Жертвенное достижение ч. 112

Сергей Владимирович Жуков
                Глава 12.  Этические жертвы
                §112. Достижение жертвы

    Обычно жертва подразумевается как средство к достижению блага, которое само по себе может быть истинным или мнимым.
В то же время сама жертва и достижение оной отнюдь не рассматривается как непременное и безусловное благо.

   Действительно, достижение жертвоспособной степени без применения силы духа невозможно. Жертва есть высшее состояние не материального бытия, но прежде духовного сознания и потому она непременно должна быть достигнута.
Достижение не только символ вершины, но и образ борьбы. Вместе с тем слова «достижение» и «постижение» созвучны вовсе не случайно. Если постижение - глубокое понимание, то достижение высокое поборание.
Должно нелишний раз вспомнить о достижениях русского духа и разума в области науки техники.

   Достижения России в области культуры и науки неоспоримы и пока непревзойденны.
Систематически российская наука и техника стали развиваться в 18-м веке.

  Одним из гениальных «птенцов гнезда Петрова», личным токарем царя и талантливым изобретателем был Андрей Константинович Нартов. Он впервые в мире придумал резцедержатель, названный им педестальцем. Создана им машина для нарезки зубчатых часовых колёс, токарно-копировальный станок для фасонных работ и другие приспособления для обработки металла. Немало усилий приложил Нартов для развития отечественной артиллерии. Он придумал новые способы литья снарядов и пушек, а также способ закалки пушечных свёрл. Нартов создал гаубицу «единорог», применяемую до 1905 года, а также запал особой конструкции. В итоге двух браков (первая супруга скончалась) выдающийся механик имел 9 детей.

   Самоучка Иван Иванович Ползунов (1728-1766) - стал творцом первого в мире проекта универсального теплового двигателя.
Поистине великому конструктору Ивану Петровичу Кулибину принадлежат уникальные технические изобретения: много часов с различными функциями, проект так и не возведённого моста через Неву, знаменитый фонарь Кулибина, ставший прообразом прожектора, протезы утраченных конечностей.
К тому же и в личной жизни Иван Петрович может стать примером для многих потомков Славян. Будучи старообрядцем, он не соглашался на обритие бороды, даже в обмен на принадлежность к дворянскому сословию. К тому же наш гений техники приходился отцом 11-ти детей.
В веке 20-м русским учёными были совершены открытия, предопределившие развитие мировой науки на века и тысячелетия.

   Борис Семёнович Якоби (1801-1874) отстоял приоритет и улучшил телеграф, изобретённый русским учёным П.Л.Шиллингом, создал синхронно-синфазные, стрелочные и буквопечатающие телеграфные аппараты, минное оружие с гальваническим взрывателями.
Впрочем, и в предыдущие столетия русские совершали основополагающие открытия.

    Дмитрий Иванович Менделеев в 1869 году в возрасте 35 лет сделал величайшее открытие в области естественных наук. Периодический закон химических элементов позволил классифицировать не только имеющиеся в открытом состоянии элементы, но и ещё нераспознанные.

   В 1882 году И.И.Мечников открыл фагоцитоз - одну из защитных реакций организма при воспалении. 1887г. – В.Г.Шухов изобрёл крекинг-процесс.
Много лет, жертвуя своим здоровьем и состоянием, работал над созданием первого в мире летательного аппарата Александр Фёдорович Можайский. Весной 1882 года самолёт был готов. Он получился несколько иным, чем поначалу задумывал изобретатель. Самый большой из винтов капитан 1-го ранга расположил в носу лодки-фюзеляжа, два других - в прорезях широких крыльев, но ближе к передней их части.
Однако из-за косности царских чиновников, изобретению не был дан ход, поэтому официально создателями самолёт считаются американцы Орвилл и Вильбур Райты, которые только в 1903 году совершили полёт на аэроплане.

   Александр Степанович Попов в марте 1896 года передал первую в мире радиограмму.
1903г. - И.П.Павлов ввёл понятие об условных рефлексах. 1903г. – К.Э.Циолковский опубликовал работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами». 1905г. – Н.Е.Жуковский вывел теорему для определения подъёмной силы.
В 1907 году русский учёный Розинг разработал и запатентовал способ передачи изображений с помощью электронно-лучевой трубки посредством внешнего фотоэффекта.
Некоторые учёные и инженеры, вынужденные в силу ряда причин жить и работать за рубежом, совершали открытия, работающие на благо Отечества.

   В 1923-24 годах В.К.Зворыкин изобрёл передающую /иконоскоп/ и приёмную /кинескоп/ телевизионные трубки.

   В 1939 году И.И.Сикорский создал и поднял в воздух свой первый вертолёт. Оба эти русских инженера жили в США.
Немало деятелей науки в СССР было арестовано и даже уничтожено физически. Гениальный биолог Н.И.Вавилов был арестован и умер от голода в тюрьме. Создатели снарядов для легендарной «катюши» И.Т.Клеймёнов и Г.Э.Лангемак были расстреляны, а А.Н.Туполёв, С.П. Королев, В.М.Мясищев, Н.Н.Поликарпов были арестованы и годами работали в тюремной «шарашке».
Открытия, совершённые российскими учёными в науке и технике, почти неисчислимы. В 1931 году А.Л.Чижевский, впоследствии проведший долгие годы в Карагандинском лагере, разработал «люстру Чижевского» для аэроионизации помещений.
В 1932 году С.А.Лебедев разработал промышленный способ получения синтетического каучука.
В 1937 году П.Л.Капица открыл сверхтекучесть гелия. 1939-40 гг. – Е.О.Патон разработал метод автоматической сварки под флюсом.
Мало того, за годы Великой Отечественной войны советская промышленность произвела 333,3 млн. снарядов.
В 1942 году благодаря новым методам расчета, произведённым русским учёным А.А.Ильюшиным, удалось от трудоёмкого литья и сложных токарно-фрезерных работ перейти к элементарной штамповке снарядов, причём не из дорогостоящей стали, а из пластичного, так называемого сталистого чугуна. В итоге вместо «снарядного голода» 1941 года, появился даже избыток снарядов.
В 1946 году В.А.Неговский создал первый реанимационный центр, а В.П.Демихов произвёл пересадку сердца собаке.
В 1954 году первая в мире атомная электростанция в Обнинске дала ток.
В 1957 году С.П.Королёв осуществил запуск первого искусственного спутника Земли с помощью ракеты Р-7.
1959г. – Первый в мире атомный ледокол «Ленин» спущен на воду.
1961Г. – С.П.Королёв осуществил запуск первого космического корабля «Восток» с Ю.А.Гагариным на борту.

   Выдающийся российский конструктор и учёный академик Гай Ильич Северин 40 лет возглавляет Научно-производственное предприятие «Звезда». Это предпритятие разрабатывает космические скафандры и катапульты для лётчиков.
Русские катапульты превосходили вражеские. У нас до 97% лётчиков после катапультирования продолжает летать, а у европейцев и американцев только 60%.
К сожалению, технологии изготовления средств спасения были проданы в США в 90 – е годы 20-го века, когда рушились не только наука, но и само государство, а наука без государственного финансирования не выижвает нигде и никогда.
В 90-е годы в связи с «шоковыми», а точнее сказать, убийственными реформами наука России едва не была уничтожена. Почти прекратилось финансирование фундаментальных исследований. Десятки тысяч молодых учёных уехали за границу для продолжения научной деятельности. Однако многие остались и подвизаются на жертвенном поприще науки.  1
Известный американский, а в прошлом советский физик Георгий Гамов( в 1933 году он сумел выехать в зарубежную командировку и больше не вернулся в СССР) в 1948 году читал лекции в университете штата Огайо.
Однажды он объявил, что на следующей неделе лекций не будет, так как  лектор уезжает. Вернувшись, он объяснил: «Я ездил в Лос-Аламос сдавать экзамен. И, к сожалению, сдал»
На расспросы студентов он пояснил, что американские власти попросили его ответить на вопрос: сможет ли физик, получивший образование в Советском Союзе, понять, как сделать атомную бомбу, исходя только из опубликованных в открытой печати материалов. (Гамова не пригласили участвовать в Манхэттенском проекте – всё же выходец из коммунистической страны!)
К обоюдному сожалению экзаменаторов и экзаменуемого, Гамов сумел по предложенным несекретным публикациям реконструировать сверхсекретную технологию.
Это свидетельствует о высочайшем уровне науки и образования в Советской России и в то же время вопиет о подлости дезертира учёного, к сожалению, совместимой с талантом.
Да, сожалеть об успехах Родины в науке и образовании может только мерзавец без роду и племени.


1 Репин Л. Открыватели.-М.:Молодая гвардия,1989