***

Ирина Лихтарева
                ДЕНЬ  СЕДЬМОЙ

Какой  ужас!  Приходим  завтракать,  а  там  только  булочки,  джемы,  кофе.  Неужели  вместо  полного  шотландского  нам  подали  континентальный  завтрак?  Наши  дамы  уже  сидят  и  грустно  насыщаются  рогаликами.  Но  нет!  Пока  мы  в  раздумьи  стоим  с  пустыми  тарелками,  появляются  розовощекие  девушки  с  подносами  и  лоточками. А  мы -  первые!  Вот  он,  мой  теперь  уже  желанный  бекон,  вот  трёхугольные  картофельные  запеканочки,  и  помидоры  печёные,  и  омлет  кашеобразный,  а  напоследок  и  грибочки  появились!  И  подруга  фасоль  дождалась.  В  отличном  настроении  быстренько  всё  съедаю,  и  только  тут  замечаю  Марину,  подающую  условный  знак.  Обе  подходим  к  йогуртам,  но  не  только  эти  вожделенные  баночки  я  украдкой  прячу  на  ужин  в  сумку, а   и крохотный  клочок  бумаги  с  результатом   анализа  содержимого  шприца.  Теперь  быстренько  удаляюсь  в  номер,  закрываюсь  в  душевой  и  увеличиваю  текст.  О, господи!
Нет,  не  наркотик  был  в  шприце!  Весь  полный  шотландский завтрак подкатывает к  горлу, и  я  без  сил  опускаюсь  на  унитаз.  Расплываются  перед  глазами  слова:  альбумин,  гликопротеиды,  полипептиды,  но  я  понимаю  только  одно – рицин.  Известный  мне  случай  летального  исхода  от  укола  шприцом  через  зонтик  -  6  суток  после  инъекции.  Попробуй  я  этот  «наркотик» -  и  мне  бы  как  раз  хватило  времени   приехать  домой  в  плохом  самочувствии.  Вторая  попытка.  Но  как  это  было  сделано?   Какой  дьявол  сумел  так  точно  предвидеть  и  вычислить  мои  действия?  Конечно,  волынщик  получил  мой  портрет,  это  не  фокус.  Потому  и  посмотрел  так  пристально.  И  достоинство  монеты  не  имело  значения,  а  я  ещё  удивилась  дешевизне.  Но  мой  план,  как  его  просчитали?  Этот  «турист»,  он  что,  ясновидящий?  И  чего  я  должна   теперь  опасаться?  Видимо,  я  к  чему-то  подобралась  слишком  близко,  раз  такая  крайняя  мера,  только  я  сама  не  знаю  своих  достижений.  Пока  я  из  всех  событий  извлекла  лишь  один  урок:  завтрак  хватать  первой,  тарелку  из  рук  не  выпускать,  кофе  набирать  в  собственноручно  ополоснутый  кипятком  стакан  сразу  же  после  кого-то  предыдущего  и,  главное,   обедать  только  бутербродами  в  фирменной  упаковке,  купленными  мной  самой  в  магазине,  не  первом  на  пути  следования.  Вполне  возможно,  что  вчерашний  обед  под  дождём  тоже  спас  мне  жизнь.
Больше  никаких  кафе.
    Мы  в  Эдинбурге. Начинается  экскурсия  по  городу  с  местным  гидом.  Эдинбург  раскинулся  на  семи  холмах,  как  и  Иерусалим,  и  первая,  завораживающая  взгляд  панорама  -  зелёный  массив,  за  ним  разноцветные  здания  с  башнями  взбираются  вверх,  а   на  самом  верху,  на  базальтовой  скале  высится  замок.  Хоть  и  утро  пасмурное,  а  кажется,  будто  всё  озарено  солнцем. Этот  ансамбль  бело-розовых  домов,  в  котором  смешались  все  архитектурные  стили,  называется  садами  Рамсея.  Был  такой  Алан  Рамсей,  сначала  изготовитель  париков,  а  впоследствии  поэт  и  библиофил.  По  его  замыслу  отец  градостроения  Патрик  Геддес выстроил  этот  массив,  а  дом  Рамсея  -  «Гусь  -  пирог»,  восьмигранная  башня,  где  в  каждой  квартире  обзор  360  градусов. Рядом,  чуть  восточнее,  очень  темное  готическое  здание – Свободная  церковь  Шотландии. До  строительства  нового  здания    здесь  с  1999г.  находился  парламент.  Дальше  автобус  ныряет  в  лабиринт  улиц,  и  я  только  слушаю  гида.   « Посмотрите   направо» – моя  подруга  и  нависающая  над  ней  Марина  с  фотоаппаратом.  «Посмотрите налево» – Марат  с  кинокамерой  бормочет  названия  выдающихся  зданий  вслед  за  гидом.  Но  всё  же  за  окнами  мелькают  элегантные  дома  Нового  города,  выстроенные  в  восемнадцатом – девятнадцатом  веках,  по  сообщению  гида,  в  георгианском  стиле,  ну  а  как  они  персонально  называются,  мне  не  уследить.  Дальше  автобус  поворачивает  направо  к  старому  городу.  Первая  остановка,  и  я  фотографирую  театр  «Бедлам», по  виду – церковь  с  красной  дверью. А остановились  мы  возле  памятника  собаке  Бобби.  Её  хозяин,  полицейский,  умер,  когда  Бобби  был  год,  и  13  лет,  до  самой  смерти,  собака  не  уходила  от  могилы  хозяина.  Кормили   её  добрые  люди,  кажется,  другие  полицейские,  но  она  ни  к  кому  не  пошла.  Тут  же  находится  церковь,  где  Бобби  похоронен  и  установлена  могильная  плита.  Есть  примета:  погладишь  лоб  Бобби - будет  всё  хорошо.  До  лба  я  не  дотянулась,  погладила  нос,  пусть  хоть  немного  повезёт.  За  спиной  у  Бобби  кафе  его  имени,  где  знаменитая  Джоан  Ролинг  писала  о  знаменитом  Гарри  Поттере. Немного  покружив  по  улочкам  Старого  города,  выезжаем  на  главную – High  street,  именуемую  Королевской  милей.  Говорят,  что  эта  улица  вместе  с  прилегающими  улочками    напоминает  хребет  рыбы.  Улица  проходит  с  запада  на  восток,  от  королевского  замка  на  скале  до  замка  Холируд.  Мы  выходим  на  эспланаду  перед  замком, т.е.  площадь,  которую  используют  для  парадов  и  фестивалей. Вход  в  замок  через  арку,  над  которой  виден  королевский  герб  и  девиз  ордена  Чертополоха:  «Никто  не  оскорбит  меня  безнаказанно». Стены  замка  будто  выросли  из  скалы  и  выглядят  её  естественным  продолжением.  На  стене  мемориальная  доска  сэру  Уильяму  Киркалду,  который  был  капитаном  и  комендантом  крепости  в  годы  заточения  Марии  Стюарт.  Приняв  сторону  Марии,  сэр  Уильям   пять  лет  удерживал  осаждённый  замок.  Лишь  после  того,  как  рухнула  главная  башня,  выстроенная  еще  королём  Давидом 11,  и  нарушилось  водоснабжение,  он  вынужден  был  сдаться. В  1573-м  году  комендант  был  казнён,  но  остался  в  памяти  образцом  доблести  и  верности.  От  башни  осталась  низкая  стена  с  амбразурами  для  пушек  в  форме  полумесяца,  как  бы  нависающая  над  городом.  Пушки  стоят  и  сейчас,  а  стена  окаймляет  прекрасную  видовую  площадку,  с  которой  весь  город  как  на  ладони.  Тут  же  находится  пушка  O’clock  Gan,  которая    в  час  дня  даёт  залп. Довольно  интересная  история:  для  настройки  навигационных  приборов  кораблям  требуется  точное  время.  В  1861-м  году создано  было  устройство,  с  помощью  которого  в  час  дня  с  Башни Нельсона  на   Кэлтон  Хилл  сбрасывался  шар.  Но  в  туманные  дни  шар  был  плохо  виден,  и  позже  точное  время  определял  залп  пушки  по  сигналу  из  обсерватории.  Теперь,  в  век  электроники  и  спутников,  пушечный  залп  -  традиционный  спектакль.  А  управляет  пушкой  уже  двадцать  лет    штаб-сержант  Том  Маккей,  которого  так  и  зовут  «Tam  Gan».  Мимо  пушек  и  казарменных  домиков  мы  поднимаемся  вверх  во  внутренний  двор  замка. 
  История  замка – долгая  череда  осад,  разрушений,  реставраций -   вся  история  Шотландии.
А  сегодня  здесь  4  здания:  королевский  дворец,  военный  мемориал,  госпиталь  и  казематы.  Во  дворце,  в  одной  из  маленьких  комнат,  простое  деревянное  кресло,  в  котором  Мария  Стюарт  родила  будущего  короля  Якова 1,  (Якова V1  Шотландии).
Ужас!  Сейчас,  мне  кажется,  в  джунглях  Африки  рожают  в  лучших  условиях.  Там  же,  во  дворце,  сокровищница,  где  представлены   “Honours  of  Scotland” -  корона,  меч  и  скипетр.  В  последний  раз  их  использовали  для  коронации  Карла1,  а  во  время  осады  замка  Кромвелем  были  спрятаны  в  замке  Dunottar,  потом  в  церкви  Kinneff.  В  1707  г.  Шотландия  утратила  независимость,  и  регалии  были  забыты  в  королевской  комнате  замка  в  дубовом  ящике   на  сто  лет.  Лишь  в  1818  году  они  были  найдены  с  помощью  Вальтера  Скотта  и  экспонируются.  Рядом  с  ними  находится  Сконский  камень  -  коронационный  камень,  ещё  в  тринадцатом  веке  захваченный  Эдуардом 1  и  возвращенный  Шотландии  из  Вестминстерского  аббатства  в  1996  году.  После  дворца  мы  побывали  в  здании  мемориала  воинам,  павшим  в  двух  мировых  войнах,  в  бывшем  госпитале,  где  сейчас  просто  большой  зал,  и  в  бывших  казематах.  Во  времена  Наполеоновских  войн  здесь  содержались  французские  и  голландские  военнопленные.
Немного  в  стороне  находится  капелла  св.  Маргариты.  Маргарита  была  английской  принцессой,  бежавшей  из  Англии  после  норманнского  завоевания  и  ставшая  женой  Шотландского  короля  Малькольма 111.  После  гибели  короля  в  1093-м  году  она  провела  четыре  дня  в  благочестивой  молитве  и  умерла,  после  чего  была  причислена  к  лику  святых.  Это  одно  из  древнейших зданий  двенадцатого  века.  В  витраже  капеллы  сохранилось  изображение  Уильяма  Уоллеса.
  На  выходе  из  замка  обязательный  сувенирный  магазин.  Здесь  я  застаю  всю  компанию Давида. Занятие  у  них  самое  невинное -  скупают  календари,  но  при  виде  меня  мгновенно  исчезают,  с  чего  бы  это?  А  я  давно,  наблюдая  за  «молодоженами», перестала  следить  за  этим  квартетом.  Теперь,  после  получения  шприца  с  рицином,  их  вид  показался  мне  зловещим.  Но  так  прекрасен  Эдинбург,  ну  их  всех,  один  раз  живём!
    После  замка  отправляемся  вниз  по  Королевской  миле.  Каждый  дом  -   событие. Дом  справа -  Музей  виски,  300  лет  истории.  Напротив  -  Камера  Обскура,  дом  с башней,  где  установлено  ещё  в  19-м    веке,  не  ведавшем  видеокамер,  оптическое  устройство.  Телескоп  с  трехкратным  увеличением,  установленный  наверху,  с  помощью  зеркал  и  линз,  передаёт  изображение  вниз,  и  сидя  в  комнате,  можно  видеть  всё,  что  происходит  на  улицах  и  даже  за  кем-то  шпионить.  В  настоящее  время  на  трёх  этажах  здания  мир  цветовых  и  оптических  иллюзий.  Можно  ходить  по  воде,  выходить  в  космос,  оказаться  в  бесконечном  туннеле  и  изменить  свой  возраст,  расу  и  пол.  Рядом  на  стене  мемориал,  посвященный  сожженным  за  колдовство  женщинам.  Направо -  самая  высокая  в  Эдинбурге  церковь  Tolbooth  в  готическом  стиле,  дальше  слева  дом  16-го  века,  увенчанный   золоченым  ястребом.  Это  Gladstone’s  Land,  дом  без  водопровода,  отапливаемый  каминами  с  открытым  огнём,  и,  соответственно  меблированный,  демонстрирует  стиль  жизни  тех  лет. Рядом  Дикон  Броди  -  статуя  в  полный  рост,  за  его  спиной  таверна  Deacon  Brodie’s  и  узенький  проулок.  Этот  человек  был  мастером  по  дереву  и  весьма  уважаемым  знатным  господином,  встречался  с  Робертом  Бернсом.  Но  было  у  него  пять  незаконнорожденых  детей,  к  тому  же  любил  кутнуть,  так  что  средств  ему  не  хватало.  Тогда  Дикон  начал  копировать  ключи  от  домов,  в  которых  работал  днём,  а  ночью  эти  дома  грабил,  даже  университет   умудрился  обокрасть. Его  поймали  и  приговорили  к  повешению,  но  ходили  слухи,  что  он  подкупил  палача  и  скрылся  в  Париже.  Именно    Дикон  Вильям  Броди  стал  прообразом  д-ра  Джекила  и  мистера  Хайда.  Тут  же  слева  находятся  бывшие  Городские  палаты  со  статуей  Македонского,  укрощающего  своего  коня  Буцефала,-  символ  того,  как  трудно  управлять  городом.  А  справа -  главная  пресвитерианская  церковь  Эдинбурга,  собор  св.Жиля  (покровитель  прокаженных)  с  памятником  ему  же.  На  брусчатке,  не  доходя  до  собора,  выложено  каменное  сердце,  На  этом  месте  до  19-го  века  была  тюрьма  и  плаха.  Всё  это  снесли,  но  было  принято,  в  знак  протеста  против  решений  городских  властей,  проходя,  плюнуть.  Обычай  сохранился,  говорят,  на  всякий  случай.  В  соборе  изумительные  витражи,  каменная  резьба,  скульптура,  что  не  характерно  для  протестантских  церквей  и  свидетельствует  о  том,  что  первоначально  собор  был  католическим,  и  здесь  разгоралась  борьба  между  королями,  сторонниками  епископальной   церкви,  и  протестантами.  Главным  протестантским  проповедником  был  Джон  Нокс.  Его  статуя  есть  в  соборе  и  возле  дома  напротив,  где  Нокс  жил  и  проповедовал  с  балкона.   В  соборе  находится  часовня   рыцарей  ордена  Чертополоха.  На  небольшой  площади  за  собором  столб  на  невысоком  восьмигранном  павильоне-постаменте.  Это  Меркат  Крест – место  собраний  купцов  и  оглашения  публичных  казней.  Теперь  это  место  объявления  выборов  или  коронации.  Рядом  памятник  Адаму  Смиту.
   Вот  так,  перебегая  с одной  стороны  улицы  на  другую,  мы  добираемся  до  автобуса  и,  простившись  с  гидом,  едем  в  Холируд.  Холируд – королевский  дворец,  выстроенный   королём  Яковом V  для  жены,  Марии  Гиз,  матери  Марии  Стюарт.  Дворец  и  сейчас  является  действующей  резиденцией  английских  королей. Проходим,  как  всегда,  толпой  по  комнатам  дворца:  гобелены,  портреты,  посуда,  мебель.  Конечно  же,  главная  «достопримечательность»,  если  можно  так  выразиться,  комната,  куда  во  время  мирного  ужина  Марии  Стюарт  ворвался  лорд  Дарнли  с  сопровождающими,  и  был  убит  её  секретарь.  На  полу  показывают  «несмываемое»  пятно  от  пролитой  крови.  Увы,  воображение   моё  настолько  опередило  настоящее  время,  настолько  давно  я  пережила  ужас  беременной  Марии,  и  скрип  ступеней  под  ногами  ревнивца,  и  эту  кровавую  расправу,  что  до  блеска  натёртый  паркет  с  чуть  заметным  рыжеватым  оттенком  у  стены  не  вызывает  никаких  эмоций,  как  и  весь  дворец.  Ещё  один  дворец,  только  и  всего.  К  сожалению,  я  давно  уже  это  чувствую:  романтика,  трепет,  жгучее  любопытство,  всё,  что  таит  читаемая  история,  не  находят  ни  малейшего  отклика  в  «объектах  для  посещения  туристов».  Воображение  будто  слепнет,  когда  тащишься  в  организованной  толпе  за  гидом,  которому  все  это  уже  давно  надоело. Маленькие  открытия  моя  душа  делает  иногда  среди  руин,  когда  хоть  на   краткое  время  можно  уединиться,  тогда  чувствуешь  вечность.  И  всегда  чудесно  созерцать  природу,  эта  красота  никогда  не  повторяется,  даже  на  том  же  самом  месте.  Вот  и  теперь,  мы  вышли  в  парк,  и  это  прекрасно.А  рядом – руины  Холирудского  аббатства.  Согласно  легенде,  в  12-м  веке  король  Давид 1  охотился  в  этих  местах.  Неожиданно  выбежавший  олень  испугал  коня  и  Давид  упал,  а  олень  ринулся  на  него.  Защищаясь,  король  схватил  оленя  за  рога,  и  рога  у  него  в  руках  превратились  в  распятие.  Давид  поклялся  построить  на  этом  месте  церковь,  а  Холируд  означает " Святой  крест".  Готические  руины  очень  живописны,  а  парк  просто  великолепен.  Приезжая  сюда,  королева  устраивает  приёмы  под  открытым  небом.
  Полдень  миновал,  накрапывает  дождь,  даже  ненавязчиво  мелькает  мысль  об  обеде,  но  нас  ожидает  что-то  таинственное,  магическое, судя  по  описанию  и  словам  Анны, -  Капелла  Росслин.  Так  и  написано: historik  enigma  (за  дополнительную  плату). Сказано,  что  она  поражает  не  только  красотой  резьбы  по  камню,  но  и  аурой  мистерии  и  магии,  её  окружающей.  Что  касается  красоты  внешней,  то  подъехав,  мы  увидели  строение  в  реставрационных  лесах,  закрытое  сверху  железным  навесом.  Красота  сквозь  леса  проступала  местами,  которые  мы  жадно  фотографировали.  Но  когда  я  вошла  в  капеллу,  и   глаза  привыкли  к  полумраку,  всё-таки  что-то  произошло.  Видимо,  мощная  энергетика  присуща  этому  месту,  и  всё  что  я  вижу  и  слышу,  приобретает  особый  смысл.  Конечно,  сообщение  о  том,  что  здесь  снимались  последние  сцены  «Кода  да  Винчи»,  для  меня  звук  пустой,  но  думаю,  и  киношники  что-то  ощущали. А   описание  капеллы  у  Дена  Брауна  настолько  полное,  что  можно  просто  цитировать. Лэнгдон  и  Софи  рассматривали 
то  же,  что и  я.  Войдя  в  часовню,  оказываешься  в  окружении,  которое  можно  охарактеризовать, как  изложение  в  камне  понятия  “эзотерика”.   
         И  стены,  и  свод,   и  колонны -  всё  пространство  сплошь  до  сантиметра  покрывали  искуссно  вырезанные  в  камне  символы: христианские  кресты,  зазубренные  кресты  Сент-Клеров,  шестиконечные  и  пятиконечные    звёзды,  пирамиды,  роги  изобилия,  древние  печати  тамплиеров,  масонские  символы,  астрологические  знаки,  растения,  овощи,  цветы, перевёрнутый  вниз  головой,  обвитый  верёвкой  падший  ангел,  любовники,  ушедшие  от  дьявола,  Исаак  с  ягнёнком  на  алтаре  и  ещё  несколько  сценок  из  Ветхого  Завета.  Кроме  того,   110  изображений  «зелёного  человека».  Это  толстощёкое,  довольно  свирепое  лицо,  в  обрамлении  дубовых  либо  виноградных  листьв,  во  рту  у  него  ветки,  которые  он  пожирает,  но  они  же  и  прорастают  из  него.  Это  языческий  символ  животворных  сил  природы,  вечности,  возрождения,  уходящий  корнями  в  язычество,  но  усвоенный  и  христианской  символикой.  Он  встречается  во  многих  соборах,  но  в  данном  случае  считается  взятым  из  кельтской  мифологии,  хотя  некоторые  авторы  это  оспаривают.  Образ  Робин  Гуда  также  происходит  от  «зелёного  человека»,  символизирующего  «великий  потенциал  добра,  могущий  оборачиваться  злом».  Но  не  только  этот  символ  объясняется  по-разному.  Существует  два  противоположных  взгляда  на  историю  и  символику  капеллы,  и  сравнивая  их,  я  решила,  что  имею  право  на  такую,  может  быть,  слишком  развёрнутую  вставку  в  повествование.


                Капелла  Росслин.

«В  день  святого  апостола  Матфея,  21-го  сентября  1446-го  года,  Уильям  Сент-Клер,  3-й  граф  Оркней,  заложил  фундамент  большой  коллегиальной  церкви.  Строительство  было  начато  через  4  года  и  длилось  40  лет».  Это  единственная  фраза,  датированная 15-м  веком  и   документально  подтверждённый  исторический  факт.  Все  остальные  записи  появились  в  18-м  веке,  и  сведения  эти  равно  как  и  правдоподобны,  так  и  противоречивы  у  разных  авторов.  Есть  свидетельство,  что  семейные  архивы  сгорели  при  пожаре  в  1722  году.  Даже  само  название  Росслин  толкуется  по-разному.  Ден  Браун,  опиравшийся  на книги  Л.Пикнетт,  М.Старбед  и  др.,  пишет,  что  название  происходит  от  линии  Розы,  т.е.  нулевого  меридиана  (север-юг),  на  котором  стоит  капелла,  а  линия  Розы,  в  свою  очередь,  символизирует  потомство  Марии  Магдалены.  А  вот  мой  перевод  английской  статьи:  «…ориентация  капеллы  запад – восток,  обозначенная  солнечным  лучом  согласно  античной  традиции.  Часовня  находится  на  лесистом  холме  с  ручьём  у  подножья,  название  часовни  составлено  из  двух  кельтских  слов – ross ( гора,  холм)  и  linn (вода),  т.е.  буквально  «холм  у  воды»,  что  идеально  соответствует  местности».  Это  официальный  сайт  капеллы  Росслин.  У  Дена  Брауна  всё  очень  последовательно:  «Рыцари  ордена  тамплиеров,  создавашие  часовню,  решили  выстроить  её  по  точному  образу  и  подобию  Храма  царя  Соломона.   Снабдить   выступающей  западной  стеной  и  подземным помещением,  копией  Святая  Святых  -  места,  где  некогда  9  тамплиеров  нашли  бесценное  сокровище.  Само  это  сходство  служило  очевидным  намёком  на  то,  что  на  земле  Шотландии  тамплиеры  выстроили  более  современное  хранилище  для  Святого  Грааля…экскурсовод  вёл  посетителеей  невидимой  тропой,  соединяющей  6  ключевых  архитектурных  точек  внутренней  части  здания.  Звезда  Давида,  подумал  Лэнгдон».  Саймон  Кост,  «взламывая  Код  да  Винчи»,  опираясь  также  на  большую  группу  авторов,  отрицает  всякую  причастность  тамплиеров  и  наличие  в  архитектуре  пропорций,  связанных   с  символом  Давида.  Он  упоминает  свидетельство  одного  из  потомков  Сэнт- Клеров,  имевшего  доступ  к  семейным  архивам  и   датированное  18-м  веком:  «  Сэр  Уильям  Сент-Клер  задумал  построить  дом  для   богослужений  самого  необычного  вида,  и  для  того,  чтобы  сделать  это  с  должным  великолепием  и  красотой,  привёз  ремесленников  из  других  районов  и  стран  и  сам  делал  рисунки  по  восточным  образцам…».  И  далее:  «в  замке  Росслин  когда-то  располагался  средневековый   скрипторий,  где  переводились  и  переписывались  от  руки  книги  из  стран  континентальной  Европы.  Резные  украшения  внутри  часовни  имитируют  изысканные  миниатюры  средневековых  часословов  и  бестиариев»  А  в  разделе  «архитектура»  официального  сайта  читаем:  «В  геометрии  часовни  используются  традиционные  пропорции  и  двойной  равносторонний  треугольник».  .  Но  в  том  же  разделе  отмечено,  что  первоначальный  архитектурный  план  не  был  найден,  поэтому  всегда  открыт  путь  к  умозрительным  заключениям.  Во  всяком  случае,  в  19-м  веке  был  раскопан  фундамент  часовни,  намного  превосходящий   её  размеры  в  плане.  Это  свидетельствует  о  том,  что  первоначально  было  задумано  строительство    большой  коллегиальной  церкви.  Но  в  1484-м  году  сэр  Уильям  умер,  когда  была  выстроена  только  верхняя  часть  традиционного  готического  «креста» без  крыши.  В  этой  недостроенной  часовне    он  и  был  похоронен,  а  его  сын  Оливер  возвёл  крышу  и  завершил  строительство  в  том  объёме,  который  уже  был  выполнен.  Выступающая  западная  стена  всего  лишь   одна  из  стен    трансепта  обычного  храма.  А  помещение  под  капеллой  действительно  существует.  Считается,  что  это  склеп  семейства  Сент- Клеров,  и  там  лежат  останки  десяти  баронов  в   полных  доспехах.  Но  даже  если  там  хранятся  какие-то  сокровища,  то  раскопки  запрещены  фондом  Росслин,  так  как  капелла  очень  обветшала  и  может  быть  повреждена.  Что  же  касается  связи  семьи  Сент-Клеров (позже  эта  фамилия  трансформировалась  в  Синклер)  с  тамплиерами  и  массонами   и  наличия  масонских  символов  в  резьбе  на  камне,  то  тут  разгорелась  полемика,  и  однозначного  ответа  нет,  как и  по  поводу  Святого  Грааля.  Дело  обстоит  так:  ещё  в  1982-м  году  появился  исторический  бестселлер  Майкла  Бейджента  в  компании  с  Р. Лей  и  Г.  Линкольн,  наз.  «Святая  кровь  и  Святой  Грааль»,  которая  и  легла  в  основу  знаменитого  детектива  Д.Брауна.  Позже,  в  1988-м  году  вышла  вторая  книга  этих  же  авторов  «Храм  и  ложа». Кроме  того,  в  1993-м  году  и  в  1994-м  году  появились  две  книги,  отнюдь  не  бестселлеры,  “The  Templar  Legacy  &  the  masonik  interitance  within  Rosslyn  Chapel” автора  Tim  Wallace-Murphy,  и  его  же ”An  illustrated  guide  book  to  Rosslyn  Chapel”,  а  в  1996-м  году  “ The  Hiram  key”  of  Cristofer  Knight  &  Robert  Lomac.     Всего  я  насчитала  23  книги,  связанные  с  темой  тамплиеров  и  Граалем  в  Шотландии,  которые  появились  до  романа  Дена  Брауна,  но  непосредственно  с  капеллой  Росслин  связаны  перечисленные  выше  пять.  Так  что  идеи  Дена  Брауна  имели  почву.  Правда,  Майкл  Бейнджент  позже  признался,  что  документы,  на  которые  есть  ссылки  в  книгах,  всего  лишь  фикция,  а  идеи  -  гипотеза.  Но,  вот,  выходит  в  свет  «Код  да  Винчи»,  а  следом  и  фильм,  и  начинается  всемирный  ажиотаж.  К  июлю  2007-го  года  в  маленькой  часовне  побывало  575000  посетителей.  Появляется   только  до  2006-го  года  ещё 8  книг  и  масса  статей  и  телешоу.  Эндрю  Синклер,  потомок  семьи  Сент-Клер,  пишет  книгу,  якобы  итог  десятилетнего  скурпулёзного  расследования,  “The  story  of  Rosslyn  Chapel  and  the  true  story  behind  the  Da  Vinci  code”.(  2005 г.)  В  том  же  году  появляется  книга  Марка  Oxbrow  &  Ian  Robertson  “Rosslyn  and  the  Grail”,  которая  разбивает  в  пух  и  прах  всё,  написанное  ранее,  и  доказывает,  что  никакой  связи  с  тамплиерами  и  масонами   в  капелле  Росслин  нет.  А  уже  по  материалам   этого  исследования,  с  благодарностью  в    предисловии  к  Марку  Оксбрау,  Саймон  Кокс  « взламывает  код  Да  Винчи». Но  тут  всполошились  шотландские  франкмасоны.  Как  это  так?  Все  авторы  не  только  не  являются  масонами,  но  даже  не  сочли  нужным  поинтересоваться  имеющимися  у  масонов  документами,  ну, хотя  бы  проконсультироваться.  А  документы  есть. Отец  Ричард  Аугустин  Хэй (1661-1737г.г.),  капеллан  семьи,  имея  доступ  ко  всем  семейным  документам,  скопировал  их  и  написал  “Genealogie  of  the  Saintclaires  of  Rosslyn” (1736г.)  Там,  кстати,  нет  ни  слова  о  тамплиерах  и  масонах.            
В  1835-м  году  книга  была  переиздана  со  своим  комментарием   Джеймсом  Мэйдментом  из  Адвокатской  библиотеки  Эдинбурга  (ныне  Национальная  библиотека  Шотландии).  Кроме  того,  в  1777-м  году  доктор  Forbes,  Bishop  of  Caithness,  издаёт   Учёт  - An  Account  of  the  Chapel  of  Rosslyn.  Эти  документы  входят  в  книгу  куратора  музея  и  библиотеки   Великой  Ложи  Шотландии   брата  Роберта  Л.Д.  Купера  «Росслин  -  ложная  тревога?»,  изданную  в  2006-м  году.  Казалось  бы,  истина  в  последней  инстанции,  но  не  тут – то  было.  Организуется  группа  независимых  масонов,  именующих  себя   Rosslyn  Templars,  которые  и  в  этой  книге  подозревают  какие-то  натяжки.  Они  будут  долго,  не  торопясь,  исследовать  каждое  слово  и  каждую  фигурку  в  резьбе  и  всё  сообщать  в  открытом  web  site ( www.rosslyntamplers.org.uk).  Будем  следить.  Но всё  же,  в  чём  разногласия  у  всех  авторов?  Если  сформулировать    все  проблемы  в  виде  вопросов,  а  мнения  в  виде  ответов  а)  и  б),  то  получится  следующее:
1.В  часовне  нет  алтаря.  Почему?
   А)  Масоны  не  устанавливали  алтарей,  это  подтверждает  связь  с  масонами.
   Б)   Алтари  были  уничтожены  в  1592-м  году  с  приходом  реформации  в  Шотландии,  до  этого  в  часовне  проводилось  римско-католическое  богослужение.
2.  Фигурка  ангела  с  сердцем  в  руках,  что  это?
     А)  В  1329-м  г.  умирает  Роберт  Брюс.  Его  соратник  Уильям  Сент-Клер,  епископ  Данкельдский,  помещает  сердце  Брюса   в  серебряный  ларец  и  вместе  с  тремя  другими  рыцарями  направляется  в  Иерусалим,  чтобы  там  похоронить  сердце.  Но  по  дороге,  в  Андалусии, они  погибают  в  схватке  с  отрядом  сарацинов.  В  знак  уважения  к  отваге  рыцарей  мавры  возвращают  сердце  в  Шотландию,  где  его  хоронят  в  абб. Мелроуз,  также  связанном  с  тамплиерами.  Фигура  в  капелле -  знак  памяти  предку (тамплиеру),  а  лицо  ангела -  портрет  Уильяма.
      Б)  Просто  католический  символ:  ангел  держит  Библию,  означающую  слово  Божье, а  сердце  - Божий  сын,  передающий  это  слово.
3.  Резной  орнамент  арки  выглядит,  как  изображение  кукурузы  и  алоэ. До  открытия  Америки  Европа не  знала  таких  растений.  Как  могло  их  изображение  появиться  за  сто  лет  до  плавания  Колумба?
      А)   На  основе  книги  венецианца  Николо  Зено,  изданной  в  1558-м  году,  ряд  авторов,  в т.ч.  Эндрю  Синклер,  утверждают,  что  в  1398-м  году  граф  Генри  Сент-Клер  Оркней,  дед  Уильяма,  совершил  плавание  к  берегам  Америки.  В  качестве  доказательств  наличие    «лабиринта  тамплиеров»  в  Новой  Шотландии,  цвета  тартана  клана  Глан  у  племени  индейцев.
   Б)   Сэр  Генри  Сент-Клер  никогда  не  плавал  к  берегам  Америки.  Книга  Николо  Зено-    шутка,  но  и  в  ней  граф  Генри  не  упоминается.  В  книге  Зено  речь  идёт  о  неком  принце  по  имени  Zichmni,  который  плавал  к  берегам  гипотетической  Фрисландии,  но  за  450  лет  трудами  пяти   авторов  превратился  в   Сент-Клера.  В  орнаменте  арки  не  кукуруза,  а  стилизованное  изображение  пшеницы,  клубники  и  лилии.
  4. «Помимо  всего  прочего,  часовня  была  знаменита  сводчатой  аркой,  из  которой  выступали  сотни  каменных  блоков,  украшенных  символами,  вместе  они  создавали  некое  шифрованное  послание» - так  написаноо  у  Дена  Брауна.  Что  это  за  код?
       А) Символы  содержат  некий  шифр,  связанный  с  камерой  под  капеллой  и  её  содержимом,  в  частности,  это  может  быть  Святой  Грааль  либо  мумифицированная  голова  Христа,  а  возможно,  часть  сокровищ  тамплиеров.   
       Б)  Действительно,  есть  213  выступающих  кубиков,  символы  на  них  напоминают  геометрические  модели,  видимые  при  изучении  «симантик»,  к  примеру,  линии,  образуемые  мелким  песком  на  вибрирующей  пластине.  Для  разной  частоты  характерны  различные  рисунки.  К  мысли  о  том,  что  это  музыкальная  партитура,  пришёл  Томас  Митчел,  в   прошлом  дешифровльщик  кодов,  ныне  учитель  музыки.  Толчком  послужили  изображения  13-ти  ангелов  с  музыкальными  инструментами  и  ещё  один  с  предметом,  считавшимся  масонским  символом,  а  на  самом  деле  это  нотный  стан.  Сравнивая  частоты  вибрации,  дающие  характерные  рисунки  с  частотами  звуков  в  музыке,  Том  Митчел  со  своим  сыном  Стюартом  записали  музыку,  которую  назвали  "Росслин  мотет",  исполненный  в  сентябре  2005-го  года.  Было  своеобразное  сочетание  инструментов:  волынка,  дудка,  клавикорды,  гитара  и  хор.  Митчел  считает  эту  музыку  примитивной  мелодией,  но  некоторые    утверждают,  что  это  лечебное  средневековое  песнопение.
5. В  восточной  части  капеллы  две  прекрасные,  но  совершенно  разные  колонны  с  надписью  на  архитраве  на  латыни.  Переводится:  «Вино  сильное,  король  сильнее,  женщина  сильнее  короля,  но  правда  покорит  всё»   (из  книги  Эзры,  ч.3,4). Всем  посетителям  рассказывают  историю  о  том,  что  когда  мастер-каменщик  поставил  и  украсил  одну  колонну,  он  получил  от  заказчика  чертежи  второй  колонны,  но не желал  её  строить,  пока  не  увидит  оригинал.  Мастер  отправился  в  Рим  или  ещё  куда-то,  а  в  это  время  подмастерье  увидел  во  сне  прекрасную  колонну  и  поставил  её.  Когда  вернулся  мастер  и  увидел  готовую  колонну,  он  выяснил,  чьих  рук  дело  и  от  зависти  ударил  подмастерье  деревянным  молотком,  удар  оказался  смертельным.
         А)  Считается,  что  это  традиционные  масонские  колонны.  Одна,  колонна  мастера  Мейсона,  называется  Боаз,  другая  Иахин – колонна  подмастерья  (the  Apprentice). Эти  колонны  как  бы  повторяют  легендарные  медные  колонны  Храма  Соломона,  а  предание об  убийстве  подмастерья  уходит  корнями  в    библейскую  историю  убийства  Хирама  Абифа,  строителя  храма. От  тамплиеров,  которые  сами  были  искуссными  строителями,  вместе  с  навыками  строительного  мастерства  эту  легенду  унаследовали  средневековые  вольные  каменщики - масоны,  и  ритуал  убийства  и  воскрешения  мастера  входит  в  ритуалы 3-й  степени  посвящения.
          Б)  История  об  убийстве  подмастерья  упоминается  в  “Genealogie”  Аугустина  Хэя,  но  там  нет  ни  слова  о  масонах. До 1774  г.  колонны  назывались  иначе:  колонна  Графа,  Шехина  и  колонна  Принца.  Нынешнее  название  колонн  появилось  в  An  Account  Форбса.  Предание  об  убийстве  является  легендой,  во-первых,  потому  что  Уильям  Сент-Клер  сам  создавал  чертежи  и  мастерам  никуда  не  нужно  было  ездить,  а  во-вторых,  аналогичные  легенды  можно  услышать  во  многих  соборах,  к  примеру,  в  Руанском,  в  Глостерском,  в  знаменитой  мечети  Дульятт.  В  нескольких  милях  от  Росслин  находится  Сэтонская  коллегиальная  церковь,  не  связанная  ни  с  какими  упоминаниями  о  масонах,  но  сходная  по  архитектуре,  если  бы  в  Росслин  строительство  завершилось  в  полном  объёме,  и  хранящая  такую  же  легенду  об  убийстве.
   Этот  список  противоборствующих  теорий  можно  бесконечно  продолжать,  т.к.  противоположные  мнения  высказываются  и  доказываются  по  каждому украшению и  фигурке.  Кстати,  никто  из  оппонентов  не  пытается  объяснить  наличие  53-х  масонских  символов  в  каменной  резьбе,  древней  печати  тамплиеров  в  виде  двух  всадников  на  одном  коне,  изображения  меча  и  розы  на  могильной  плите  графа  и  т.д.,  ссылаясь  на  необходимость  дополнительного  изучения.
   
    Ну,  а  я–то  почему  хлопочу,  зачем  это  долгое  исследование,  которое, на  самом  деле,  заняло  у  меня  две  недели  после  возвращения,  но здесь  изложена   вкратце  лишь  самая  основная  часть?  Во-первых,  слово  «эзотерика»  и  масса  всего,  что  с  этим  связано,  действуют  на  меня  как  звуки  марша  на  старую  цирковую  лошадь  или  «оум»  на  начинающего  медитацию.  Мне  всё  думается,  что  стараниями  религии  совместно  с  наукой,  человечество  утратило  очень  ценные  знания  далёкой  древности,  как  говорится,  выплеснуло  с  водой  ребёнка.  Между  прочим,  подобную  мысль  я  нашла  у  Вернадского,
который   предлагал   изучать  метемпсихоз  с  точки  зрения  живого  вещества.  Метемпсихоз
«ни  в  чём,  может  быть,  не  противоречит  современным  научным  представлениям.  Могут  помочь  достижения  древневосточной  философии,  в  частности – Упанишад». Но  дело  даже  не  в  этом.  Я  ничего  не  знала  о  капелле  Росслин,  не  видела  фильма,  а  «Код  да  Винчи»  скорее  пролистала,  чем  прочла,  мне  он  показался  рядовым  бестселлером.  Так  что  никакой  эмоциональной  подготовки  у  меня  не  было.  Я  люблю  посещать  церкви,  обычно  они  приносят,  кроме  эстетического  наслаждения  красотой  архитектуры  и  росписи,  чувство  покоя.  И  лишь  трижды  в  жизни  я  испытывала  состояние,  которое  очень  трудно  описать.  Такое  иногда,  редко,    бывает,  когда  я  слушаю  музыку  Баха.  Дрожь,  пульсация  крови,  комок  к  горлу,  необъяснимый,  неудержимый  поток  слёз  и  полное  погружение,  когда  перестаёшь  чувствовать  себя  физическим  телом.  Впервые  это  случилось  в  древнем  кафедральном  соборе  в  Тронхейме,  потом  в  крошечной ,  тоже  очень  старой  церквушке  в  Гальштадте,  и  подобное  состояние  я  испытывла  в  часовне  Росслин.  Подобное,  без  слёз,  потому  что  очень  мешала  толпа  и  чувство  чего-то  враждебного  рядом.  Но  все  равно,  это  было  потрясающе.  Я  употребляю  термин  «энергетика»,  хотя  всё,  что  с  этим  понятием  связано,  именуется  псевдонаукой.  За  последние  восемнадцать  лет  я  перечитала  гору  публикаций  на  тему:  биосфера –ноосфера,  разум,  которые  именуются  наукой;    синергетика,  волновая  генетика,  которые  назывются  псевдонаукой,  а  также  гностицизм,  нумерология,  «Тимей»  Платона,  «Поймандр»  Гермеса  Трисмегиста,  относящиеся  к  ереси  и  оккультизму.  И  всё  для  того,  чтоб  узнать,  является  ли  разум  вселенской  категорией,  т.е.  является  ли  разум  таким  же  явлением,  как  тяготение,  или  магнетизм,  а  человек  лишь  его  проводником  и  носителем,  или  это  функция  биохимии  человеческого  мозга, и  только.  Конечно,  это  глупая,  дилетантская  постановка  волроса,  но  ответа  для  себя  я  не  нашла.  Поэтому  воздействие  часовни  на  мои  чувства  продолжаю  называть  энергетикой  места.

     А  теперь  пора  возвращаться  из  будущего, в  котором  я  писала  эту  вставку,  в  настоящее.  А  в  настоящем - я  следом  за  всеми,  очнувшись,  двигалась  вдоль  стен  и  колонн,  слушала  пояснения  и  рассматривала  то,  что  мне  моё  зрение  позволяло.  Подруга  моя  решила  по  строительной  лесенке  подняться    под  навес,  чтоб  рассмотреть  зубцы  колонн,  и  я  полезла  следом.  Вверх -  вниз  сновали  туристы,  а  я  столкнулась  с  идущим  вниз  мужчиной,  возможно,  моим  ровесником,  не  из  нашей  группы,  лицо  которого  мне  показалось  знакомым.  Позже,  когда  мы  осматривали  развалины,  остатки  кирпичной  кладки  и  двора,  у  невысокой  стены,  откуда  открывался  прекрасный  вид  с  холма,  я  снова  увидела  этого  человека.  Мне  стало  тревожно.  Я  так  мучительно пыталась  вспомнить,  кто  он  и  почему  мне  знаком,  что  даже  не  слышала,  что  мы  осматриваем,  что  это  за  руины,  только  одна  фраза  до  меня  дошла,  что  последние  кадры  фильма  снимались  именно  здесь.  Ах,  не  до  фильма  мне  было!  Кто  этот  человек?  У  меня  прекрасная  память  на  лица.   У  меня  прекрасная  память  на  имена.  Беда  в  том,  и  этот  мой  изъян  прекрасно  знает  шеф:  лица  и  имена  в  моей  памяти  существуют  независимо  друг  от  друга.  Лицо  точно  помню,  но  не  помню,  как  зовут.  Прекрасно  помню  имя,  но  не  помню,  какому  лицу  оно  принадлежит.  И  вот  теперь  я  в  смятении.  Друг  это,  или  враг?  Он  не  смотрит  в  мою  сторону,  хотя  прекрасно  заметил,  как я  его  рассматриваю.  Даже  усмехнулся.  На  всякий  случай,   первой  спешу  в  автобус.
   Мы  возвращаемся  в  Эдинбург,  и  у  нас  два  часа  свободного  времени.  Можно  спокойно,  не  спеша  прогуляться  по  главной  улице  Нового  города,  которая  назывется  Princes  street.  С  одной  стороны - прекрасные  дома  в  георгеанском  стиле,  знаменитый  универмаг  Senners,  который  называют  Эдинбургским  Harrods,  но  нам  он  не  нужен,  хотя  многие  из  наших  ринулись  туда. А  мы  переходим  на  другую  сторону  улицы,  где  нет  ни  единого  здания,  чтоб  не  закрывать  панораму  Старого  города,  но  раскинулись  прекрасные  сады.  Вот  фонтан  Росс,  купленный  оружейником  Россом    на  выставке  в  Лондоне  ещё  в  середине  19-го  века,  а  вот  прекрасные  цветочные  часы.  Подруга  обязательно  фотографирует  важную  птицу,  по-моему,  чайку,  которая  разгуливает  по  газону,  а  потом  трех  симпатичных  собачек  на  поводках  из  алых  лент.  Дойдя  до  конца  парка,  мы  переходим  на  другую  улицу  Нового  города,  просто  бредём,  куда  глаза  глядят,  и  это  так  приятно.  Доходим  до  моста,  который  соединяет  Старый  и  Новый  город.  Под  ним  вокзал  и  железная  дорога.  Слева  роскошное  здание  в  греческом  стиле  -  Национальная   галерея  Шотландии.  На  музеи  и  галереи  времени  нет.  Поворачиваем  обратно,  снова  на   улицу  Принцев.  Прямо  перед  нами  шикарное  здание  гостиницы  «Балморал»,  увенчанное  башней  с  часами,  которые  всегда  спешат  на  две  минуты,  чтобы  люди  не  опаздывали  на  поезд.  И  что  же?  Возле  гостиницы  я  снова  вижу  всё  то  же  знакомое  лицо.  Неужели  это  слежка?  Нужно  отрываться.  Изобразив  жуткий  голод,  я    уговариваю  подругу  спустится  в  туристский  центр,  Это  целый  лабиринт  магазинов  под  землёй,  до  того  запутанный,  что  мы  еле  нашли  нужный  вход  туда,  где  находятся  всевозможные  прилавки  и  кафе  Fast  food.  От  волнения  я  не  замечала,  что  ем,  главное,  что  рядом  не  было  ни  одного  знакомого  лица,  даже  и  незнакомых  почти  не  было,  так  что  получив  еду  «из  первых  рук»  у  девушки  за  прилавком,  есть  можно  было  спокойно. А  после  уже  надо  было  двигаться  к  месту  встречи  группы  возле  памятника  Вальтеру  Скотту.  Изумительный  памятник:  остроконечная  готическая  башня,  очень  высокая,  внутри  которой,  в  просвете  четырёх  мощных  тёмных   колонн,  сидит  задумчивый  беломраморный  Вальтер  Скотт.  Ну,  вот  и  всё,  прощай,  прекрасный  город.  Анна  еещё  очень  хотела  по  дороге  привезти  нас  на  холм,  который  называется  троном  Артура,  но  оказалось,  что  проезд  закрыт.  Так  что  мы  отправились  снова  ночевать  в  свою  пригородную  гостиницу.  Поскольку  гулять,  кроме  как  в  супермаркете,  там  больше  негде,  мы  снова  бродили  в  этом  огромном  магазине,  хотя  кроме  скудного  добавления  к  йогуртам,  нам  ничего  не  было  нужно,  и  вскоре  отправились  в  гостиницу,  тем  более,  что  нога  у  моей  подруги  болела  всё  сильней.  А  в  гостинице…  Но  я  совсем  забыла  рассказать,  что  случилось  за  пару  дней  до  этого,  просто  история  со  шприцом  выбила  этот  эпизод  из  головы.  А  случилось  вот  что.  Не  знаю,  что  мне  потребовалось  в  ящике  для  ручной  клади,  расположенном  над  окном  в  автобусе,  но  заглянув  туда,  я  вдруг  обнаружила  пропавшую  книжку  Шелдона.  Видимо,  взломав  шифр,  её  решили  подбросить  обратно,  мол,  случайно  завалялась,  чтоб  я  ею  снова  воспользовалась.  Там  же,  в  ящике,  лежал  дезодорант  подруги,  якобы   взятый   горничной.  Помня  об  отравлении  хаггисом,  я  решила  не  рисковать,  и  ничего  не  говоря  подруге,  отправить  её  дезодорант  на  анализ,  а  ей  прямо  в  чемодан  подбросить  такой  же,  даже  наклеечку  на  иврите  я  осторожно  перенесла,  чтоб  подруга  ничего  не  заподозрила,  зачем  волновать? 
И  вот  теперь,  вернувшись  в  гостиницу,  я  решила  подготовить  посылку  и  шифровку,  конечно  же  не  по  Шелдону,  а  по  Флемингу.  Взяла  книгу  в  руки,  и  тут  меня  осенило.
Знакомое  лицо.  Да  это  же  Агент  007!  Постаревший   Шон  Коннери!  В  Эдинбурге  он  родился,  до  пяти  лет  спал  в  ящике  шкафа  родительской  спальни,  в  десять  лет  развозил  на  тележке  молоко,  так  что  теперь  каждая  эдинбургская  хозяйка  заявляет:  -  Так  это  же  мой  разносчик  молока!   Правда,  тогда  его  ещё  звали  Томом.  Ну,  так  почему  бы  ему  не  навестить  родной  город?  Когда  же  я  последний  раз  видела  его  на  экране?  Не  помню,  давно,  но  узнала,  хотя  ему    уже  78  лет.  Вот  это  память!  Слава  богу,  склероз  ещё  в  зачаточной  стадии,  не  всегда  проявляется.  Совершенно  успокоенная,  я  отправляюсь  спать.  До  завтра!