Безграничность ограниченности

Сергей Бут
Много лет назад, когда мне было лет 10, возвращаясь домой после школы и тренировки по плаванию, сидя в троллейбусе я рассуждал о смысле жизни и конечности всего происходящего вокруг. Тогда бы я вряд ли охарактеризовал именно так тему своих размышлений.

Была поздняя осень. Когда я  вышел из троллейбуса, на улице уже смеркалось, суетливые прохожие сновали туда-сюда. Я достал из сумки чудом уцелевший бутерброд с "докторской" колбасой и "украинским" хлебом и побрел в направлении дома. Каким-то странным  образом тот день  запечатлелся в моем сознании, хотя ни чего особенного в тот день не произошло. Я хорошо помню вкус того бутерброда, помню лицо толстой тетки, нервно покачавшей головой, может завидуя моему бутерброду, а может жалея изголодавшегося школьника. Я устал после вечерней тренировки (была еще и утренняя) и брел домой с большой сумкой через плече,  продолжая размышлять о "вечном".

После цепочки всевозможных рассуждений я пришел к мысли, что скорее всего я буду жить вечно, даже не буду, а должен, другого выхода не будет, это просто будет обязательно, как вступление в "пионеры", например. Подтверждением такой возможности для меня являлась бесконечность и безвременность Вселенной, мне казалось, что это и есть самое главное чудо, дающее возможность нам, людям, верить во все остальные чудеса. "Вот если бы мы жили в какой-то огромной закрытой коробке, тогда и надежды бы не было, а так, все должно быть возможно!" - думал я. Я был уверен, что позже, когда я стану старше, люди придумают специальное средство, чтобы не умирать. Я практически не сомневался, что мои молодые и красивые Мама и Папа и даже старенькие Бабушка и Дедушка тоже попробуют это чудное средство и всегда будут такими же как сейчас. Несмотря на холодный пасмурный вечер, эта мысль окрыляла меня, дая  чувство абсолютной уверенности в счастливом, светлом и бесконечном будущем.

С тех пор прошло больше четверти века. Этого чудного средства, о котором я мечтал в тот далекий день своего детства, понятно, до сих пор не придумали, а если и придумают, то мой отец, мои бабушки и дедушки уже не смогут им воспользоваться.

Эти воспоминания были навеяны мне недавно увиденным старым фильмом Бернардо Бертолуччи "Под покровом небес", который нельзя назвать "легким и отдыхающим", хотя могу рекомендовать посмотреть данный шедевр. Фильм заканчивается монологом старика Пола Боулса, автора одноименной книги. Пол сказал примерно следующее:

"Поскольку мы не знаем, когда мы умрем, мы относимся к жизни, как к нескончаемому колодцу, хотя все в жизни происходит определенное число раз, и очень небольшое число раз. Например, сколько еще раз вы вспомните какой-нибудь день из детства в своей жизни, который так глубоко запечатлен в Вашей памяти, что без него нельзя представить Вашу жизнь? 4, 5 раз, может быть вообще не вспомните больше ни разу...  Сколько еще раз Вы увидите полнолуние?  20 раз? Возможно вообще больше никогда не увидите... однако все это кажется безграничным."

А может в этом и есть большой смысл, что даже миг кажется безграничным? И не так важно, сколько раз мы еще что-то увидим или не увидим. Несмотря на кажущуюся конечность всего происходящего вокруг, нам дана возможность не ощущать груз неизбежной ограниченности. Только как научиться ценить безграничность каждого мига этой самой ограниченности?