Если не политика, то криминал

Арсений Лайм
Иногда складывается впечатление, что все новости и громкие события в Кыргызстане балансируют между политикой и криминалом. Хотя в последнее время эти понятия не так сильно и различаются, тем не менее если нет политики, то на первый план выпирают события с бандитским душком.

В ноябре, после октябрьских выборов президента, народ отдыхал от политики, но вакуум быстро заполнился другими событиями. В итоге традиционная десятка самых главных ноябрьских новостей выглядит так:

1. Грязное дело из прошлого

В Кыргызстане закончилось расследование уголовного дела об убийстве экс-руководителя администрации президента Медета Садыркулова, бывшего директора МИСИ Сергея Слепченко и водителя Кубата Сулайманова. Они погибли 13 марта 2009 года в ДТП в пригороде Бишкека. Обвиняемым в автокатастрофе со смертельным исходом признан Омурбек Осмонов, безработный уроженец Ошской области. По версии следствия, машина Медета Садыркулова проехала пограничный пост и была остановлена сотрудниками Управления безопасности дорожного движения и ГУУР МВД, бывшими и действующими сотрудниками СГО. Их повезли на дачу Курманбека Темирбаева, бывшего управделами президента, убили, а после инсценировали ДТП.   

Всего по делу проходят около 30 человек - бывшие и действующие сотрудники и руководство СГО, пограничники, милиционеры и бандиты. Многие из них задержаны или находятся под домашним арестом. МВД объявило в розыск бывших силовиков - начальника Управления по борьбе с организованной преступностью, полковника милиции Айбека Абдыразакова и заместителя начальника отдела Службы госохраны Тахира Рысалиева, членов ОПГ - Рустама Сайдуева и Санжара Сапарбекова, причастных к тройному убийству. Ранее в розыск объявлен брат экс-президента страны и экс-глава СГО Жаныш Бакиев.

Дело передано в суд, где общественности наверняка станут известны и другие подробности трагедии. Если, конечно, власти по последней нехорошей традиции не надумают сделать процесс закрытым.

2. Газетная «малина»?

В Кыргызстане от коллег-журналистов можно ждать чего угодно. Но даже прожженных акул пера можно удивить. Что и сделал руководитель газеты «Кыргыз руху» Арстанбек Дуйшенбаев, которого арестовали сотрудники МВД. Но к профессиональной деятельности дело не имеет никакого отношения. Как выяснилось, журналиста кыргызскоязычного издания подозревают в попытке сбыта крупной партии наркотиков.

По официальным данным, показания в отношении Арстанбека Дуйшенбаева дал задержанный в октябре 2011 года некто Молдогазиев. У последнего при личном обыске изъяли 8,5 килограмма героина, а в его доме - еще более 13 килограммов «белой смерти», самодельное гладкоствольное ружье, нож кустарного производства и патроны.

В кабинете же у журналиста изъяли несколько служебных удостоверений на имена сотрудников Главного управления уголовного розыска МВД и самого министерства, оттиски 12 печатей различных компаний и ОсОО, несколько паспортов на имена граждан Кыргызстана, в том числе паспорт экс-губернатора Иссык-Кульской области Кыдыкбека Исаева. Обнаружились три ножа, наручники с двумя ключами, автомобильный госномер, принадлежавший ГУУР МВД.

В редакции «Кыргыз руху» все это называют «политическим гонением на журналиста». Остальные сотрудники СМИ республики в шоке от деятельности коллеги.

3. Вялый протест

Выборы президента Кыргызстана состоялись 30 октября 2011 года, потому все недовольство проигравших перелилось в ноябрь. В основном митинговали сторонники Адахана Мадумарова и Камчыбека Ташиева, которые набрали на двоих чуть более 30 процентов и безнадежно отстали от лидера гонки Алмазбека Атамбаева. При этом акции протеста охватили южные города - Джалал-Абад и Ош. Протестующие требовали пересмотра итогов выборов, но акции проходили вяло и малочисленно, а через неделю и вовсе сошли на нет. Это дало повод местным наблюдателям предположить: оба неудачника активно включились в торг с победителем и, видимо, сговорились по каким-то вопросам, потому быстро свернули митинги. Но некоторые эксперты предположили, что после агитационной кампании особо не развернешься: денег-то вбухали порядком, а народ за идею на баррикады не особо лезет. Акции протеста в Кыргызстане - давно бизнес. Да и сезонный фактор сработал - протестующие активизируются чаще в начале весны. Так что у нового президента и правительства есть время подумать и подготовиться. 

4. Эх, братишка!

В Бишкеке при попытке сбыть наркотики задержан брат депутата парламента Дастана Бекешева Руслан. По данным МВД, сотрудники Главного управления уголовного розыска задержали его в Бишкеке, недалеко от кафе «Сказка». При личном обыске у Руслана изъято 8 спичечных коробков с гашишем. Экспертиза подтвердила высокое качество наркотика. По данным ГУУР МВД, Руслан Бекешев дал признательные показания. Он задержан, а затем выпущен под домашний арест.

Интересно, что парламентарий неоднократно выступал с жесткой критикой руководства Министерства внутренних дел и Государственного комитета национальной безопасности. Претерпит ли теперь его позиция изменения? 

Кстати, это не первый случай, когда родственник депутата Жогорку Кенеша попался на наркотиках. В середине 1990 годов брата лидера Социалистической партии «Ата Мекен» Омурбека Текебаева - депутата нескольких созывов - также брали с поличным при перевозке зелья.

5. То ли лечат, то ли калечат 

Ужасающие факты халатности врачей озвучены в парламенте страны: в Кыргызстане 191 ребенок заражен ВИЧ-инфекцией в лечебных учреждениях. При этом выяснилось, что заразились и 35 медицинских работников. Но наиболее шокирующим оказалось то, что руководитель одной из больниц позволил инфицированной медсестре работать и дальше. И именно в этой клинике произошло большое число заражений пациентов ВИЧ-инфекцией.

Кроме того, матери зараженных детей провели несколько акций протеста с требованиями не только наказать медиков, но и увеличить пособия на содержание ребятишек. Чиновники долго отнекивались и пытались объяснить все случайностью, но депутаты подняли шум. После озвучивания страшных фактов и жестких заявлений по поводу ускорения рассмотрения уголовных дел в отношении медиков уже врачи на юге республики пригрозили бессрочной забастовкой, если их коллег не оставят в покое. 

6. Мэрское дело

Как и предполагали большинство журналистов и простых граждан, сын мэра Бишкека Исы Омуркулова Азамат, виновный в ДТП со смертельным исходом, отделался головной болью. Во время недолгого судебного процесса выяснилось, что все представители потерпевшей стороны свои претензии к «высокопоставленному» сыну сняли. В итоге уголовное дело прекращено.

Сложно, конечно, говорить за тех, кто потерял своих детей, но пугает то, что они фактически пошли на сделку с совестью. Не знаю, на что их купили представители обвиняемых, но факт остается фактом. Кстати, один из тех, кто потерял в автокатастрофе дочь, получил должность в МВД.

Авария, виновником которой, по данным экспертизы, признан сын мэра Бишкека (в сводке проходит как Азамат Исаев, 1982 года рождения), произошла на объездной дороге в районе моста Дунларова в августе 2011 года. На месте погибли три человека - водитель и пассажиры «Ауди-80» (1991, 1990 и 1988 годов рождения).

7. Прятки за кордоном

Лидер узбекской диаспоры Кыргызстана Кадыржан Батыров, которого в республике объявили в международный розыск, получил политическое убежище в Швеции. По его словам, он сбежал туда из Украины после того, как получил известие: Киев готовится экстрадировать его в КР. «Я получил все документы быстро: мы использовали тот факт, что никто не принял во внимание заключение Международной независимой исследовательской комиссии по ошской трагедии. Так что любой человек, пострадавший от столкновений в Оше, находится в политической неопределенности и нуждается в помощи», - заявил Кадыржан Батыров.

Отчет Международной независимой исследовательской комиссии раскритиковал временное правительство за несвоевременное решение проблемы на юге и не отнес лидеров узбекской диаспоры, включая Батырова, к конфликту. Ранее Кыргызская национальная комиссия по расследованию причин столкновений, напротив, возложила вину на них и на «внешние силы».

Кадыржана Батырова приговорили к пожизненному заключению по обвинениям в пропаганде сепаратизма, разжигании межнациональной розни и организации этнических столкновений в Джалал-Абаде и Оше. Сам он заявляет, что пытался предупредить узбеков о растущей угрозе нестабильности в течение нескольких недель после свержения президента Курманбека Бакиева в апреле 2010 года, но никогда не стремился подвергнуть их опасности. «То, что я сделал, это попытка убедить этнических узбеков, что политическая ситуация в стране очень сложная и сторонники свергнутого президента могут организовать что-нибудь для дестабилизации региона. Я никого не призывал к массовым беспорядкам», - заявил Кадыржан Батыров Radio Free Europe.

Генеральная прокуратура Кыргызстана пообещала разобраться с данным фактом. И в случае подтверждения направить запрос об экстрадиции. Хотя сомнительно, что Кадыржана Батырова выдадут. Как до этого республике отказали с экстрадицией ряда других высокопоставленных чиновников из окружения Курманбека Бакиева.

8. Взрывчатка килограммами

В Ошской области Кыргызстана обнаружено большое количество взрывчатки и боеприпасов. В ходе проведения третьей по счету в течение месяца специальной операции сотрудниками ГКНБ в городе Узгене у гражданина КР, 1973 года рождения, обнаружены готовые к применению самодельные взрывные устройства с часовым механизмом, две гранаты кустарного производства. Кроме того, изъято два обреза гладкоствольных ружей и готовые компоненты взрывного устройства (смесь алюминиевой пудры и аммиачной селитры) весом более 716 килограммов, четыре детонатора для взрывных устройств, пять пачек патронов для ПМ, 74 патрона калибра 7,62 миллиметра, провода для подключения детонаторов к взрывным устройствам.

Ранее, в октябре, в городе Нарыне у двух граждан - членов религиозно-экстремистской организации изъяли 90 килограммов аммонита и специальные компоненты к взрывным устройствам, религиозная литература экстремистского толка, в том числе листовки, брошюры, компакт-диски.

Навряд ли данные факты нуждаются в комментариях, но с учетом того, сколько оружия гуляет по стране после апрельских событий 2010 года, становится просто страшно.

9. Покушали, однако

В столице Кыргызстана зарегистрировано массовое пищевое отравление. В инфекционную больницу за медицинской помощью обратились сразу 53 человека, включая троих детей. Всего госпитализировано 33 пострадавших. Как выяснилось, все они посетили поминки в кафе «Арал». При обследовании этой точки общепита - с отбором остатков пищевых продуктов и взятием смывов с рабочих мест на микробиологическое исследование - выявлены санитарные нарушения. Кроме того, обнаружены стафилококки, сальмонеллы и энтерококки в мясе и салатах из капусты, моркови и грибов.

Работа кафе временно приостановлена, на руководство наложены штрафы. Но позже выяснилось, что «Арал» по собственной инициативе продолжил работу, как только шумиха вокруг отравления немного улеглась. Народ-то у нас не из пугливых...

10. Или я веду ее в ЗАГС...

Но, похоже, в Кыргызстане не все похищенные невесты согласны с первой частью этой классической фразы из «Кавказской пленницы», предпочитая продолжение - «...или она ведет меня к прокурору». Иначе как объяснить, что по республике прокатилась волна возмущения «традицией» кражи невест. Выяснилось, что в Кыргызстане ежегодно фиксируется 15-16 тысяч подобных фактов. Более половины таких браков расторгаются. Одной из целей начавшихся акций является развенчивание мифа о том, что умыкание невест является национальным обычаем.

Тем не менее проблема с кражей невест пока далека от решения. Зачастую такие факты предпочитают замалчивать или решать тихо, по-семейному, не вынося сор из избы. Но уже раздаются призывы усилить уголовную ответственность за «традицию», приравняв ее к похищению людей.


Бишкек, 2-7 декабря 2011 года.