Местный спорт. Шахматы и пинг-понг

Алешъ
МЕСТНЫЙ СПОРТ. Шахматы и пинг-понг

Недавно я услышал по радио слова Президента:
-Всего лишь 15 процентов россиян занимаются спортом. 85 процентов равнодушны к нему. Это катастрофа...
В нашем районном центре число людей, занимающихся спортом, пол-процента.

Четверть века назад в годы холодной войны американский политолог Збигнев Бжезинский назвал русских неспортивной нацией. Он конечно русофоб, каких поискать, но чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь в том, что у него были основания для такого заявления.

Мне всё менее интересен становится российский футбол и временами просто не могу смотреть отраву, которую предлагает наше телевидение. Я видел на поле выдающихся советских футболистов, игравших на уровне мировых звёзд: Эдуарда Стрельцова, Анатолия Бышовца, Олега Блохина... И помню не единичные победы нашей сборной и клубов. В те годы никому не приходило в голову обвинять наши команды в том, что они покупают победы за доллары... Сегодня я вижу в их составах огромное количество иностранцев, которые находятся здесь только из-за денег. Я ничего не имею против африканских негров и допускаю, что они могут превосходить моих соотечественников не только по футбольным, но и по человеческим качествам. Но всё равно я предпочитаю видеть в российских клубах российских игроков. Неохота смотреть на команду, в которой на поле одновременно выходит не один-два, а шесть легионеров...

У меня есть родственник из Санкт-Петербурга. Он ростом под два метра и весит около ста килограммов. Я спрашиваю у него:
-Ну что, Андрей, приедешь в Питер, будешь смотреть Лигу Чемпионов на «Петровском» ?
-Да нет, буду смотреть по телевизору, как и ты. На стадион я ходить боюсь. Если «Зенит» проиграет, фанаты могут устроить побоище.

Главный тренер Российской сборной Гус Хиддинк спрашивает у руководства нашего футбола:
-Почему у вас на стадионах много футбольных хулиганов ? Почему на трибунах почти нет женщин и детей ?
Он будто не знает в какую страну приехал...

У Владимира Высоцкого есть песни о спортсменах. В них они выглядят чудаковатыми неудачниками.
   Разбег, толчок...
   И стыдно подниматься.
   Во рту опилки, слёзы из-под век...

Спортсменам постоянно что-то мешает добиться успеха. У прыгуна в высоту толчковая правая нога, а у всех — толчковая левая. Прыгун в длину всё время заступает за черту. Если бы не она, он уже давно бы превратился в человека-кенгуру.

   На Спартакиаде всех народов СССР
   Снова прыгнул я
   Как школьник из Тамбова.., - жалуется он.

Боксёр признаётся:

   Бить человека по лицу
   Я с детства не могу...

В конце шестидесятых Андрей был чемпионом СССР по фигурному катанию среди юниоров. Он до сих пор хранит дома газету «Советский спорт», на которой он и его юная партнёрша запечатлены на пьедестале почёта.

-Девочка, с которой я катался, говорит Андрей, - живёт в Париже. А я вот как женился на твоей сестре, с тех пор каждое лето приезжаю сюда работать. Крашу крыши, строю заборы, гаражи. Теперь вот фотографирую.

Что-то не сложилось у него в период перехода из юношеского спорта во взрослый. Не устоял, уехал тренироваться в Москву к знаменитому Станиславу Жуку. Когда вернулся в Ленинград, от него все отвернулись.
Я не расспрашиваю его о давно минувших днях, не хочу бередить старые раны.

Андрей закончил Институт физкультуры имени Лесгафта, какое-то время работал учителем физкультуры... Сегодня мало что связывает его со спортом. Правда от увлечений молодости осталась страсть к путешествиям. Занимаясь фигурным катанием, он постоянно ездил на соревнования с командой. Учась в институте, с товарищами пересёк на мотоциклах всю страну от Ленинграда до Чёрного моря. Сегодня летает на самолётах по туристическим путёвкам. Всё, что зарабатывает нелёгким трудом, тратит на путешествия.

Приезжая в Карелию, он каждый раз спрашивает меня:
-Ну, хвастайся Александр, какие одержаны спортивные победы, какие завоёваны кубки ?
-Пятое место в первенстве города по шахматам, - отвечаю я. О лыжах молчу. Нас, ветеранов лыжного спорта моего возраста, выступающих в соревнованиях, осталось только трое.
-Ну, что же, неплохо, - подбадривает он меня, - вот разберусь с делами, сыграю с тобой партию в шахматы.
Я улыбаюсь на его предложение, зная какой он шахматист.

В один из солнечных дней мы идём с ним на пляж. С нами его жена Ольга, внучка Вика, берём с собой и шахматы.
Когда Андрей думает над очередным ходом, я рассматриваю местных красавиц. Их немало на пляже в этот солнечный выходной день.
Андрей сосредоточен на игре и не отвлекается ни на что постороннее. Он рассеянно отвечает на вопросы жены, отмахивается от лезущего к нему ребёнка. Играет он неважно. Я вижу его детские ошибки и думаю, что долго ему против меня не продержаться. Пока он думает, я успеваю освежиться в прохладной воде.

Андрею всё же удаётся поддерживать напряжение на доске. Он придумывает какие-то угрозы, которые я вижу и без труда отражаю. Но вот он надолго задумывается, склонившись над доской в позе борца сумо. На его щеке сидит комар, но Андрей его не замечает.

-Была , не была. Трус не играет в хоккей! - восклицает он и делает ход. Он жертвует пешку, потом фигуру, потом ещё одну. С каждым ходом моя позиция катастрофически ухудшается. Я напрягаюсь в поисках выхода, но его уже нет.
Когда у Андрея почти не остаётся фигур, он ставит мне мат. Он несколько мгновений наслаждается моим растерянным видом, затем, торжествуя, потирает руки и говорит:
-Ну, вот, теперь можно и окунуться!


Был у меня короткий период, когда я увлёкся настольным теннисом. Я играл в него всю зиму.
В очередной свой приезд Андрей, узнав о моём новом спортивном увлечении предложил сыграть с ним матч из трёх партий.
-Ты когда в последний раз держал в руках ракетку ? - спросил я насмешливо.
-Тридцать лет назад, когда учился в институте, - невозмутимо ответил Андрей.

В условленное время он подъехал к Дому пионеров.
Играл Андрей слабенько. Он совершенно не владел атакующим ударом. Типичный защитник. Стоило направить теннисный шарик ему в живот или слева, и он терялся. Он был закрепощён и неважно двигался. Но чем дальше мы разминались, тем дольше становился розыгрыш очка. Андрей прибавлял прямо на глазах.
Когда мы начали играть на счёт, он также не хитро перекидывал шарик на мою сторону. Я варьировал подачу, подавая с подкруткой то длинно, то коротко, то влево, то вправо... он отбивал всё, что летело в его сторону. Иногда он выгребал шарик откуда-то из под стола и отправлял его ко мне с высоким отскоком. Я прикладывался изо всех сил и шарик летел или в сетку, или за пределы стола. Андрею к тому же везло. Если шарик задевал сетку, он неизменно падал на мою сторону.
Андрей выиграл у меня все три партии.
Когда я пожимал ему руку, у меня промелькнула мысль: «вот из таких людей и вырастают чемпионы СССР».



Продолжение: МЕСТНЫЙ СПОРТ. Вышка на озере


( примечание: автор Алешъ не бывает в сети. Он живёт в другом городе и не пользуется компьютером )