КинОкрошка. Леди Каролина Лэм. Восторг и слёзы

Владимир Плотников-Самарский
КинОкрошка



Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО


«Леди Каролина Лэм», 1972, 2 серии («Lady Caroline Lamb»; оригинальное название: «Peccato d’amore»), Англия, Италия, США

Режиссер Роберт Болт, сценарист Роберт Болт, оператор Освальд Моррис, композитор Ричард Родни Беннетт.

В ролях: Сара Майлз, Джон Финч, Ричард Чемберлен, Джон Миллз, Маргарет Лейтон, Памела Браун, Сильвия Монти, Ральф Ричардсон, Лоуренс Оливье, Катерина Боратто, Питер Булл, Чарльз Карсон, Соня Дрездел, Николас Филд, Роберт Харрис

Из первого просмотра (1978 или 1979-й) пронес через десятилетия жестокие сцены с нищими в Колизее, боксерской непристойностью (читай: подлостью) лорда Байрона и что-то там о герцоге Веллингтоне (Лоренс Оливье) – приоритеты, вполне объяснимые с учетом всегдашнего интереса к истории.

Впоследствии опознал в «Сёгуне» слегка заматеревшего Байрона – Рич. Чемберлена…

Более всего запомнилось: как был крайне тогда возмущен чистоплюйской безмозглостью Каролины, чей каприз - щедро одарить нищего мальчика – стоил бедняжке жизни. «Ах-ах, но у девушки же были благие намерения»… Да-да, однако именно таковыми и вымощена дорожка кой-куда…

И еще бы можно скостить тот грех на девичье недо-… или легко-мыслие, буде это все свершилось не в пику активным протестам умного мужа-юриста и опытного проводника-чичероне. Ан нет: упрямство и взбалмошность стали ее нитью - неизживаемой, путеводной и, увы, не ариадниной.

Еще помню, сколь изумил контраст этого незатейливого мальчишеского (!) вывода с реакцией одноклассниц. Ибо наиболее эмоциональные из них ничтоже сумняшеся соорудили из рваненькой мело-драмы не совсем красивой и уравновешенной дамочки какую-то истерическую энциклопедию эволюции женского интеллекта, некий непререкаемый культ для восторженного преклонения и подражания.

…Недавно увидел повторно. И что же?
А то, что наново открытые или проясненные нюансы, непОнятые, что понятно, в период юношеского максимализма, так и не заслонили нехорошего осадка при оценке леди Каролины Лэм. Особенно, резануло отсутствие здравомыслия. Мужского - в первую голову (ведь вопрос о логике)…

Алогичность мужской (и не только) позиции в этом вопросе наиболее разительна, поскольку благодаря ей решительно постулируется и активируется тот самый «двойной стандарт». Судите сами: то, что непременно будет стоить крови «сильному» коллеге, галантно зачтется, как «шарм» и «изюминка», «слабой, прекрасной» и уже по этой причине… непогрешимой половинке.

Разве не так? Разве не склонны мы превозносить «загадочных и оригинальных» леди-одиночек, особливо знатных и красивых, забывая (и что еще хуже - прощая им) шлейф разбитых судеб, отдельных трупов и массовых злодеяний, которыми устилается их глянцевый путь «поиска и любви».

«Ах-ах! Ведь они же так неповторимы, так необыкновенны, так, так, так…».
И так, и так, и так. Вот только обыденное слово «упёртость», «самодурство» или «эгоизм» (смело применимые к таким же злополучным, по своим последствиям, моральным перверсиям мужчин) почему-то в данном приложении назначаются «моветоном».

Впрочем, все это, на мой взгляд, относится к характеру не всех, а конкретно данной героини.

Фильм же как раз искусно, умело, можно сказать, тонированно-язвительно вскрывает сии «героические» слабости, как и многие другие язвы: социальные, моральные, культурные.

Допустим, сильное впечатление (как тогда, так и 30 лет спустя) произвели на меня баталии в Парламенте, где на арене вопиющей банальности броско «блистает» супруг Каролины – перспективный юрист и политик (Джон Финч).

Столь же нелицеприятно, можно сказать, хищно подан идеализированный фанатами «романтический герой» Байрон.

Не слишком симпатичен и пресловутый победитель Наполеона герцог Веллингтон.

А леди Каролина последовательно и неутомимо с каждым из этих, по своему «великих мира сего», делит…а что, кстати? – не постель ли, в конечном-то счете… и почему – в конечном?!

Нет, по своему она, разумеется, ищет идеал, который, ко всеобщему прискорбию, всякий раз оказывается очень оторванным от реалий, причем, даже в лице тех, кто пишет такие славные книги на эту тему…

И вот так вот всю жизнь… снова и снова по старым граблям. И пускай бы «грабли» эти учили один упрямый лобик, а не множили кровавых мальчиков в галереях амфитеатров…

Так счет становится не конечным, а бесконечным…
 
Не потому ли в финале, героиня никак не может сообразить, где же начало, а где конец, ежели оба обошлись без прилагательного «счастливый»?
Увы и ах...

Подозреваю, сэр Френсис Бэкон вряд ли бы сказал про все это: «Опыт удался».

Фильм, в том числе, и об этом. Мрачный, безжалостный, нервный, нерОвный, но честный, правдивый и, безусловно, талантливый.

Кино-Театр.ру: № 2. 10.09.2010 11:32


№ 3   Анна С.  (Самара)  10.09.2010 14:39:

...Как интересно!.. Этот фильм в своё время вызвал у меня несколько другое отношение...

...Мною при первом просмотре (а неплохо было бы пересмотреть этот фильм сейчас), леди Каролина воспринималась, как не совсем здоровый человек (в самом-самом обывательском смысле этого слова) и не более того!... Какая там к бесу, предтеча "эмансипе" (такие мнения мне тоже доводилось слышать), когда человеком движет нездоровая тяга к экзальтации вкупе с аффектацией; по ходу занижена самооценка; куда-то подевался элементарный инстинкт самосохранения и в довершении ко всему на лицо разрыв причинно-следственных связей (да простят меня форумчане-психологи, если я наваляла с терминологией). Конечно, страсть не разбирает и не разбирается, но в данном случае, некий перекос мне бросался в глаза, как не крути... Леди Каролина - не столько жертва своих страстей, на мой взгляд (а заодно и бесчувственного общества), сколько существо, влекомое внутренними (назову их так) бесами (неврозами, отклонениями и прочее)... Идея-фикс, как способ самоуничтожения да ещё и на такой "благодарной почве", проще говоря!... В результате всего вышесказанного, не понимая эту героиню, что называется "по-женски", "по-человечески" я ей сочувствовала, что ли... Это было больше похоже на: "...нельзя смеяться над больными людьми, это кощунство" (наверняка многие слышали в детстве подобные поучения от взрослых)... Механизм саморазрушения, на мой взгляд, да ещё в такой активной фазе, как у обсуждаемой здесь героини, бомба (и не такого замедленного действия, как это может показаться)!... Можно было бы вспомнить и о моральном аспекте (уважаемый Владимир, возможно мне показалось, но я узнала по прекрасным "портретам", выписанных Вами, определённые персоналии, так сказать), но его (аспект, то бишь) применить сложно к неадекватному, как мне кажется, человеку!...


№ 4   Владимир Плотников  (Самара)  10.09.2010 15:57:

Алаверды, уважаемая Анна!
Как хорошо, что женщина дополнила и докомментировала то, на что мужчина не решился, а в чем-то просто-напросто "не копенгаген" по причине полярно-отличной психологии и... "тоннельного зрения" (у слабой половины оно, зрение, панорамное; не шутка - так наука глаголет).

В самом деле, я тоже хотел как-нибудь намекнуть, что в плане психики леди Лэм своеобразна «чуть больше, чем чуток». Но из уст мужчины, сами понимаете, это звучало бы неджентльменисто и вызывающе, суля, как минимум, раз триста веером в районе щек, причем без шанса на «благородный» ответ. То ли дело приговор родного пола! Он и объективней, и тактичней и, главное, безопасней в плане любезно-адекватного обмена аргументами.

Столь же верно Вы, уважаемая Анна, отметили вопиющий факт, который я просто забыл указать: оглушающее отсутствие мало-мальски позитивного героя. Ведь там сплошь, если не моральные уроды, то какие-то звероподобные сущности. И это "самая цивилизованная" на тот момент страна!

Спрашивается, так чего же на этакой-то "звероферме" ждать от романтичной и малость истеричной воздыхательницы по паладинам: Амадисам и Тристанам?! Впору радотсно утешиться, что милый скворечник Каролинки не навзничь сверзился, а так - с ботвы на кочерыжку.

И, вообще, надлежит адресовать запоздалое, но искреннее спасибо создателям фильма, который для тех, кто любит не одни вершки, послужит заманчивыым учебником по психологии, скажем, по проблеме того, на что ни в коем случае не стоит равняться маленьким девочкам, потому как, если вовремя этого не сделать, то большеньким тетям уже ничем не поможешь. Именно об этом бурно, грустно, трогательно, последовательно и образцово свидетельствует судьба несчастной леди Каролины Лэм (на всякий случай, извиняюсь, ибо сильно надеюсь, что после исчерпывающего экскурса АННЫ С. и собственной «полносерьезной» АННОтации заслужил право на некоторые стилистические фри-вольности).

……

№ 6   Владимир Плотников  (Самара)  12.09.2010 10:24:

Добавить, собственно, нечего (это вместо ответ-комплимента Анне С., чьи оценки заставляет щеки пунцоветь не меньше, чем после 300 вееров), кроме того, что режиссерская манипуляция, по мизеру трояка. 1) кто-то, типа "восторженных дурех", принявших леди Каролину за идеал и пример для подражания, даже услышав крик: "не надо, девочка", - будет таки фанатично действовать в распор, прежде всего, логике. 2) кто-то, опознав направленность манипуляции, поступит согласно степени личного понимания и воспитания. Третьи, ввиду "грубости", однобокости восприятия (молчу об индивидуальной непереносимости "тонкого, изяЧного искусства"), просто наплюют на такое кино, "вааще". Ну а некоторые, постараются ради вящей объективности, учесть все эти нюансы и сделать соответствующие выводы.
Спасибо...

Подробнее см.: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/hollywood/45096/forum/f2/