Кулинария ассинибойнов

Игнат Костян
Ассинибойны являлись всеядным народом.Они употребляли в пищу коренья,ягоды и мясо практических всех зверей и птиц.Подобно большинству племен Равнин,в их рационе присутствовало значительное количество растительной пищи.В нем значатся рябина,дикая вишня,бычьи ягоды,ягоды красной ивы, корень камас, степная репа,горький корень и бутоны дикой розы.Современники отмечали, что «их основным продуктом является мясо бизонов,различные виды оленя,а также овощи».В целом,несмотря на изрядное количество потребляемой растительной пищи, следует заметить,что ее по большей части смешивали с мясом бизона или оленя при сохранении первостепенной роли мяса.Существовало табу на определенные виды животной пищи.Мясо медведя обычно считалось священным,чтобы употреблять в пищу.Во время ягодного сезона ассинибойны перекочевывали в богатые ягодами места,где женщины и дети без устали собирали плоды в сумки из сыромятной или мягкой, выделанной кожи.Потом содержимое их высыпали в емкости большого размера.Урожай относили в лагерь и высушивали на солнце,после чего ссыпали в парфлеши или другие сумки.Рябину сбивали с кустов прямо на расстеленные плащи или одеяла.Дикую вишню собирали спелой и толкли на камне до тех пор,пока не получалась густая паста.Ее сушили и складывали в сумки или использовали для приготовления пеммикана.Хотя иногда это сушеное месиво употреблялось в пищу без добавок,чаще его все-таки закладывали в супы.Толчение вишни производилось при помощи молотка.Эти молотки изготовлялись из камня,который прикреплялся к деревянной ручке при помощи сморщенной сыромятной кожи.Съедобные корни выкапывались при помощи палки-копалки.Степную репу очищали от кожуры, насаживали на веревку и вешали на просушку,хотя употребляли в большом количестве и сырой.Сушеную репу растирали и добавляли в суп для придания ему густоты.Камас,как правило,жарили прямо на месте,сушили на солнце и заготавливали впрок.В целом можно сказать,что практически все виды растительной пищи сушились и откладывались про запас.Для приготовления пеммикана лучшие куски бизоньего мяса высушивались,а затем их разминали на камне.Для этой цели обычно применялись молотки.Перед самым толчением куски мяса держали над огнем,чтобы сделать их мягкими и жирными.Костный мозг и другие жиры разогревали и смешивали с толченым мясом,после чего в это месиво добавляли размятую дикую вишню.Часто для запаха добавляли несколько листиков перечной мяты.Затем всю эту клейкую компактную массу, легко сохраняемую и готовую к употреблению,укладывали в парфлеши.Хотя при приготовлении пеммикана предпочтение отдавалось бизоньему мясу,мясо оленя и лося тоже годилось. Костный жир извлекался путем вываривания разбитых костей – всплывающий жир снимали сделанным из рога черпаком.Как и у многих племен,этот костный жир часто хранился в пузырях.Растительную пищу обычно жарили или запекали. Степную репу пекли в раскаленной золе.Мужчины ассинибойнов,как правило,должны были держаться на некотором расстоянии от места приготовления пищи.Женщины выкапывали яму глубиной около трех футов.На дно клали раскаленные камни, которые покрывали свежими листьями и ветками ивы.Сверху помещали растительные продукты для приготовления,причем каждая женщина отделяла свою долю от других.Их покрывали ветками,которые,в свою очередь,засыпались землей,и сверху разводили костер.Огонь в костре поддерживался до полного приготовления продукта,готовность которого ассинибойны определяли по запаху.В плане животной пищи ассинибойны принадлежали к миссурийско-саскачеванскому типу,для которого характерно присутствие в рационе мяса бизонов и других копытных животных.Как и многие племена Равнин,ассинибойны употребляли в пищу мясо собак.Некоторые исследователи считают,что распространение обычая поедания собачьего мяса у ассинибойнов связано чисто с церемониальными пиршествами.Кроме варки мяса ассинибойны практиковали и другие способы его приготовления.Мясо часто жарилось или запекалось на углях,в особенности – ребра.Толстую кишку, нарезанную на куски и высушенную,также пекли на углях.Иногда ломтики мелких кишок,проветренные и завязанные на концах,приготавливались путем жарки над костром.Кусок толстой кишки наполнялся кровью и жиром,связывался на концах и зажаривался целиком под горячей золой.Время от времени его переворачивали и пробовали заостренной палкой.Способ приготовления в яме иногда применялся и для мяса.Во время охоты на бизонов в земле выкапывалась яма,на дно которой клали много раскаленных камней,а сверху накидывали слой ивовых веток и травы. Туда складывали мясо одним или двумя слоями,а поверх него набрасывали ветки, траву и,наконец,землю.Это называлось сухим приготовлением.Яма обычно закладывалась с вечера,заполнялась раскаленными камнями и ветками. Разделанная туша теленка бизона,завернутая в свежие шкуры,укладывалась на две расстеленные шкуры поверх веток.Заложенная таким образом в яму туша заливалась водой,и все это накрывалось еще двумя свежими шкурами.Верхнюю шкуру натягивали на колышках.Сверху насыпалась земля,а затем разводился костер.Особенно ассинибойны любили супы.Приготовление такой пищи требовало соответствующей утвари.Сумку из сыромятной кожи наполняли песком,обмазывали снаружи жиром и по этой форме лепили горшок.По окончании работы песок высыпали,а сумку извлекали наружу.Горшок наполняли жиром и подвешивали над огнем для затвердения.После этого его испытывали на водонепроницаемость посредством кипячения в нем воды. По мере использования горшки становились тверже.Как считают исследователи, такой способ изготовления варочных емкостей стал известен ассинибойнам в процессе их контактов с оседлыми племенами Верхнего Миссури,в частности манданами. Также ассинибойны могли позаимствовать этот способ у черноногих или гровантров.Существование гончарных ремесел у ассинибойнов до сих пор еще остается не вполне доказанным.Бытуют некоторые предания о гончарных ремеслах, однако свидетельства современников настолько скудны,что не позволяют однозначно ответить на этот вопрос.С развитием пушной торговли ассинибойны постепенно приучались пользоваться котлами из железа,меди и латуни.В типи эти котлы вешались на деревянный крюк, который,в свою очередь,прикреплялся к треноге. Излюбленным способом приготовления пищи у ассинибойнов было,как отмечалось выше,камневарение,или приготовление пищи при помощи камней.Этот способ приготовления пищи у ассинибойнов,описанный Д.Кэтлином,приведен выше. Современник вспоминал,как,отправившись в военный поход,воины готовили себе кровяной суп.Варка производилась при помощи раскаленных камней в свежей шкуре или зверином желудке.Технология приготовления такого супа в лагерных условиях ничем не отличалась от походных.«Индейцы наливают кровь в полупереваренное содержимое оленьего желудка и варят эту смесь до тех пор,пока она не загустеет.Затем туда добавляют немного жира и очень мелкие кусочки мягкого мяса.Хорошенько смешав кровь с содержимым желудка,дикари подвешивают все это коптиться в дыму на несколько дней.В результате масса начинает бродить и приобретает приятный кисловатый вкус.Весь жир для названного блюда пережевывают мужчины и мальчики,чтобы раздробить мелкие жировые шарики, которые в результате этого не будут застывать,а смешаются со всей массой.К этой процедуре не допускаются ни старики с больными зубами,ни слишком маленькие дети.Если бы не наше предубеждение,это блюдо непременно пришлось бы по душе самым разборчивым гурманам»,– отмечал современник.Еще об одном способе приготовления супа рассказывали сами индейцы.«Когда бизона убивали,то поступали следующим образом – из него доставали внутренности и переворачивали тушу на спину. К оставшейся внутри крови и жиру добавляли немного воды и туда опускали раскаленные камни».Таким образом,внутри самой туши получался наваристый суп.Этот способ применялся ассинибойнами нечасто.Учитывая,что следы гончарных изделий ассинибойнов скудны,способ варки при помощи камней долгое время оставался распространенным в их домашнем хозяйстве,а его применение военными отрядами в походных условиях было просто необходимостью.