4-XIV Ритуал благодарственного лобзания

Публий Валерий
                XIV

  В святилище Великой Матери Богов главная жрица приехала как раз к началу службы. И как раз отсутствовал Понтифик, предупредивший утром нескольких коллег, что его не будет дня четыре. Так что прибытие – чего по иерархии она могла и не делать – на это богослужение его заместительницы, к тому же весьма популярной и любимой среди верующих, особенно простых, было весьма ими приветствовано, встречено радостно и воспринято едва ли не как благоприятный знак. А посему, в силу этого и в силу прекрасного настроя самой высокопосвящённой фламины, обычная служба прошла с необычайным энтузиазмом и эмоциональным единством всех прихожан и священнослужителей.

  Во время одной из завершающих молитв юный младший жрец Медуций случайно – а возможно, так оно и должно было произойти – пролил вино из амфоры Дактилов. Сначала Присцилла будто не обратила внимания. Но в самом конце богослужения вместо того, чтобы дать знак молящимся подняться с пола и отпустить их, она сказала:

  – Возлюбленные сёстры и братья! На меня, покорную служительницу нашей Прекрасной, Всемилостивой, Великой Диндимены, её благодатью, только что снизошло наитие. О том, что пролитое вино – вот оно – это знак Великой Матери Богов, проявление её любви и заботы о нас, её преданных служителях и поклонниках! Мы только что все вместе, торжественно, усердно и горячо, радостно и единодушно молились Великой Кибеле, и разлившееся вино означает, что мы должны совершить возлияние ей прямо сейчас, и порадоваться, и быть счастливы нашей угодной службой и дарованным знаком! Любите нашу Прекрасную Богиню и угождайте ей! И Великая Кибела не оставит без внимания молитв! И да пребудет с нами её благословение!

  – Да пребудет! – многоголосо откликнулись все, поднявшись, но оставшись в этот раз стоять на местах.

  – Богиня любит всех вас! Я люблю всех вас! Служители, вина всем! Возлюбленные сестры и братья, совершите каждый щедрое возлияние! Все отведайте божественного напитка, увеличивая нашу общую радость! Не стесняйтесь, любимые мои сёстры и братья! – главная фламина первой, взяв протянутую Медуцием амфору Нимф, совершив возлияние, надолго припала к ней, отпив около половины секстария, подавая пример всем прочим. Она знала, что в храме достаточно хороший запас вина.

  Вскоре им был залит весь пол в той, передней, части целлы, что прилегает к главной культовой статуе Супруги Сатурна. В святилище собралось около четырёхсот её поклонников – драгоценных чаш, золотых и серебряных, на всех, естественно, не хватало. Корибантам, отдавшим все кубки адептам второго и более высоких посвящений, пришлось раздавать и маленькие, и большие амфоры, чтобы верующие прямо из них совершали возлияния и пили вино, милостиво дарованное Великой Матерью Богов чрез посредство Фламины-Старшей сестры, истолковавшей знамение.

  Ещё не успели последние поклонники проделать этот обряд, как несколько женских и мужских голосов – не исключено, что то были покровительствуемые Фабией прихожане, приходящие к ней на салютатио – несколько голосов громко произнесли:

  – Просим благодарственного лобзания! Просим! Богиня послала нам знак! Да, благодарственное лобзание! Старшая сестра, просим тебя!

  Ритуал благодарственного лобзания проводится верующими на особо торжественных и праздничных богослужениях, например, во время Мегалезийских празднеств, в случае каких-то редких благоприятных знамений. Одна из самых высокопосвящённых жриц – кроме прочего, это должна быть рожавшая женщина, запрещается также исполнять эту почётную обязанность во время месячных – садится на ступени прямо у подножия главного скульптурного изображения Идейской Матери. Вблизи неё и прямо на её голову, одежду, тело насыпаются цветы, более всего между её широко расставленных ног. При отправлении этого обряда на жрице не должно быть ничего, кроме цветов, особой полупрозрачной накидки, обмотанной вокруг живота и прикрывающей одним концом промежность, а другим, необязательно, сосцы – обычно жрица придерживает этот конец, «пряча» их под тканью, но остальная часть грудей должна быть открыта; и кроме украшений. Причём три из них культовые. Священный символ Кибелы, висящий на массивной цепи на уровне пупка, и два браслета, снимающиеся со специальной статуи Диндимены и надевающиеся на ноги священнослужительницы. Таким образом она, весьма посвящённая в тайны религии, представляет собой Прекрасную Богиню, её доступность и открытость молитвам, просьбам и благодарениям поклонников. А они, проявляя признательность своей Небесной Покровительнице, целуют её священный символ, бёдра и груди фламины, тем самым благодаря Великую Матерь Богов, Благосклонную, Открытую, Прекрасную Богиню.

  В последний раз ритуал проводился в апреле, главная роль, за отсутствием Старшей сестры, была отведена Офелле Младшей, одной из Вторых сестёр. Несмотря на молодость – она всего на пару лет старше Фабии – уважаемой священнице. Офелла и Присцилла приятельницы, однако Офелла замужем, добродетельная, практически образцовая супруга, у неё две чудных дочурки, и она покидает дом в основном лишь по религиозным делам.

  Крики усиливались, всё больше верующих произносили эти слова, наконец все, уже негромко, но хором, дружно, будто один человек, скандировали: «Просим! Просим!» Наиболее высокие по иерархии и по статусу вне храма адепты, недолго посовещавшись и довольно быстро уговорив консервативных пессинунтских обладателей высших санов, едва ли не после первых возгласов, велели соответствующим служителям, в частности, из подколлегии дендрофоров, заняться соответствующей подготовкой. И теперь, пока один из Вторых братьев, воздев руки и заставив поклонников замолчать, громко произносил предваряющую ритуал благодарственного лобзания молитву, младшие служители носили охапки цветов, готовили культовые украшения для главной жрицы, она сама ушла в опистодом, чтобы, обнажившись, облечься в освящённую в Пессинунте полупрозрачную накидку из сирийской ткани.

  Приготовления завершены. Второй брат закончил молитву, и по его знаку все опускаются на колени, наступает тишина. Прекраснейшая собой Старшая сестра плавной и тожественной походкой – вероятно, о такой Вергилий Марон сказал:

                В поступи явно сказалась Богиня –

грациозно и соблазнительно шагая, выходит из боковых дверей опистодома, осыпаемая цветами, садится на специальную красную гладкую подушечку на мраморной ступени. Фламина широко расставляет гладкие, с нежнейшей кожей ноги, чуть-чуть промедлив, прикрывая упавшим было на пол концом накидки свои эпилированные лобок и промежность. Освящённая накидка, фактически просто длинный и узкий отрез ткани, плотно обмотана вокруг её тонкой талии. Изящным движением руки главная жрица убирает прятавший её дивную грудь другой конец обрядовой одежды, замотав его за цепочку около священного символа Кибелы. Торжественно возвещает:

  – Благословение Богини с вами! Благодарите Великую Матерь!

  Ритуал совершается по очереди, но без иерархии, ибо в этом обряде Диндимена максимально открыта, доступна, приближена верующим. Вот первый счастливчик, пожилой почтенный квирит, в храме – хастифер, приближается к священнослужительнице, встаёт на колени и целует по очереди святой символ Реи РЦ…, её правое и левое бёдра, задевая лбом и носом ткань накидки, ведь чем РЦ… это знают адепты уже второго посвящения, затем лобзает правую и левую груди, адепты третьего посвящения могут поведать, что РЦ… После чего произносит: «Благодарю Великую Богиню!», поднимается и отходит, а полненькая женщина уже целует бёдра жрицы, также спеша воздать благодарность.

  Совершившие редкий торжественный ритуал благодарственного лобзания в благоговейном молчании выходят из целлы, но уже в пронаосе, а тем более в тэмплуме и на улице, спешат поделиться друг с другом радостными впечатлениями. Многие счастливы ниспосланным знаком и тем, что участвовали в священном обряде. Тем, что выразили свои почитание и признательность Рее, лобзая любимую и популярную Фламину-Старшую сестру. Фламину, которой Богиня даровала понимание, смысл знака.

  В целле же один за другим поклонники Идейской Матери почти непрерывно говорят «Благодарю Великую Богиню!». Главная жрица улыбается, сохраняет торжественность позы. Две её коллеги, Офелла Младшая и одна приехавшая из Пессинунта, рассказывали, что после ста-двухсот перестают чувствовать лобзания, Фабия же продолжает ощущать и различать сотни разных прикосновений различных губ. Мягких и пухлых, тонких и сухих, влажных самих по себе и смоченных вином… Наконец, остаются лишь двое младших жрецов; вот и они, произнеся обрядовую фразу, отходят в сторонку, ожидая, когда можно будет снять со Старшей сестры ножные браслеты. Последними, когда в целле остались лишь пять посвящённых, целуют коллегу нарочно ждавшие Домицилла и Фульвия. Они задерживают свои уста, и даже с язычками, на её чудесной ухоженной коже чуть подольше, а второе и третье их лобзания – они специально отодвигают накидку – разделяют лишь пара дигитусов. После них, помогая себе руками, сама Присцилла целует символ Реи, свои бёдра и груди, говорит торжественно, но с ощутимой усталостью в голосе: «Благодарю Великую Богиню!»

  Ритуал благодарственного лобзания завершён. Служители снимают культовые браслеты и идут их омывать. Домицилла сходила в пронаос и разрешила давно пришедшим рабыням начать уборку в целле. Вернувшись, она вместе с Фульвией помогает уставшей Старшей сестре подняться, пройти в опистодом, снять священный символ Богини и ритуальное облачение. Коллеги хвалят и подбадривают Присциллу, слегка омывают её бёдра и груди. На девушек искоса поглядывают два младших жреца, пришедших надеть браслеты обратно на изваяние Диндимены, выполненное в рост; это юноша и мужчина под сорок, представители делегации от Пессинунтской коллегии. Прочитав необходимую молитву, повесив куда и повернув как нужно украшения, они подходят за благословением к старшей коллеге, она отпускает их.

  Наконец, одетая, снова с помощью молодых жриц, в их сопровождении, Фабия выходит в пронаос.

  – Как я благодарна вам, возлюбленные мои сёстры!..

  – О Богини! Присцилла, ты самая достойная этого ритуала, ты потрясающая!

  – Ты великолепная, дивная! Нельзя представить какую-то другую фламину, никого из Вторых сестёр, кроме разве что Офеллы, на месте тебя в этом ритуале!

  – Благодарю, сестрёнки! Наверняка вы сами когда-нибудь воссядете так же. А не хотите ли, красавицы, погостить эту ночку на моей вилле? Она не так далеко, мили четыре. Одно место есть в моих октафорах, может, и ещё где найдётся.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/12/09/316


--------------------
1) пессинунтские обладатели высших санов – нек-рые источники сообщают даже о засилии пессинунтского жречества в римских коллегиях Кибелы (до Флавиев); дендрофоры, хастиферы – жрецы культа Кибелы.
2) В поступи явно сказалась Богиня (Богиню истинную видно по походке, лат. Et vera incessu patuit Dea) – автор не совсем скромно сравнивает походку Фламины с Божественной. Приводя слова из «Энеиды» Вергилия (песнь 1, строка 405), о походке явившейся перед сыном Энеем в образе земной девушки Венеры.