговор, не возьми слово, глядя на меня, директор педучилища Леонид Георгиевич Чепелев, человек с виду симпатичный, солидный, по характеру, как выяснилось потом, строгий, человечный и душевный. В моем присутствии он заявил: «Оставить! У него есть желание учиться. Толковый учитель получится».
        «Толковый учитель», явившись на учебу, узнал, что зачислен в группу 11 «В», самое главное – освоил дорогу в почтовое отделение, чтобы через месяц отправить домой телеграмму с двумя словами: «Вышлите денег». Забота об опустошении всегда пустого кошелька родителей не исчезнет с годами обучения. Материальные потребности существовали ежегодно. Особо тяжелым оказался первый курс. В общежитии первокурсников не поселяли. Нам, 8 ученикам, сняли «квартиру» около прозванного новыми ее хозяевами «Козьего парка». Она занимала со двора угол какого-то дома с самостоятельным входом. Это была обширная квадратная комната с плотно установленными койками. Места для приготовления пищи, умывальника и прочего не оставалось. Съедали же только то, что привозили нам гости из дома или привозили сами. Сделать это моим землякам было нелегко. Арти от Красноуфимска находятся в 60 км. Пассажирский транспорт отсутствовал. Если намеревался поехать домой, после занятий выбирался за город, к уфимскому мосту, и ловил попутную машину. До сих пор не могу представить, как мне удавалось, особенно зимой, добираться домой в открытом кузове грузовой автомашины. Замерзал до чертиков. Часто ездить не рисковал. Поэтому приходилось, как во время войны, голодать, ходить с себе подобными по «Козьему парку» в надежде найти кем-то уроненный кусочек хлеба. Никаких кусочков, конечно, не находили. На помощь сожильцов, близко живущих, не надеялись. Они свои запасенные продукты прятали (были и такие!) и по ночам тайком уничтожали их под одеялом. Голод иногда, как случилось на экзамене по русскому языку за первый курс, доводил до умопомрачения. По-моему, Маргарита Ефимовна заметила, что со мной что-то происходит, и отпустила без опроса. Это «что-то» сводилось к голоду, который я не в первый раз испытывал.
        Не презентовали общежития и на втором курсе. Жить пришлось в частном доме недалеко от училища. Причем жили мы вдвоем с однокурсником Сергеем Неволиным из Уфимки, которая находилась близко от города, и мы частенько устраивались в тамбурах товарных поездов и добирались до его дома. Да и стипендия, хотя и мизерная, появилась.
В течение первых двух лет занятия начинались с музыкальной зарядки (потом ее заменили физзарядкой на примитивно оборудованном стадионе, напротив учебного здания). Утром по всей длине коридора второго этажа устанавливали (на возвышающемся уровне) скамейки, которые занимал полный состав учащихся. Место дирижера, по центру, отводилось одному из преподавателей музыки. Он руководил хором, распевавшим гаммы и песни.
        Классическую музыку нам преподавали на уроках. У меня сохранились лекции по музыке конца XVIII – начала XIX вв., в частности, по творчеству М.И. Глинки, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского и др. Кроме того, на практике Лидия Ивановна Зеленцова четыре года учила меня играть на скрипке. По окончании училища нам подарили по музыкальному инструменту, но скрипача из меня не получилось. Музыкальный слух оказался никудышным. Как говорят, медведь на ухо наступил.
Любили мы заслуженного учителя РСФСР П.И. Осокина. Человек уже старенький, он не избегал музыкальных занятий. Помню, как много усилий требовали от него репетиции хора училища при многоголосовом исполнении песен. И что важно, круг приверженцев музыки пополняли его бывшие подопечные Л.С. Зеленцов, Л.И. Хрущева и Н.Д. Лобова. Короче говоря, о классической музыке я впервые узнал в училище и любовь к ней сохранил на всю жизнь.
А как мы восхищались уроками рисования Валентина Федоровича Копырина! В эстетическом воспитании учеников он был изобретателен. В ход шли самые разнообразные формы изобразительного искусства. Они включали, в частности, создание картин, в основе которых лежали сюжеты самих учащихся. Валентин Федорович очень умело, с глубоким знанием пропагандировал  творчество великих русских художников. Составленную им книгу, посвященную отечественным живописцам, он дарил нам на последнем занятии.
         Педучилище располагало замечательным составом преподавателей русского языка, литературы, в том числе детской, методики их изучения. Сегодня, через много-много лет, перелистывая тетради по русскому языку, пытаюсь постичь секрет технологии правописания, очень грамотного письма, но безуспешно. Видимо, решающую роль играли, наряду с изучением правил, частые, умело подобранные диктанты. Я же никогда не мог продемонстрировать блистательную формулировку правил, но в училище научился грамотно писать. Беды с этим делом не знал. Нет, не зря трудились восемь учителей.
В училище я полюбил и такие предметы, как минералогия, физиология, основы дарвинизма, пение, труд, история СССР. Были из дисциплин и такие, к которым тяги не испытывал. Но преподавателей не виню. Они не знали хитросплетений «вождей» и добросовестно выполняли то, что предписывалось свыше, скажем, штудировать биографию и «научные» труды академика Лысенко. И уже совсем непонятно, почему эти «свыше» лишили нас возможности изучать в педучилище иностранный язык, сыгравший потом злобную роль в моей судьбе. Не было его в учебной программе.
        Зато в изучении родного края, приобретении навыков общения с природой у нас достойное место занимал туризм. Я участвовал в 3-м звездном турпоходе под руководством Степана Андреевича Смолина по маршруту Красноуфимск – Ревда – Дегтярск – гора Волчиха – СУМЗ – Денис – Первоуральск – Свердловск. Другим замечательным организатором был мой сосед по квартире, уфимовец Сергей Неволин, кстати, он был много старше меня, имел уже трудовой производственный стаж, учился на «отлично», вовлекал нас в полезные дела. По его инициативе был проведен в 1954 г. второй, теперь уже водный, туристический поход третьекурсников. На двух лодках наш отряд проплыл по р. Уфе от Артей до Усть-Маша.
Отчеты о туристических походах я публиковал в районной газете Красноуфимска «Ленинский путь». Более того, благодаря туризму зачастил в редакцию и постепенно превратился во внештатного корреспондента. Это повлекло за собой уже не только стихотворчество, а написание рассказов. Один из них я назвал «Перестаралась». В чем же у меня героиня Авдотья Федоровна Отсталова провинилась перед Богом? Вина ее, оказывается, сводилась к тому, что она очень много молилась, ежедневно поклонялась Богу и старательно замаливала грехи «ближних». Авдотья Федоровна устроила нагоняй внуку Вовику, второкласснику, который услышал от учительницы, что никакого поста перед Пасхой нет и что Бога люди выдумали. Бабуля обозвала Вовика антихристом и, с согласия родителей, взяла его с собой в церковь. По возвращении домой она потеряла силы, упала на снег и погибла. Погибла потому, что перестаралась своим поклонением Богу.
       Мама, глубоко верующая, писать не могла. Рассказов моих, к счастью, не читала. Ее сын в это время тоже молился Богу, только земному в лице политических вождей. Известие о смерти Сталина поразило и меня, и всех, кто поклонялся ему. В своем дневнике я 8 марта 1953 г. я писал:
«Траурные дни. Скончался великий человек, каких редко знает земля. Весть о кончине Сталина отразилась на настроениях учащихся. Все с болью, идущей от самого сердца, переживали утрату, постигшую советский народ. От девочек только и ожидать можно то, что свою скорбь они изливают в слезах, но сквозь слезы и рыдания можно слышать и такие слова, как «Не верю – Сталин жив!», «Неправда!». Быть может, эти слова действовали на окружающих, успокаивая их сердца. Мы старались не смотреть друг на друга, потому что каждый переживал по-своему, без слез не обошелся и я. Люди, вернее, учащиеся двигались, как мухи, потерявшие свои крылья, стараясь как можно тише разговаривать, а то и совсем молчать, как будто боясь разбудить кого-то, а, быть может, того, кто почил вечным сном. 6 марта после уроков –  митинг по случаю смерти вождя. Бросается в голову, прежде всего, выступление Г. Крючковой. От скорби, идущей из глубины души, она не могла говорить. Но осталась уверенной, что учащиеся еще больше, глубже осознают ту ответственность, которая легла на их плечи, и будут учиться только на «4» и «5». Но Галя! Как она жестоко ошиблась! К концу недели во всех классах не менее, чем 10 «двоек», а то и 20».
Не знаю, как другие мои сокурсники, я же до XX съезда ничего не знал о культе личности Сталина, его репрессиях и уничтожении миллионов невинных людей. Мне казалось, что без него жизнь остановится, и страна наша погибнет. Будущее представлялось темным, бесперспективным, и я обливался слезами.
       Однако жизнь продолжалась, до окончания училища времени оставалось все меньше и меньше. Как оно протекало в последние месяцы, расскажет дневник за 1955 год (в сокращении):
13 марта. Самое паршивое настроение с утра, вспоминаю дни, прожитые в Артях. Как хорошо жить, когда чувствуешь плечо верного друга.
В училище ничего не радует. Все опротивело.
14 марта. Думаю начать писать сочинение «Практикант». Материалу достаточно. Нет времени. Сегодня после уроков беседовал с нами заведующий практикой. Ничего же не знают эти заведующие. Почаще бы на местах бывали.
18 марта. Дни стоят однообразные: утром мороз, день солнечный, так что лужи образовались на улицах и дворах, вечером тепло.
Вечером состоялась встреча с Героем Социалистического Труда В.А. Зуевой. Интересно из ее выступления то, что она с коллегами добилась высоких результатов, не брезгуя никаким трудом, вплоть до очистки уборных, чтобы удобрить поля.
20 марта. Утром встал рано: нужно было идти на лыжные соревнования, 10 км прошел за 48,15 мин. До третьего разряда нужно еще каши похлебать.
Получил письма от братца Аркаши. Он ошибся: не от жизни следует брать, а жизни новое давать – вот мое понимание смысла жизни.
21 марта. Болит поясница – плохой физкультурник. Боюсь, что в военное училище из-за этого не попаду. Но мы еще поборемся. Будем здоровыми – это наша задача.
22 марта. Чувствую себя прекрасно. В 16-00 ходили в кино «Укротительница тигров». Опять любовь. Такое кино портит настроение у тех, кто не умеет любить, у кого с весной не пробуждаются чувства.
25 марта. Спросили по педагогике. Не учил, ответил кое-как. Стыд – не знать философских вопросов.
26 марта. В 17-00 с Сергеем уехали в Уфимку. Ходили на концерт рабочих стеклозавода им. Молотова в клуб.
27 марта. Сегодня дочитал роман «Первое дерзание» В. Очеретина. Книга интересная. Было бы интересней, если бы автор до конца раскрыл образ комсомольского вожака. Хороша книга, но целыми часами ее читать не будешь.
29 марта. Нужно зарабатывать деньги на выпускной вечер. Организуют самодеятельность.
30 марта. Комсомольцы класса совершенно ничего не хотят делать. Намеченные активистами мероприятия изначально срывались. Сказывалась не столько наша загруженность, сколько их выдуманность, далекая от интересов учащихся. Придумали на старшем курсе провести читательскую конференцию по книге Ф.А. Вигдоровой «Мой класс», но она так и не состоялась. Наша настойчивая агитация за выпуск стенгазет оказалась малоэффективна. Что еще предпринять? Как заинтересовать?
31 марта. В сотый раз задаю себе вопрос: «А не приспосабливаюсь ли я к тем, кто мирится с недостатками жизни, мещанством?»
1 апреля. По русскому языку устно получил «3». Хотя и ругал за мелочность братана, а сам что делаю: переживаю немного из-за этой «тройки».
Вечером состоялась конференция по педпрактике. Речь шла о сплошной (непрерывной) педагогической практике. Она проходила по подробно составленной администрацией инструкции с 28 февраля по 14 марта в Красноуфимске и районах области. Мы с сокурсницами – Галей Крючковой и Люсей Дунаевой – демонстрировали свои учительские способности в артинских школах. В начале учебного года этой практике предшествовали «Первые дни ребенка в школе», пробные уроки и полнодневная практика. Последний вид практики предусматривал занятия с учениками базовой школы по разным дисциплинам. Один урок я провел в классе, другой – в т.н. спортивном зале. Страху потерпел изрядно. Оказалось, мой рост почти равнялся высоте парт. Я, двигаясь между их рядами, терялся, не помнил себя, что-то разъяснял ученикам. В Артях держался увереннее. Так, урок пения сопровождал исполнением мелодии песни на скрипке.
Конференция понравилась.
2 апреля. В 15-00 ходил на спектакль «Женитьба Белугина». Вещь хорошая, и артисты играли недурно.
Был на встрече с артистами драмтеатра. Плохо, что сами-то они не пришли.
3 апреля. Спал чуть ли не до 11-00, хотя нужно было писать сочинение. Лень, самая обыкновенная лень.
4 апреля. Утром уехал муж сестры Веруни – Федя. Ему, наверное, не вылечиться. Что еще может спасти его? Это ужасно. Вся жизнь – мученья.
После обеда приехал братец Коля. Дома все благополучно. Вечером ходили в клуб им. Ухтомского на спектакль «Ухабы».
5 апреля. После уроков состоялось классное собрание. Классный руководитель В.Н. Собакин в который раз предупредил группу: «Подумайте и подумайте основательно».
Вечером состоялась репетиция. Плохой из меня танцор: дробить не умею.
7 апреля. На уроке сельхозпрактики дали волю шалостям, что кончилось очень печально. Завтра должно быть комсомольское собрание.
8 апреля. Сегодня артинскому сердечному другу Юре Арсентьеву исполнилось 18 лет. Жаль, что я не с ним.
9 апреля. В 16-00 ходил в кино «Срочное письмо». Замечательно.
Вечером состоялась репетиция. Начал читать первый том Чехова.
10 апреля. Встал в 8-45. На субботник пришел точно, но не оказалось комсомольцев. Не опоздали только 3 из 18. Выговоры, выкрики, упреки делу не помогают. За это комсомольцы не любят секретаря комитета. Об этом сказал Сергею. Он дал мне нагоняй.
11 апреля. Утром на комсомольском собрании заслушали Обращение ЦК партии о призыве 30 тысяч добровольцев на работу в колхозы. Свою задачу видели в том, чтобы помочь коммунистам осуществить эту задачу.
12 апреля. Второй день составляли характеристики на выпускников. Все ждут дня распределения. И я начинаю терять спокойствие.
Присутствовал на заседании комитета ВЛКСМ по вопросу читки газет по группам. Секретарь давил на провинившихся. Ничего хорошего в этом не вижу.
13 апреля. После уроков репетировали хоровод. Удивительное дело – меня хотят сделать танцором.
Вечером состоялась репетиция по разучиванию ролей в пьесе. Хотят сделать артистом.
Прошла тренировка скрипичного исполнения песен. Хотят превратить в музыканта.
15 апреля. Сегодня начали распределение. Что же будет со мной? Где я больше нужен? Моя заявка на место работы сделана. Но будет ли ответ и какой?
16 апреля. Сегодня получил первую весточку с места будущей работы от инспектора Таборинского района. Она отвечала на мое давно отправленное письмо и не скрывала, что Таборинский район «один из худших» в области, и сообщала о предоставлении мне места учителя в начальной школе пос. Чёш, в 45 км от села Таборы, куда весной, летом и осенью попадали только катером. В поселке размещался лагерь заключенных. Предлагался и вариант работы в семилетке.
В Таборинский район. В народ, рядом с народом, только с ним – это требует долг, Родина. Трудности страшны, особенно когда окажешься один среди незнакомых людей. Но ведь это-то мне и нужно. Иначе и быть не могло.
17 апреля. Вечером разговаривал с артинскими друзьями – Юрой и Сашей – по телефону. А как я соскучился по ним!
18 апреля. Утром услышал первое о своем желании ехать в отдаленный район – ехидно-насмешливое: «Патриот!» Крепись, Ермак, еще не это услышишь. Страдаешь ты, но не социализм.
19 апреля. Какой позор! Хоть сквозь землю провалиться после этого урока литературы. Так раскрыть образ идеала молодежи – Олега Кошевого. Если бы кто-нибудь наказал меня за то, что время отнял без толку, водичку разлил. Стыд-то какой! Падло! Пусть это будет мне хорошим уроком!
20 апреля. Вечером в общежитии состоялась репетиция. Артист из меня – неважный.
После репетиции задержались. Свету не было. Сидели в темноте, переговорили на многие темы. Раньше мне никогда не удавалось заглянуть в глубину души моих товарищей, а сколько в них благородства, чистоты суждений. Вопрос любви остался неразрешенным.
21 апреля. Во второй половине дня состоялась первая встреча-знакомство с Сашей Лебедевым из Таборинского района, о котором он рассказал все, не приукрашивая.
В 20-00 состоялось торжественное собрание, посвященное 85-летию со дня рождения Ленина. Всегда охватывает волнение, когда поют государственный гимн.
После беседовали с Л. Чепелевым. Он, между прочим, сказал: «Верь в свои силы и тогда, когда терпишь неудачи».
22 апреля. Вечером участвовали в концерте, посвященном 85-летию со дня рождения Ленина, состоявшемся в городском Доме культуры. Становится радостно на душе, когда видишь, как растут самодеятельные коллективы города.
23 апреля. С 16-00 репетировал скрипичный ансамбль группы. Получилось плохо. Как будем выступать? Не знаю.
Вечером с девочками читали рассказ «Подруги». Он всех взволновал.
24 апреля. Утром группой направились пилить дрова в базовую школу. Явились все. Работали дружно. Всех порадовал коллективный труд.
25 апреля. Учиться мешает весенняя хандра. Ничего не хочется делать.
Вечером состоялись репетиции ансамбля и пьесы «Лошадиная фамилия». Плохой из меня артист. Как будто кто-то сковывает на сцене. Боюсь – в игре вдруг подведу товарищей.
За день устал. Свалившись на койку, сразу уснул.
26 апреля. Физическая слабость! Отдал бы все тому, кто помог бы мне преодолеть ее. Вижу, товарищи недовольны техникой моего бега, скоростью.
Готовимся к городской эстафете.
27 апреля. Прошел конкурс. Отличились наши комсомольцы-артисты. А Гриша Ряписов как играл! – это замечательно. Уж если Л. Чепелев назвал его молодцом, то для нас это означало высшую оценку. Молодцы! Правда, в конкурсе по художественной самодеятельности группа заняла 3-е место. Ее настроение упало.
29 апреля. На предмайском вечере во время вручения грамот попал в очень неприятное положение: отказался от грамоты, отмечавшей старательное овладение скрипкой. Позор на все училище.
30 апреля. С сокурсниками выехал в Арти. Дорогой пели песни, хотя сидеть в кузове было не «ахти» удобно.
Встретился с друзьями. Вечером бродили по поселку втроем. Предчувствие скорого расставания на долгие годы портит всякое настроение.
1 мая. Вечером, после демонстрации небольшая компания собралась у Юрика отметить первомайский праздник. Напился так, что проспал весь вечер… до самого утра. Зачем было так делать? Проспать. Очень жалею.
2 мая. В Красноуфимск уехал автобусом. Провожал Юрик.
3 мая. Наша группа получила упрек от директора за низкую дисциплину. 1 мая на демонстрацию явилась ее треть, 3 мая на занятия – половина, на зарядку – 0.
4 мая. С первого урока ушел в военкомат, узнав, что есть место в высшее военно-морское училище. Прошел комиссию, но не тут-то было… Последовал разговор с военкомом.
 - Предлагаю парашютно-десантное училище, - сказал он. – Говори честно. Желаешь или нет?
 - Нет, не желаю! Я хочу быть литератором.
 - Гм… литератором. А кто же за тебя в армии будет служить?
 - Вот закончу училище, пойду рядовым служить. А потом – в институт.
 - Хорошо… А офицерские кадры кто будет пополнять? Да что тут и говорить. Иди, учись. Жди повестку, заберем.
 - Значит, не дадите окончить?
 - Перед тобой, рядовым солдатом, отчитываться? А еще носишь при себе комсомольский билет. Это называется, товарищ Меньшиков, шкурничеством. Шкурниками мы военные училища не пополняем. Понятно?
5 мая. Сегодня сказали, что завтра выступаем на городском смотре художественной самодеятельности. Опять волнение.
Начали подготовку к госэкзамену. Осталось 26 дней. Ежедневно по 11 вопросов по всем предметам нужно повторять.
6 мая. Вечером снова ставили «Лошадиную фамилию» в Доме культуры и провалили. Играли плохо. На этом и закончился рост нашего авторитета. Я на сцене чувствую себя скверно.
8 мая. Городская эстафета. Долго волновался перед ней, а проверка моих физических сил свершилась молниеносно. Тренировался недостаточно, бегуном плохим оказался. Команда заняла четвертое место.
9 мая. Сегодня прошел последний урок музыки. Кажется, давно ли это было, когда мы начали с «Пароходика». Сколько сил, энергии, любви внесла в обучение музыке Лидия Ивановна. Жалко было расставаться с ней, ее скрипкой. Последний зачет группа сдала на «хорошо».
10 мая. После уроков провели комсомольское собрание группы, обсуждали недисциплинированное отношение учащихся к проведению демонстрации, к занятиям 3 мая. «Демонстрация – дело добровольное», – заявил Гриша Ряписов. 14 учащимся вынесли предупреждения. Гришу попросили капитально заняться своим сознанием.
12 мая. Сегодня закончил чтение первого тома сочинений Чехова. Вот у кого нужно учиться краткому выражению мыслей: что ни рассказик, то многотомный роман.
13 мая. Вечером с Сергеем зашли в общежитие. Ему досталось за класс, в котором он учится. Они правы, особенно Храмцова. «Хамы» - точное определение, относящееся к большей части класса.
14 мая. В 3 часа ночи – первая гроза.
Вечером смотрели кино «Наши чемпионы». Гордись, советский человек, – гордиться есть чем.
15 мая. Прошел очередной традиционный физкультурный праздник педучилища. Учащиеся снова показали свою дисциплинированность и организованность.
В заключение отметили, что по физкультурной работе наш класс самый плохой. Это называется формализмом. Сначала надо узнать, потом говорить.
21 мая. День прошел почти бесцельно. Ничего существенного не сделал ни для себя, ни для кого-либо.
Вечером заходил в сад. Погода была очень хорошей. Мягкий, теплый воздух.
22 мая. Утром в 10 часов состоялся кросс в березовой роще, 1500 м пробежал за 5,03 мин.
После часть класса долго бродила по лесу, ходила к озеру. Прогулка всем понравилась.
Вечером пошел дождь. До 21-00 сидели в общежитии. Домой добирались под дождем.
24 мая. Увидел на Доске почета фото Сергея.
25 мая. По литературе получил не первую «тройку». Переживаю.
В 16-00 уехал в подсобное хозяйство училища.
26 мая. Работали в подсобном. В Савиново весь день грузили машину навозом. К вечеру заболели руки.
Вечером уехали из подсобного.
27 мая. Утром не явились на дополнительное занятие по русскому языку, сорвали два урока по педагогике и урок по физкультуре.
Были у П.И. Осокина. Вот у кого жить следует учиться: слаб организм, да сильный дух.
28 мая. Решил пересдать «Основы землеведения», занимался повторением. Поэтому не участвовал в открытии летнего туристического сезона.
30 мая. Вечером долго повторяли, готовились к экзамену по географии. Учили ее на первом курсе, но мало что вспомнили.
31 мая. Прошел последний день мая, закончилась очередная весна, которая, как всегда, горячая и холодная, интересная и скучная.
1 июня. Действительно, наступило лето, жара доходит до 26о.
Смотрел кино «Максим Горький». Очень понравилось, хотя могло быть и лучше.
2 июня. Очень плохо прошла пересдача «Основ землеведения». Преподаватель поставил «4» как снисхождение, чего мне и не требуется.
Не мог сдать нормы на ГТО II ступени. Завтра – последний срок.
3 июня. Вечером ходил к классному руководителю В.Н. Собакину, просил освободить от занятий, съездить в Башкирию, где отец работал. Неправду сказал: меньше было к отцу, а больше – к Анатолию, братцу сокурсницы Гали Крючковой. Вот и собрались с ней в путешествие. Разрешение получил.
Обманывал не только классного руководителя, но и, бывало, себя, друзей. В 1953 г. отмечал день рождения. В дневнике записал: сегодня мне исполнилось 19 лет. Живу по принципу:
 «Зубы на спичку, –
Хоть денег ни гроша,
Зато поет душа».
Не пройдет и двух месяцев, как Ивану Рябухину, другу староартинскому, напишу: материально ни в чем не нуждаюсь.
8 июня. Готовим русский язык – экзамен устный и письменный.
10 июня. Писали диктант – первый и, нужно сказать, трудноватый экзамен. Жаль, оценки не объявляют.
13 июня. Сегодня прошел экзамен по русскому языку устно. Главное – оценили правильно. На «5» русский я не знаю.
16 июня. Готовимся к экзамену по истории КПСС группой.
17 июня. Приехали братец Аркаша с другом Юрой.
18 июня. Сегодня и к экзамену готовлюсь, и с гостями время провожу. Группа распалась, со мной для подготовки остался только Паша Ключеров.
Вечером долго не мог заснуть. Мама, наверняка, в церкви молится.
19 июня. Утром расстался с артинскими гостями.
Вечером ходил в кино. Показывали «Мост Ватерлоо». Сильная любовь! Вот так нужно любить.
20 июня. Сегодня сдали историю ВКП (б) . Я получил «5», Паша – «3» и предупреждение, что в следующий раз ограничатся «2». Всю остальную часть дня думаю, за что же аттестационная комиссия ополчилась на моего одноклассника. Надежда Дмитриевна Воронцова, преподаватель истории СССР, не позволила бы так обидеть своего подопечного. А вот с Яковом Степановичем Матвеевым, специалистом по истории КПСС, мы не контачили, на его уроках мало что понимали из всего им сказанного (Паше Ключерову тогда не было 18 лет). Я бы тоже скандально провалился, попадись мне что-нибудь из раздела 2-го главы IV – «О диалектическом и историческом материализме». Ничего от этой премудрости в голове не оставалось. За Пашину «тройку» я виновник. Он отвернулся от меня. Так мне и надо!
24 июня. Последний день перед экзаменом. Ох, и боюсь я этой несчастной арифметики.
25 июня. Сегодня сдал арифметику. И билет-то – глупость. Знал бы, так совсем повторять не стал.
26 июня. Начали подготовку по педагогике группой. Очень весело повторяли.
27 июня. Приехали из Артей друзья Юра с Сашей. Вечером долго бродили с ними. Заглянули на Дивью гору. Красота необычайная на фоне заходящего солнца. Я гостей люблю еще крепче.
29 июня. Проводил артинских гостей.
30 июня. Сдал педагогику на «5».
1 июля. Готовимся к выпускному вечеру.
Приехала мама.
2 июля. В 21-00 начался выпускной вечер.
3 июля. В 5-00 закончились танцы. Долго бродили по улицам города.
Вечером группа навестила классного руководителя Владимира Николаевича Собакина. Прекрасный человек.
4 июля. Прощайте, преподаватели и друзья! Сердце щемит, но расставаться нужно. Огромное спасибо вам за все то хорошее, что всю жизнь останется со мной.
В этот день я уехал домой.
5 июля. В Артях погода скверная. Весь день сидели дома. Коля спал. Его жена Зоя и Аркаша на работе. Сашок гостил в Кургате у сестры. Тятя трудится в Башкирии. Мама из Красноуфимска уехала к нему.
6 июля. Сегодня с Юрой и его сестрой Валей плавали в сосновый бор, что за прудом. «Обмывали» мой и ее дипломы. Она окончила иняз в Свердловске. Время прошло быстро и очень весело.
19 июля. Утром уехал в Старые Арти. Встретил друга детства Ивана. Ходили с ним за ягодами. Вечером побывали в клубе. Ужасно, что там делается.
26 июля. С мамой готовились к отъезду. Ходили на базар, знакомый мне с детства. В раймаге купили для меня чемодан и ручные часы «Победа». Я всегда «грабил» безденежных родителей. Хорошо запомнилось, как тятя с мамой, когда им по ночам не спалось, вполголоса обсуждали, кому из детей на скудную сумму что-то купить. Речь шла не о сладостях – о вещах.
8 августа. Закончилось прекрасное летнее время – провождение в кругу сердечных друзей, родных.
Сегодня мы с Юрой заключили договор, запрятали его в надежном месте. Содержание сочинили примерно такое: «Два нижеподписавшихся субъекта обязуются по добровольному соглашению вступить в супружескую жизнь одновременно, а если такого случая не представится, без согласия одной из сторон сей договор не нарушать!»
10 августа. День отъезда. Меня провожают мама, тятя, братья Шурик и Коля с Зоей, Юрик с Сашей, бывшие сокурсники по педучилищу Надя Туканова и Люся Ефремовских. Вся эта публика стояла у автобуса, волновалась, ожидая, когда же он тронется. Несмотря на мой строгий наказ, мама много плакала, Юрик тоже еле сдерживался. У меня в это время возникло желание выскочить из автобуса и навсегда остаться в Артях.
14 августа. Приплыл в Таборы. Преодолел от Артей путь в 800 км. На берегу собралась молодежь. Крик. Шум. Играет гармошка, поют песни – совсем, как в наших деревнях. Пассажиров встречают, рукопожатия, объятия, а меня никто не ждет, и я не знаю, где переночевать. А темень такая, что, кроме катера да людей, столпившихся под высоким берегом, ничего не видно.
Мои попытки найти пристанище на ночь окончились неудачей. У капитана катера попросился переночевать, хотя бы на палубе. На это получил разрешение, где и провел первую ужасную ночь. Плещется вода о борт катера. Дует с реки холодный северный ветер. Спящие рядом пытаются шутить, но и они скоро смолкают. Тихо и на берегу, и в селе Таборы. Надо мной холодным блеском светят звезды. А мысли! О чем только не передумал я в эту ночь.
15 августа. Утром разбудили крики и свистки милиционеров. Они ловили какого-то пьяного субъекта, пытавшегося забраться на катер.
В учреждениях выходной. Из учителей, молодых, я приехал не один. Направились в районо. Закрыто. Пошли в среднюю школу. Директор поселил их в классе, меня же взял к себе на квартиру.
Время до получения направления на работу посвятил осмотру села Таборы. Это деревушка, протянувшаяся на километр по правому берегу р. Тавды. И хотя центральная кривая улица имеет довольно-таки неприглядный вид, на ней скопился весь партийный и государственный аппарат, магазины, увеселительные заведения. Грязь страшенная. Свиньи, толстые и огромные, шастают по всем улицам.
18 августа. Районо назначило меня заведующим Городковской начальной школой. Добрался до д. Городок в 20 км от райцентра. Деревушка маленькая. Стоит на левом, высоченном в данном месте берегу р. Тавды. Грязная, народ отсталый по своему развитию. Домишки косые, школа разваленная. Как дождь, так вода ручьями стекает по стенам в классы. Парты на 100 процентов поломаны, учебники и прочие книги порваны, на стенах висят замызганные, изодранные карты, стекла наполовину выбиты. Чем-то страшным веет от нее при первом посещении.
Учительница в Городке была, контингент школьников оказался малочисленным и, к счастью, надобность во мне отпала.
22 августа. Приехал в Таборы на учительскую конференцию. Странные типы учителя, особенно Кольцов.
26 августа. Получил новое назначение в Сарьянковскую семилетку.
28 августа. Приехал в Сарьянку на временную работу учителя географии, биологии  и рисования в 5-7 классах.
По прибытии на берегу купил у какого-то проходимца отличную двуствольную винтовку. На «охоту» сходил два (!) раза. Первый раз стрелял в ворону – не попал. Второй раз все птицы, зверюшки и задней пятки не показали. Углем нарисовал круг на березе, удалился на 30-50 м и стрелял в него. Дальше ходить в заболоченный лес не рисковал, да и времени не оставалось.
Сама Сарьянка, в сравнении с Городком, имела приличный вид. Я обнаружил в ней столовую, баню, парикмахерскую, клуб, даже узкоколейку. В школе обучались дети персонала, занятого обслуживанием лагерей заключенных.
1 сентября. Начал работу. Первый урок географии в VI классе. Немного спасовал, но вышел из положения. На других уроках тоже волновался (правда, чуточку).
Больше всех меня смущали с первой парты две девчонки-семиклассницы, возраста солидного. Стоило только начать урок, как они принимались загадочно улыбаться, «строить глазки». Я почему-то, глядя на них, сдерживался. А ведь так хотелось расхохотаться.
13 сентября. Получил известие о призыве в армию. Впереди опять неизвестность.
14 сентября. Последний урок рисования в VI классе. Закончилась моя учительская работа. Как тяжело расставаться с ребятами. Ребятишки – исключительный народ. Расстаемся со слезами. Значит, нервы наши еще не окрепли.
 
Строки из писем**
Тятя – Меньшиков Михаил Егорович
10.12.1951 г. Арти – Красноуфимск
«Живем все еще на квартире. В кургатском доме окошки вставили. В одной комнате пол постлали, осталось сделать крышу. В другой – можно топить печку. Не знаю, к Николе перейдем или нет.
23 ноября послали тебе 50 руб. и не знаем, получил ты перевод или нет. Сегодня отправили 100 руб. Мать купила хлеба, рукавицы, но не знаем, с кем переслать.
100 руб. сегодня перевели солдату Николаю. Ты переписываешься с ним?»

23.12.1951 г. Арти – Красноуфимск
«С 19.12. живем в своем доме без верху – без крыши. Картошка в голбце не замерзла. Овцам сделали станюшку…»

5.03.1952 г. Арти – Красноуфимск
«Тятя переводом отправил мне 45 рублей».

15.04.1952 г. Арти – Красноуфимск
«Тятя переводом отправил мне 53 рубля».

8.02.1953 г. Арти – Красноуфимск.
«Письмо твое получили из Билимбая за 30.01.53 г… Денег тебе посылали 100 руб. в Билимбай. Получил или нет? Да до этого послали в Красноуфимск 100 руб. 22.01.53 г. на педучилище. Их получил или нет? Отправляли тебе письмо в Билимбай. Доставили ли его?..»

11.02.1953 г. Арти – Красноуфимск
«С Фисой отправили тебе небольшую посылку…
Перевод на 100 р., отправленный в период каникул на твое имя в Билимбай, наверное, вернется в Арти…
Коля сообщил, что с октября болеет, сейчас лежит в военном госпитале с температурой 37-38о. У него старая, домашняя болезнь, когда он ходил согнувшийся, как старик…
1 февраля,  в воскресенье, пировали, справляли именины Агнии…
Я все еще нахожусь на ремонте тракторов…»

9.02.1954 г. Арти – Красноуфимск
«Мать из Кургата приехала в пятницу, после снегопада. К тому же она нашагалась и прозябла, так у нее болели ноги. Все грелась. Теперь ничего, бродит.
Я сегодня приехал с мельницы. Жил там дня три. Письмо отправили с Альфином. Муки не было. Тебе  ничего постряпанного не посылаем. Как съездил в Дом отдыха?..»

10.03.1954 г. Арти – Красноуфимск
«Получил или нет 50 руб., которые мы посылали 6 марта… Сегодня пошлем 50 руб…
Коля лежит в больнице. Тяжело болен. Пока улучшения нет. Купили ему в магазине зимнее пальто за 366 руб.; Шурику – валенки за 65 руб…
Я все еще нигде не работаю».

1.05.1955 г. Лемазы – Красноуфимск
«…Получил от тебя письмо… Пишешь, что некоторая сумма тебе требуется. Пока деньги я издержал. 450 руб. послал домой, Зине купил шаль за 500 руб., пуху взял на 300 руб. Хочется где-то до 10 мая выполнить подряд и получить недовыплаченную сумму. Приеду домой, тогда что-нибудь сообразим…
Семья сообщает, что по распределению тебя намечают отправить на север, что тебя интересует мой совет. Смотри, сам знаешь, тебе видней, где тебе лучше. Я не возражаю».

Мама – Меньшикова Агния Митрофановна
5.09.1951 г. Арти – Красноуфимск
«Высылаю тебе 50 рублей. Как до педучилища доехал?..
Дом из Кургата перевозим. Осталась одна поездка».

23.02.1953 г. Арти – Красноуфимск
«17.02. послали тебе 100 руб. Получил или нет?
Корм для скота у нас кончается. Придется еще много покупать…
Отец вторую неделю живет на мельнице.
Андрюша, о тебе шибко стосковалась».

16.10.1953 г. Арти – Красноуфимск
«Побывать отцу у тебя, наверное, не придется. У него очень много работы. Сам хочет сложить печи. Остается кирпич завезти. Пока живем в обеих комнатах без печей. Конюшню и баню перевезем из Старых Артей.
Со скотиной очень плохо. Корму нет. Овец прикололи. Корову продать не можем.
Тебе на рубаху купили черного сатину. Вера к празднику ее сошьет. Носки еще не связали. Шерсти нету. У тятьки купила фунт, вышлет, дак вязать буду.
К Октябрьской айда домой и вези пимы. Отец подошьет их дома».

Сестра – Изгагина Галина Михайловна
14.08.1952 г. Кургат – Красноуфимск
«Я выполняю, что заставит бригадир. Сейчас перевозим зерно перед отчетным годом, так как состою членом ревизионной комиссии. Ваня теперь – зав. овцеводческой фермой.
Коля учится по-среднему. Ленится к урокам готовиться. Прочтет твое письмо и говорит, что, дескать, нашел ошибки… Тебе письмо отправил:
«Здравствуйте, Андрей привет от Коли спасибо за ваше письмо учусь по среднему Андрей айдате вгости к нам».
Ему скатали новые валенки. Но вот пиджак старый. Сшить новый некому. У нас нет портных…
Вася у нас очень уросливый…
С нас все просят лыжи. Но отец все никак не найдет времени, чтобы сделать их…
У тяти, говорят, в то воскресенье была помочь. На тракторе возили лес и дрова. Но не знаю, все ли вывезли».

27.11.1952 г. Кургат – Красноуфимск
«С 21.11 гостим с Николаем у мамы… Не знаю, когда нас заберет Ваня… В каникулы обязательно приедет. Его ждут Коля с Васей. Вася уже вырос большой. Ему идет третий год. Коля учится в 1-м классе. Все с нас справляют лыжи…
Шурик только что болел коклюшем. У нас ночевал две ночи. Тятька с ним тоже приезжал…
У тяти 21.11 были именины, и мы до сегодняшнего дня гостим…»

Брат – Меньшиков Николай Михайлович
2.02.1951 г. Силламяе – Красноуфимск
Я живу пока ничего, учусь по-среднему. Учеба скоро окончится, может, разойдемся по разным частям. Андрюша, мы с Васей врозь. Он находится в другой группе, но я его вижу каждый день…
Андрюша, напиши мне, построили ли клуб в Артях, который планировали возвести к празднику…»

7.01.1952 г. Нарва – Красноуфимск
«Андрей, был или нет в Новый год в Артях, семья перешла или нет в свой дом?.. Семья обижается на меня, что я редко пишу… Зря обижаются… Я пишу им чаще ихнего… Я нахожусь в другом месте, Вася Рябухин – на старом, велел тебе передать привет…»

16.03.1952 г. Нарва – Красноуфимск
«Живу, конечно, ничего, как полагается солдату, отдаю свой долг Родине… Время идет…как-то скучновато… Отслужу… и продолжу свою гражданскую жизнь…
Андрей, я написал домой письмо, попросил денег или посылку… Хочется покушать домашнего. А то у меня нет денег, чтобы взять что-нибудь из съедобного. Получку получишь – велика ли она? На один килограмм дешевых конфет и все…
Зима здесь не холодная. Температура не превышает 8-10 градусов. Морозы – всегда ноль или минус четыре. Снег тоже неглубокий…»

30.03.1952 г. Нарва – Красноуфимск
«Живу, конечно, ничего, как это нужно… Морозы до двадцати градусов…»

26.04.1952 г. Нарва – Красноуфимск
«Живу, конечно, ничего. Время проходит быстро за первый год моей службы. На днях приехал из командировки в Ленинград. Находились там неделю. Время шло отлично. Посмотрел кой-чего интересного. Вскоре, по словам командиров, должен перейти в полк водителем мотоцикла.
Почему ты пишешь очень мало? Больше чего-нибудь интересного.
Весна у нас дождливая… Тепло и грязно…»

3.08.1952 г. Нарва – Арти
«Живу пока без изменений, по-старому… Попрошу…исполнить мою просьбу…в кратчайшее время. Нужна мне книга по автоделу и правила уличного движения… У нас здесь нет… Может, у вас в книжном магазине есть… Для работы по специальности хочу подучить. Многое забыл…»

12.10.1952 г. Ленинград – Красноуфимск
«Я перебазировался на другое место… Вот уже неделя, как нахожусь в Ленинграде… Ездим… по городу, по пути кое-что интересное попадает… Город красивый… У меня пока…без нарушений как по дисциплине, так и по другим предметам службы…»

23.02.1953 г. Ленинград – Красноуфимск
«Я рад, что тебе учеба дается без затруднений…
Нахожусь в госпитале. Здоровье неважное. Лежу здесь уже с 23 января. После выздоровления или приеду в отпуск, или вообще комиссуют…»

3.10.1953 г. Арти – Красноуфимск
«Письмо твое получили, но с ответом задержались. Загружены были работой: сложили печь, почти полностью отстроили всю комнату. Обе комнаты побелили и заклеили обоями, да еще двери поставили… Окна перекрасили другой краской. Рамок наделал, тоже покрасил. Моих фотокарточек не хватило…
Еще извещаю: жди 100 р., купи себе шапку и мне на чесанки галоши девятого размера.
С отцом завтра едем в Старые Арти помочь Феде что-то во дворе построить, вроде какое-то стойло…»

14.11.1953 г. Арти – Красноуфимск
«Праздник провел хорошо. Две ночи гостил в Старых Артях…
Во вторник был твой товарищ из Старых Артей…»

25.03.1954 г. Арти – Красноуфимск
«Твое письмо получили, но мне прочитать не пришлось… Ездил в Старые Арти, пробыл там двое суток, на третьи произошел приступ необычайной неожиданности… Из Старых Артей Федя вывез меня домой, а оттуда – в больницу… Диагноз точно не знаю. Ощущаю только – болит левый бок и все…
Отец ушел плотничать…»

5.12.1954 г. Арти – Красноуфимск
«Узнали из письма о твоем существовании. Говоришь, денег нет. И мы послать не можем. Живем, как тот бык, который в землю забрался по рога… Назанимали уже более трехсот. Мы с отцом денег не привезли. Сколько было, истратили на хлеб. Отец снова уехал в Башкирию до Нового года, а я остался. Живу дома.
Не знаю, разве я пенсию получу, сколько-нибудь тебе отвалим… Скоро буду проходить комиссию, что за результат будет… Сам знаешь, какое у меня здоровье. К тому же Вера лежит в больнице, сделали операцию…
Ты уже знаешь, что я занимаюсь фотографией. Если есть в Красноуфимске проявитель или закрепитель, привези. Фотоаппарат имею хороший «Зоркий». Приезжай к Новому году. Жду с подарком. У меня есть лишний фотоаппарат «Любитель»…
А вот с деньгами не знаю, как быть. Разве я сколько-нибудь выручу через эту фотоработу… Тогда, возможно, сколько-нибудь помогу…»

27.12.1954 г. Арти – Красноуфимск
«Андрей, к тебе с просьбой. Стараюсь не за себя, а за Аркадия. У него нет костюма. Здесь их продавали, недорогие, в небольшом количестве. Мы не сумели купить. Размер сорок шестой, рост второй. Если есть такие в Красноуфимске, купи. Деньги пришлем – рублей за четыреста. Если названных костюмов нет, то перевод береги. Деньги не свои – Галинины, она оставила их у нас, чтобы мы купили ей швейную машинку. Вот и решили, пока нет машинок, купить Аркадию костюм. Понятно?
Для меня в магазинах Красноуфимска посмотри увеличитель «У-2» или универсальный, проявитель, закрепитель и фотобумагу глянцевую размера 4 или 5…»

Брат – Меньшиков Аркадий Михайлович
12.09.1951 г. Арти – Красноуфимск
«Сено все увезено домой. Картофель еще не копали.
Тятя получил 1055 руб. Купили тебе пальто осеннее за 580 руб. Пимы тебе катают… Тяте взяли теплые брюки, маме – брезентовые туфли. Долг и налог отдали. Деньги израсходовали.
Хлеба тятя получил за старое без десяти кг 12 центнеров, нового начисляют за трудодень 1,6 кг. Муки у нас нету…»

21.09.1951 г. Арти – Красноуфимск
«Мама к тебе не приедет. Картофель не копали. Дом не строили. Некогда. Фундамент сложили, моху привезли только воз.
Хлеба мы тебе не пошлем, едим ржаной, другого нет. Посылаем тебе картошек и 100 руб., чашку и носки. Андрей, пуще береги носки, не теряй. Деньги так не держи. Сам знаешь, что сейчас у нас расход большой.
Чесанки мы тебе не пошлем. Еще их не подшили. Отправляем майку, мешки, которые посылай домой, а то нам посылать тебе больше не в чем.
Я пока учусь хорошо…»



18.10.1951 г. Арти – Красноуфимск
Хотя и посылаешь Коле привет, но зря. Его взяли в армию. Принесли ему повестку, сроку не получил ни на один день. Он не снялся с работы, зарплату не получил. Мы даже через неделю не можем получить его деньги. Его провожали Вера, Федя и тятя.
Дом подняли, но только одну половину и еще не покрыли. Помочь не делали. Строительством занимаются только Федор Захарыч и тятя. Им помогает мама.
Портфель мы тебе купили новый. Старый мне надо. Мне не в чем носить учебники…
Учусь я пока хорошо…»

30.10.1951 г. Арти – Красноуфимск
«Мама хворает всю неделю. Хотя не лежит, но сейчас еще плохо может…
Пишешь, что в Октябрьскую приедешь в новый дом, но напрасно. Дом пока строят. Нас задержали старые худые бревна, потребовались новые. В одной комнате осталось положить ряд, во второй – 6 рядов. Тятю с ремонта не отпускают…
Мотоцикла скоро не будет. Мы его продаем Феде за ту же цену…
Учусь я пока хорошо…
Нельзя ли в Красноуфимске галоши для мамы… Их привозили, но она прохворала…
Коле пошли бумагу. У него нет…»

19.02.1952 г. Арти – Красноуфимск
«Стропила на дому поставили, начинаем решетить.
Денег высылаем, если песку нет больше, то оставь себе сколько-нибудь. Еще перевод пошлем с 10 марта. У нас гостили дядя Петя с теткой Лизой. Сейчас ждем дядю Степу и твою крестную тетку Галину. Должны приехать Федя с Верой…
Купи и вышли, пожалуйста, жилку…»

5.03.1952 г. Арти – Красноуфимск
В разделе «для письма» талона к переводу: «Купи жилки по цвету воды. Посылаю свои 9 руб.».

15.04.1952 г. Арти – Красноуфимск
«Строительство дома продвигается. Крышу тятя всю закрыл. Вчера в комнате выбелили.
Ты, наверное, живешь без денег. Сейчас мы нажили и посылаем тебе 50 руб. Деньги наживать трудно… Козу закололи, продали и купили другую, барана нарушили, продали и купили у тятьки (деда – А.М.) твои красные хромовые сапоги. Всего он за работу взял 160 руб. Брюки брать пока не за что…
Я получил от тебя 10 метров жилки… Если есть возможность, возьми еще 5 метров, щучью удочку…
Я учусь пока хорошо…»

13.06.1952 г. Арти – Красноуфимск
«У нас здоровье неважное. У мамы ноги болят и у меня – тоже. Вчера ходили садить картофель. В огороде мы посадили все. Маме хочется к тебе съездить, но огород неогороженный, и отойти нельзя. Папка все в поле, городить некогда…
Мы знаем, что тебе кушать нечего и у нас денег не было. Сейчас папка получил, и мы посылаем 50 р. с Василием. У него машина оказалась разобратой. Мама дважды таскала ему хлеба для тебя, бесполезно. Деньги посылаем переводом…
Андрюша, пошли мне жилку…»


28.12.1952 г. Арти – Красноуфимск
«Тятя сделал вторые рамы, а в комнате холодно. Он – в ремонте. Купили сепаратор. Ты получил или нет 100 руб., посылали 22 декабря. Если на каникулы поедешь в Билимбай, то попроси дядю Степу достать краски для полу, крыши, окон, хорошей олифы.
Шура бегает темными вечерами… У Феди плохое здоровье…»

31.03.1954 г. Арти – Красноуфимск
«Коля лежит в больнице. Тятя уехал работать в Башкирию. Бригада, в которой 5 мужиков и 2 бабы, заключила договор. Должны построить телятник (длина – 35 м и ширина 9 м) и кухню (3 стены) за 44000 руб. К делу приступили: 3 человека возят лес на 100 м и 3 –кондуют его. На артель получили 65 кг муки, 40 кг свинины. Живут все в одной квартире…»

28.09.1954 г. Арти – Красноуфимск
«Пришло от тяти письмо. Коля купил фотоаппарат «Любитель» за 70 руб., плащ – за 380 руб. Дома мы сидим без хлеба и без денег. Хлеба заняли у Веры, а денег нет. Как ты доживешь до денег, не знаем. Я получу и сразу пошлем переводом…
В понедельник мы ездили в Старые Арти мять лен. Вернулись домой где-то в 20-00. Буду во вторую смену работать, возвращаться не придется… Деньги получу к числу 5-му…»

24.01.1955 г. Арти – Красноуфимск
«Тяти дома нету, но письмо было от него. Домой сулится. Мы же думаем, что приедет нескоро. Шурик учится ничего. Только хворает часто.
Денег у нас нету, получил мало…
В избе покрасили, заплатили 60 руб…»


14.04.1955 г. Арти – Красноуфимск
«Почему не приехал в воскресенье? Мы тебя ждали. Купил или нет обои, у нас их нет, стены необлепленные. От тяти пришло письмо, а почему ты не пишешь ему?
В воскресенье айда домой!..»

4.06.1955 г. Арти – Красноуфимск
«Тятя полторы недели жил дома, сменил паспорт и в понедельник уехал. Привез с собой денег 600 руб., 1 кг пуху за 300 руб., шаль пуховую Зине за 500 руб. Работ ему осталось на неделю, денег – 2300 руб. Тятя хотел послать тебе деньги на брюки, на сапоги и маме – на зубы. Она собирается вставить их в Красноуфимске…»

Брат – Меньшиков Александр Михайлович
17.01.1952 г. Арти – Красноуфимск
«Денег тогда тебе послали мало. Сложили голландку. Истратили не менее 750 р. Теперь у нас изба теплая. Спим на полатях…
Посылаем 100 руб… Купи, если есть, сахару, соды, галоши 12 или 13 размера тяте, мне – чернильного порошка. У нас в магазинах нету…
Писал М.А.М. как первоклассник»
 

*  Примечания автора
 «История ВКП (б). Краткий курс» моложе меня на 4 года. Вскоре после его выхода, 14 ноября 1938 г., ЦК ВКП (б) принял постановление «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП (б)», в котором он был объявлен каноническим «единым руководством по истории партии, представляющим официальное толкование «основных вопросов истории ВКП (б) и марксизма-ленинизма», не допускающим «никаких произвольных толкований». (Зевелев А.И. Из истории утверждения единовластия Сталина. – М.: Знание, 1989. С. 46.)  Состоявшийся 5-14 октября 1952 г. XIX съезд переименовал ВКП (б) в КПСС. Судя по выписке из табеля успеваемости, мы изучали его решения. А ГЭК в 1955 г. сдавали по истории ВКП (б). Чем это объяснить? Мне неизвестно.

**  Здесь и далее хронологические рамки «Строк из писем» не выходят за рамки периодов моей жизни; за датой отправки письма – места постоянного или временного проживания его автора и адресата.