Крысиный король. 9

Софья Исаева
    Пару дней спустя я ехала в экипаже, направляясь к зданию тюрьмы, где должно было состояться свидание Иствана и Дианы. Я опаздывала и прилично нервничала, но и в том и в другом был виноват Норвин, который решил поговорить со мной перед уходом. Стоило мне вспомнить наш диалог, как сразу накатывали нехорошие предчувствия, и я начинала нервничать сильнее.
    -Опять на всю ночь? – недовольно спросил Норвин, глядя, как я одеваюсь. Он завелся еще на работе, и его раздражение еще усилил тот факт, что деловые письма и записки от отца приходят лишь на мое имя, а о его деле все словно забыли. А я крутилась перед зеркалом, поправляя свой любимый костюм. На этот раз мне не хотелось наряжаться, просто чувствовать себя максимально спокойно и уверено, а этот костюм всегда придавал мне душевных сил. В конце концов, соблазнять Иствана мне было уже не надо, а соревноваться в красоте с Дианой просто бесполезно.
    -Нет, я лишь перекинусь парой слов с комендантом, сообщу счастливые вести супружеской чете, а потом сразу домой.
    -Если увидишь отца, спроси, прочитал ли он мое последнее письмо. Я исправил несколько пунктов, и теперь мой план не вызывает даже нареканий моего директора, но он требует одобрения лорда Протектора.
    -Норвин, мне барона пока хватает, - свои слова я попыталась смягчить ласковой улыбкой, но зеркало отразило нахмурившегося Норвина.
    -Но если ты все равно его увидишь, неужели так трудно взять и спросить?
    -Спросить нетрудно, тяжело вспомнить, - ответила я, пытаясь настроиться на деловой лад. - Если ты хочешь поговорить с ним о своем письме, то лучше припереть его к стенке, то есть просто поехать к нему на выходных. Сегодня его не будет.
    -Тогда я поеду с тобой. Все-таки это неправильно, что молодая девушка едет туда одна.
    -Норвин, не надо. Ты устал и начнешь на все раздражаться.
    -Скажи уж просто, я тебе там мешаю, и не прикрывайся заботой обо мне.
    В ответ я хотела посоветовать ему не прикрывать точно такой же заботой свое желание видеть Диану, но сдержалась.
    -Я постараюсь вернуться как можно быстрее, - пообещала я, чмокнула его в щеку и поспешила к выходу.

    Помощник коменданта привычно встречал меня во дворе и сказал, что баронесса уже прибыла. Но вместо того, чтобы проводить к ним, он повел меня прямиком к своему начальнику. Я думала, что мы быстро обговорим некоторые детали, и я уйду, но не тут-то было.
    -Барон требует вот эти вещи, - комендант протянул мне аккуратный список. Я с беспокойством покосилась на него.
    -Ему позволяли их раньше?
    -Нет, лорд Протектор отказал, но барон продолжает их требовать.
    Я бегло просмотрела список, думая, что увижу там что-нибудь жизненно важное. Строчка «вино» бросалась в глаза и намертво затрудняла восприятие всего остального.
    -Если не разрешал отец, то не стану и я.
    -Вы подтверждаете этот список? - комендант протянул мне другой листок. Я не смогла заставить себя прочитать его как следует, но видела, что вина там нет.
    -Это прежний?
    -Да.
    -Тогда подтверждаю.
    -Хорошо, тогда извольте ознакомиться со счетами за содержание заключенного…
    Эти бумаги мне пришлось читать, а затем и подписывать. Подпись маркизы Мнишек впервые появилась в официальных бумагах. Как ни странно, мне сразу же захотелось напиться, все же влияние Джило и Иствана плохо сказывается на мне. Когда со счетами было покончено, я уже собралась вздохнуть свободно, но:
    -Когда прибудут родители заключенного, пускать обоих?
    Я посмотрела на коменданта ошалелыми глазами.
    -Нет, только мать, - слова вырвались сами по себе. Комендант одобрительно кивнул.
    -Передачи тоже просмотреть?
    -Да. Передать заключенному только книги и еду.
    -Проверять еду?
    -Зачем? - я округлила глаза. – Едва ли они станут травить собственного сына.
    -Там могут быть другие посторонние предметы, кроме яда.
    -Ситуация сейчас такова, что барону не выгодно нарушать правила, - я попробовала вернуть хоть некоторый здравый смысл в наш диалог. – И сейчас я попробую максимально донести до него это.
    -Тогда, думаю, мы сможем пустить всю передачу, - вдруг выдал комендант. По искоркам в его глазах я поняла, что он изрядно развлекается за мой счет.
    -Нет, только книги и еду. Таково мое решение, - пафосно заявила я. Если нравится ему развлекаться, пусть развлекается, лишь бы отпустил меня прочь. Я все больше и больше начинала понимать отца.
    -Слушаюсь, миледи, - комендант сразу же посерьезнел.

    Вырвавшись из объятий тюремной бюрократии, я в сопровождении тюремного смотрителя поспешила к комнате, где уже достаточно давно находились Истван и Диана под неусыпным контролем двойной стражи. Увидев их серые фигуры, я кивнула страже, как старым знакомым. Они ответили улыбками и легкими поклонами и открыли передо мной дверь.
    Я шагнула в комнату и застыла на пороге. Барон и баронесса были похожи на старинную фреску и казались выходцами из какого-то прекрасного прошлого, не имеющего ничего общего со старыми серыми стенами, казенными шкафами, тяжелыми креслами и письменным столом тюремного кабинета.
    Истван сидел в кресле, а Диана стояла рядом и позволяла ему держать себя за руку. Он снова был скован, поэтому та рука, что сжимала кисть жены, локтем опиралась в приставной столик, а вторая неестественно болталась на короткой цепи. Он смотрел на Диану с выражением застывшего счастья в глазах, казавшихся невероятно темными на бледном лице. Диана же выглядела тонкой и хрупкой в черном платье. Чернота этого платья, светлые волосы Дианы и бледный овал лица Иствана были яркими пятнами в этом царстве серого. Я вздохнула, понимая, что после разговора с комендантом я столь же сера и невыразительна, как и вся обстановка. Услышав вздох, Диана резко обернулась.
    Это движение нарушило неподвижность их позы, что было хорошо. В глубине души я уже стала думать, что они застыли и останутся так до конца времен. Диана сделала реверанс, не отнимая у мужа руки. Я кивнула ей и прошла в комнату, косясь на Иствана. Внешне он никак не отреагировал на мое появление, лишь проводил глазами до стола, на краешек которого я уселась.
    -Добрый вечер, - поздоровалась я и взглянула на Иствана открыто. Как ни странно, его взгляд не переменился. Он смотрел на меня, как и на жену, с той же любовью и нежностью. Но было в его взгляде еще что-то, что сначала было принятой мной за глубину темного цвета. Застилающая все боль, перерастающая в безумие, при Диане становилась просто одержимостью. Она меняла Иствана, и эта перемена настораживала. В ответ на мой взгляд он улыбнулся чуть шире и кивнул. Я обратила внимание, что на столике, на который опирался локоть Иствана, лежали стопкой книги, и стоял маленький стеклянный флакончик. Передача от жены.
    -У меня для вас хорошие новости, - заговорила я, не собираясь отнимать у них время. Диана чуть сдвинула брови, приготовившись слушать. Она выглядела усталой и осунувшейся, но совершенно спокойной. Ни следа волнения или истерики ни в лице, ни в глазах. – Я получила предварительное заключение следователей, которые занимались вашим делом. Они установили, что барон убил графа Хьюго в попытке самозащиты, соответственно, других обвинений ему предъявлять не будут. В качестве наказания советуют наложить виру и, возможно, изгнание. О смертной казни речи не идет.
    Истван повернулся к жене, словно предлагая порадоваться новости, но Диана не пошевельнулась, продолжая смотреть на меня.
    -Изгнание? А я должна ехать следом?
    -Это ваше решение, но как от жены, этого от вас будут ждать многие.
    -А вира? Сколько требуется?
    -Не знаю. Она еще не назначена.
    -Хватит ли нам денег? – Диана, наконец, взглянула на мужа.
    -Возьмем у родителей, - с задержкой ответил он. Диана отрицательно мотнула головой и внезапно отняла руку.
    -Еще нам понадобятся деньги на дорогу, - сказала она, обращаясь скорее к себе, чем к мужу.
    -Ты поедешь со мной? – еле слышно спросил Истван.
    -Да, - рассеянно ответила Диана.
    -Не торопитесь, - я решила напомнить им, что еще рано строить планы. – Еще неизвестно даже, кто станет назначать сумму виры – родственники Хьюго или лорд Протектор.
    -А когда это станет известно? – нетерпеливо бросила Диана. Истван продолжил смотреть на нее, будто ожидая ответа на свой вопрос. Короткое «да» явно показалось ему недостаточным. Его рука, потеряв кисть жены, сначала упала на крышку стола, затем нащупала флакончик и стала поигрывать им.
    -Что это? – спросила я, кивком указав на флакон.
    -У мужа больной желудок, - ответила Диана. – Помогает только этот порошок.
    Я вспомнила слова Джило и кивнула.
    -Так когда же Иствана выпустят?
    -Не раньше, чем лорд Протектор примет окончательное решение. С текущими проблемами вы можете обращаться ко мне, но на решение отца я повлиять не смогу.
    -Благодарю вас, - немного невпопад ответила Диана. Повисла странная пауза. В тишине было слышно, как Истван вращает баночку с порошком. Его длинные ухоженные ногти тихо клацали по стеклу. Я наблюдала за ним, и внутри вдруг похолодело. Еще не отдавая себе отчета в том, почему я это делаю, я шагнула к нему и протянула руку.
    -Позволишь?
    Он с мягкой, чуть косой улыбкой протянул мне флакон. Я посмотрела на порошок, затем встряхнула флакончик и взглянула на Диану. Та наблюдала за мной, ничем не выражая беспокойства. Я же ярко вспомнила свои подозрения на ее счет.
    -Оно вкусное? – спросила я, открывая стеклянную крышечку с дозирующей ложечкой.
    -Горькое, - косая гримаса Иствана говорила красноречивее всех слов. Я поднесла ложечку ко рту, делая вид, что собираюсь попробовать его, и только тогда Диана выбросила вперед руку и крикнула:
    -Нет!
    Я медленно закрыла флакончик, подошла к окну, с трудом открыла форточку и выбросила баночку в мороз тюремного двора за окном. Через пару секунд раздался тихий звон стекла, и я повернулась к Диане. Все же не зря, наверное, старый герцог повторяет, что я становлюсь похожей на мать. Сейчас, глядя на Диану, я не сдерживала себя, а насколько я помнила мать в холодной ярости, ее взгляд было тяжело вынести. Диана выдохнула, чуть прикрыла глаза, затем снова подняла на меня взгляд. В нем читалась усталость и тяжкое смирение со своей участью. Она поднесла руку к лицу.
    -Это был мой последний шанс спастись, - сказала Диана и снова опустила руку. Истван смотрел на нас с живым удивлением, будто мы вдруг решили разыгрывать перед ним шарады. Он невольно скопировал жест жены, и теперь его ногти упирались в щеку. Я подошла к двери и вызвала охрану.
    -Под этим окном во дворе лежит бутылочка с ядом. Проследите, чтобы ее убрали.
    -Слушаюсь, миледи.
    -И уведите заключенного. Свидание окончено.
    Истван продолжал пристально наблюдать за нами обеими, и охране пришлось толкать его в бока, чтобы заставить подняться с кресла. Он не хотел уходить, и я стала бояться, что он окажет сопротивление, но он ограничился лишь тем, что остановился в дверях и обернулся. Пока его не вывели, я не промолвила ни слова. 

    -Садитесь! – приказала я Диане, когда охране все же удалось вытолкать Иствана за дверь. Она подчинилась, глядя на меня с отчаянием и ожиданием. Я кипела от ярости. То, как Истван смотрит на нее, как держит за руку, не пробудили во мне ревность, а вот ее попытка убить моего любовника привела в бешенство. Мне было плевать, что она его жена. Это не давало ей никакого права убивать его. Я вдруг поняла, что могу растерзать за Иствана любого, и удивилась глубине этого чувства.
    -Зачем? – наконец, выдавила я из себя, когда снова обрела дар речи.
    -Я боялась, что его выпустят, и он вернется ко мне, - тихо, но с предельной откровенностью ответила Диана. Она говорила спокойно, как человек, которому уже нечего терять, и ее спокойствие взбесило меня лишь сильнее.
    -Это так ужасно?
    -Вы не понимаете. С ним я бы погибла. Я чувствовала это с самого начала… поэтому и не хотела выходить за него.
    -Но вышли. Для того, чтобы дважды пытаться убить его.
    -Дважды? – удивление во взгляде Дианы было искренним.
    -Бросьте! Вы же знали о том, что случится на охоте. С самого начала вы были в сговоре с Хьюго! – я бросала ей в лицо обвинения, не сомневаясь ни на секунду в их правомерности.
    -Нет-нет! – в ужасе отпрянула Диана. – Я не хотела убивать! Да, я знала о том, что Хьюго планирует убить Иствана. Он сам сказал мне об этом, но я отговаривала его, сколько могла. Я повторяла, что нам не суждено быть вместе, и чем травить душу, лучше расстаться сейчас, но он не слушал.
    -Диана, ваши слова – лишь самооправдание.
    -Да, вероятно… - протянула она, взглянув в сторону. – В глубине души я все же надеялась, что у Хьюго все получится, и я освобожусь от Иствана и его жуткой власти надо мной. Понимаете, я чувствовала, что пойду следом за мужем, в какую бы бездну он не позвал меня. Вы не представляете, как пугает это чувство!
    -Так зачем же надо было выходить за него?!
    -Не знаю! О, небо, если бы я знала! В один день мне вдруг все опостылело, и Магнус, и его дом, и даже Хьюго! Мой Хьюго, человек, которого я думала, что люблю. В душе было такое опустошение, будто я умерла. Слова Хьюго казались пустыми, клятвы – ложными. И вдруг он заговорил о том, как использовать Иствана, чтобы я получила титул, а он – его именья. В шутку он укорил меня, что я поступила легкомысленно, отказав Иствану, хотя до этого приходил в ярость от одного только упоминания того времени, когда я жила в доме барона. Я вспомнила все, и вдруг для меня забрезжил свет. Брак с Истваном, который так пугал меня сначала, теперь показался лучшим выходом. С ним я обретала покой и статус. Мне не надо будет больше пресмыкаться перед хозяевами, и люди, пусть и не сразу, станут уважать меня…
    Диана замолчала, глядя куда-то вниз. Не удивлюсь, если она искала слова на кончиках своих туфель. По отношению к ней во мне кипели ярость и жалость, но и то и другое было щедро сдобрено некоторой гадливостью.
    -Когда на карнавале я встретила Иствана, то не удивилась. Я была рада и знала, что освобождение близко, но ошиблась. Впереди был лишь больший кошмар. Я пыталась объяснить Хьюго, что порываю с ним, но он не верил. Я говорила, что хочу быть Иствану верной женой, но он смеялся. Я говорила: «не смей убивать его!», но он не слушал. На празднике в доме Магнуса я снова попыталась сказать ему, чтобы он оставил свои попытки и забыл меня, но он не хотел смириться. И вот что из этого вышло.
    Ярость отступила, когда я поняла, что обращается сейчас она не ко мне, а к Хьюго. Голова закружилась, когда я представила, сколько обид осталось неразрешенных и слов, невысказанных вслух.
    -Когда я стояла за спиной мужа и смотрела вниз в зал, мне казалось, что передо мной не лестница, а обрыв в преисподнюю. Я чувствовала, что мы с Истваном сделали что-то такое, за что прощения нам не будет. И смерть Хьюго я встретила, как наказание, и не позволила себе плакать о нем. Мы с Истваном зашли так далеко, что пути назад для нас уже не было. Мы могли идти только дальше, но впереди была пропасть. Я видела ее, а Истван спокойно шел и шел к ней, не собираясь останавливаться. Падение не пугало его, и он тащил меня за собой. Когда его арестовали, мне сразу стало легче. Я поняла, что еще могу спастись. Одна, без него, я не упаду, и то, что его казнят, казалось мне милостью неба и спасением.
    -Мне казалось, вы хотели, чтобы он вернулся… - заметила я, вспомнив сцену в доме Иствана.
     -Поймите, я не желала ему зла, я просто хотела спастись! – Диана с мольбой взглянула на меня и прижала руку к груди. На фоне черного платья ее кисть казалась совершенно белой. Воспоминания растревожили ее, и она лишилась первоначального покоя. - Я гнала от себя мысли о его смерти, но они возвращались. Я говорила, что он придет и прогонит мои страхи, но голоса нашептывали, что будет только хуже. Я была спокойна, когда казнь была неизбежна. Его путь подошел бы к концу, и мне не надо было бы следовать за ним, но появились вы и сказали, что Иствана помилуют. Эта новость вызвала во мне ужас. Вы сказали мне, что он будет жить, а значит, этот кошмар будет продолжаться. Он будет тянуть меня в пропасть, а я буду толкать его! Что бы мы ни делали, мы обречены! Я решилась разорвать этот круг, пока у меня оставался хоть один шанс. Что теперь со мной будет?
    Я молчала, глядя в ее глаза, полные отчаяния.
    -Меня осудят? Что мне теперь делать? – прошептала Диана, находясь на грани слез.
    -Нет, - отрезала я. – Уходите отсюда немедленно. Я не в силах больше вас видеть. Я не подпущу вас к мужу, и если вы попробуете освободиться от него в третий раз, то не ждите пощады. Если вы сами не можете разорвать круг, то, значит, это сделает за вас кто-то другой. Уходите, Диана, и не возвращайтесь. Бегите отсюда, спасайтесь, пока не поздно, от меня, от мужа, от себя!
    Диана отпрянула. На ее лице мелькнула неуверенность, но она все же нашла силы подняться. Ее слегка качало, и пришлось искать опору в спинке кресла. Затем она выпрямилась и поспешила к двери. Уже выходя, она кинула на меня странный взгляд. В нем отчетливо мелькнули тени леса, которые она так ненавидела, и от которых пыталась бежать. Невольно я задалась вопросом, удастся ли ей это когда-нибудь? Скорее всего, нет. Они были уже внутри нее.

    -Скажи, ты можешь своим приказом развести супружескую пару? – спросила я отца уже с порога. Выйдя из тюрьмы, я поехала сразу к отцу, понимая, что если не поговорю с ним, то просто лопну. Некоторые вещи надо делать, поддавшись порыву.
    -Теоретически, я не могу вмешиваться в гражданские дела такие, как брак, - отец присел на краешек рабочего стола. Когда я ворвалась во дворец лорда Протектора, он не был занят, но все же ожидал гостей. Мы скрылись в его любимом кабинете, чтобы успеть переговорить до их прихода. - Но практически, я столько раз был вынужден вмешаться, что могу попробовать снова. Иногда интересно проверить, как далеко заходит моя власть. У меня есть причина для проверки?
     -Да, лучше их развести, пока Диана не попыталась убить мужа в третий раз. Представляешь, она принесла ему яд вместо лекарства! – я плюхнулась в кресло и коротко пересказала отцу сцену и последующий за ней разговор.
     -И что ты сделала с ней? – поинтересовался отец.
    -Отпустила, - хмуро буркнула я. – Хотя охотнее удавила бы собственными руками.
    Мы замолчали. Я сердито трепала локон, а отец сидел на столе и улыбался.
    -Чему ты смеешься? – спросила я. Он покачал головой.
    -Я понимаю, что ты не видишь в этом ничего смешного, но я просто радуюсь, что все получается так удачно.
    -Что ты имеешь в виду? – я заинтересовалась. Отец вздохнул.
    -Понимаешь, мне нужен хранитель леса, чтобы держать лес в рамках. Но для хранителя леса нужен другой хранитель, который сможет контролировать уже его власть. А так же мне нужен тот, кто смог бы удержать тебя, если вдруг придет сила. Для этого он должен понимать тебя, а кто лучше поймет одного одержимого, чем другой одержимый?
    -Ах, вот как, - я усмехнулась, невольно осознавая, что Норвин на такую роль явно не годится. – А ты подумал, что будет, если мы объединим усилия?
    Отец лишь покачал головой.
    -Остынь, ты слишком рано строишь планы, - я вернулась к теме. – Наши с Истваном отношения, даже еще и отношениями назвать нельзя. У нас было лишь два полноценных свидания, исключая встречи по делу. Что будет между нами, когда его выпустят? Он охладеет и забудет, я охладею и забуду. Настроения меняются, как ветер. Я вообще не хочу думать о том, что будет после его освобождения. Кстати, когда ты собираешься выпускать его?
    -Не скоро, - хмыкнул отец и потянулся. – И при чем я делаю это исключительно в его интересах. Более безопасного места, чем тюрьма, для него сейчас невозможно придумать.
    Я прищурилась, понимая, от кого он пытается его защитить.
    -Ты можешь отправить его в обещанное изгнание, - осторожно предложила я.
    -И потерять хранителя леса? Нет, так не пойдет. Я не спорил с этим на обсуждении приговора, но не думал делать это в действительности.
    -Так что же ты решил? – я чувствовала, что начинаю злиться на отца за то, что он все путает.
    -Ночные требуют смерти барона, так пусть ее получат, - улыбнулся отец, а я сидела, лишившись слов. – Я имею в виду, ритуально. Истван Рокош будет жить, но барона Рокоша уже не будет. Насколько я помню ночной гонор, потеря титула является серьезной утратой. Надеюсь, это послужит барону уроком и заткнет недовольных.
    Я нахмурилась, начиная понимать, как отец видит дальнейшую судьбу Иствана. Невольно вспомнился Людо. Похоже, его урок я буду вспоминать всю жизнь.
    -Ты знаешь, как мы называли Людо, когда он обручился с Лилой? – мрачно спросила я.
    -Как?
    -Господин Лила Вартбург. Мне казалось, что это довольно унизительно.

    Лорд Протектор уже ушел к своим посетителям, а я сидела в его кабинете и пыталась заставить себя поехать домой. Ярость на Диану почти ушла, но возбуждение и тяжесть на душе, которая осталась после разговора с отцом, не способствовали желанию видеть Норвина. Сейчас я была просто не способна претворяться и вести себя адекватно. Мне хотелось побыть самой собой, поэтому, усевшись в экипаж, приказала ехать в дом герцога Мнишек. Дворецкий сказал мне, что Джило ушел. С того спора я не виделась с ним и желания не имела, поэтому обрадовалась и даже подумала, что смогу отдохнуть здесь. Не тут-то было.
    По дороге к своей комнате, я завернула в кабинет, откуда раздавались голоса, чтобы поздороваться, но это была ошибка. Когда я вошла, старый герцог размышлял вслух, а Лех порыкивал на отца, чтобы тот не мешал ему заниматься счетами. При виде меня герцог тут же переключил с него свое внимание, поэтому во взгляде Леха, когда он приветствовал меня, читалась почти благодарность.
    -Здравствуй, дорогая! Мы тебя сегодня не ждали.
    -Я и сама не собиралась приходить, - улыбнулась я. – Просто захотелось перевести дыхание и прийти в себя.
    -Что случилось? – в голосе старого герцога было столько участия, что я не выдержала и рассказала ему все.
    -Почему эта ужасная история никак не может закончиться?! – воскликнул герцог, которого мой рассказ взволновал гораздо больше, чем я предполагала. Лех косился на меня с откровенным неодобрением и стучал кончиком ручки по столу. – Бедный мальчик! Какая ужасная женщина! Ему нельзя, нельзя было позволять на ней жениться!
    -Она с вами полностью согласна, - мрачно заметила я.
    -Не понимаю, почему достойные мужчины выбирают в жены адских фурий, - вздохнул герцог.
    -Тебе виднее, папа, - буркнул под нос Лех.
    -Угроза изгнания, потеря титула! Я не знаю, что хуже! Бедный барон, бедная баронесса! Все отвернутся от них! Я должен написать им, сказать, что Мнишеки окажут любую поддержку! – от этой идеи герцог выпрямился в кресле, а Лех настороженно взглянул на него. – Ты же, Дисса, должна поддерживать молодого барона!
    -Делаю, что могу, - ответила я, невольно улыбаясь глубине смысла этих слов.
    -Ты сказала ему, что мы за него?
    -Нет.
    -Почему? Скажи обязательно! Скажи, что я не верю в его вину и жду с нетерпением его освобождения!
    -Ты можешь говорить за себя, отец, но не за весь дом, - недовольно буркнул Лех.
    -Позволю тебе напомнить, сын мой,  - старый герцог обернулся к нему, - что я все еще глава дома и волен делать любые заявления от этого имени!
    Я хмыкнула, Лех нахмурился, а герцог повернулся ко мне.
    -Еще скажи, что мы окажем любую помощь и поддержку. Скажешь?
    Я вздохнула. После разговора с отцом именно этой темы мне и не хотелось поднимать при Истване. Возможно, он будет рад такой поддержке, а меня от обилия покровительства, которое исходило от меня, начинало мутить.
    -Обязательно скажи, когда будешь у него! Не забудь!
    -А вы подтвердили мой титул, чтобы я могла вещать от имени дома? – мрачно спросила я.
    -Нет еще… - уже не так воодушевленно ответил герцог.
    -Так какое право я имею давать ему подобные гарантии? Я и так их дала предостаточно. Хватит с меня заключенного с его цепями и тайнами, коменданта с его бюрократией, Дианы с ее ядом и старших барона и баронессу с их передачей. Их свидание мне еще предстоит организовать. Может, вы, как глава дома, составите им компанию и заверите в своих чувствах, как их самих, так и их сына? – с металлическими нотками, удивившими меня саму, закончила я. То, что начиналось шутливой попыткой отказаться от поручения, вдруг стало грубым отказом. Герцог смотрел на меня с обидой, а Лех откинулся на стуле и сложил руки на животе, злорадно наблюдая за мной. Поймав мой взгляд, он помахал рукой, словно приветствуя черты матери, которые он так ждал увидеть во мне.
    -Простите, я так устала, что не контролирую себя.
    -Это ничего, дорогая, ничего! Просто ты так похожа на мать, - в глазах старого герцога была мудрость человека, привыкшего к таким вспышкам и научившегося не обращать на них внимания. На меня накатила невыносимая усталость и чувство стыда.