На байдарке по Ахтубе

Сурен Парсаданян 2
               
До перестройки  народ в основной массе за границу  в отпуска не  ездил, а проводил их  либо  на  южных  побережьях , либо на дачных участках,  а также по путевкам в дома отдыха и санатории.  Популярностью  пользовались туристические походы, путевочные и самодеятельные, которыми увлекалась главным образом молодежь. К этой последней группе  относилась и наша семья. До того, как у нас появилась байдарка, мы ходили в пешие походы, с приобретением же байдарки чаще стали плавать на этом «кораблике». Сложилась байдарочная компания, связи.
Ахтуба, которая является параллельным руслом Волги, давно привлекала наше внимание своими просторами и теплым, южным климатом. Ходят по ней обычно после Волгограда. Есть даже станция Ахтюбинск.
     По байдарочным связям мы выявили адрес автомобилиста, который встречал с машиной наших знакомых байдарочников и подвозил их в удобном месте прямо на берег Ахтубы, где они и собирали свои лодки.С ним списались, указав номер поезда и вагона и по приезде в Ахтубинск  мы погрузились в его  машину.
     Компания наша насчитывала пять трехместных байдарок, по два взрослых и одному ребенку на лодку. Дети, помнится, все дошкольного возраста, три девочки и два мальчугана. К походу мы заранее готовились: мужчины  взяли спиннинги, удочки, инструменты и клей для починки байдарки.  Женщины приобрели продукты,  укомплектовали одежду, обувь, посуду. Их коронным номером был также просторный марлевый домик, где вся компания могла собраться для еды и времяпровождения, защищенная от комаров и мошек. Такое новшество было у нас впервые!
     Благополучно собрав байдарки, мы отчалили  и несколько дней плыли по Ахтубе, такой тоненькой ниточке на карте и такой внушительной в натуре. По пути мужчины забрасывали спиннинги и тащили за лодкой блесну, на которую попались первые рыбы, в основном, судаки.
     По берегам  реки тянулись безлесные степные  берега и песчаные пляжи. Где то позади остался  известный  полигон  Капьяр (Капустин Яр), расположенный в этих бескрайних  степях, в то время – единственный в стране ракетный полигон. Но он никак не проявлял себя. Видно, там было затишье.
     Не помню теперь, как долго мы плыли по реке, думаю, что дня три – четыре. И тут, наконец, увидели лес на берегу.  Местечко было исключительно  уютное, на возвышенном берегу с лесными полянками. Мы решили там постоять пару – тройку дней, благо, рядом обнаружился  большой  ничейный сад какими – никакими  яблоками. В общем, райское местечко.
     На второй или третий день стоянки к нам подплыл сверху катер и по мегафону сообщил нам, что на реке, в связи с начавшейся холерой, объявлен карантин. По пути будут  выставлены посты, не пропускающие  туристов. Нам рекомендуют стоять на месте и дожидаться организованного вывоза  к железной дороге. Было названо приблизительное, довольно отдаленное, число отъезда.
     Как мы потом узнали, холера в этих местах была отнюдь не редкостью, но  мы об этом просто не знали, с ходу превратившись в подобие робинзонов.   Как и этот прототип, мы стали постепенно налаживать свой быт. Был развернут марлевый домик, сделаны в нем стол и скамейки, укреплены палатки и даже выкопан довольно глубокий погреб! Берег украсился натянутыми веревками с бельем. Был даже  поднят флаг на высокой мачте. На флаге красовался нарисованный туристский  ботинок на звездном фоне.
     Ахтуба в то время была необычайно рыбной рекой. Вечером вода просто кишела рыбой всех видов и размеров. Если пройти в темноте вдоль кромки воды, перед тобой  каскадом с плеском выпрыгивал из воды  вал мальков. Зрелище  просто непередаваемое! 
      В такой обстановке  все мужчины срочно заделались  заядлыми рыбаками. Кто ловил на простую удочку, кто на  донки, я же остался верен спиннингу.  Первое время  я плавал со спиннингом на пустой байдарке, высматривая, в каком  месте плеса  кружатся с криком чайки.  Подплыв туда на байдарке, начинаешь различать, как  на  небольшом участке из воды выпрыгивает малек. Это место боя жереха или судака. Если забросить блесну  в это место,  почти безошибочно цепляешь крупную рыбину.
     Не помню, кто подсказал мне дополнительно  подвязать на некотором расстоянии от блесны поводок с  неким  подобием пенопластовой рыбки с тройничком и красной нитяной кисточкой на хвосте. Когда ведешь под водой эту снасть, получается,  будто блесна  рыбка гонится за мальком. Судак или жерех не могут видеть спокойно  эту картину. Обычно он хватает, что покрупнее, т.е. блесну, но пару раз я вытягивал  из воды по две крупные рыбины за раз! Это было для рыбака  просто  непередаваемо!  Первый раз я сам  от неожиданности, перевернулся  на пустой байдарке!
     Постепенно я уплывал за рыбой  все дальше от стоянки и открыл на другом берегу  вход в тихую протоку, а в ней  обнаружил  глубокий омут, из которого стал вылавливать  больших,  на 1.5- 2.5кг,  щук. Чтобы справиться с такой зверюгой, пришлось  возить с собой  туристический топорик. Открыв такое место, я больше никуда не плавал, а сразу гнал туда, отлавливал примерно 5 кг щук и возвращался сдавать добычу женщинам. Они так к этому привыкли, что иной раз можно было услышать: «опять окуней привез? Вези их обратно, не будем руки колоть!»
     Запомнился  еще смешной случай.  У меня иногда стала отказывать катушка спиннинга. Приходилось её разбирать и чинить прямо в лодке. Блесна в это время просто болтается за бортом на короткой леске.  И вот один раз эту болтающуюся блесну увидала и схватила  проплывающая щука!  Пришлось руками поддернуть леску  и  вытягивать  этого  «добровольца»!
     На этом же омуте, проводя блесну по дну, я почувствовал глухой зацеп. В таких  случаях я подгоняю лодку к этому месту, беру леску в руки и, уповая на её толщину, тяну снасть из воды. Так и в этот раз я почувствовал, что предполагаемое бревно поддалось и стал его вытягивать из воды. К моему изумлению из воды показался  здоровенный сом! А в зубах он держал не очень крупную рыбешку, которая поймалась на блесну. Сом был на 4,5 кг.
     За время сидения на одном месте мы, ввиду ограниченности продуктов питания, стали наведываться на ближайшую бахчу и набирать для пропитания помидоры. Поначалу мы очень боялись встретить сторожа, но нарвавшись на него, услышали: «Вы только ящики не увозите, без них  собирайте!»
     Лесистое это место пользовалось популярностью и к нам два раза приезжали на машине наши  водители, с которыми мы приехали  на реку. Они тоже ловили рыбу, а нас угощали арбузами. Кажется, с их помощью  мы съездили в ближайшую деревню и прикупили кое –каких круп и консервов. Через них же было передана телеграмма  о нашем бедственном положении, чуть ли не в ЦК КПСС! Не исключено, что в ответ на это  нас вскоре подобрали и препроводили в некий общий лагерь, где, вместе с другими туристами взяли анализы и через пару дней ночью вывезли  прямо к поезду.  К вагону мы шли через двойную шеренгу солдат, исключающих любой контакт с окружающими  людьми. Как видите, страна тогда не бросала  своих людей на произвол судьбы!  Это я запомнил  крепко….