Жертва надежды ч. 116

Сергей Владимирович Жуков
                §116.  Жертва  надежды

   Экзистенциалист: «По поводу надежды мне ближе всего изречение Альбера Камю: «Самое главное - это раз и навсегда уничтожить надежду».
Действительно, это на первый взгляд прекрасное чувственное качество полностью подчиняет человека, а любая зависимость чревата вынужденной жертвой.
Возможно, человек, утративший надежду, является самым свободным из всех, ибо упования словно сковывают волю личности, лишая её не только возможности физически продуктивного действия, но и активной работы мысли.
Постоянная надежда не только спасает, но порою губит как отдельную личность, так и целый народ»

    Христианин: «Тем не менее, экзистенциализм есть и католический. В отличие от Нобелевского лауреата, выдающийся мыслитель Габриэль Марсель произнёс: «Нет, и не может быть самопожертвования без надежды, в противном случае это было бы самоубийством».   
Конечно, надежда на кого-либо, кроме Всевышнего, заключает в себе апатию и безволие. Сказано же: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения».

   Экзистенциалист: «Возможно, надежда имеет несколько разновидностей и всё-таки жертва, исполненная никчёмных чаяний, наверное, самая пустая из всех. Жертва надежды едва ли не самая безнадёжная и необратимая.
Вернуть её к жизни способны лишь голод и страх. - Нужда заставить калачи есть - утверждает русская народная мудрость. Надежда не накормит никогда. Она может вначале согреть душу, но затем нависает над ней и довлеет легендарным Дамокловым мечом. И опять возникает надежда - вдруг меч никогда не упадёт?
Надежда одного человека болезненна и болезнетворна, объединяющая толпу - сокрушительна.
Надежда - самое безобидное, но в то же время и наиболее коварное из всех чувственных действий.

    Христианин: «Апостол Павел говорит о том, что «мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда, ибо если кто видит, то чего ему надеяться?» Рим. 8.24.
Экзистенциалист: «А я тебе по-русски ответствую - на Бога надейся, а сам не плошай! Надежда не случайно чаще всего рифмуется с одеждой, ибо она напяливается на человеческое сознание, словно шутовской колпак или ночной чепец, сквозь кисейную ткань которого всё виднеется в дымке и мареве.
Под этим не просто головным, но мозговым убором не только тяжко дышать, но и жить в полную силу.
Несмотря на то, что надежде не свойственно прямое руководство, невзирая на то, что она полностью лишает человека творческой инициативы, иногда она всё же умудряется или, вернее, исхитряется привести человека к гибели.
Мало того, кто-то из нас ещё и питает надежды, отчего они становятся громоздкими и подавляющими.
В большинстве случаев надежда не возвышает, а принижает человека, ибо её чаще всего возлагают, подобно венкам на могилу здравого смысла».

   Христианин: «Действительно, надежда на земное благополучие, вопреки всеобщему мнению, отнюдь не даёт облегчения, но становится почти невыносимым бременем.
И всё же напоследок скажу, что надежда походит в моём понимании не на магический колпак, но на шлем воина. Надежда не Всевышнего светла как день. Выдающийся русский философ говорит, что «надежда - это не слабость, а добродетель. Мы втайне думаем, что не надеяться лучше, чем надеяться, мы стыдимся надежды. А отсюда - мы не вверяемся Богу, как должно вверяться, как вверяется своей матери ребёнок».


Литература
1   Экзистенциализм - философия существования, возникшая в середине 20-го столетия от Р.Х. в странах Западной Европы. Видные представители в Германии: М.Хайдеггер, К.Ясперс; во Франции: Ж.П.Сартр, А.Камю. Русские мыслители - экзистенциалисты в эмиграции: Н.Бердяев, С.Булгаков, Л.Шестов и др.

2  Марсель Г. Иметь и быть.- Новочеркасск,1994.-С.75

3   Флоренский П.А. Письмо Кожевникову //Вопросы философии.-1991.-№6.-С.100