Школа, пропущенная через мое сердце. Послесловие

Октябрина Саркисян
Дорогие мои ученики. Вот уже почти два года, как моя книга размещена на сайте. За это время ее прочитали более четырех тысяч раз. Я получила множество откликов со всех сторон света, куда вы разлетелись. Вы писали о себе, о друзьях, делились воспоминаниями о прошедших годах, о том, как жили все это нелегкое время. Некоторые письма я добавляла в книгу. А сегодня я размещаю небольшую часть ваших откликов на сайте.


12.02.2010

Сергей Котанджян, Москва, Россия

Дорогая Октябрина Акоповна. Спасибо Вам большое за Ваш труд, за теплые слова о нашей любимой школе. Благодаря Вашему педагогическому таланту любовь к истории осталась у меня на всю жизнь.
Отдельная благодарность за то, что в своей книге упомянули нашу фамилию.
Желаю Вам крепкого здоровья. Всего Вам доброго.


23.02.2010

Лариса Дробная, Паневежис, Литва

Дорогая Октябрина Акоповна! Спасибо Вам, что согрели души выпускников и своих учеников прекрасными воспоминаниями. Желаю Вам здоровья и всех земных благ! С большим уважением, выпускница 1969 года. По своей инициативе разослала ссылку некоторым друзьям и ученикам нашей школы.


22.02.2010

Людмила Добрикова (Варфоломеева), Орел, Россия

Дорогая Октябрина Акоповна! Огромное Вам спасибо за книгу! Читала с огромным удовольствием. Вспомнила юность, нашу интересную жизнь в школе. Даже запах школы помню до сих пор. Какая же Вы молодец! И как же хорошо, что существует Интернет! Так много узнать о Гюмри и о нашей школе я смогла только за последние три месяца, хотя интересовалась всю жизнь. Спасибо Вам огромное. Всем одноклассникам, с которыми общаюсь, сообщила сайт и название книги. С нетерпением жду продолжения, хотя понимаю, что писать о землетрясении очень тяжело. До свидания. Людмила.


10.03.2010

Марина Авунджян (Франгян), Лос-Анджелес, Америка

Дорогая Октябрина Акоповна, большое спасибо за книгу. Прочитала с большим интересом, а в конце со слезами на глазах. Мой сын в год землетрясения тоже учился в  нашей школе, в 6-м классе, к счастью, уроки у него были во вторую смену. Дай бог вам здоровья и такой же хорошей памяти.


19.02.2010

Люсине Меликсетян, Ереван, Армения

Здравствуйте, Октябрина Акоповна. Мы с мамой очень рады вас видеть. Спасибо вам. Во-первых, за ваш труд. Во-вторых, за теплые слова обо всех, кого вы вспомнили. Я очень хорошо помню нашу школу и музей с фотографиями, который вы создали. С удовольствием пришлю вам  любую фотографию из бабушкиного архива. Еще раз спасибо. Мама сказала, что окунулась не только в детство, но и в тогдашнюю атмосферу. Здоровья вам и удачи.


09.06.2010

Мариам Хачатрян (Согомонян), Нью-Йорк, Америка

Здравствуйте, дорогая Октябрина Акоповна. Только что прочитала ваши мемуары и вся наполнилась добрыми воспоминаниями. Большое спасибо вам за это. Я училась в 9-м классе во время землетрясения. Нашей классной руководительницей была Арменуи Сергеевна. Я чудом выжила, но потеряла многих подруг – Еву, Эльмиру, Зару, Гоарик, Офелию... СПАСИБО ВАМ ЗА КНИГУ!!!!!!!!!


05.03.2010

Елена Исмаилова, Черкассы, Украина

Здравствуйте, Октябрина Акоповна!
Прочитала Ваши книги. В них есть все: и доля юмора, и доля печали, и немножко грусти о тех днях, что уже никогда не вернуть. Я многих людей-то не знала, но то, что мы все ленинаканские,   это нас роднит. Поэтому и чужую боль воспринимаешь как свою. Мы действительно были другими, правильно пишут Ваши ученики. Не только были, но и останемся, во всяком случае, мне так кажется. Кто нас воспитывал? Школа ли, окружение, семья? Скорее, все вместе.
Мы не делились по национальностям. И обиды наши детские, если они у нас даже и были, не имели национальности, равно как и радость. И через много лет, встречая совсем незнакомых мне людей из Ленинакана, я слышу от них: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗЕМЛЯЧКА». Возникает чувство родства с совершенно незнакомым тебе человеком. И то, что сделали со страной 18 лет назад, и то, что вытворяют разные  политики, я до сих пор ни понять, ни приять не могу. Мне иногда кажется, что если бы они, «сильные мира сего», пожили в Ленинакане,   им такие глупости в голову не приходили.


07.03.2010

Артур Игитян, Гюмри, Армения

Дорогая Октябрина Акоповна, от всего сердца поздравляю Вас с праздником, желаю здоровья, и чтобы Вас всегда окружали и радовали близкие Вам и родные люди.
Я прочел Ваши воспоминания буквально на одном дыхании, за один день. Как будто побывал в детстве. Спасибо Вам большое.


28.07.2010

Сусанна Саакян, Ереван, Армения

Уважаемая Октябрина Акоповна! Прочитала книгу о нашей школе. Читала долго, вспоминая дорогих учителей, учеников. Действительно, наша школа   супер. Я сама   педагог математики ереванской школы № 164. В своей 37-летней педагогической деятельности применяла методы своих учителей   эталонов строгости, гуманности, последовательности и профессионализма. Школа дала мне стойкие ценности, правильное мировосприятие, стремление быть верным определенным жизненным принципам, сложившимся с детства, со школы. Огромное человеческое спасибо всем учителям и особая благодарность Вам за ваш труд, который позволил вернуться в детство, в родную школу.


04.03.2010

Эмма Манукян, Вена, Австрия

Спасибо большое много-много раз за то, что благодаря вашим мемуарам наша школа стала маленькой частью нашей бесконечной истории!!! Я не была уже в Армении около 13 лет, с тех пор как мой папа умер А моя родня практически вся живет в Америке, в Лос-Анджелесе. Поэтому для меня прочитать о нашей школе было особенно приятно.


24.02.2010

Артем Меликян, Ереван, Армения

Благодаря Вам сохранилась история нашей школы. Когда читаю Ваши воспоминания, становится ясно, откуда у нас все то, чем мы на порядок отличаемся от других, не прошедших такую школу. Может, я и перегибаю, и попахивает себялюбием, но наша школа уникальна, она направила нас к самому главному в нашей жизни - к добродетели и чести, чего, к сожалению, так не хватает в школах, где учатся наши дети. У них нет таких учителей, как Вы и Ваши коллеги! Мне очень понравилась книга, особенно 50-60-е годы и рассказ о трудных днях трагедии. Вчера с Арменом Гаспаряном вспоминали и перечитывали, восторгались и слезу пускали, доанализировались до божественного провидения и человеческого фактора. Давно такого хорошего вечера не проводили, как будто закончили очень важное, конечно, с Вашей помощью, очень нужное дело, как будто поставлена точка. Спасибо!


12.02.2010

Аркадий Барсегян, Ростов-на-Дону, Россия

ДОРОГАЯ ОКТЯБРИНА АКОПОВНА!!! ЧИТАЮ ВАШУ КНИГУ, ПРЕКЛОНЯЮ ПЕРЕД ВАМИ КОЛЕНИ! НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН!!! СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ДАЙ БОГ ВАМ ДОЛГОЙ ЖИЗНИ!!!!!!!!!!!
Дорогая Октябрина Акоповна! Позвольте мне, скопировать Вашу книгу для частного пользования.

 
06.03.2011

Лилит Арутюнова (Оганесян), Москва, Россия

Приветствую Вас, уважаемая Октябрина Акоповна. Благодарю за Ваши мемуары, прочитала книгу на одном дыхании. Я выпускница 1997 года, и моему поколению посчастливилось быть учениками той самой «старой» школы методики преподавания нашей альма-матер. В нас тоже воспитывали преклонение перед такими понятиями, как честь, дружелюбие, уважение и стремление. В школьные годы я не была круглой отличницей, но понимала, что с таким базовым русским образованием я могу учиться в России и очень стремилась в Москву.


02.03.2010

Маринa Бадахян, Рим, Италия

Здравствуйте, Октябрина Акоповна!!! Огромное Вам спасибо за книгу! Я как будто вернулась на родину и в школе своей побывала. У меня очень много приятных воспоминаний всплыло из прошлого. Знания, которые я получила, мне очень пригодились в жизни. Эмоции меня захлестнули. У нас скоро будет встреча с одноклассниками 14 мая. Было бы очень хорошо, если бы Вы тоже приехали!!! И еще раз спасибо вам огромное за приятные воспоминания! Я буду звонить друзьям и обязательно расскажу про книгу и передам от Вас огромный привет!!! Целую Вас и крепкого Вам здоровья.


19.02.2010

Дина Олень (Гирш), Иерусалим, Израиль

Дорогая Октябрина Акоповна!
У нас сейчас 4 часа утра. Я только что прочитала уже не 3, а все 4 части книги. Правильнее будет сказать, не прочитала, а пережила. Низкий вам поклон за этот бесценный для всех нас труд!


14.02.2011

Арпине Петросян, Ереван, Армения

Милая моя и родная Октябрина Акоповна! СПАСИБО ВАМ!!!! СПАСИБО ЗА ТУ ГОРДОСТЬ, КОТОРУЮ Я ИСПЫТАЛА, ПРОЧИТАВ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ. Знаете, я столько раз задавала себе вопрос: может, я неправильно живу, может, у меня неправильные ценности? НО!!!! МИЛЛИОН РАЗ ВАМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!! Я В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ УБЕДИЛАСЬ:  Я ЖИВУ ПРАВИЛЬНО!!!! ЭТО ПРОСТО ДРУГИЕ НЕ ПРАВЫ...
ЛЮБЛЮ ВАС И БЛАГОДАРНА ВАМ!!


14.02.2010

Лидия Аслиян, Тула, Россия

Октябрина Акоповна, дорогой наш человек! Сегодня распечатала Вашу книгу. Нет слов, сижу плачу, и все встает перед глазами: и ДКА, и ДОС, и парк,и наша старая школа. Не хватает слов описать свое состояние. Вы просто не представляете даже, какое огромное удовольствие доставили всем нам - любящим Вас выпускникам. Пока не могу собраться с мыслями, упокоюсь и напишу Вам обязательно еще. Ирише распечатаю завтра - она у нас и сейчас остается лидером, заводилой, ведущей за собой всех друзей. Ее очень уважают на работе. С низким поклоном к вам, Лиля.


06.08.10

Гагик Киракосян, Лос-Анджелес, Америка

С удовольствием прочитал Ваши воспоминания, хотя и не учился в вашей школе. Представляю, сколь приятно это будет читать тем людям, о которых Вы пишете. Воспоминания таких людей, как Вы, очень нужны всем нам! Это большое Счастье и Дар полюбить на всю жизнь ртутно-подвижную школьную детвору и сохранить в себе только хорошие воспоминания! Было приятно прочитать, как Вы проследили судьбы Ваших учеников и после окончания школы. Интервью Сергея Колесникова, письма Галины Лебединской и Галины Самсоновой – это искренние напоминания всем нам и великолепные иллюстрации того, что мы имели и что мы потеряли. И подумалось: если бы и другие учителя из разных уголков нашей когда-то общей Родины написали воспоминания о своих школах, получилась бы полная картина  Нашей Советской Школы.
С уважением, Гагик Киракосян.


17.03.2010

Саргис Казарян, Карине Аматуни, Гюмри, Армения

Уважаемая Октябрина Акоповна! Поздравляем с выходом книги, с творческим успехом! Все знакомые выпускники обсуждают Вашу книгу. Мы начали читать. Привет Ларе, всего хорошего. Сако, Карине.


10.10.2011

Асмик Чахалян (Солахян), Мадрид, Испания

Дорогая Октябрина Акоповна. Вчера я прочитала Вашу книгу о школе (узнала о ней совсем случайно, мне сказала Белла Александрян). Сидела до трех часов ночи и не могла оторваться. Сколько же в Вас талантов!!!! Что за чудные стихи! А о прозе и нечего говорить. Какая гордость для меня, что имела счастье учиться у такого педагога  И как жаль, что в юности не умеешь ценить все то, что имеешь... Воистину, если бы молодость знала, если бы старость могла...  Мы всегда любили, гордились и уважали Вас, но я и не предполагала такой литературный талант. Огромное спасибо за Ваши воспоминания и что в них нашлось место и для меня. С восхищением, Асмик.


17.10.2011

Анжела Солахян, Ереван, Армения

Дорогая Октябрина Акоповна! С большим волнением и трепетом прочитала Вашу книгу. Сколько щемящих и сладостных воспоминаний вызывали в душе имена наших преподавателей! Сколько радостных и грустных моментов всколыхнула эта книга! Спасибо Вам за нее! Вторая школа -  это действительно особый мир, и печать этой школы остается на ее выпускниках на всю жизнь.
А для меня Ваша книга дорога еще и тем, что с Вашей семьей у меня связаны особо теплые воспоминания. Светлая память глубокоуважаемому мной Николаю Анастасовичу. Желаю Вам здоровья еще на долгие годы. Всегда помню, люблю, уважаю. Привет Ларе и Норе.


23.02.2010

Сергей Ягутьян, Ярославль, Россия

Октябрина Акоповна, здравствуйте! С огромным интересом читаю книгу. Многие детали истории нашей школы и нашего города стали для меня открытием! Большое Вам спасибо, дорогая и любимая Октябрина Акоповна! Ах, как бы я хотел вновь оказаться на Вашем уроке! Сколько вопросов хотелось бы Вам задать и услышать Ваш спокойный голос, уравновешенные интонации. Спасибо Вам огромное!


14.10.2010

Тигран Торунян, Гюмри, Армения

Здравствуйте, дорогая Октябрина Акоповна! Я младший брат Торуняна Тиграна из 9б класса 2-й школы Ленинакана. Мы благодарны вам за стихотворение, посвященное этому поколению, которое сохранено до сих пор в альбоме моего брата и останется там навсегда. Я уже прочитал вашу книгу!!!  Очень приятно, что есть еще люди, которым небезразлична судьба несправедливо наказанных жизнью людей!!! Желаю вам здоровья и большое спасибо за все, за то, что помните!!!! 


07.04.2010

Василий Маланок, Лос-Анджелес, Америка

Перелистав страницы памяти, я испытал чувство, какого не испытывал, прочитав какую-нибудь другую книгу...
После пятнадцатилетнего отсутствия на Родине перед моими глазами живо предстала панорама ленинаканских улиц, фонтанов, школьных зданий, памятников, заводов.
А люди, с которыми когда-то общались, работали, спорили, шутили, они постепенно забываются, иногда не можешь вспомнить их имен, поскольку памятью Араксии Арамовны нас Бог не наделил.
Октябрина Акоповна, такие книги необходимы, ибо память имеет свойство стираться, а материал, представленный в них, охватывает целую эпоху в жизни школы, которую до сих пор с любовью вспоминают выпускники разных годов, получившие прекрасное образование и пополнившие ряды ученых в разных областях науки. Как живыми видишь учителей, десятки лет проработавших в этой школе, гордо и с честью перенесших все тяготы преподавательского труда. Я не был вашим учеником, о чем, прочитав ваши книги, искренне сожалею... Желаю вам здоровья и удачи.




29.04.2012

Вардгес Саргсян, Санкт-Петербург, Россия

Здравствуй Лара. Я  прочитал  книгу от А до Я. Можно сказать съел за одну ночь и не мог оторваться. Если честно признаться читал местами глотая слезы, а иногда и не мог  сдерживаться.Это же моя жизнь, это наша жизнь, это наша школа, это мои учителя, которые меня ругали, ставили двойки, но я их всегда любил, люблю и не забуду. Уже многих из них, к сожалению, нет, а мне уже шестой десяток. Теперь только я понимаю - они хотели нас сделать просто хорошими людьми (ЧЕЛОВЕКАМИ). И это у них получилось. Я им всем ставлю пять с плюсом. Правда из нас не все защитили диссертации и не все стали врачами, зато поголовно стали ЧЕЛОВЕКАМИ (я имею в виду наше поколение). Дорогая Октябрина Акоповна спасибо Вам!!! За то что вы дали нам вспомнить нашу любимую школу, наших многоуважаемых и любимых учителей, а еще спасибо за то что я в первый раз в жизни прочитал книгу от начала и до конца. Это не смогли добиться ни Вера Егоровна ни Нина Григорьевна. За орфографические ошибки извините, это не я это (школа виновата. А если что не так написал госпожа редактор пусть отредактирует. Ведь моя одноклассница редактор президентской библиотеки имени Ельцина).




14.08.2012

Арусяк Налян, Ереван, Армения

Здравствуйте, дорогая Октябрина Акоповна! Давно хотела написать Вам, но все откладывала, пока мне из Канады не выслали ссылку на вашу книгу: Эдик Файнберг  написал о ней своей сестре Ирине, а она - моя невестка. Так я нашла Вашу книгу, и находка оказалась поистине бесценной. Книга настолько теплая, настолько человечная, что я была просто потрясена. Я всегда с самыми теплыми чувствами вспоминала нашу школу, но я не знала, что обязана ей так многим.

Всю жизнь люди удивлялись какому-то особому проявлению культуры, одухотворенности в моей деятельности, и корни искали, и я тоже, честно говоря, больше в моей семье, родителях... Но сейчас я поняла, что меня такой сделала наша школа и что она дала множество людей с самыми высокими человеческими и духовными качествами.

Я помню почти всех учителей, о которых Вы написали, Вы упомянули всех моих родных, которые учились у нас: в частности, моего брата Ашота Наляна, его жену Назарян Марину, которых, к сожалению, нет в живых, Ирину Файнберг (мою невестку), Эдуарда, ее брата, даже их отца - дядю Мишу, все они были выпускниками нашей школы.
Благодарю за строки о себе и моем друге Гене Коломеере (к сожалению, я о нем тоже ничего не знаю). А я думала, что Вы меня не помните. Очень тепло вспоминаю Ольгу Павловну Текаеву: мы с ней часто вместе по утрам проходили путь до школы и беседовали о литературе, о тонкостях и нюансах, разумеется, о Люсе Давыдовне, о нашей учительнице математики Марии Федоровне Кочетковой (Вы о ней не писали), обо всех-всех наших учителях. У меня были проблемы только с Серго Арташесовичем, поскольку я никогда не могла пробежать 100-метровку, как полагалось отличнице, а его заставляли ставить мне пятерки... Моей первой учительницей была Надежда Акоповна Мхитарян (если не ошибаюсь в фамилии).

Но более всего меня потрясла общность литературного стиля, я поняла, как сформировался стиль моей книги, которая, хоть и относится к медицине, но так легко, охотно, взахлеб читается даже неврачами, и чем обеспечен большой успех ее на всей территории СНГ. Кстати, она вышла в Санкт-Петербурге в издательстве "Крылов", и редакторы отмечали на редкость грамотный язык, им практически не пришлось менять даже нескольких слов. Я пишу об этом не для того, чтоб оценить свои достоинства, а от переполнявших меня чувств благодарности к своей школе и своим учителям, которым, как я поняла, обязана почти полностью своим человеческим и профессиональным обликом.
 
Благодарю Вас за Ваш беспрецедентный труд, Вы поистине достойны тех ангельских правнуков, которые у Вас есть. В Вашем лице вновь благодарю свою школу и с удовольствием высылаю Вам электронный вариант своей книги. Я понимаю, что Вам сейчас, может быть, трудно читать, просто Вы могли бы перелистать ее и убедиться, что наш маленький и, казалось бы, скучный городок был поистине островком истинной русской культуры, благородства и интеллигентности, о чем Вы так талантливо рассказали в своей книге. Спасибо Вам огромное за пережитое наслаждение, счастье встречи с прекрасным: будьте здоровы и счастливы со своей семьей, Вы это счастье ЗАСЛУЖИЛИ.