Воспитание

Игорь Павлович Ботов
  "Воспитание должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер'.
   
  Ушинский
   
 
'Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед'.
   
  Аристотель
   
 
Без нравственного очищения, без внутреннего развития, - никакие специальности не войдут настоящим образом в наше сознание. К сформированному погуманнее человеку получше привьются и всякие специальности.
   
  Ф.М.Достоевский
   
   
Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, это и есть по моему глубокому убеждению настоящее воспитание.
   
   В.А.Сухомлинский
   
 
  Образованные нам не нужны. Просто и только лишь образованные, имею в виду. Если начинать с вывески, то в ней должна быть отображена иная, более верная суть становления человека. Не министерство образования, а министерство воспитания здоровой, гармоничной личности.
  Наобразовывали уже мы чиновников, строителей финансовых пирамид, политиков, преступников, пора уже и понимать, что во главу угла нужно поставить нравственность. Так как, не нравственный человек, это не совсем человек, ибо живет, разрушая общество, то есть вовсе - не человек, зачем он нам такой нужен? И зачем нам сама эта система, что воспитывает обществу преступников?
  О воспитании, термине, которым лично сам для себя раз и навсегда заменяю термин "образование" говорить очень тяжело. Велика ответственность перед этой, самой главной темой, самым главным делом в жизни и деятельности людей.
  Если учитель не вложит в душу ученика все лучшее, что выработало человечество, то человека и не будет. И какое ныне отношение к этому, самому важному делу для нашего будущего?
  По расходам из бюджета страны, на одного учащегося средней школы в процентах к ВВП мы занимаем аж второе место в мире. Не радуйтесь. Второе место наше это место от конца. За нами только африканская страна Зимбабве. Как изменился мир в ответ на такую заботу? Ныне 800 000 детей школьного возраста безграмотны, более 3 миллионов не посещают школу.
  Есть устоявшееся мнение - наркомания начинается с приема наркотиков. Считаю, так думать - усугублять, а не решать проблему. Наркомания начинается с отсутствия в семье общих духовных интересов. С примера курящего отца. Там, где нет связи меж родителями и детьми, обществом и детьми, школой и детьми. Можно пугать последствиями, что наркотики встраиваются в обмен веществ наркомана, отчего он потом и без них жить не может, что жизнь сгорает. Но все это говорилось и говорится. Если толка нет, или мало, то, вероятно, нужно еще о чем-нибудь подумать. То есть о самом себе. Какой пример вы подаете детям.
  Когда молодой человек приходит в мир наркотиков, значит ему в этой, обычной нашей жизни, чего-то недоставало. Значит не испугали его наши страшилки про наркотики и наркоманов. Значит наша жизнь для него страшнее наркотиков и связанного с ними. Значит мы, наша жизнь, для него хуже, страшнее, чем наркотики. Вот под таким углом вы о себе рассуждали? Если ребенок ваш стал наркоманом, значит, он не желает смотреть на мир вашими глазами. Не желает жить вашей жизнью, повторять ваш путь на Земле. Значит, вы его где-то упустили. В себя нужно смотреть. Вы - источник наркомании. Ваша загруженность работой, равнодушие к душевным порывам и потребностям своих детей, неумение их понять, увлечь своей жизнью.
  Может быть, пора всем думать только так о причинах наркомании? Можно не пускать на улицу, проверять вены, но лучше сделать внутренний мир вашей семьи профилактикой наркомании. Да, улицы надо остерегаться. Но рано или поздно дети убегут, как ни запрещай им эту улицу, как подрастут. А наркоманы всегда рядом. Но переложить ответственность и всю работу на милицию и медицину, глупо, ибо неэффективно, да и подло. Милиция, мол, пусть ловит, а медики лечат. А мы, родители, как бы не причем. Если дети скучают рядом с вами, они убегут на улицу. Станьте интересным человеком, займитесь самовоспитанием, самообразованием, это никогда не поздно. Вот это и будет ваша профилактика наркомании.
  Сейчас, когда возможна жизнь не по труду, трудно воспитывать. Почти невозможно. Само общество не осознает необходимую ввести зависимость образования от личности. Может быть, это сделает сверху, своим решением, власть. Если дотумкает.
  Знание - это оружие. Кто дает автомат в руки безумному - тот сам безумен не менее. Перевод из класса в класс должен производиться на основе оцениваемой общественной практики. В ней - все, что угодно, любой труд, везде, где есть необходимость работы. Любого вида, конечно, посильного.
  И при переводе в следующий класс, оцениваются трудолюбие, доброжелательность, хороший нрав, твердость характера, нацеленность на общественно важные задачи, бескорыстность, благоразумность помыслов, контроль своих чувств, степень развития чувства прекрасного, умения владеть собой, реализовывать себя в обществе. А не уровень специальных и общих знаний, как ныне принято.
  Конечно, для каждого класса требуется свой уровень развития данных и аналогичных таковым, качеств. Никто не будет требовать от первоклассника полного понимания себя.
  Но, без данных качеств, роста знаний, даваемого ученику, не будет. Таковых будут готовить к второстепенному труду. Не играющему важной роли в жизни и в прогрессе общества. В развитых странах преобладающая часть населения занята в сфере обслуживания. Работает кто-то всю жизнь на бензоколонке и обделенным себя в жизни не считает.
  Конечно, пусть будут школы и для богатых. Там, где знания ученики будут получать вне зависимости от чистоты помыслов. Иначе, это будет фашизм, этот запрет на получение знаний, для тех, кто не будет согласен с предлагаемой системой. Пусть образовываются. Но в законе прописать, что на государственные посты, на все важные
  для жизнедеятельности общества, таких - "образованных" не выбирать и не назначать. Ибо общество не уверено в их нравственности, и, соответственно, они могут быть для людей опасны.
  Прочтете сие, скажете - мечты. Да, мечты, пока их не начать претворять в жизнь.
  Первым делом нужно помочь в выборе дела своей жизни. Чтоб был интерес, чтоб горел на учебе. Хотел знать все больше и больше, терроризировал учителей вопросами, сам занимался самостоятельно. И, естественно, чтоб неминуемо трудился над нравственностью своей, этим ключом для овладения любимым делом.
  Умные люди говорят - внимательно подмечайте то, в чем природа предназначила вам отличиться. У каждого есть свои особенности, задатки. У некоторых сразу видно, Пушкин, например, у других, не так они выражены, нуждаются в тренировке, развитии. Но они есть у каждого, не волнуйтесь, не переживайте. Ведь мы все разные люди, вовсе не на одно лицо, вовсе не на одну личность душою, а, стало быть, и задатки у нас внутри, у каждого разные.
  Видел программу по телевидению про один из московских институтов физкультуры. Там по отпечатку ладоней программа дает прогноз достижения высоких спортивных результатов, и в каких видах спорта возможны максимальные результаты.
  Если такое исследование существует для выявления возможности спортивных дарований, то, почему нет для трудовой, общественной оценки личности.
  Если таковой нет, то создать такую программу нужно будет обязательно, даже за миллиард. Ибо прибыль от внедрения будет колоссальной, сравнимой с национальным богатством всей страны.
  Все мы серые, обыкновенные люди, занимаемся делом, какое пришлось к нам как-то случайно. Но каждый чуть-чуть, в чем-то, хоть на малость, талантливее другого. Это что-то - выявить, усилить образованием, трудовыми навыками, развить - и будет то повышение производительности труда, которое, считаю, и будет сравнимо со всем национальным достоянием. То есть экономика разовьется огромными темпами.
  Что в написанном - несбыточное?
  И люди будут счастливы, будут заниматься любимым делом, будут получать удовольствие от труда, не будет конкуренции, ибо каждый будет на своем месте.
  А ныне что? Стандартное среднее, усредненное образование сваливается кучей не нужных, обременяющих
  знаний в душу. Не культивируют каждого индивидуально, как куст, лелея сильные стороны личности, устраняя мягко недостатки, а стригут все кусты одинаково - прямоугольником. Самое лучшая пора года - каникулы, самое лучшее время в школе - перемена, самая большая радость в школе - Ура, учительница заболела. Или - меня сегодня не спросили. Отчего?
  Оттого что душа отворачивается от знаний, не подогревается, потому что ни интересом индивидуальным, от сродства души с изучаемым предметом, ни видимой очевидной пригодностью этих знаний в будущем.
  Чувство рвоты появляется на эти бесконечно впихиваемые в голову ученику серые, усредненные знания. Чувство протеста, иногда протест проскальзывает в поведении. Объединяет учеников, противопоставляет их педагогам.
  Убивается любознательность, так сильно присущая детям в начале учебы. Знание тяготит, ибо не обогащает. Затем, подрастающему недорослю, душевному, имею в виду, ростом-то он под два метра, попадаются сигареты, пиво, затем иные, быстрые способы получения удовольствия, он скатывается на более-менее порочные, неправильные привычки, и они ведут по жизни уже до конца. Для познания этот человек уже потерян. Знания его уже не интересуют. Они тяготят - вбила в него школа. Он не стремится к расширению знаний, своего кругозора, выпить, покурить, секс, танцы - только эти источники получения удовольствия, удовлетворения от проживаемой им жизни у него и остаются. Навсегда. На Земле, имею в виду. В послеземной жизни он вновь станет любознательным, как в юности, но земного потраченного времени, не вернуть.
  30 лет назад услышал в передаче "Очевидное - невероятное", как ведущий сказал - "Большинство знаний, что дает нам школа, не нужны нам в институте.
  Большинство знаний, что дает институт - не нужны нам в жизни". Вот так, проблему вроде бы понимаем, но с тех лет ничего не изменилось. Но это не означает, что и дальше не нужно ничего менять. Нынешняя жизнь, своими несчастьями, подтверждает - людей с высшим образованием много на бирже труда, безработные. Зарплаты у работающих - низкие. Ничего другого они делать не могут, чтоб защитить себя в жизни финансово. Высшее образование в них сыграло отрицательную жизненную функцию. Законсервировало в узкой области рабочих навыков, заузило, не научило инициативе. И они терпят издевательства власти. В виде нищенской оценки своего труда. Боятся, что делать иное, не смогут. Держатся за свое место, за свои цепи. А по идее, люди с высшим образованием, должны быть самыми приспособленными к переменам жизни.
  Конечно, все сказанное - мечты. И нет в жизни условий для внедрения. Ни сейчас, ни в ближайшем будущем. Но, это не значит - никогда, и что не нужно начинать создавать этот светлый мир будущего уже сегодня.
   
   
   
   
   
   
   
  Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
  No 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
  Копирование не допускается
  221 - 1 / 6
  Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
  Вариант ? 221
  Инструкция по выполнению работы
  На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся
  3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей.
  Часть 1 включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны
  4 варианта ответа, из которых только один правильный.
  Часть 2 состоит из 8 заданий (В1-В8). Ответы к этим заданиям вы
  должны сформулировать самостоятельно.
  Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой
  небольшую письменную работу по тексту (сочинение).
  Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
  Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся
  выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения
  всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным
  заданиям.
  Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания
  оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами
  за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как
  можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
  Желаем успеха!
  Часть 1
  При выполнении заданий этой части в бланке ответов ? 1 под
';;  номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак ' 
  в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами
  ответа.
  В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный
  звук?
  1) цЕмент
  2) бАлованный
  3) звОнит
  4) прИняли
  В каком предложении вместо слова КАМЕНИСТЫЙ нужно употребить
  КАМЕННЫЙ?
  1) В Кемеровской области большие залежи КАМЕНИСТОГО угля.
  2) На крутых КАМЕНИСТЫХ склонах тающая снеговая вода сбегает
  вниз.
  3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и КАМЕНИСТАЯ.
  4) Почва на этом участке КАМЕНИСТАЯ и с трудом поддаётся
  обработке.
  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  1) пять вёсен
  2) двухтысячным годом
  3) ночные вызова
  4) более сильный голос
  Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
  Разрабатывая теорию ораторского искусства,
  1) смешение разных стилей в речи считалось крупным недостатком.
  2) греки, в частности Аристотель, придавали большое значение
  стилистическому оформлению речи.
  3) большое внимание уделялось стилю речи.
  4) Аристотелем была предложена теория стилей.
  Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
  синтаксической нормы).
  1) Немало критических статей и литературоведческих исследований
  посвящено комедии 'Горе от ума'.
  2) По окончанию рабочего дня многие служащие добираются до дома на
  личном автотранспорте.
  3) М. Горький мудро заметил, что человек за всё в своей жизни платит сам.
  4) Все, кто видел работу гончара, поражались его удивительному
  искусству.
   
  Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
  No 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
  Копирование не допускается
  221 - 2 / 6
  Прочитайте текст и выполните задания A6-A11.
  (1)... (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда
  не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое - это лишь
  существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с
  новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала
  сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без
  опоры на достижения предшественников любая фантастическая
  концепция стала бы претендовать на истину. (6)... стал бы возможен
  полный разгул воображения и чувств учёного.
  Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом
  тексте?
  1) Главный общечеловеческий итог борьбы за научное мировоззрение -
  это раскрепощение человеческой мысли.
  2) Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта
  и теории всей предыдущей науки.
  3) В прошлом веке существовала теория, согласно которой человеческое
  познание ограничено.
  4) Наука постепенно накапливает факты, которые затем
  систематизируются.
  Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте
  пропуска в шестом предложении?
  1) Вопреки этому
  2) Этим
  3) Следовательно,
  4) Несмотря на это,
  Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений
  или в одной из частей сложного предложения текста?
  1) новое не бывает простым (предложение 2)
  2) это изменение, углубление (и) обобщение (предложение 3)
  3) теория начисто отрицала бы (предложение 4)
  4) наука не смогла бы развиваться (предложение 4)
  Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
  1) сложноподчинённое
  2) простое осложнённое
  3) сложное бессоюзное
  4) сложносочинённое
  A6
  A7
  A8
  A9
  Укажите правильную морфологическую характеристику слова
  ВОЗМОЖЕН в шестом (6) предложении текста.
  1) действительное причастие
  2) страдательное причастие
  3) деепричастие
  4) краткое прилагательное
  Укажите значение слова СФЕРА в предложении 3.
  1) область, пределы 0.000распространения
  2) общественное окружение
  3) совокупность взаимосвязанных частей
  4) поверхность шара
  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
  пишется НН?
  Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим
  недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.
  1) 2, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 5 4) 1, 3, 4
  В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная
  корня?
  1) кр..пыш, обл..скать, од..брительный
  2) объ..снение, выгл..деть, к..снуться
  3) предл..гать, пр..тензия, обр..млённый
  4) р..мантичный, орг..низовать, р..форма
  В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
  1) по..кладка, о..бойный, на..строчный
  2) пр..встать, пр..дирчивый, пр..школьный
  3) на..граться, сверх..нвестиции, из..мать
  4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна
  В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
  1) заблуд..шься, восстановл..нный
  2) побел..шь, утвержда..мый
  3) забуд..шь, вызыва..мый
  4) отвеча..шь, барабан..вший
   
  Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
  No 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
  Копирование не допускается
  221 - 3 / 6
  В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
  А. перестра..ваться
  Б. магни..вый
  В. зашпакл..вать
  Г. незатейл..вый
  1) А, Б, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г
  В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
  1) Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не)штукатуренными
  стенами.
  2) Иван уверился в том, что в клинике (не)плохой коллектив.
  3) Блестят, как губы, (не)утёртые рукою, и лозы ив, и листья дуба.
  4) Из-за угла вышел ловчий Данило, седой, морщинистый, но отнюдь
  (не)старый.
  В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
  1) Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ
  некоторые слова только в определённом тексте могут обозначать одно
  и ТО(ЖЕ) понятие.
  2) В ТО(ЖЕ) время Ломоносов обращает внимание на сейсмические
  процессы, предполагая ТАК(ЖЕ) существование длительных
  волнообразных движений земной поверхности.
  3) Вернер должен был настоять на том, ЧТО(БЫ) дело обошлось как
  можно секретнее, (ПО)ТОМУ что я не был расположен испортить
  навсегда свою репутацию в здешнем мире.
  4) (В)ТЕЧЕНИЕ всей ночи шёл густой снег - (НА)УТРО пришлось
  расчищать сугробы во дворе.
  Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в
  предложении:
  И.Н. Крамской считал работу над портретом Н.А. Некрасова
  оконченной ( ) и другой замысел уже волновал его творческое
  воображение.
  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая
  не нужна.
  2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна
  запятая.
  4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  A16
  A17
  A18
  A19
  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
  в предложении должны стоять запятые?
  В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2)
  был человек (3) описанный в комедии 'Горе от ума' под именем (4)
  Максима Петровича.
  1) 1, 3 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 2, 4
  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
  в предложении должны стоять запятые?
  Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1)
  конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3)
  пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в
  его творчестве.
  1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
  Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
  препинания не расставлены.)
  1) Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время
  стремился к комфорту и семейному уюту.
  2) Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или
  иным декабристам предположительно.
  3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного
  словоупотребления и из единообразия речи.
  4) Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии
  может использовать как приёмы научного анализа так и средства
  художественной выразительности.
  Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
  Искусствоведы отмечают значительный вклад Н.А. Римского-
  Корсакова в инструментовку музыкальных произведений:
  композитор расширил и обогатил систему ладово-гармонических
  средств, его оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью,
  прозрачностью, простотой.
  1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие
  того, о чём говорится во второй части.
  3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на
  следствие того, о чём говорится в первой части.
  4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает
  содержание первой части.
  Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
  No 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
  Копирование не допускается
  221 - 4 / 6
  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
  в предложении должны стоять запятые?
  В морозную погоду (1) первые весенние цветы (2) нежные листья (3)
  которых (4) распускались в теплице (5) на ночь рекомендуется
  укрыть.
  1) 1, 2, 3 2) 2, 4 3) 3, 5 4) 2, 5
  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
  в предложении должны стоять запятые?
  Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной
  физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не
  осознавал (3) что сфера его научных интересов не может
  по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои
  рассуждения.
  1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 2, 4 4) 2, 3
  В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого
  предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным
  причастным оборотом?
  1) Социолингвистика - раздел общего языкознания, который изучает
  общественную обусловленность функционального развития языка.
  2) Голос природы слышался мне в пении дрозда, который тысячу лет тому
  назад приветствовал то же самое солнце.
  3) По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались
  построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
  4) Басни Крылова явились совершенно новым явлением в русской
  литературе по отношению к басням Сумарокова, которые были
  написаны в традициях классицизма.
  A24
  A25
  A26
  Прочитайте текст.
  Море и реки снабжали викингов самой разнообразной рыбой: сельдью,
  лососем и треской. Охота также служила викингам надёжным
  источником пропитания, снабжала их шкурами и мехами. Зимой, когда
  запасы провизии начинали истощаться, мужчины группами отправлялись
  в длительные охотничьи экспедиции.
  В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная
  информация, содержащаяся в тексте?
  1) Охота и рыбная ловля являлись надёжными источниками
  существования викингов.
  2) Надёжным источником пропитания древних викингов являлась прежде
  всего охота.
  3) Благодаря длительным охотничьим экспедициям, в которые
  отправлялись викинги зимой, их семьи были обеспечены
  морепродуктами.
  4) Реки снабжали викингов самой разнообразной рыбой: сельдью,
  лососем, треской.
  Прочитайте текст и выполните задания A28-A30; B1-B8; C1.
  (1)Образованные нам не нужны. (2)Только лишь образованные.
  (3)Если начинать с вывески, то в ней должна быть отображена иная, более
  верная суть становления человека. (4)Не министерство образования, а
  министерство воспитания здоровой, гармоничной личности.
  (5)Наобразовывали уже мы чиновников, строителей финансовых
  пирамид, нечистоплотных политиков, преступников, пора уже и понимать,
  что во главу угла нужно поставить нравственность. (6)Так как
  ненравственный человек - это не совсем человек, ибо живёт, разрушая
  общество, то есть вовсе не человек. (7)3ачем он нам такой нужен? (8)И
  зачем нам сама эта система, что воспитывает обществу преступников?
  (9)О воспитании, термине, которым лично для себя раз и навсегда
  заменяю термин 'образование', говорить очень тяжело. (10)Велика
  ответственность перед этой, самой главной, темой, самым главным делом
  в жизни и деятельности людей.
  (11)Если учитель не вложит в душу ученика всё лучшее, что
  выработало человечество, человека не будет. (12)И какое ныне отношение
  к этому, самому важному для нашего будущего, делу?
  (13)По расходам из бюджета страны на одного учащегося средней
  школы в процентах к ВВП мы занимаем аж второе место в мире. (14)Не
  радуйтесь. (15)Второе место наше - это место от конца. (16)3а нами только
  африканская страна Зимбабве. (17)Как изменился мир в ответ на такую
  'заботу'? (18)Ныне 800 000 детей школьного возраста безграмотны, более
  3 миллионов не посещают школу...__
  Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
  No 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
  Копирование не допускается
  221 - 5 / 6
  (19)Остальным же стандартное среднее, усреднённое образование
  сваливается в душу кучей ненужных, обременяющих знаний. (20)Не
  культивируют каждого индивидуально, как куст, лелея сильные стороны
  личности, устраняя мягко недостатки, а стригут все кусты одинаково -
  прямоугольником. (21)Самая лучшая пора года - каникулы, самое лучшее
  время в школе - перемена, самая большая радость в школе - ура,
  учительница заболела. (22)Или - меня сегодня не спросили. (23)Отчего?
  (24)Оттого что душа отворачивается от знаний, потому что не
  подогревается ни интересом индивидуальным от сродства души с
  изучаемым предметом, ни видимой очевидной пригодностью этих знаний
  в будущем. (25)Чувство тошноты появляется по отношению к этим
  бесконечно впихиваемым в голову серым, усреднённым знаниям.
  (26)Чувство протеста. (27)Иногда протест проскальзывает в поведении.
  (28)Объединяет учеников, противопоставляя их педагогам. (29)Убивается
  любознательность, присущая детям в начале учёбы. (30)Знание тяготит,
  ибо не обогащает. (31)3атем подрастающему недорослю (душевному,
  имею в виду, ростом-то он под два метра) попадаются сигареты, пиво,
  затем иные быстрые способы получения удовольствия, он скатывается до
  порочных, неправильных привычек, и они ведут по жизни уже до конца.
  (32)Для познания этот человек уже потерян. (33)Знания его уже не
  интересуют. (34)Они тяготят - вбила в него школа. (35)Он не стремится к
  расширению знаний, своего кругозора; выпить, покурить, секс, танцы -
  только эти источники получения удовольствия, удовлетворения от
  проживаемой им жизни у него и остаются. (36)Навсегда.
  (37)Тридцать лет назад услышал, как ведущий передачи
  'Очевидное - невероятное' сказал: '(38)Большая часть знаний, что даёт
  нам школа, не нужна нам в институте. (39) Большая часть знаний, что даёт
  институт, не нужна нам в жизни'. (40)Вот так, проблему вроде бы
  понимаем, но с тех лет ничего не изменилось. (41)Но это не означает, что и
  дальше не нужно ничего менять. (42)Нужно срочно начинать создавать
  светлый мир будущего уже сегодня.
  (По И. Ботову)
  Какое утверждение противоречит содержанию текста?
  1) Безнравственного человека, разрушающего общество, нельзя
  по-настоящему назвать человеком.
  2) По расходам из бюджета страны на одного учащегося средней школы в
  процентах к ВВП наша страна находится в числе лидеров.
  3) В начале обучения в школе дети очень любознательны.
  4) Ориентиры в системе образования, сложившейся в нашей стране,
  необходимо менять.
  A28
  Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 9 - 12?
  1) описание
  2) повествование
  3) рассуждение
  4) повествование и описание
  Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
  1) 1 2) 5 3) 10 4) 20
  Часть 2
  При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке
  ответов ? 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой
  клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в
  соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа
  при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в
  отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
  Ответы к заданиям B1-B3 запишите словами.
  Определите способ образования слова ВОСПИТАНИЕ (предложение 4).
  Из предложения 11 выпишите союз.
  Из предложения 32 выпишите подчинительное словосочетание со связью
  ПРИМЫКАНИЕ.
  Ответы к заданиям B4-B8 запишите цифрами.
  Среди предложений 32 - 42 найдите сложное, в состав которого входит
  односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого
  сложного предложения.
  Среди предложений 24 - 30 найдите предложение с обособленным
  распространённым обстоятельством. Напишите номер этого
  предложения.
  Среди предложений 1 - 10 найдите сложноподчинённые предложения с
  придаточным определительным. Напишите номера этих сложных
  предложений.__
  Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
  No 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
  Копирование не допускается
  221 - 6 / 6
  Среди предложений 32 - 42 найдите такое, которое соединяется с
  предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и
  однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.
  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
  который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.
  В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
  Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
  Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру
  термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна
  стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
  Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны
  вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк
  ответов ? 1 справа от номера задания В8, начиная с первой
  клеточки.
  'И. Ботов выражает взволнованность с помощью таких
  синтаксических средств выразительности, как _____ (предложения 7,
  8) и _____ (например, предложения 1 - 2). Горькая ирония автора
  проявляется в использовании такого лексического средства, как
  _____ ('наобразовывали' в предложении 5). Такой приём, как _____
  (например, предложения 23 - 24), заставляет читателя задуматься'.
  Список терминов:
  1) сравнительный оборот
  2) парцелляция
  3) фразеологизм
  4) вопросно-ответная форма изложения
  5) диалектизм
  6) противопоставление
  7) индивидуально-авторское слово
  8) риторический вопрос
  9) риторическое восклицание
  B7
  B8
  Часть 3
  Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов ? 2.
  Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
  Напишите сочинение по прочитанному тексту.
  Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
  автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
  Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы
  с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой
  ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский
  опыт (учитываются первые два аргумента).
  Объём сочинения - не менее 150 слов.
  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
  тексту), не оценивается.
  Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
  переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
  такая работа оценивается нулём баллов.
  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.__
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  Образец сочинения  по тексту 221. С учебных сайтов
 
Зачастую под словом 'образование' мы понимаем знания, которые помогут нам получить высокооплачиваемую и престижную профессию. Всё реже задумываемся над тем, что же ещё предоставляет оно помимо материальной выгоды...
  Именно поэтому Игорь Павлович Ботов в своей статье затрагивает проблему необходимости образования нравственного, подчеркивая именно важность правильного воспитания личности в процессе учёбы.
  Автор обращает наше внимание на то, что образованный, но безнравственный человек будет разлагающе действовать на общество. Ребенок, не усвоивший в школьные годы азы нравственности, вырастет духовно скупым. Именно поэтому так важно учителю вложить в душу ученика всё самое лучшее, и тогда, возможно, в будущем мы будем меньше сталкиваться с бездушными чиновниками, нечистоплотными политиками и преступниками.
  Игорь Ботов неравнодушен к поставленной им проблеме, он считает, что термин 'образование' и вовсе следует заменить на иной - 'воспитание'.
  Я полностью согласна с автором, ведь методы современного образования, по моему мнению, ставят во главу угла прежде всего материальную выгоду, отодвигая духовность на задний план.
  Жизненные примеры, подтверждающие мою позицию, я вижу ежедневно в школе: растущее из года в год безразличие к нравственным ценностям у моих сверстников, их бездуховность действительно вызывают тревогу. Всё реже встретишь учителя неравнодушного, заходящего в класс с желанием научить чему-то детей, а не просто провести очередной урок и скорее идти домой. Подобное положение дел вызывает грусть, ведь именно педагог может заложить в ребенка первые азы 'человечности'.
  К примеру, стоит вспомнить произведение Валентина Григорьевича Распутина 'Уроки французского'. Лидия Михайловна, чтобы хоть как-то помочь мальчику, не желающему брать у неё деньги и продукты, стала играть с ним в пристенок на деньги. Когда об этом стало известно директору, она потеряла работу, но поступок учительницы стал для мальчика уроком доброты и понимания на всю его жизнь.
  Когда-то давно Аристотель сказал: 'Кто двигается в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперед'. Слова философа как нельзя лучше отражают положение нынешнего образования, так нуждающегося в нравственности.
   

Другой вариант


Сочинение по И. Ботову. Образованные  нам  не  нужны…
   (1)Образованные  нам  не  нужны.  (2)Только  лишь  образованные.  (3)Если начинать с вывески, то в ней должна быть отображена иная, более  верная  суть  становления  человека.  (4)Не  министерство  образования,  а  министерство воспитания здоровой, гармоничной личности.
     (5)Наобразовывали  уже  мы  чиновников,  строителей  финансовых  пирамид, нечистоплотных политиков, преступников, пора уже и понимать,  что  во  главу  угла  нужно  поставить  нравственность.  (6)Так  как  ненравственный  человек  –  это  не  совсем  человек,  ибо  живёт,  разрушая  общество,  то  есть  вовсе  не  человек.  (7)3ачем  он  нам  такой  нужен?  (8)И зачем нам сама эта система, что воспитывает обществу преступников?
     (9)О  воспитании,  термине,  которым  лично  для  себя  раз  и  навсегда  заменяю  термин  «образование»,  говорить  очень  тяжело.  (10)Велика  ответственность перед этой, самой главной, темой, самым главным делом  в жизни и деятельности людей.
    (11)Если  учитель  не  вложит  в  душу  ученика  всё  лучшее,  что  выработало человечество, человека не будет. (12)И какое ныне отношение  к этому, самому важному для нашего будущего, делу?
   (13)По  расходам  из  бюджета  страны  на  одного  учащегося  средней  школы в процентах к ВВП мы занимаем аж второе место в мире. (14)Не  радуйтесь. (15)Второе место наше – это место от конца. (16)3а нами только  африканская  страна  Зимбабве.  (17)Как  изменился  мир  в  ответ  на  такую
«заботу»? (18)Ныне 800 000 детей школьного возраста безграмотны, более  3 миллионов не посещают школу...
     (19)Остальным  же  стандартное  среднее,  усреднённое  образование  сваливается  в  душу  кучей  ненужных,  обременяющих  знаний.  (20)Не  культивируют  каждого  индивидуально,  как  куст,  лелея  сильные  стороны  личности,  устраняя  мягко  недостатки,  а  стригут  все  кусты  одинаково  –
прямоугольником. (21)Самая лучшая пора года – каникулы, самое лучшее  время  в  школе  –  перемена,  самая  большая  радость  в  школе  –  ура,  учительница  заболела.  (22)Или  –  меня  сегодня  не  спросили.  (23)Отчего? (24)Оттого  что  душа  отворачивается  от  знаний,  потому  что  не подогревается  ни  интересом  индивидуальным  от  сродства  души  с  изучаемым предметом, ни видимой очевидной пригодностью этих знаний  в  будущем.  (25)Чувство  тошноты  появляется  по  отношению  к  этим  бесконечно  впихиваемым  в  голову  серым,  усреднённым  знаниям.  (26)Чувство  протеста.  (27)Иногда  протест  проскальзывает  в  поведении. (28)Объединяет учеников, противопоставляя их педагогам. (29)Убивается  любознательность,  присущая  детям  в  начале  учёбы.  (30)Знание  тяготит,  ибо  не  обогащает.  (31)3атем  подрастающему  недорослю  (душевному,  имею  в  виду,  ростом-то  он  под  два  метра)  попадаются  сигареты,  пиво,  затем иные быстрые способы получения удовольствия, он скатывается до  порочных, неправильных привычек, и они ведут по жизни уже до конца.  (32)Для  познания  этот  человек  уже  потерян.  (33)Знания  его  уже  не  интересуют. (34)Они тяготят – вбила в него школа. (35)Он не стремится к  расширению  знаний,  своего  кругозора;  выпить,  покурить,  секс,  танцы  –  только  эти  источники  получения  удовольствия,  удовлетворения  от  проживаемой им жизни у него и остаются. (36)Навсегда.
     (37)Тридцать  лет  назад  услышал,  как  ведущий  передачи  «Очевидное –  невероятное»  сказал:  «(38)Большая  часть  знаний,  что  даёт  нам школа, не нужна нам в институте. (39) Большая часть знаний, что даёт  институт,  не  нужна  нам  в  жизни».  (40)Вот  так,  проблему  вроде  бы  понимаем, но с тех лет ничего не изменилось. (41)Но это не означает, что и  дальше  не  нужно  ничего  менять.  (42)Нужно  срочно  начинать  создавать светлый мир будущего уже сегодня.
(По И. Ботову)

Сочинение
   Образованные люди.  Какие они? Нужны ли они? Конечно, нужны! Но необходимы ли «только  лишь  образованные»? Очень острую проблему, проблему современного образования, поднимает Игорь Павлович Ботов.
  В самом начале своих размышлений автор выражает своё отношение к поставленной им проблеме. Он пишет, что нам нужно «не  министерство  образования,  а  министерство воспитания здоровой, гармоничной личности», подчёркивая, что в процессе формирования личности важнее всего нравственное образование, воспитание, а не просто  «куча  ненужных,  обременяющих  знаний». Чувствуется, что для И. П. Ботова проблема воспитания очень важна.  Его возмущает то, что при современном подходе к образованию мы «наобразовывали уже  мы  чиновников,  строителей  финансовых  пирамид, нечистоплотных политиков, преступников, пора уже и понимать,  что  во  главу  угла  нужно  поставить  нравственность».  Неприемлем для него факт современного отношения государства к воспитанию: с болью он пишет, что мы на втором месте от конца по  расходам  из  бюджета  страны  на  одного  учащегося  средней  школы в процентах к ВВП. И. Ботов рисует нам портрет современного ученика, для которого самые большие радости – время каникул, время, когда заболела учительница, он в восторге, если его не спросили… И вырастает из того ученика человек, которого полученные знания тяготят, «выпить,  покурить,  секс,  танцы  –  только  эти  источники  получения  удовольствия,  удовлетворения  от  проживаемой им жизни у него и остаются»…
   Ещё раз подчеркну, что для автора этой полемичной статьи самым важным является не образование, а воспитание здоровой, гармоничной личности. Самой важной фигурой в этом процессе является учитель: «Если  учитель  не  вложит  в  душу  ученика  всё  лучшее,  что  выработало человечество, человека не будет».
  Невозможно не согласиться с автором  в решении  вопроса об образовании. Действительно, оно не может заменить воспитания,  а у нас образованию уделяется внимание порой только на словах. Так, на страницах печати, с экрана телевизора в этом году неоднократно звучали протесты общественности по  поводу нововведений в образовании. Н. Д. Солженицына, вдова великого писателя А. И. Солженицына, возмущена современным преподаванием литературы, сокращением часов на этот предмет, списком литературы, обязательной для каждого культурного человека. А ведь литература, настоящая литература, помогает воспитанию настоящего человека.  Кстати, очень многие писатели размышляли о проблемах воспитания. Вспомним  романы А. С. Пушкина «Евгений Онегин», И. А. Гончарова «Обломов», главы поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», рассказывающие о том, как учился Чичиков.
 В первой главе «Евгения Онегина» рассказывается о формировании характера главного героя. «Мы все учились понемногу  чем-нибудь и как-нибудь», - пишет Пушкин. Он перечисляет знания, полученные Онегиным .Они, возможно, несколько поверхностны, но довольно обширны. Великий Пушкин называет образование Онегина «воспитаньем» («так воспитаньем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть»), но если следовать терминологии
Ботова И. П., то это «образование». Не сформирована у Онегина привычка трудиться, нет у него цели в жизни, и потому он глубоко несчастен…
  Недавно я прочла повесть белорусского писателя Василя Быкова «Обелиск». Она потрясла меня до глубины души. Это произведение не только о подвиге учителя и его учеников в годы Великой Отечественной войны, это книга о Настоящем Учителе, о Воспитателе. Не случайно В. Быков подробно рассказывает о том, как воспитывал, чему учил Алесь Иванович Мороз в довоенное время. Главным для него было приобщить своих учеников к вершинам общечеловеческой культуры, «человековедению» он учил по Пушкину и Толстому, а ещё на собственном примере. Когда в село пришли немцы, он сумел продолжить воспитание своих детей, хотя многие сочли его работу при фашистах предательством.  Для учителя важно было, чтобы его питомцев не «оболванили» фашисты, он учил их добру, справедливости, правде.
  Проблемы воспитания, образования были актуальны во се времена, но хочется верить, что в наше нелёгкое время эти проблемы станут решаться не на словах, а на деле!




Ура! Я достиг высоты Пушкина. Я - классик!
  'Классик' - это чьим творчеством мучают детей в классах! Определение моё, новоиспечённого классика.
  Бедных детей заставляют меня читать. Под страхом не сдачи госэкзамена.
Вот так, из полной безызвестности я попал в темы государственного экзамена. Спасибо Интернету! Пару лет уже по мне сдают государственные экзамены.
 
Я - золотой фонд российской словесности. Я - жар, совесть, (ум, честь) нашей эпохи. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Я - мерило отношений к людям. Я - общественный пример, народное достояние.
Всё. Скоро свихнусь окончательно. Обожествлю себя. Теперь, это вознесение себя на государственный уровень не переживу. Всё, пойду сейчас на кухню, из сухого лаврового листа накручивать себе венок. Завтра в город выйду в ём, и в римской тоге из продырявленной простыни. Гордой босой походкой римского классика, с тупо - ошеломлённым выражением лица человека, осознающего свалившееся на него, медным тазом, величие, с просветлённым осознанием, что с себя начинается отныне культура, человеческая цивилизации. Что от моего величества зависит отныне судьбы мира. Говорить стану о себе - 'Мы, милостию божию, ....'. Буду всем прохожим указывать, как им надо говорить правильно. Пока не побьют.
   
   
  Дети, простите, я не виноват! Если бы я знал, что вас будут мучить моей работой, я бы её и не писал. Или писал покороче. Кто это придумал? Кто произвёл меня в классики? Конечно, я не то чтобы сопротивляюсь, венки лучше не надгробные, всем хочется признания при жизни, но хоть спросили бы, для порядку, хоть предупредили бы. Обнаружил случайно, в Интернете, что я в темах госэкзамена.
 
И это со статьёй произошло, что написана полностью 'перпендикулярно' сути всей сегодняшней существующей системы образования!
Мне не стыдно, что на моих идеях будут учить (мучить) детей. Удивительно, как могут составители программ, как не боятся обнажать свои огрехи, что публикуют мою статью. Ведь, если я - прав, то их всех нужно уволить. А меня, конечно, произвести в министры образования. Чур, меня! Размечтался. Да через месяц 'пребывания на постах' точно таким же станешь.
   
  Интересно, кто пошёл на этот смелый эксперимент? Вероятно, какой-то скрытый диссидент, включил мои взгляды в государственный экзамен, тайно тем, протестуя против политики разложения нравственности, ослабления независимости сознания, тотальной лжи. Уничтожения общества и государства, которая стала смыслом и мерилом деятельности нынешней власти. Разрушая человека - уничтожишь страну.
 
 'При Сталине в школе учили матлогике. Чтобы стать сверхдержавой, надо, чтобы страну населяли сверхлюди. Поэтому с самого детства делалось всё, чтобы выявить таланты у ребёнка. Кто он? - авиаконструктор, инженер, художник, поэт, спортсмен, музыкант. Всё бесплатно, только сделайте из ребёнка личность, индивидуальность (да она именно внутри, а не снаружи, как нам это говорят сейчас)'.
 
 А быть может, это глубинное, изнутри идущее, сохранившееся еще в народе, чувство регенерации, самовыздоровления, способности к очищению. Когда дальше уже некуда, в народе начинает просыпаться способность к сопротивлению. Дальше - всё одно смерть. Разрушение душ, разрушение школ, культуры, семьи, нравственности идёт независимо, сопротивляемся мы или нет. Так может, посопротивляться?, - решают некоторые, - хотя бы тем, что пускать мнение таких, как я, в информационное поле страны, которое спрутом сдавлено, схвачено, контролируется враждебной народу властью. Учительский чиновник, что пропустил мою работу на госэкзамен, видать остался в глубине души ещё учителем.
 
  Со временем, надеюсь, специалисты и в других областях знания будут обращать внимание на мои работы.



Ещё выкладываю несколько вариантов сочинений. Из удовольствия, в какой высокой и благородной компании я оказался!



Примеры сочинений

Влияние научно-технического прогресса на людей
Человек 21 века... Что с ним стало? Как повлиял научно-технический прогресс на людей? И стали ли они чувствовать себя безопаснее, чем те, кто жили век назад? Именно эти вопросы поднимает в своей статье В.Солоухин.
По мнению автора, "техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом", но стал ли один человек от этого сильнее? Солоухин заставляет порассуждать нас над тем, что в мире происходит много изменений, которые могут помочь людям почувствовать больше безопасности и комфорта. А если посмотреть с другой стороны, что может один человек? Он остался тем же, что был без самолетов и сотовых телефонов, ведь если ему некуда звонить и лететь, то зачем нужны эти телефоны и самолеты? Кроме того, мы люди 21 века, начали забывать нажитое ранее, например, что значит писать письма, ходить пешком на дальние расстояния.
Я согласна с мнением автора. Технический прогресс не сделал одного человека сильнее, чем он был раньше. Вспоминается произведение М.Ю.Лермонтова "Мцыри", где главный герой, будучи один в лесу, встречает дикого зверя - барса (точно не помню барс ли это был). Мцыри начинает схватку со зверем и ,благодаря ножу, убивает его. А ведь современный человек, встретив в лесу животное, тоже не смог бы использовать иного приспособления для убийства зверя, даже не смотря на то, что в 21 веке техника стала во много раз более развита, чем во времена М.Ю. Ломоносова.
Что же мы значим теперь в этом мире? Могут ли люди жить теперь без мобильного телефона или компьютера? А сумеем ли мы, как наши бабушки и дедушки, ходить каждый день в школу пешком по 10 км? Думаю, стоит задуматься над этим. Ведь создается такое впечатление, что чем сильнее становится техника, тем все менее сильным и приспособленным к жизни становится человек…
2
."Быть или не быть"
Стоит ли жизнь тех унижений, несчастий, которые испытывает человек на своем пути? Не проще ли одним движением прекратить душевные метания, чем целый век бороться за правду и счастье?
В отрывке из "Гамлета" У. Шекспира говорится о смысле жизни. От лица Гамлета автор размышляет: "...Достойно ль смитряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?", тем самым поднимая один из вечных вопросов:,"Ради чего живет человек?" Уильям Шекспир говорит: "Какие сны в том смертном сне приснятся, когда покров земного чувства снят? Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет несчастьям нашим жизнь на столько лет.", подразумевая, что смысл жизни - в возможности чувствовать: радоваться и любить, грустить и ненавидеть... Таким образом, автор поднимает очень важную, на мой взгляд, проблему поиска смысла жизни.
Я полностью согласна с автором: нет ничего прекраснее в мире, чем чувства человека, такие разнообразные и яркие в своих проявлениях. Человек, понимающий, в чем суть жизни, никогда не скажет: "Я хочу умереть". Напротив, он будет держаться за жизнь до последнего, превознемогая боль.
Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставит нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. Л.Н.Толстой в романе "Война и мир" полностью раскрывает тему поиска смысла жизни. Главные герои, Андрей Болконский и Пьер Безухов, ищут душевного пристанища. Путем ошибок и страданий герои преобретают спокойствие и уверенность.
Жизнь не всегда благосклонна к человеку, чаще всего она не щадит никого. Вспоминается произведение Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Главный герой, Алексей Мересьев, лишенный обеих ног во время воздушного сражения, не потерял желания жить. Алексей продемонстрировал необычайную жизнестойкость. Его существование не только не потеряло смысла, напротив, герой острее ощутил потребность в счастье, любви, понимании.
Скучна жизнь, не окрашенная мечтами, исканиями, открытиями, радостью. И хотя порой на голову искателя правды падают неудачи - в конце пути каждому воздастся по заслугам.
Закончить хоталось бы фразой из фильма "Форрест Гамп": "Жизнь - как коробка конфет. Никогда не знаешь, с какой начинкой попадется" Действительно, иногда за невзрачной оберткой прячется самая вкусная конфета.
3
слова- «паразиты»
Вступление.
В наше время, люди престали следить за тем, что говорят. Чаще всего для того чтобы выразить свои мысли люди используют Пусть эти слова употребляются неосмысленно, но частое повторение этих слов начинает раздражать присутствующих.
Проблема.
Протасенко задаётся вопросом: насколько важно правильно и выразительно говорить? Автор предложенного для анализа текста поднимает проблему вреда слов - «паразитов».
Комментарий.
В наши дни культура речи стремительно обесценивается. С каждым годом наш язык все сильнее изменяется под влиянием радио, телевидения, интернета. Об этом говорит и автор текста Протасенко отмечает, что многим кажется, что нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих.
Позиция автора.
По мнению автора, слова – «паразиты» могут испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону. В качестве слова-«сорняка» автор рассматривает частицу «как бы»,которую используют все и везде. Когда человек вставляет "как бы" в свою речь, он вносит оттенок неопределенности и некоторого отстранения, таким образом, поднимаясь над предметом. В конечном счете, словечко "как бы", вполне невинное, оно служит инструментом самовозвышения.
Своя позиция
Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том, что употребление слов-«паразитов» играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа. На мой взгляд слова-«сорники» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-паразиты» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.
1 Аргумент
Моя точка зрения находит подтверждение в произведении Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. Для того чтобы связать эти слова в предложения, она неосмысленно вставляла слова-«сорняки», которые так не нравились окружающим.
2 аргумент
Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над правильностью произношения слов, для того чтобы стать истинным оратором .В итоге он смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле.
Вывод
Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – правильностью речи. Слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну…
4
Благородство (по Ю.Цетлину)
В наше время, люди забыли о значении слова благородство, оно стало неким архаизмом в современном мире. Теперь благородство высмеивают, как в древности высмеивали пороки, поражающие душу.

Благородство человека определяется не положением и не знатным происхождением. Именно об этом говорит автор текста Ю. Цетлин, отмечая, что в большой или меньшей степени благородство свойственно всякому твердому и честному человеку.

Я полностью согласен с позицией автора данного текста о том, что многие люди подменяют ценности принимая «кичливость и зазнайство» за истинное благородство. Моей позиции существует масса подтверждений в литературе, например роман Виктора Гюго «Отверженные». Бывший каторжник Жан Вальжан, став мэром спасает от неизбежной гибели своего злейшего врага, клеветавшего на него долгие годы. Рискуя жизнью Жан Вальжан вытащил старика из под перевернувшейся телеги, погрязающей в болоте вместе со своим пассажиром. В качестве примера псевдоблагородства можно привести героиню романа Шодерло де Лакло «Опасные связи» маркизу де Мертей. Маркиза будучи богатой, знатной женщиной с превосходными манерами жестоко мстила своим противникам из-за мелочей не брезгуя ложью, предательством и лицемерием.

Вероятно еще очень долгое время люди будут подменять ценности, забывая о их первоначальном значении. Пока благородство как нормальное явление, а не девиация мне представляется чем-то недостижимым. Мечтой. Утопией.
5
Благородство (по Ю. Цетлину)

Каждый человек имеет собственное мнение о том, что хорошо и что плохо. Это принято связывать с большим количеством личных ассоциаций, с различиями в интеллектуальном и духовном развитии людей, со спецификой социальной обстановки вокруг них. Но есть такие явления, которые имели одинаковое значение для человечества во все времена.
Одно из подобных явлений – благородство. Но благородство настоящее, основными проявлениями которого являются честность и сила духа, благородство, не выставляемое напоказ, как раз такое, о каком пишет автор данного текста. Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства, он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей.
В наши дни благородный человек – большая редкость. Ведь благородные поступки – это деятельность, направленная прежде всего на помощь людям, деятельность, основанная на чуткости к их проблемам. Ю. Цетлин в предложенном для анализа тексте приводит яркий пример поистине благородного человека – Дон Кихота. Через образ всем известного литературного героя автор статьи показывает, что желание бороться со злом и несправедливостью есть фундамент истинного благородства, та основа, на которой строится выдающаяся личность.
Ю. Цетлин считает, что «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком», для которого, однако, характерны и гуманность, и великодушие.
Я полностью согласна с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость.
Подтверждение моей точки зрения я нахожу в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня этого произведения, Татьяна Ларина, была по-настоящему благородным человеком. Любовь всей ее жизни изна-чально оказалась безответной, и героине романа пришлось выйти замуж не по любви. Но даже когда ее возлюбленный, Евгений Онегин, рассказал ей о внезапно вспыхнувшем к ней чувстве, Татьяна Ларина не изменила своим принципам и холодно ответила ему фразой, уже ставшей афоризмом: «Но я другому отдана и буду век ему верна».
Другой идеал благородного человека был великолепно описан Л. Н. Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое последний открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.
Несмотря на то что благородных людей с каждым десятилетием становится все меньше и меньше, я думаю, что благородство всегда будет цениться людьми, потому что именно взаимопомощь, взаимовыручка и взаимоуважение соединяют общество в одно нерушимое целое.
6
Польза образования (по А. Ф. Лосеву)

Мы часто задумываемся о том, какую пользу нам приносят те или иные наши действия. В зависимости от личных потребностей, особенностей характера, жизненных принципов мы отдаем приоритет либо духовному удовлетворению, либо материальной выгоде. Но есть виды деятельности, которые приносят нам пользу как в моральном плане, так и в материальном.
В статье А. Ф. Лосева, известного русского философа, обсуждается как раз такой вид деятельности. Автор превозносит науку и просвещение, рассуждает о том, какие преимущества образование дает человеку.
В современном обществе очень важно быть образованным. Без образования трудной задачей становится не только поиск работы, но и анализ событий, происходящих вокруг человека, касающихся его самого. Сейчас во многих странах получение основного общего образования является обязательным, потому что без базовых знаний, получаемых в школе, невозможно жить в обществе.
В данном тексте А. Ф. Лосев акцентирует внимание читателя не на необходимости образования, а именно на духовном аспекте той выгоды, которую мы получаем от обучения. По его мнению, образование, как мотивированное стремлением к воспитанию в себе личности, так и обусловленное материальными потребностями, в любом случае приносит человеку «сладкие плоды» – моральное удовлетворение.
Я полностью разделяю мнение автора текста о том, что образованный человек чувствует себя нужным, приносящим пользу обществу. А это не может не стать причиной его духовного развития.
Моя точка зрения находит подтверждение в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья». Один из главных героев этого произведения, Дымов, врач по призванию, был по-настоящему предан своей профессии. Он спасал людей, рискуя своей жизнью, и принес себя в жертву ради общества. И на протяжении всего периода своей научной деятельности Дымов формировал свою личность, развивался духовно.
Еще одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» другого русского классика – И. С. Тургенева. Жизненные принципы Базарова складывались в результате его увлечения науками. Он становился личностью, занимаясь медициной, проводя различные опыты.
Образование играет огромную роль в жизни каждого человека. Оно приносит нам «сладкие плоды» духовного удовлетворения и материальную выгоду. Но самое главное преимущество, которое дает человеку образование, – это, безусловно, фундамент для формирования личности, становления жизненных целей и принципов, развития духовной составляющей человека.
7
Воспитание личности в процессе учёбы (по И.Ботову)
Зачастую под словом «образование» мы понимаем знания, которые помогут нам получить высокооплачиваемую и престижную профессию. Всё реже задумываемся над тем, что же ещё предоставляет оно помимо материальной выгоды…
Именно поэтому Игорь Павлович Ботов в своей статье затрагивает проблему необходимости образования нравственного, подчеркивая именно важность правильного воспитания личности в процессе учёбы.
Автор обращает наше внимание на то, что образованный, но безнравственный человек будет разлагающе действовать на общество. Ребенок, не усвоивший в школьные годы азы нравственности, вырастет духовно скупым. Именно поэтому так важно учителю вложить в душу ученика всё самое лучшее, и тогда, возможно, в будущем мы будем меньше сталкиваться с бездушными чиновниками, нечистоплотными политиками и преступниками.
Игорь Ботов неравнодушен к поставленной им проблеме, он считает, что термин «образование» и вовсе следует заменить на иной – «воспитание».
Я полностью согласна с автором, ведь методы современного образования, по моему мнению, ставят во главу угла прежде всего материальную выгоду, отодвигая духовность на задний план.
Жизненные примеры, подтверждающие мою позицию, я вижу ежедневно в школе: растущее из года в год безразличие к нравственным ценностям у моих сверстников, их бездуховность действительно вызывают тревогу. Всё реже встретишь учителя неравнодушного, заходящего в класс с желанием научить чему-то детей, а не просто провести очередной урок и скорее идти домой. Подобное положение дел вызывает грусть, ведь именно педагог может заложить в ребенка первые азы «человечности».
К примеру, стоит вспомнить произведение Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, чтобы хоть как-то помочь мальчику, не желающему брать у неё деньги и продукты, стала играть с ним в пристенок на деньги. Когда об этом стало известно директору, она потеряла работу, но поступок учительницы стал для мальчика уроком доброты и понимания на всю его жизнь.
Когда-то давно Аристотель сказал: «Кто двигается в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперед». Слова философа как нельзя лучше отражают положение нынешнего образования, так нуждающегося в нравственности.

8
Эгоизм, отсутствие сострадания (по Б.Васильеву)
Невозможно представить наш мир без сочувственного, живого отношения к друг другу. Люди всегда очень нуждаются в чьем-то сострадании и понимании. Но, к сожалению, мы не так часто задумываемся об этом.
В данном тексте Б. Васильев поднимает проблему эгоизма, отсутствия сострадания у некоторых людей. На мой взгляд, она достаточно актуальна. Эта нравственная проблема заставляет читателя глубоко задуматься о своем поведении. Автор рассказывает о детях, которые ради создания музея забрали у матери самое дорогое - письма о погибшем на фронте сыне.
Позиция автора текста однозначна. Б. Васильев считает, что люди порой совершенно не задумываются о том, какую боль может принести другим их необдуманный поступок. Так для матери после того, как у нее забрали письма, сын «угас, умер, погиб вторично, и теперь уже навсегда».
Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что человек иногда бывает очень эгоистичен и безжалостен. Задумываясь только о личной выгоде, он совершает жестокие поступки, приносящие горе окружающим.
Данная проблема нашла отражение в рассказе И. Тургенева «Муму». Дворник Герасим подобрал щенка. Он очень полюбил его, ухаживал за ним, кормил, заботился. Муму стал единственной радостью в жизни немого дворника. Но щенок не понравился барыне, и поэтому Герасим был вынужден утопить Муму. Невозможно передать словами его состояние после такого поступка. Из-за прихоти барыни он потерял единственного друга.
К данной проблеме обращался литературовед и общественный деятель Д.С.Лихачев. В одном из своих писем он говорит о том, что в наше время, к сожалению, становится все больше черствых и бездушных людей, неспособных на жалость, сострадание к другим, заботившихся только о себе.
Таким образом, мы приходим к следующему выводу: люди должны относиться друг к другу с пониманием и состраданием.
9
"Отцы и дети" (по М.Агееву)
Родители...Любовь...Забота...Терпение...Что объединяет эти понятия? Какой истинный смысл заключается в них? Почему мы стесняемся своих родителей, не ценим их любовь и заботу? Над этими вопросами предлагает задуматься автор исходного текста.
М. Агеев поднимает проблему, над которой размышляли величайшие умы прошлого и которая остается актуальной и в настоящее время. Её можно обозначить как проблему "отцов и детей".
Что мешает нам(детям) познать подлинную ценность родительской любви? Почему мы всегда стремимся быть подальше от них(родителей), стать самостоятельными? Ведь родители- это самые дорогие и близкие люди. Они хотят нам помочь, но порой мы грубо отвергаем их помощь и не задумываемся, как им больно. Мы(дети) должны помнить о том, что они подарили нам жизнь! Тогда почему же мы стесняемся своих родителей, того, как они одеваются, как они говорят и что делают. Ведь, когда их нет рядом, в душе появляется пустота, грусть, сильная боль, которую никак не заглушить. Мы вспоминаем, как мы с ними неуважительно обходились, сколько обид мы им принесли, хотя родители никогда не показывают того, как им больно!
Точка зрения автора, на обозначенную проблему, на мой взгляд, абсолютно ясна: он считает, что дети зачастую воспринимают только внешнюю красоту человека, не осознавая глубины родительской любви, их душевной щедрости. Очень часто так бывает, что нам не хватает мужества признаться другим людям, что человек, с которым вы недавно разговаривали, является вам папой или мамой.
Что касается меня, то раньше я часто стеснялась своей мамы, мне не нравилось, как она одевалась, как говорила, но сейчас, постепенно, с возрастом, я многое поняла. Родители для меня – все. Я живу ради них, а они – ради нас, детей. Следовательно, чтобы родители ни делали, они всегда будут делать только ради нас, постоянно забывая о себе.
Продолжая размышлять, надо затронутой проблемой, я хотела бы привести аргументы из художественной литературы.
Одним из таких примеров может послужить комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Несмотря на то, что госпожа Простакова- грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту.
Этот пример показывает нам то, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять.
Отношения между детьми т родителями не могу быть безоблачными, идеальными. Но надо учиться к взаимопониманию.
Герой повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин очень любит свою дочь, но проезжий гусар увозит с собой Дуню. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а Дуня появляется только на его могиле.
В заключение хотелось бы сказать о том, что нужно беречь своих родителей, уважать их и не причинять им зла.



Моральные ценности (по Крюкову)

Верно ли человек оценивает свои способности? К чему может привести ложно понятое, раздутое чувство собственного достоинства? Какова истинная цена человека?
Поднятые автором философские проблемы актуальны, они касаются каждого из нас. Пройдя мимо этих вопросов, человек не сможет найти своё место в жизни, не сможет стать успешным.
По мнению автора, каждый человек должен занимать соответствующее своим возможностям место, иначе его деятельность будет приносить только вред. Крюков считает что надо так уметь утверждать своё «я», чтобы не вызывать осуждения окружающих. На примере самолюбивого фараона автор акцентирует наше внимание на том, что всё тайное всегда становится явным – истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается.
Нельзя не согласиться с автором в том, что на пути к намеченной цели необходимо быть честным, добросовестным, в меру самолюбивым. Ведь большее значение имеет не то, чего человек добился в жизни, а то какими путями он к этому шел.
Каждый человек ищет своё место в жизни. То, как делает это Николка из романа Булгакова «Белая гвардия» - его поступки, моральные ценности, которых он придерживается – всё это пример пути к намеченной цели благородного человека. «Честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете», - полагал Николка. Не важно то, чего именно добился в жизни этот человек, главное то, что он шел вперед, оставаясь человеком чести.
Но, к сожалению, не все люди идут к намеченной цели путем праведным. Примером жизненного пути, строившемся исключительно на лжи, жестокости и злодеяниях является путь к власти Лаврентия Берия. Всех людей этот человек считал ниже себя, пытался принизить их в любом удобном случае. Для Берия в жизни важно было выиграть во что бы то ни стало, любыми способами, любой ценой, даже нечестно.
Если мы хотим чего-то добиться в жизни и при этом не потерять уважение окружающих нас людей, мы должны верно оценивать свои способности, быть честными и совестливыми…



Проблема воспитания истинных мастеров искусства (по Л.П. Мозговому)

Почему необходимо серьезно относиться к воспитанию деятелей искусства? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Возможно, именно поэтому Мозговой обращается к проблеме воспитания истинных мастеров искусства.
Эта проблема очень остро поставлена в современном обществе. Ведь искусство всегда играло одну из самых главных ролей в нашем мире. Многие люди, окончив школу, стремятся посвятить свою жизнь искусству. Все больше и больше учебных заведений, готовящих актеров, музыкантов, певцов, художников, появляется с каждым годом. Однако некоторые считают, что полгода достаточно, чтобы стать лучшим в профессии, связанной с исполнительным искусством. Другие же уверены, что истинный талант приходит спустя время и чтобы появился талантливый певец, музыкант или актер, необходимо затратить немало усилий. Именно к ним относится автор текста.
Леонид Павлович Мозговой, рассматривая проблему воспитания истинных мастеров исполнительского искусства, приходит к выводу, что только по-настоящему талантливые актеры, певцы и музыканты, достигающие высот исполнительного искусства ценой неимоверного труда и терпения, годами шлифующие своё мастерство, способны донести до разума и сердца зрителя драгоценные слова и музыку великих мастеров.
Я точку зрения автора полностью разделяю. Действительно, как можно научиться быть лучшим в своем деле всего за полгода? Особенно, если это касается деятелей искусства. Ведь это тяжелый труд, который достигается большими усилиями. И за полгода научиться петь, играть на музыкальном инструменте или сочинять музыку невозможно. Ведь основное назначение искусства - это сеять «доброе, разумное и вечное». А научиться этому за короткий промежуток времени нельзя. А тот, кто пытается уверить в обратном, просто недостоин называться истинным мастером исполнительского искусства.
К проблеме важности серьезного воспитания деятелей искусства обращались многие русские и зарубежные писатели. Мне вспоминается Гоголь и его «Портрет». Один из главных героев так стремился познать суть искусства, что посвятил этому почти всю жизнь. В конце своей жизни он написал подлинный шедевр, хотя его путь и не отличался подлинной славой. А известный художник Рафаэль, учился искусству всю жизнь, даже когда стал уже знаменитым. И сейчас мы не перестаем восхищаться его работами!
Таким образом, необходимо серьезно относиться к воспитанию деятелей искусства. Необходимо прикладывать много усилий, чтобы стать истинным служителем искусству и восхищать окружающих своими шедеврами. Иначе, ничего хорошего просто не получится.