Как я автомобили приобретал

Виктор Некрасов
 "Запорожец".Таков был первый автомобиль.   


Политические перетряски в Кремле не вызывали сколь- нибудь существенных перемен в жизни простых людей. Ощутимых изменений не происходило и в семьях сельских учителей. В материальном  плане 80-е годы можно охарактеризовать как довольно стабильные годы за исключением, пожалуй, 1988-91-го, то есть времени  за два-три года до развала СССР.


      Вдвоём с женой  в эти годы мы получали  около пятисот рублей в месяц, что по тем временам было довольно приличной суммой. Кроме основной зарплаты,  от которой мы умудрялись немного откладывать на так называемый «чёрный день», некоторый  доход  получали от  пчёл. В среднем у нас в то время было 10-15  пчелосемей, и реализация мёда дополнительно давала тысячу, а то и полторы тысячи рублей за сезон. Причём я никогда не стоял на рынке, так как весь мёд раскупался на дому. Мои навыки в пчеловодстве  с каждым годом подрастали,  и  я всё больше осознавал, что пчёлы могут обеспечить полный достаток честным, трудовым путём. Наблюдая за жизнью в селе, анализируя все виды деятельности селян, и  используя простую житейскую арифметику,   я пришёл к выводу, что пчеловодство - самое  выгодное  занятие из всех возможных на то время.


      Тяжёлый мотоцикл нас уже перестал устраивать,  и пришла пора подумать о крыше над головой, то есть об автомобиле. Мне  шёл четвёртый десяток,  и ребячество постепенно начало перерастать в серьёзность, даже в солидность, если хотите. Я уже отмечал, что  приобрести автомобиль любой марки можно было только через многолетнюю очередь, которая нередко впускала « нужных»  внеочередников в первые ряды. Передовики сельскохозяйственного производства из числа механизаторов, водителей, комбайнеров  и животноводов по итогам года могли получить в качестве премии автомобиль или купить его  без очереди.


 В просвещении же такого понятия даже не было. Отмечали и нашего брата-педагога на учительских конференциях, но, как правило, Почётными грамотами от районных властей и даже, (бери выше)  от  Министерства просвещения. Фу, даже дух захватило! Только к грамотам самого высокого розлива причиталась, ну, в лучшем случае - стопочка книг. Читайте, дескать, совершенствуйтесь  и продолжайте сеять  разумное, доброе, вечное.  Да, совсем забыл, Героям Социалистического Труда были  доступны все блага, причём без всяких там очередей. Это  справедливо! Да вот беда, не было среди учителей  Героев. Труд наш не оценишь в гектарах, центнерах или баррелях. Он количественно как-то неизмерим, а по- другому методу мерить его почему-то не пробовали. Но об этом я пишу умышленно, как бы готовя для себя алиби в  следующих событиях.


         В одну из встреч со своим товарищем Лихачёвым Вячеславом Николаевичем (однокурсник по Задонскому сельхозтехникуму) я завёл разговор  об  автомобилях, и он предложил мне свою помощь в его приобретении. Его должность управляющего  районным объединением «Сельхозтехника» по тем временам была очень солидной в масштабах района.  Всю сельскохозяйственную  технику, запасные части к ней, грузовые и спецмашины можно было приобрести именно в этой организации.   Он был вхож в кабинеты первого секретаря РК КПСС и председателя Райисполкома, и относился к районной элите. Вначале я даже не поверил в серьёзность его предложения, в возможность  обхода, как мне казалось, строгой очерёдности, но,  посоветовавшись с женой,   решил  купить автомобиль «Запорожец». Купив бутылочку хорошего коньяку и прихватив приличную закуску, как-то вечерком мы подъехали с другом к секретарю Райисполкома Васильеву Николаю Ильичу. В уютной беседке,  обвитой популярным виноградом «изабелла», «раздавили» эту бутылочку. На природе  да с хорошей закуской  на троих этой ёмкости оказалось мало,  и мы повторили.  Вопрос о приобретении машины был решён. Осознаю, грешен, да и не святой же я! Через несколько дней мне позвонили из  Райисполкома и предложили подъехать для оформления документов на покупку автомобиля. Очередь моя подошла!


         Стоил он ровно четыре тысячи рублей. Такая сумма у нас была. Кстати, тяжёлый мотоцикл я продал за полторы тысячи рублей, то есть за те же деньги, что платил  за новый три года назад. Оформив необходимые бумаги в Райисполкоме, а затем в райпотребсоюзе, я отправился в Липецк. Заплатив указанную сумму на оптовой базе  облпотребсоюза,  я купил первый в своей жизни легковой автомобиль. Таким образом,  с 1981 года мы с женой ездим на своих автомобилях, которых будет ещё пять. Конечно, «Запорожец» был  простеньким, сорокасильным автомобилем, с воздушным охлаждением, но  после мотоцикла и эта покупка была  уже прогрессом.



         Второй автомобиль, ВАЗ 2106, мы купили в апреле 1987 года на авторынке в городе Воронеже.  Работал я в то время уже директором школы и с помощью «нужных» людей  мог купить «Жигули» обходным путём, но не стал этого делать. На авторынке за машину с пробегом приходилось платить гораздо больше,  чем за стоимость  новой.  Двухлетняя «шестёрка» обошлась нам в шестнадцать тысяч рублей  при официальной стоимости нового  автомобиля данной модели в восемь тысяч. Некоторые ловкачи уже  в то время делали бизнес на перепродаже машин. Помогал выбирать её  мой друг Святослав, служивший в Воронежском УВД, в звании майора. У него был некоторый опыт в этих делах, да и подстраховка человека в погонах  как-то успокаивала на предмет сохранности денег. Сумма-то была очень большая, а на рынке промышляли и другие спецы, смотревшие,  где и что плохо лежит. Он не советовал мне брать  именно эту машину, полагая, что она была в ДТП. Уж очень  подозрительно свежей казалась на вид, смотрелась  как новая. Нам же она понравилась, и мы купили её, не приняв  совета друга.   Его сомнения вскоре подтвердились. Машина буквально «съедала» шины, так как вследствие  бывшей аварии правильно отрегулировать развал-схождение колёс было невозможно, и через десять-двенадцать тысяч пробега надо было покупать новый комплект. А  шины  ещё были в дефиците, да  и стоили немало. Через три года я выставил  свою красивую, но безнадёжно затратную шестёрочку на обезличенную продажу в липецком  автомагазине. Не хотелось смотреть в глаза покупателю, но и дольше держать её было слишком дорогим удовольствием.


        В 1990 году началась незнакомая нам доселе инфляция, и машину продали за 25 тысяч рублей. Вычтя  некоторую оговоренную  сумму за продажу, на мою  сберкнижку перечислили около 22 тысяч рублей. Деньги, конечно, немалые, да новую машину купить всё ещё было проблематично. Машину марки «Жигули» купить не удалось. Председатель райпотребсоюза  Будаев Юрий Васильевич (мой друг ещё с РК КПСС)  посоветовал взять  автомобиль  «Москвич 412» через Воронежскую базу облпотребсоюза  по каким – то договорённостям с ней. В промедлении  наши деньги могли обесцениться, и с авто можно съехать лишь на веломашину, но этот вариант меня не устраивал. Пришлось брать  «Москвич», причём  ижевской сборки. А это гремящая, с большими щелями для сквозняков  «консервная банка» с довольно сильным и надёжным мотором. Пришлось три года на  ней  отъездить, после чего я продал  его в своём селе бывшему председателю сельского Совета. Не помню точно сумму, так как в геометрически растущей инфляции мы все разом стали миллионерами, но она  меня очень устраивала.


       Последние три автомобиля, « Москвич 2141», ВАЗ 2107 и ВАЗ 21124, мы покупали без всяких очередей и проблем в автосалонах. Хотя нет, проблемы остались, но уже с деньгами, которых, как известно, много никогда не бывает.