Пьеса. КаБаЧоК

Оля Сома
Действующие лица :

ХОЗЯЙКА      -    женщина средних лет. Многое видела и слышала в жизни. Непреклонна в своих взглядах на мир. Способна на лояльность ради выгоды. Любит веселье, если это не приносит затрат. Курит. С каждым посетителем общается на "его языке". Полину любит, как дочь (она для неё единственный человек, которому можно доверять, с кем она делит все радости).

ПОЛИНА        -    помощница хозяйки. Поёт по просьбе посетителей (за дополнительную плату), мечтает петь в театре. Мужчина её мечты - богатый спонсор, за которого не плохо бы выйти замуж. Хохотушка, но настроение часто меняется на абсолютно противоположное. Хозяйка для неё - пример для подражания. Во всём её слушается, хотя и не со всем бывает согласна. Живёт в её доме. О родителях предпочитает не вспоминать.

ПОРУТЧИК    -  гусар. Завсегдатай этого кабачка (как и других 2-3х близлежащих). Статен, весел. Жутко стеснительный пока трезвый. Любит всех красивых женщин. Успешен на службе, но предпочитает не думать о карьере слишком долго, это его утомляет. Способен на благородные поступки ... поэтому частенько остаётся без денег. Ему присущи своеобразная мудрость и хитрость. Обмануть его способна только женщина (да и то не каждая).

КУЗЬМА         -   лавочник (продавец тканей). Безутешный вдовец, философ, поэт. В-меру скромен. Красноречив. Во время дискуссий начинает говорить стихами. Ко всем относится по-отцовски, с мудростью, любя. Никогда не кричит, невозможно вывести из себя. Меру выпитого определяет по стихам (если начинает сочинять матом - значит хватит). Довольно состоятелен, но считает себя человеком из "простого народа", да и другие не знают о его состоянии.

ФЁДОР           -    городовой. За день так устаёт быть слугой порядка, что вечером не прочь похулиганить. Выпив, начинает рассуждать о нелепости законов, о своей роли в этой системе. Жалеет оштрафованных сегодня. Старается быть таким же философом, как Кузьма. Каждый раз его уводит домой кто-то из домашних, т.к. сам он наверное никогда бы не ушёл отсюда (чувствует себя здесь как дома). Иногда начинает наводить порядок, командуя посетителями, что тут же пресекается хозяйкой. Вспыльчив, но быстро остывает.

На сцене темно. Постепенно начинает высвечиваться (пушкой) центр, где стоит Полина. Так же постепенно нарастает музыка. Полина поёт серьёзное классическое произведение. _____________________________________________
Песня заканчивается, постепенно прибавляется свет по всей сцене (жёлто-красный, тёплый), пушка так же медленно выключается.

На сцене :
В левом углу деревянная стойка бара, хозяйка в переднике протирает бокалы. Прямо - выход на улицу и в сени. Справа - несколько столиков, лавки. На стенах - фонари.

ХОЗЯЙКА    -  Эх, Полина, хорошо поёшь, да только такие песни здесь не слушают.

ПОЛИНА      -  Так вот и пою, пока никого нет. Для себя. Иногда так хочется  чего нибудь чистого и светлого, чтоб душа летела высоко-высоко...

ХОЗЯЙКА    -  Мечтательница ты у меня. Да ладно, плохого в этом нет. Главное, о деле не забывать.

-------------------------- входит КУЗЬМА ------------------------------

КУЗЬМА      -  Добрый вечер, хозяюшки. Всё о делах хлопочете?

Полина оживилась, побежала протирать стол.

ХОЗЯЙКА    -  Добрый, добрый... хлопочем, как без этого.

КУЗЬМА      -  Хозяюшки мои, мне как обычно.

ПОЛИНА (весело)  -  Да уж знаем, знаем!
идёт к стойке за чашкой кофе

ХОЗЯЙКА    -  Ну, рассказывай, Кузьма, чем порадуешь. Говорят, к вам в лавку завезли нынче ситчик весёленький?

КУЗЬМА      -  Правда, завезли ситчик. Весёленький - обхохочешься. Так что, добро пожаловать за покупками.

Полина приносит кофе, Кузьма достаёт газету.

ХОЗЯЙКА    -  Ой, Полинка, как глазки-то у тебя загорелись. Много ли девушке для счастья надо - новое платье.
                Молодость, ветренность... о чём только они думают?

КУЗЬМА      -  ... как они правы. Когда же ещё гоняться за новыми ситцевыми платьями, как ни в юности. Это потом придут заботы о муже, о детях, о шерстяных носках на зиму для всей семьи... а пока ...

читает стихотворение

---------------------------- входит ПОРУТЧИК --------------------------

ПОРУТЧИК   -  Ну и денёк сегодня! .. Всем - здравия желаю!

ХОЗЯЙКА     -  И вам того же.

ПОРУТЧИК (садится на табурет к стойке)  - Наливай, хозяйка.

ХОЗЯЙКА    -  Чего изволите? 

ПОРУТЧИК (указывая на бутыль)  -  вот это.

ПОЛИНА     -  Что же стряслось сегодня, порутчик? 

ПОРУТЧИК  -  Сегодня у меня не состоялся обмен мнениями с начальством. Вот, теперь переживаю.

ХОЗЯЙКА    -  Как можно переживать из-за того, что не состоялось?

ПОРУТЧИК  -  Эх, женщины, что вы понимаете в деловых переговорах мужчин...
                "Обмен мнениями " - это когда заходишь в кабинет начальника со своим мнением, а выходишь - с его.
                (отпивает большой глоток)

КУЗЬМА      -  И по какому же поводу, осмелюсь спросить, такие разногласия?

ПОРУТЧИК  -  Я считаю моё трёхдневное отсутствие на службе вполне обоснованным, а он - нет.

КУЗЬМА      -  Так в чём же суть?
 
ПОРУТЧИК  -  Он сам мне сказал, чтобы я не смел являться на службу в пьяном виде!..   а я как раз 3 дня и был в таком виде. 

ХОЗЯЙКА    -  Э-эх, "деловые переговоры мужчин"

КУЗЬМА      -  Позвольте поинтересоваться, порутчик, зачем же вы столько пьёте в таком молодом возрасте?

ПОРУТЧИК (садится за столик к Кузьме) -  Вообще-то я не пью... больше 1 кружки... Но выпив эту кружку, я становлюсь совершенно другим человеком ... а этот другой пьёт о-о-о-о-чень много! (отпивает ) Да ещё потом такого накуролесит...

КУЗЬМА   (читает стих о молодости)

ПОЛИНА    -  Всегда завидовала поэтам. Самые простые вещи они могут показать совершенно по-другому. Как романтично.

ХОЗЯЙКА  -  Все они поэты. Не поймёшь их - сначала говорят одно, потом другое ...         а главное, всё так похоже на правду! И мы улыбаемся им, наряжаемся в новые платья...

ПОЛИНА    -  А что же нам остаётся? Ведь во всём-то мире только мы, да они.

ПОРУТЧИК (поворачиваясь к Полине) - Мадмуазель, вы сегодня так очаровательны. Позвольте пригласить вас на танец.
(Щёлкает пальцами, начинает играть музыка ____________________________________)

Полина многозначительно смотрит на хозяйку, явно стесняясь танцевать с порутчиком.

ХОЗЯЙКА (спохватившись) - Полина, чуть не забыла, принеси пожалуйста из погреба закуски. Наши посетители уже проголодались...

Полина, довольная, убегает.

ХОЗЯЙКА  -  Господа, не желаете ли заказать ужин?

КУЗЬМА     -  Да, пора бы уже.
                (откладывает газету, идёт к стойке, обсуждают с хозяйкой меню)

ПОРУТЧИК (сам с собой) -  Женщины ... если бы они только могли представить, как трудно быть НАСТОЯЩИМ  МУЖЧИНОЙ ! Чтобы поддерживать свой имидж просто необходимо :

1. Знать имена и адреса всех официанток в 3-х   
    ближайших от дома барах.

2. В случае опасности стремительно покидать комнату
    возлюбленной через балкон вне зависимости от
    этажа и времени года.

3. Быть гениальным, как Юлий Цезарь, т.е. уметь
    делать несколько дел одновременно. Например - 
    слушать музыку, качаться на стуле и читать газету...
    усложнить задачу можно, закурив сигару.

4. Уметь выразить матом любую мысль (исключая
    некоторые тригонометрические функции и
    химические формулы).

5. Уметь объяснить женщине, что настолько загружен
    на работе, что к чемпионатам мира по бильярду и 
    преферансу вынужден готовиться по ночам с
    друзьями.

---------------------------- входит ФЁДОР (в форме городового) -----------

ФЁДОР       -  Добрый всем вечер. Вижу, все завсегдатаи уже здесь. Один я задержался на работе не-в-меру.
 (городовой подходит к стойке. Порутчик тоже  подходит к стойке, садится на табурет).

ПОРУТЧИК - Да уж, где и стоит задерживаться, так только не на работе или службе. Главное, чтобы к этому не привыкло ваше начальство.

ФЁДОР        -  Ох уж это мне начальство... (выпивает стопку) По моему мнению, всем нам работалось бы намного лучше, если б все начальники уехали жить в какой-нибудь другой город, а нас оставили бы в покое.

(Порутчик молча соглашается, жмёт Фёдору руку)

КУЗЬМА (жуя) -  А кто же, господа хорошие, будет тогда за порядком следить?

(Порутчик смотрит на Фёдора с немым вопросом).

ФЁДОР ( взглянув на Кузьму, на порутчика , затем - в зал, расплывается в улыбке)
                - Наверное - я. Я же городовой, а следить за порядком - моя прямая обязанность.

ХОЗЯЙКА    -  И что же за порядки тогда у нас будут?

ФЁДОР (выпивает стопку) -  Нормальные порядки будут. Всё по закону будет.

КУЗЬМА      -  А сейчас что, "по закону" не получается?   

ФЁДОР        -  Не всегда, знаете ли ... оттого и душа не на месте (откусывает бутерброд и продолжает с полным ртом) ... такая боль за правду порой поднимается... переживаю страшно - кусок в горло не лезет!

ХОЗЯЙКА    -  Справедливый ты у нас, Фёдор. И порядок любишь (намекает, чтобы расплатился, пересчитывает деньги). За что тебя и уважаю.

ПОРУТЧИК  -  Да, бережёного бог бережёт, а нас - наш городовой Фёдор!

КУЗЬМА (читая газету) - Что твориться ... вчера из больницы сбежали двое больных с расстройством кишечника...

ФЁДОР (жуя, отмахнулся рукой) - сегодня нашли ... по горячим следам.

Вернулась Полина , бледная и с пустыми руками.

ХОЗЯЙКА    -  Что-то ты долго ходила ... а где продукты? Что случилось, девочка?

Полину трясёт, она чуть не плачет.

ПОРУТЧИК (уже захмелевший) -  Отчего вы так печальны, красавица? Ежели вас заколдовал злой волшебник, я убью его!..

ПОЛИНА (громко) - Убейте его!

Все оборачиваются к ней, не понимая что происходит. Хозяйка падает на табурет.

ПОРУТЧИК (обалдев от такого ответа) - Вы серьёзно?

ПОЛИНА  - Порутчик, я знаю, вы смелый человек, вы не сможете отказать беззащитной девушке.

ПОРУТЧИК - Отказать не смогу. Но убийство - это же совсем другое...

ФЁДОР (выпивает стопку) - Убийство...(закусывает) это по моей части. Пойдёмте разберёмся. Где труп?

Хозяйка падает без чувств.

ФЁДОР (глядя на хозяйку) - Как быстро здесь исполняют заказы!..

Порутчик пытается поднять хозяйку и привести её в чувства, постепенно это удаётся.

ПОЛИНА - Да нет же. Трупа нет... пока. Но его надо сделать.

КУЗЬМА (Фёдору, шутя, принимая ситуацию за шутку) - Что, привык к готовым трупам? Не слышишь, его ещё надо "сделать"!

ФЁДОР - Это незаконно!

ПОЛИНА  -  Но ведь это многие делают. Поймите, его просто необходимо убить...

ФЁДОР -  Я отказываюсь это понимать!

КУЗЬМА (философски) - что за жизнь... если сегодня не убьёшь ты, то завтра могут убить тебя...

Полина падает на колени плачет. К ней подходит хозяйка (всё ещё в шоке)

ХОЗЯЙКА - Девочка моя, теперь ты понимаешь, что не все мужчины способны на элементарный подвиг...(как под наркозом идёт к стойке, достаёт нож) ...а я женщина простая, и за себя и за тебя постоять смогу. Кого убивать?

Все молча смотрят на неё. Полина перестаёт плакать.

ПОЛИНА (вытирая слёзы) -  Там... внизу... КРЫСУ !

Хозяйка опять падает без чувств, порутчик приводит её в себя.

Все с облегчением выдохнули.

КУЗЬМА -  Ну как тут бросишь пить?!

ПОЛИНА (наливая вина Кузьме) - Какой-то вы грустный в последнее время.

КУЗЬМА -  Да я не грустный ... я трезвый. (выпивает сразу пол-кружки).

Хозяйка приходит в себя, порутчик обращается к Полине.

ПОРУТЧИК (уже менее смело) - Ну, так кого же убить, красавица?

Полина делает 3 глотка вина, берёт его за руку и уводит в погреб.

КУЗЬМА -  Да, русская женщина - это сила!

ФЁДОР   -  Ага, оружие массового поражения ! Сведёт с ума всех в радиусе километра.

Тем временем хозяйка выпивает 2е стопки, молча стоит за стойкой, обняв бутылку, смотрит в одну точку, думая о чём-то. Вдруг начинает петь :  
 Кузьма и Фёдор слушают песню.

ФЁДОР              -  Ой, хозяйка, замуж тебе надо.

ХОЗЯЙКА (встрепенулась) -  Зачем это?

КУЗЬМА           -  Хорошая ты женщина. Мужика б тебе хорошего. Жили бы счастливо.

ХОЗЯЙКА        -  Да где ж сейчас хорошего мужика найдёшь?! Я и так счастливая - всё у меня есть. Крыша над головой, доход постоянный, а что детей не было, так вон - Полинка мне как дочь... всё есть.

КУЗЬМА           -  У меня вот вроде, тоже всё есть ... а чего-то не хватает.

ФЁДОР (оглядел Кузьму ) -  И тебе жениться надо.

КУЗЬМА           -  Может и надо... Только их ведь не поймёшь. Даришь им подарки, а они почему-то обижаются...

ХОЗЯЙКА         -  Смотря что даришь

КУЗЬМА           -  А вот, к примеру, книгу ?

ХОЗЯЙКА        -  Значит, намекаешь, что она дура, вроде того - не знает ничего, так хоть почитает.    

КУЗЬМА           -  А цветы ?

ХОЗЯЙКА        -  Намекаешь, что простушка. Подарил букет, она и рада будет.

КУЗЬМА           -  Бутылку дорогого вина ?

ХОЗЯЙКА        -  А, всё-равно сам и выпьешь.

КУЗЬМА           -  Бусы ?

ХОЗЯЙКА        -  Чтобы она однажды за какой-нибудь гвоздь зацепилась и ей голову оторвало !

КУЗЬМА           -  Модные туфли с каблуком ?

ХОЗЯЙКА        -  ... чтобы ноги себе переломала ?

КУЗЬМА           -  Красивую вазу ?

ХОЗЯЙКА        -  ... чтобы она, не зная куда её поставить, сошла с ума!

КУЗЬМА           -  А если пригласить в ресторан ?

ХОЗЯЙКА        -  Намекаешь, что костлявая - обнять нечего. Вот, решил откормить !

КУЗЬМА           -  А пригласить на игру в преферанс с друзьями ?

ХОЗЯЙКА        -  ... потому что "дурам всегда везёт" !

КУЗЬМА           -  А что же дарить-то вам ?!

ХОЗЯЙКА (в зал) - нет, ну балбесы ! (Кузьме) - Любовь !

Играет вальс, хозяйка и Кузьма танцуют.

ФЁДОР              -  Мадам, у вас тут какой-то волшебный погреб. В нём пропадают люди.

ХОЗЯЙКА        -  Ничего сами не могут сделать! Пойду посмотрю, куда они там пропали... (уходит в погреб) 

ФЁДОР              -  Наливай .

КУЗЬМА           -  Какая женщина... неуловимая, как дикая лань.

ФЁДОР              -  Ничего, у нас неуловимых нет.

КУЗЬМА           -  А как она была восхитительна и поэтична ...

ФЁДОР              -  Да ... с ножом на мыша !

КУЗЬМА           -  Клеопатра !

ФЁДОР              -  Кто ?

КУЗЬМА           -  Афина !

ФЁДОР              -  ...Аф-ф-ф -игеть ... на !

КУЗЬМА           -  Ты знаешь, мне кажется, в моей жизни появился смысл.

ФЁДОР (через паузу) -  Когда на свадьбе гулять будем ? 

КУЗЬМА           -  Нет, я не могу так сразу. Кроме того, это волшебное чувство влюблённости ... я хочу насладиться им сполна ...

ФЁДОР              -  Эй ты, волшебник ... а ты у неё-то спросил, чего она хочет ?

КУЗЬМА           -  Даже боюсь спрашивать.

ФЁДОР              -  Трус.

КУЗЬМА           -  Возможно, в чём-то ...

ФЁДОР              -  Трус волшебник !.. не, я балдею ...

КУЗЬМА           -  Да что ты привязался к этому "волшебнику". Не "волшебник" я !

ФЁДОР              -  Это я привязался ?

КУЗЬМА           -  Ты привязался !

ФЁДОР              -  Мыслим логически ! Я привязался, значит, как приклеился, да ? Значит прилип, как банный лист ? Как банный лист к за... Так вот куда ты меня послал !

КУЗЬМА           -  Федя, не надо! Успокойся.

ФЁДОР              -  Всё ! Развод ! ... В смысле - дуэль !

КУЗЬМА           -  Федя, не надо!

ФЁДОР              -  Всё ! Стреляемся на рапирах ... до последней крови...

(встаёт из-за стола, шатаясь, берёт Кузьму за рукав, тянет на улицу. Кузьма успевает схватить вилку со стола. Уходят.)

-------- входят хозяйка, Полина и порутчик, сталкиваясь с ними в дверях ----------

ХОЗЯЙКА (кивает в сторону ушедших) - Вон, на свежий воздух потянуло.

ПОРУТЧИК      -  Ещё бы, столько выпили !

ХОЗЯЙКА        -  Полина, открой окно, душно тут

ПОРУТЧИК      -  А я ей помогу

ХОЗЯЙКА        -  Иш ты, помошник

ПОЛИНА          -  Пусть поможет. Уж что-что, а окна открывать он научился.

ПОРУТЧИК      -  Ну, так как насчёт танца, мадмуазель?
                (щёлкает пальцами, играет музыка)

ПОЛИНА (переглянувшись с хозяйкой) - Только за отдельную плату.

ПОРУТЧИК      -  О! А что ещё в вашем прейскуранте ?
 
Незамедлительно следует звонкая пощёчина от Полины.

ПОРУТЧИК      -  Спасибо, это я заказывать не буду. Вина, пожалуйста.

Хозяйка наливает вино, Полина идёт протирать столы.

--------------------------- входят Фёдор и Кузьма --------------------------------

ФЁДОР              -  А всё-таки вовремя я оштрафовал нас за дуэль в общественном месте.

КУЗЬМА           -  Да, могли бы и поубивать друг друга.

ФЁДОР              -  А так - отделались двумя рублями...

КУЗЬМА           -  Да... я уже начинаю любить наши законы.

ФЁДОР              -  Да... у тебя сегодня вообще ... очень любвеобильный день. Для полного комплекта тебе осталось полюбить только меня.

КУЗЬМА           -  Тебя ?

ФЁДОР              -  Да ! Ты меня уважаешь ???

КУЗЬМА (после паузы) -  Я тебя люблю !

ФЁДОР              -  А-а-а-а, проказник ! Давай лучше выпьем за наш закон - самый гуманный закон в мире !

КУЗЬМА           -  У меня нет денег, я всё отдал тебе за штраф.

ФЁДОР              -  Во, оттуда, из штрафных, и возьмём.

Полина приносит бутыль. Они пьют, обнявшись.

ФЁДОР              -  За справедливость !

ПОРУТЧИК      -  Нет её - справедливости. Как на бой со зверюгой, так я,                а  благодарности не дождёшься.

ПОЛИНА           -  Ну что вы, порутчик, мы вам очень благодарны...

ХОЗЯЙКА         -  Ага, за то, что я запнулась в темноте о вашу ногу и упала!

ПОРУТЧИК      -  Так ведь упали-то именно на мыша ! А значит, я помог вам его изничтожить .

ХОЗЯЙКА         -  Ещё раз большое спасибо ! Я надолго запомню этот вечер,             когда ПОДО МНОЙ СДОХЛА МЫШЬ  !

ПОЛИНА          -  Да ладно вам, ведь всё закончилось хорошо. Помиритесь.

ПОРУТЧИК (от души) -  Я прощаю вас!

ХОЗЯЙКА (в шоке от такой наглости) -  Подо мной сдохла мышь !

ПОРУТЧИК (растерянно) -  Согласен.

ХОЗЯЙКА (добивающим тоном) -  Совсем сдохла !

ПОРУТЧИК (ушёл в себя) -  Бедная мышка. Надо выпить. 

ПОЛИНА (чтобы не довести дело до скандала) - А давайте я вам спою. Бесплатно.

Музыка. Полина поёт ( песня о друзьях, взаимовыручке - весёлая)

ФИНИШ



1.11.2006г.