Из смоленских тетрадей 1998-2008гг

Елена Канеева
 
 Мне перечитывать совсем не интересно свои общие обобщения. Только спустя время, где они цепляют за факты. Они – удочки мои. А я  думала – рыбки.
Мой отец – как многому научил ты меня, шляясь, пьяный, по друзьям. Всегда самостоятельный.
Из минуток складываются заметочки. Из действий – переживания. И наоборот.
---
Я скучаю – отвечая.
Отвечая – я скучаю.
Отвечая за людей
И о них скучая.

На уроке – зевота.
Мальчики скучают,
Пока девочки ответ
Мамам сочиняют.
----
Мои скучные скучалки
Отмывают как мочалки
Ваши руки и чернилки,
Души, уши и смешилки.
Чистота...
Мемориал
30 тысяч душ украл
Смоленский концентрационный лагерь № 123 В 1941-43гг.
А кирпичный завод и посёйчас работает,
в 1982г., на месте лагеря выстроено общежитие №1 Смоленской мед.академии. А ещё раньше, видимо, здесь было продолжение кладбища.
---
Смоленские холмы немы.
Древляне, кривичи, прибалты.
Глядят иконами в холсты,
Народники и музыканты.
В холст зеленеющих полей
Вписался мой неброский терем.
Мой древний замок родовой,
Достопочтенен,  суеверен.
Ему никто не дал приют.
Где захотел – там примостился.
Пусть говорят, пусть водку пьют,
Пока лукавый не взъярился.
---
Они молчаливы. Суровы на вид.
Стройны, бородаты, добры.
Идут мне навстречу
Меж сосен и лип -
Косари нездешней травы.
---
Такой Смоленск.... Весь в горках. Древний-древний. Добрый-добрый. Суровый – суровый.
---

Не хочется, не настраивается, не пишется. Не умеется. Не понимается. Не реализуется.
Не надышится, не нарадуется, не наглядится, не налюбится. Не на. На – да. Нада. Надо.
Дай. Дай – на. Тайна.

***
Зачем человек учится? Зачем постигает глубины разные? А любит привычное, красивое, мягкое.
Лечебный эффект цвета. Я в панике. Потому что не знаю, что делать, и никто не научит радоваться. По сути – тоже сиднем сижу. 
...
А сейчас я буду фантазировать. О том, чего не знаю и не могу знать.

(Животрепещущая жизнь ставит меня в тупик перед явлениями.)
У меня не хватает сил хотеть жить.
Женщина – побирушка.
Люди нищие, пьяные, бездомные, – это же силы надо  – смотреть на них. Сквозь красоту веков. Могучие крепкие строения. Красивые слова – такие... Смоляне. Днепряне. Древляне.
 
Л. Журавлёвой:
«Этнография Смоленщины.
Тяжело поэту женщине»)
 
– Информационное поле земли, космоса, вселенной, галактических островов,информационное поле вакуума, информационное поле дыр.
Информационное поле как таковое – это мы, это живые существа и предметы обихода, и растения. Мы – живая память. И – память о будущем.
Умеющий читать поймёт.
Если тебе нужно что-нибудь знать – знай. Если нужно сказать – скажи. Создать – создай.
Мягко, нежно и уверенно – спроси.
Подожди ответа и запиши это.
– Всё не так просто, как кажется. Если ты живёшь – учишься, то многократно возвращаешься к непонятому, хочешь или нет, кем бы ни был, но по сути – долбишь один урок.
– Пока качественно скакнёшь.
– Лечить людей – это объяснять им то, что они и без тебя знают.
Неблагодарное дело.
– Душа болит за других, а это значит и за себя тоже. Это значит, ей так надо. Ну что ж.
– Косноязычие поэта рождает стих.
   Короче. Это.

***
ЗАМОРОЧКА

Спин. Спиноза. Спины нет впереди и сзади
– Сбоку только, сверху сколько... а снизу!
Без прикрытия ниоткуда,
На фоне шумов,
Идёт обмен между прошлым и будущим,
 В виде невидимых спинальных эффектов
Электронов, проводящих эхо.
 
***

   Жёсткие рамки режима – ярмо. Которое обозначает работу и границы терзаний.
Работа – лучшее средство от депрессии.
– Что есть поиск? Постоянная леность?
Безумные вопросы, на которые никогда нет ответа и можно по-разному отвечать.
Смысл деятельности – или создавать толчок для эмоций, или  выстраивать систему с помощью фактов, используя озарения.
Без ярма деятельности нет.
Подсознание или как его там, обманывает сознание и срабатывает машинный принцип – форма внушения – человек убеждён, что то, что он делает – он хочет делать. Тогда он счастлив.
Жизни без довольно частых мучений, тягостных метаний – а то ли я делаю, а так ли; у тех, кого читают – не бывает, мне кажется.
Моя внешне довольно систематичная и спокойная жизнь – совсем не такая безмятежная. 
Как и у многих. Кажется, разрушь я какую-то иллюзию, и поток хлынет, или совершенно замрёт.
Человеческая особь умудряется оставаться загадочной, несмотря на все её изученные закономерности.
Что такое пытливый ум? – Тот, который пытает?
А созерцательный – созерцает? С озера цает?
Незамутнённое озеро превращений, голубовато-зелёное, вспыхивает золотинками и тает колыхаясь, и вновь из тумана выступает.
А ум с этой поверхности зачерпывает.
Стихи, картинки, песни, рассуждения – кто во что горазд.
А вот наступает свободная минута, и что с ней делать?
   Гитарный ус дрожит,
   Гусар поникший спит...
Простота, говорят, хуже воровства. Но как быть с кажущейся нелогичностью изложения?
Это называют косностью: язычия, мысли.
Косная материя – неживая. То есть всегда она развивается по старым, давно-давно известным способам. Т.е. косность – своего рода примитивизм.
Есть люди, специально изучающие примитивизм. Так называемые абстракционисты.
Мне хочется заняться музыкой, но не по стандартным канонам.
А время для этого? Телепатическое общение?
– Бездна вопросов.
Этика – эстетика – можно – нельзя, уровни сознания, будущее.
Когда была маленькая, думала – всё будет не так, как у других.
Врачи говорят просто: людям с хроническим гастритом нельзя заниматься управленческой деятельностью....
Прошло время, 16 лет. Я перепечатываю черновики в компьютер, и безжалостно их рву. Вот я перечитала написанное, и что изменилось спустя шестнадцать  лет в моём осознании?
– Как ни странно, уходит безнадёжность (излечивается гастрит?)
Врачи не всё могут знать. Старые штампы крепко въелись в ум.
     А здоровьем следует заниматься. Простить себя, полюбить, убрать хорошо замаскированную гордыню, научиться любить и внимать. Выправить позвоночник.
Чувствовать необходимость того, что делаешь. По мере развития и дадено будет. Научиться быть открытым, свободным и спокойным.
У меня появилась надежда.