Хроника безумной войны-12

Борис Ефремов
ХРОНИКА БЕЗУМНОЙ ВОЙНЫ

28 ноября

По моим подсчетам, в типографию должно придти до 1 800 тысяч рублей. Счета рекламодателям я выписывал на “Союз”. Но до сих пор ничего не подошло. И это за две с лишним недели!..

Понятно, типография номер мне не отпечатает – до прихода денег. Все мои старания сделать “ДВ” к концу месяца – увенчались провалом. Жить после таких “подарков судьбы” не хочется... Знаю, слюнтяйство это, но нет больше сил...

*   *   *

Всё чаще говорят о том, что “черный вторник” был спланирован Центральным банком: теперь ясно, что самые крупные доходы от рублевого обвала получил именно ЦБ. Я бы смело добавил сюда и хитроватое правительство. Но увы, Черномырдин вновь ушел от президентского удара. Не думаю, чтобы Ельцин не понял премьерской сущности; он держит его как щит от управленческой номенклатуры; выжидает... И воз-можно, мы еще недооцениваем Президента, поговаривая о его неспособности двинуть реформы по-настоящему...

*   *   *

Дума, обсуждавшая бюджет, пришла к решению создать согласительную комиссию. Вот мнения:

Чубайс: “Столкновения в лоб не получилось. Оппозиция потерпела поражение...”

Гайдар: “Приятно, что Черномырдин принял твердую позицию. Но на нее ему надо было встать в декабре 1992 года. Два года потеряны...”

Бунич: “Лучший вариант, если бюджет будет выполнен на две трети. На треть правительство вновь залезет в Банк...”

Немцов: “Бюджет совершенно нереальный. Запад не даст 10 миллиардов, потому что мы уже много должны ему. Народ не даст 15 миллиардов, потому что его уже обманули на вкладах...”

Мое мнение – сумма из этих взглядов. Лишь добавил бы большое сомнение в том, что Черномырдин жестко будет проводить курс на реформы. Против номенклатурного лобби ему не устоять... Правда, очень много здесь будет зависеть от Президента: сможет ли он продвигать реформы в болоте местных неокоммунистических управленцев?..

*   *   *

По новым подсчетам ученых, невидимой материи во Все-ленной оказалось гораздо больше, чем ранее предполагалось. А это значит, что Вселенная бесконечно расширяться не сможет. Дойдя до предельно возможных границ, она снова начнет сжиматься, пока весь материал не превратится в Ничто, то есть в сверхсжатую точку, из которой и последовал Большой Взрыв... Значит, и мое воззрение на Вселенную получает научное подкрепление. Надо бы радоваться, а радости нет. Да и грех это великий!..

*   *   *

Уильям Крейг в книге “Самое начало” пишет о том, что Все-ленная будет “закрытой”, если на каждый кубический метр пространства в среднем будет приходиться по три атома во-дорода. Когда ученый писал книгу, научные данные говорили о том, что Вселенная в 10 раз разряженнее “нормы”. Новые данные показали, что плотность Космоса значительно выше предела, необходимого для будущего сжатия материи. Однако смело можно предположить, что материи в Мироздании значительно больше...

Герцен, “Былое и думы”:

“Наконец я заметил, что развитие науки, что современное состояние ее обязывает нас к приятию кой-каких истин, независимо от того, хотим мы или нет; что, однажды узнанные, они перестают быть историческими загадками, а делаются просто неопровержимыми фактами сознания, как Эвклидовы теоремы, как Кеплеровы законы, как нераздельность причины  и действия, духа и материи...”1

1 До некоторых пор я придавал большое значение научным открытиям; теперь этого во мне нет. Большинство научных знаний – это гипотезы, предположения, весьма далекие от лишь частично постижимых истин Творца. Научные открытия следует сравнивать с соответствующими Божественными Откровениями. Только это может что-то прояснить нашему человеческому сознанию.

*   *   *

Как буднично мелькают великие годовщины! Вот и нынешний день почти уже промелькнул, и мало кто вспомнит, что 114 лет назад родился гений пушкинского масштаба – Александр Блок... Кому до него сейчас дело – в нашей тоталитарной помойке?.. Да и вообще кому дело до непрактичных мечтателей-поэтов?!..

Нет, милый читатель, мой критик слепой!
По крайности, есть у поэта
И косы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж недоступно всё это!..

Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцей,
А вот у поэта – всемирный запой,
И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, –
Я верю: то Бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!

Восемьдесят шесть лет назад написано, а как будто про нас...

29 ноября

Ультиматум Ельцина: если воюющие стороны в Чечне не прекратят боевых действий, не разоружатся, через 48 часов в Чечне будет введено чрезвычайное положение, будут приняты все меры для прекращения войны и защиты прав граждан.

Применение силы – не признак отсутствия демократии или ее нарушение. В подобных случаях (война, опасные конфликты и им подобное) такая мера очевидно необходима. Это как в Югославии. Или в Иране. Не понимают – надо проявить волю и силу, принести в страну мир.
Забавно, что наши власти критикуют американцев и ООН за “вмешательства в чужие дела”, а сами-то ведь действуют точно так же... В чужом глазу – соломинка...

*   *   *

Боюсь что-либо сказать, но деньги в типографию “прорвались”, причем, с большим сюрпризом. Пришла сумма в 1 150 000 из Москвы от “Конверсии”. Когда-то давно я говорил по телефону с каким-то агентством, но на том всё и застряло. И вот деньги пришли на “Союз”, а самой рекламы от них пока нет. Кроме того, подошли 500 000 из Санкт-Петербурга и 750 000 из “УралЭКСПОцентра”... Типографские мгновенно взялись делать газету... Вот еще бы мне рассчитаться с Олегом Захаровым, ему бы заплатить 1 000 000, и всё было бы распрерасно, все бы мои бессонные ночи окупились...

30 ноября

Лишь сегодня объяснилась тайна с “Конверсией”. Принесли заказное письмо с рекламой, платежкой и договором. Миллион при моем положении – неоценимая подмога, я бы даже сказал: чудо. С типографией дыры кое-как залатал. Делаю №№ 64 и 65 (на английском), рассчитываюсь с долгом (500 000) и еще хватит на три номера (по 1 000 экземпляров). Сейчас для меня задача – заслать Олегу с миллион, – и я бы из труднейшей ситуации выкарабкался. Надо попробовать поработать с Фондом Ельцина; авось каша сварится...

*   *   *

Никаких авосей! Позвонил в Фонд: заели бумажные дела; желание встретиться есть, но время, время... Решили созвониться на той неделе.

*   *   *

“Новая волна” в ярко выраженной оппозиции к Ельцину. Выступил известный прокоммунист Абалкин: пророчит крах нынешней политики уже в следующем, 1995-ом, году. В чем он прав, так это в том, что за три года ничего кардинального не сделано (в экономике). Но достигли главного – сбили волну противостояния, открытого противоборства. Сопротивление как бы распалось на региональные “бастионы” (некоторые из них связаны меж собой). Местные власти спят  и видят свое отмежевание от Центра. Снова выросла на горизонте фигура Росселя. В его реформаторство я по-прежнему не верю. Но жизнь и его к реформам подвинула. Дума, не без мощного влияния главы Среднего Урала, приняла устав области, нечто подобное Конституции Республики.

– Вот видите, – бьет себя в грудь Россель, – я был прав! Моя идея о самостоятельности региона прошла. И сам же Ельцин ее поддержал...

Каков хитрец, а? Как всегда  прячет от людей главное. А главное вот в чем. Когда Россель хотел создать Республику, в стране не было еще  Конституции, которая провозгласила бы самостоятельность регионов, не было крепкой президентской власти, не было уверенности, что Уральская республика не станет коммунистической республикой. Теперь совсем другая обстановка. Есть Конституция. Есть пусть и не совсем  прочная, но все власть Президента. Есть с чем сравнить местный устав (конституцию). То есть разделять государственные и областные функции можно по Закону. И волна ярого прокоммунизма все же спала по сравнению с те-ми событиями, что сопровождали  первоначальный зуд Росселя “отделиться”. Сейчас убрали из областного устава всё, что противоречило Конституции (о том, что убрали, Россель не говорит), и пожалуйте – отделяйтесь, из  России, с Ка- менного пояса не убежите. И уже не так страшна неокоммунистическая окраска. На следующих выборах она пооблупится и большей частью, видимо, отпадет.

Так что более самостоятельные регионы теперь – веяние времени, а не одно стремление коммунистов вырваться из-под президентской власти. В двух этих тенденциях – великая разница, и не удивительно, что Россель охотно видит второе, и без всякой охоты – первое.
Разница же эта уже хотя бы в том, что Росселю есть в области не очень, правда, сильный, но все-таки противовес – глава администрации Страхов, который, как говорят, терпеть “думскую лису” не может...

Но недооценивать Росселя тоже нельзя: за ним – управленцы почти всех уральских  областей, скептически настроенные к Президенту и его вялым реформам...

*   *   *

Во всем этом – проявление закономерностей, по которым  теперешнее обобществленное состояние России (некоторый явно выраженный коммунистический откат) уже сейчас стремится смениться состоянием индивидуальным, более раскованным, разжатым, отвергающим концентрацию жизни во всех сферах.1

1 Схему смены состояний, отражающую развитие России с 1917-го по 2036 год, смотрите в разделе “Приложения” . Там же краткие – комментарии важнейших событий этого периода.

1 декабря

Наконец-то набрали английский номер!.. Правда, больше расстроился. Переводчица из “Кагуса” оказалась слабоватой: шибко много погрешностей. Вот когда начинаешь корить себя, что не выучил в свое время английский язык... Не верится, что из кризиса кое-как выбираюсь. Самому бы мне ни за что такую глубину не сдвинуть. В таком случае говорят: дошла молитва до Бога.

2 декабря

Год, видимо, настолько неблагоприятен для здоровья что я почти не выхожу из болезней. Всё лето маялся зубами. Осенью не давали покоя профессиональные болячки: как дело к выходным, так и заболею. И вот, с началом зимы, прихватило  горло: видимо, какая-то инфекция. И это при всем при том, что ни на день не прекращал обливаться холодной водой.
Нездоровье и неудачи по работе имеют, как мне кажется, одну причину. Все мои болезни и неудачи (а я теперь вижу это отчетливо) являются настойчивым предупреждением о том, что я делаю что-то не так, что живу не по Законам Космического Разума.
За последние годы я несколько продвинулся в новую для себя область – возвышенную духовную жизнь. Много прочитал, много передумал. Удалось привести в систему свое мировоззрение2.

2  Смело, однако, сказано! До конца я и сейчас еще не привел в систему свое мировоззрение. Процесс этот не имеет конца – ни на земле, ни в вечности.

К сожалению, это продвижение носит скорее внешний характер. Я мало меняюсь внутренне; во мне еще столько зла и невежества, что я могу разозлиться на жену, на сына, на постороннего человека. Я совершенно недостаточно занимаюсь духовной работой. Вот мне и знаки: начни, приступи, делай! Мне даже “Книга перемен” предсказала счастье, но счастье – духовное, и достижение счастья, по “Книге”, зависит только от меня самого... Сам же я пока делаю крайне мало...

*   *   *

Завихрились события в Чечне. Вдруг стало известно, что в плену у Дудаева – русские воннопленные. Какие русские? С какого боку они оказались втянутыми во “внутренний конф-ликт”? Вскоре просочились сведения, что они туда были кем-то из военного руководства направлены. Если это так, то всю нашу верхушку незамедлительно надо гнать: опять ложь и насилие. Кто посмел направить в Чечню русских солдат и офицеров под громогласные заверения, что Россия не применит силы в чеченских событиях. Ведь это – второй Афга-нистан! И даже хуже. Прав Солженицын, говоривший о том, что нам с Кавказа надо уходить незамедлительно, там не наши земли (завоеванные), не наша вера, не наши интересы... Боже мой! когда мы избавимся от имперского спесивого снобизма!

*   *   *

Герцен, “Былое и думы”:

“... и ничего не сумел сделать, потому что хотел сделать больше обыкновенного...”

(Продолжение следуует)