Размышления о

Млунин
О Справедливости.

    Воспринимая небезынтересные материалы СМИ, нередко переживаю "восторг" возмущения от беззастенчивости авторов, от того как уверенно укладывают они в фундамент своих теорий и агиток такие затасканные обиходом слова (и фразы) как: справедливость, свобода, добро и зло, душа, вера и т.п. Вещателям кажется, что все люди одинаково понимают семантику расхожих выражений, что ассоциации в мыслительной работе слушателей, читателей единообразны, однозначны как сумма арифметических слагаемых. Но это же совсем не так. Даже крепко всаженные в обиход слова таят семантическое многообразие. В сознании индивидуумов иногда открываются удивительные вариации.
Прокрутим некоторые из общеупотребительных слов.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

    Житейский опыт показывает, что представления о смысловом содержании этого слова столь же разнообразны, сколь разнятся мироощущения людей. Смысл трудно вывести и из суммы представлений даже близких по образу мысли людей. Объективности тут никакой...
    Для себя я так формулирую смысловое значение этого слова: "Справедливость - это совпадение воздаяния с ожиданиями." Соответственно несправедливость - это обманутые ожидания. (Надежды не оправдались).
Возникает вопрос - чьи ожидания? Разумеется - индивидуума.
Но индивид таит в себе две сферы ожиданий:
1. Внешняя сфера – ожидание воздаяния за поступки, за дела соседей по общежитию (социуму).
2. Внутренняя сфера - ожидание адекватности вознаграждения - с плюсом или минусом- за собственные помыслы, поступки, деяния. Этакие две совмещённые в субъекте сферы, схематически напоминающие единство облупленного яичка.

   Общеизвестно, что у каждого индивидуума свой уровень притязательности, т.е. ожиданий. При такой реальности возможен ли единый "стандарт" совпадений? Ответ очевиден. Ожидания людей слишком часто оказываются обманутыми. В обеих сферах.
Несправедливость наносит, пожалуй, самые мучительные раны психике и разуму индивида. При столкновении с несправедливостью человек переживает страдание; в организме вскипают биохимические реакции разрушения, убыли жизнетворной энергии. Во внешнем проявлении это грусть, тоска, уныние, озлобленность, агрессия, депрессия и т.п.  Вокруг столько понурых и охмуренных физиономий.

   Изредка события жизни преподносят индивиду сюрпризы, совпадающие с его ожиданиями. Иногда даже превосходящие(!). В такие моменты человек испытывает глубокую удовлетворённость жизнью. В организме его в сей момент превалируют радостные эмоции; биохимия запускает созидательные процессы, укрепляющие жизненную энергетику. В обиходе это называют ощущением счастья - переживание окрыляющих, радостных эмоций.
Мы все, и каждый из нас, - дети Природы. Земной. Планетарной. (А может быть и вселенской). Природе справедливость чужда. Она не смогла бы произвести видовое многообразие, ограничивая свои творческие возможности законом справедливости. Гиганты и карлики - во вселенском просторе, во флоре и фауне. Хищники - и их жертвы. Созидание роста, развития - долгого, трудного, порою мучительного - и разрушительный разбой стихийных бедствий, катастроф. Ни тени сожаления о судьбе жертв! Миропорядок построен на жертвенности, сметающей без жалости бытие индивидуальности (особи).
Вне человеческого вида Природе чужда справедливость.
Откуда же в человеческом сознании представление о какой-то справедливости? Понятно, что это только измышление, то есть плод, взращенный мыслительной деятельностью человеческого мозга. Ох, как много разных плодов приносит эта деятельность! Подчас чудовищных.
Смутное, без чётких очертаний понятие справедливости/несправедливости прочно засело в общественном сознании. И воплощается в лексических конструкциях живого общения людей. Мировые религии успешно эксплуатируют размытое понятие справедливости в качестве утешительного средства.

В Священном Писании христиан полным полно образцов противоречивых положений. А вот Екклесиаст очень откровенно изложил - нет в человеческом общежитии никакой справедливости. А есть суета сует и томление духа. То есть неутолённость надежд и ожиданий.

   Отсылы христианских проповедников (вчерашних и нынешних) к справедливости воздаяния каждому человеку после его кончины - на мифическом том свете - неубедительны: ну, не умею я воспринять как факт загробную жизнь индивида! Тем более, жизнь, подобную земной, с её прелестями для праведников и ужасами для грешников.
   Хорошо осознаю наличие бытия и небытия: ежесекундно на Земле происходит перетекание одного в другое. Хотя небытие - тайна за множеством затворов. Разуму человеческому, похоже, нет туда входа с этой стороны. Разнообразные теологические описания "потустороннего мира" для меня, слабоумного, бездоказательны.
   Некоторые умопостроения талантливых, людей (из предшественников, да и современников) можно применить в качестве опорной платформы для долговечной теоретической конструкции. На основе этой возможно даже выстроить логичную и жизнестойкую практику общежития.

   Религиозные учения именно это и осуществили. Могу вообразить (и допустить) реальность существования неких "параллельных миров", недоступных, восприятию нашими органами чувств и имеющимися у человека инженерными инструментами. Возможно гипотетически допустить влияние (!) на нас со стороны неощущаемого, непознанного, чуждого мира. Влияет же на наше самочувствие микрофлора; и только через ощущения качественных изменений эмпирики мы вышли на познание незримого, влиятельного фактора. В умопостроениях (гипотетических) схем Мироздания не нужно, на мой взгляд, отметать и эзотерику, и другие логично выстроенные мистические откровения. И всё-таки, допустить как реальность какую-то новую форму телесной жизни человека после смерти, после разложения материальной плоти моё воображение отказывается. Такой видно я "недоделанный". И посему вера в библейские притчи и посулы представляется мне детской, наивной верой в говорящих волка, лисицу, медведя, в реальность девочки Снегурочки. Вернёмся, однако, к справедливости.
С самого раннего детства в сознании людей формируется и укореняется вот какое заблуждение: "Справедливо - это когда всем одинаково и поровну." В смысле всех жизненных благ. Где-то на подсознательном уровне ощущается это как единственно верное. Откуда же проистекает такое мироощущение индивидуума? Мне представляется следующее. С ростом самосознания индивидуум обнаруживает ряд объективных (то есть не зависящих от человеческой воли) заданностей:

1. У всех живых существ жизнь одна-единственная. (Но тут пока поставим “?”)
 2. Абсолютно каждому живому организму уготована неизбежная кончина. То есть финиш для всех един. "Всё будет хорошо: никто не избежит".
3. Небытие - таинственное, жутковатое - Родина всех и каждого: оттуда прибыли, туда же убудем.
 4. Место пребывания во Вселенной - планета Земля - едина для всех и всего.
 5. Для всех и каждого из современников сиюминутность также едина = всем одинаково.
 6. Время года, климат, погодные условия в конкретных географических координатах - едины для всех там проживающих.
7. Атмосфера, воздух, дыхание - едины для всех дышащих существ.
8. Инстинкт самосохранения - присущ каждому организму.
9. Способ продления рода у большинства видов по сути идентичны (двуполость).
10. Ботанические, зоологические, анатомические видовые признаки одинаковы у всех видов живых организмов.

    Ограничив круг рассмотрения одним видом - человек - упрёмся в ту же очевидность.

   A. Способ зачатия и появления на "этот свет" един для всех. Можно предположить, что и оргазм у всех млекопитающих единообразен. (Нынешние научно-технологические достижения человечества позволили замахнуться на способ воспроизводства человеческих особей. Но пока это только в теории).
   Б. Принципиальная анатомическая схема телесной конструкции у всех людей одна и та же.
   B. Одинаково равноценной для всех нас является необходимость дышать, потреблять пищу, совершать естественные отправления. Будь ты хоть царь, хоть "божественный" император, хоть преосвященный митрополит, хоть согбенный трудом пахарь... - одно и то же.
   Г. Всем и каждому одинаково необходимо время бодрствования и время сна.
   Д. Всем и каждому заданы способности к ощущениям факторов внешнего мира: холод, тепло, боль, безболие, тишина, шум, вкусовые, цветовые признаки материального мира. Исключения - в форме аномалий - составляют мизерный процент.
   Е. Помимо физиологической "машины" (тела) каждый из нас имеет психическую составляющую особи (эмоциональную сферу личности индивида; теологи это именуют душой).
   Ж. Придётся повториться - в конкретном месте проживания групп людей для всех едина внешняя заданность: климат, время года, время суток, погода и т.п.

Перечень этот можно бы продолжить. Но и без того становится понятным какие факторы формирую в сознании (и подсознании) человека представление о справедливости: "Всем должно быть одно и то же и поровну". С особым трепетом ощущается это при осознании факта, что жизнь у каждого единственная и неповторимая. (Или это не так? В смысле - жизнь индивида отнюдь не единственна, а неоднократно и неотвратимо перевоплощается? Через инкарнацию?)
Вот таково моё представление об истоках человеческого ожидания справедливости "всем всё поровну". Заблуждение это с мучительной болью разбивается о реалии социума. Тут как раз всё наоборот: "Каждому - своё".

   Задав всем нам единые константы, Мать-Природа никому ничего не отпускает в равных долях: ни света, ни тепла, ни здоровья, ни энергии, ни ума, ни продолжительности жизни, ни…. Хуже того - Творец земной жизни устроил так, что одни организмы призваны паразитировать на других. А ещё круче - поедание одних организмов другими; и в лучшем случае - поедание отмершего. В худшем - ужас и страдания жертвы в когтях и клыках хищника. Какая уж тут справедливость?! И это при заданности: жизнь у каждой твари одна! При желании и некоторых натяжках, такое явление можно, конечно, отнести к мудрости Творца. Но уж никак не к справедливости.

   Экстраполируя наблюдаемые природные явления на социум, осмелюсь сделать "вульгарный" вывод - и тут всё по подобию! Никакой иной справедливости (кроме субъективно-умозрительной), нет и быть не может. Природе она противна. Ещё раз повторю - человек есть дитя Природы. Как ни старается он отгородиться, защититься от произвола Природы, сколь небезуспешно возводит укрытия искусственного мира, все материи черпает труд человеческий из "материнского тела" Природы. Творцу всего сущего Человек необходим только как инструмент для реализации собственных замыслов. И Он делится с сотрудником своим (человеком) некоторыми секретами, допуская научное постижение закономерностей мироустройства. У христианских теоретиков иная концепция.

   В текущем году, по субботам, на "Народном радио", точнее на р/с "Радонеж", беседует со слушателями протоиерей Дмитрий Смирнов. Человек зрелых лет и взглядов, в дискуссиях изворотливый, как Жириновский В.В., он почти во всех встречах интересен и убедителен. Задаёт ему радиослушатель очень мудрёный вопрос: "Батюшка, а зачем Богу люди?" В подтексте вопроса много вопрошений:

1.Можно ли признать существующую модель Человека совершенной?
2.Не слишком ли много попутных хлопот для Творца создаёт самодеятельность человеческая?
3.Раз уж дошло дело до изгнания ослушников из рая, то не проще ли было создать "новую модель"?
4.Закон Божий люди плохо соблюдают и всё глубже вязнут в трясине греха; и уже заготовлен для заблудших апокалипсис. Гуманно ли это?

Ряд вопросов можно наращивать; но есть ли резон? Пресвитер Дмитрий с завидным оптимизмом и неколебимой убеждённостью утверждает в ответе слушателю, что Человек создан Творцом исключительно для любви! А поскольку Бог сам есть любовь, то получается, что для себя сотворил Он это чудо. Или чудище. Или чудовище.

"Человечество в целом умнеет. Но всё больше моральных калек. Нет опаснее зверя и злее, чем в коварстве ума человек".

   А ещё священник доверительно поведал, что каждому новорожденному Господь в момент первого самостоятельного вздоха посылает ангела-хранителя! А уж коли младенца ещё и в храме покрестят, то второй ангел приставляется к индивидууму для обеспечения его благополучия на грешной планете. Только не уточнил батюшка - касается это одних православных христиан или всех верующих и неверующих. Сегодня на планете уже более семи миллиардов человеческих индивидуумов; это какой же сонм ангелов над нашими головами? Тогда что же - по недогляду ангелов что ли гибнут дети? Умирают от болезней, травмируются в авариях, становятся жертвами маньяков, педофилов. Среди них немало и крещёных страстотерпцев. Что-то тут никакой справедливостью и не пахнет.

   В Бесланской школе дети погибли от действий террористов. Это что - расплата за грехи их взрослых предков? Разве справедливо подвергать смертным страданиям безвинные души детей? Только за грехи родителей и иных ближних. Ах, да! Оказывается, такая кара дана всем нам в устрашение! Чтоб от согрешений попридержать. Мол, памятуя о безвинном наказании детей, люди присмиреют и от грехов отвратятся. Ох, как недальновидно! В пылу гнева, распалённых страстей может ли человек устоять, не совершить непоправимое? Зачем же непосильную ношу взваливать на созданное для любви существо? Не могу уловить ни света, ни тепла любви в таком деянии всезнающего Творца. Человеческое сознание не может признать справедливым наказание детей за провинности родителя. В Библии подобные инциденты не единичны.

    Ну, так как? - разобрались или ещё нет со справедливостью? Нет, нет её вне наших ожиданий.
    В суете повседневных хлопот о справедливости мы не вспоминаем. С меркой "справедливо - несправедливо" подходим мы только в случаях, прямо или косвенно затрагивающих наш личный интерес; и чаще - при ущемлении нашего благополучия. Даже при бытовых потерях в предметной среде, при утрате здоровья или живых существ мы почти не вспоминаем о справедливости. И лишь когда череда неприятностей врывается, нарушая стабильность спокойного течения жизни, вдруг спохватываемся: "За что мне такие мытарства? За какие прегрешения меня настигла такая кара? Я ведь так стараюсь жить безобидно для окружающих... Ах, какая несправедливость! Если это наказание за что-то дурное, то разве справедливо не раскрыть мне глаза на мои провинности?" Этот пример - иллюстрация обманутости ожиданий во внутренней сфере психики индивида.

   Другой пример из внешней сферы: "Всю жизнь тружусь, но нет на деньги фарта...." Постоянно претерпевая в быту нехватку средств для безбедного существования, субъект устремляет взор вовне. И видит, как многие из окружающих его людей распрекрасно процветают, даже шикуют. Явный жулик, ведёт нечистоплотный образ жизни и... обладает возможностями ни в чём себе не отказывать! Другой - бандит: на беззаконии и бедах людей выстроил завидное материальное благополучие. А вон те - любимчики счастливых случаев? Как уютно и безбедно пристроены к сытным кормушкам. За что? За какие заслуги и перед кем обрели они все земные блага? А ведь такие же смертные. Где справедливость? В более крупном масштабе - где она в судьбах разных стран и народов? Одни столетиями проживают, не зная ужасов войн и разорений. А в истории России не сыщешь и десятилетия (а то и пятилетки),чтобы люди её не воевали в больших или локальных войнах, чтобы прервался поток убиенных с разных полей сражений. А страны "третьего мира"? А судьбы стран-поставщиков гастарбайтеров? О какой справедливости тут речь?

   Приведённые примеры - шаг к пониманию того, что справедливость, как философская категория, зародилась и упорно маячит в нашем сознании в форме субъективных идеальных образов. Идеальный образ справедливости люди пытаются возвести в принцип, занимаясь законотворческой работой. Как это получается у старателей правового ремесла нам известно из опыта работы нынешних наших законотворцев.

   Ещё одна иллюстрация к изложенному выше. В Москве летом 2011г. осудили и приговорили к двадцати годам заключения в лагере строгого режима убийцу футбольного фаната. В обоюдном кипении низменных страстей произошло это преступление. Погиб один человек. Двадцать лет "строгача". А за хулиганское хладнокровное убийство сотен пассажиров авиалайнера при воздействии на пилота лазерной указкой законодатели предусмотрели "до десяти лет лишения свободы". Ч-у-д-е-с-ы!!!
    И всё же... И всё же нельзя не заметить факта - в жизни общества имеют место так называемые "случайности".
                "...и случай - Бог, изобретатель." (А.С. Пушкин).
В ряду случайностей иногда проскакивают акты адекватного воздаяния за злодеяния. Люди воспринимают такое как торжество справедливости. Кто-то относит такой факт к проявлению божьего промысла. Религиозное сознание полностью относит к прерогативе Творца - вершить правый суд и отпускать воздаяния по заслугам. При этом акты возмездия предполагаются и в реальном, и потустороннем мире.

Прибегну вновь к хорошо узнаваемым примерам-иллюстрациям.
   1.Терроризировавший несколько окрестных деревень, разухабистый хулиган, неоднократно судимый и неисправимый, погиб!!! Люди перекрестились: "Получил-таки негодяй по заслугам. Бешеной собаке и смерть..."
   2. Военный преступник, жестокий палач, наконец-то попал в руки правосудия и казнён. Опять народный вздох облегчения - торжество справедливости!?
   3.Проворовавшийся наглец-начальник схвачен и упечён в тюрягу; награбленное конфисковано, «родичи его потускнели и прячут глаза». Редкий счастливый случай торжества справедливости. (Если не знать множества скрытых деталей и заинтересованных в таком повороте дел лиц).

   Так справедливость ли всё упомянутое или...? Уж очень редкая гостья справедливость в реалиях социума. Как лучик солнца в затяжном ненастье предзимья.
Вроде бы убедились: справедливость существует в мире людей только в форме мечты. Она - плод воображения.... Но мечты человеческие иногда сбываются! Порой даже без усилий мечтателя. Разве не встречали вы "баловней судьбы", "любимчиков фортуны"? Редки они, но приметны. Они - исключение из монотонности ряда индивидуальных стереотипных судеб. Природе для чего-то нужны исключения. А справедливость вне «человеков» Природе не требуется. Посему рассуждать можно только о выдуманной человеком "социальной справедливости". Но социум базируется на биологическом материале. И потому социал-дарвинизм успешно объясняет множество социальных явлений.

   Справедливо ли социальное неравенство? (Вопрос давний, многократно обмусоленный в работах мыслителей и в прениях). Люди, воспитывавшиеся в эпоху советского "коммунизма", должны помнить, как марксизм отвечал на этот вопрос: социальное неравенство – несправедливость и пережиток проклятого прошлого. Но за семь с лишни десятилетий старательные марксисты так и не одолели этот "дефект" в развитии общества. А многие из них сами оказались переработанными в мелких буржуа.

   Если проблему социального неравенства рассмотреть с позиции всеобщих Природных заданностей:
- жизнь у каждого из нас единственная и последняя;
- лимит здоровья исчерпаем;
- основные жизнеобеспечивающие потребности у всех едины и т.д.
то тут становится понятным, откуда произрос корень мечты о социальном равенстве всех людей. Однако многочисленные попытки "светлых умов" и романтиков с "горячими сердцами" преобразовать многослойную социальную структуру в однородное бесклассовое и бескастовое общество не имели успеха. Но мечта не умерла; в затуманенном сознании люмпенского и пролетарского слоя она будет тлеть вечно.

   Если на эту же проблему посмотреть с позиции "полезно - вредно" для благополучия (и даже процветания) общества, становится очевидным: социальное равенство тормозит прогресс почти во всём, и сводит графическое изображение колебательных амплитуд в социальных процессах к заунывности плавной кривой.

   Понятие социальной справедливости - такое же умопостроение, как теория о "добре и зле": из неё, в сущности, и произросло. Полагаю, что всем понятно - нет в Природе ни добра, ни зла. Есть целесообразность причинно-следственных связей во всех материальных явлениях и единство противоположностей (биполярность).

   К "добру" все и каждый относят такие явления, которые не причиняют страдания. Какие биохимические процессы, подкрепляемые электромагнитными силами, начинают работать в организме индивидуума при страданиях, уже упомянуто. Посему страдание есть "зло".

   В Библейской мифологии «первочеловек» (Адам с Евой) пребывал изначально в каком-то благостном состоянии, не умея различать "доброди "зло". То есть прародители наши не догадывались о биполярности в устройстве Мироздания. (Вполне объяснимое, чисто зоологическое неведение!) Подобно другим животным, перволюди гуляли по райским кущам и, блюдя запреты Творца, так и оставались бы его "возлюбленными"скотами: плодились бы и размножались, как все животные. Возвышение над прочими тварями реализовывалось бы только в большей ловкости рук и смекалке. Дошёл бы размножившийся в раю богопослушный человек до творческой деятельности? Вряд ли. Сомнение это иллюстрируют наблюдения за жизнедеятельностью нынешних диких племён: проживают в климате, не требующем ношения одежды. И подобно перволюдям в раю не испытывают смущения от наготы. (Тут плохо понятно, как возникает половое возбуждение; разве что в спектре запахов что-то провоцирует, как у кошек, собак, обезьян и т.п.).

   Изгнанным, из места, где всего было вдоволь, предтечам нашим пришлось беспрерывно заботиться о пропитании, о защите от агрессивных сил стихии и погоды, от страшных представителей фауны. Изобилие дефицитов и опасностей возвысило мыслительные способности человека до созидательного труда. Люди находили и обустраивали укрытия от непогоды, изобретали средства и способы отпугивания хищников, создавали технологии пропитания и поднялись до инженерной мысли - создания орудий труда. Понятно, что в райских условиях такое направление мыслительной работы ничем не провоцировалось.

   Нынешние апологеты Библейской теории понаписали толкования и комментарии, в которых вольно нафантазировали и про "иную телесную суть" Адама и Евы, и об отсутствии у перволюдей физиологической потребности в еде, и о неверном понимании обычным читателем повествования о кожаных одеждах, которыми снабдил Бог изгнанников из райского благополучия. В саду Эдема наши первые предки провели скорее всего очень малый отрезок времени (несколько дней, а может быть и несколько часов). Божеское наставление "Плодитесь, размножайтесь" они реализовать там не успели: то ли у Адама не возникало вожделенного позыва, то ли его нагая подруга успела улизнуть к чарам хитромудрого соблазнителя. Изложенные в Библии "факты" свидетельствуют о том, что лишь глупому любопытству первой женщины, да слабохарактерности первого мужичка обязано человечество обретением способности к богоподобному творчеству. Не отведав запретного плода, смогли бы люди дорасти до понимания "единства и борьбы противоположностей"? При абсолютном богопослушании перволюди никогда не открыли бы дорогу к научному познанию реального мира, к исследовательским изысканиям человеческого ума. Даже жену свою Адам "познал" уже за пределами безбедственного существования. И... пошло-покатилось колесо истории человечества и цивилизации.

   Не-е-ет, не случайно, но абсолютно преднамеренно Творец сделал доступными в райском саду деревья с чудо-плодами! Это был испытательный тест для всех скотов. И самый любопытный из видов незамедлительно клюнул на божескую приманку. Что за этим последовало, общеизвестно.

   Мне видится иным вселенский замысел Творца. Человек "по образу и подобию" создан Им не для развеяния скуки или для эмоциональных утех (для любви). У Создателя материального мира, запустившего в действие беспрерывные превращения энергий и материи, несомненно, имеются свои цели. И для их достижения. Творцу необходимы инструменты: разум, воля и труд рук человеческих.

   Кто хоть однажды был у телескопа и заглянул в глубины Космоса, тому очень трудно вообразить и ангелов небесных в заоблачных высотах, и человекоподобного Вседержителя. И особо сложно понять: как может это внеземное существо услышать боль и мольбу каждого к Нему вопиющего? Ежесекундно сотни тысяч (если не миллионы) индивидуумов обращаются к Всевышнему, Всезнающему, Всемогущему с мольбой о помощи. (Ого! в какие дебри завело размышление всего-то о какой-то справедливости.

   Итак, снова повторю - вне человеческого мышления (мозговой функции) в Природе нет справедливости, поскольку нет в ней и нравственности. А справедливость - это нравственная категория в ряду других таких же: добро и зло, совесть, мораль, шкала ценностей, хорошо и плохо и т.д.
   Но продукты мыслительной деятельности человека вероятно, так же востребованы Природой для её саморазвития, как земной плодородный слой востребует продукты жизнедеятельности обитающих на нём организмов. Посев на нашей планете ума-разума в животном носителе целесообразен и вызван необходимостью вселенского масштаба. Для эволюционного развития материального мира. Вполне допускаю, что и на других телах во Вселенной также посеян разум. Внедрён в материальные носители, хорошо приспособленные к функционированию в конкретике планетарных условий: жара, холод, отсутствие атмосферы, иная чем у нас загазованность, вибрации, перепады давления и гравитации, качественно иное состояние материи, веществ. Мыслящими, способными к продуктивной деятельности сущностями могут быть наполнены многие участки Мироздания. Если ещё не случился очевидный для всех землян контакт с Инопланетными носителями Вселенского разума, это не доказывает их отсутствие в обозримом и необозримом космическом пространстве. Отчего-то все религии человечества устремлены взором за пределы земной обители. А добытые человеческим умом знания убеждают в стройной, прочной закономерности устроения Миропорядка.

    Попутно подметим: вне мыслительной деятельности человека в Природе нет не только нравственности (со всеми её' составляющими). В Природе нет цифр! Но есть количественные величины. В ней нет букв! Но имеется хаос звуков и гармония их упорядоченности. В вечности и бесконечности пространства нет времени. Но есть протяжённость процессов и явлений. Как без человеческого ума управляться Природе с этими реалиями? Как без него в земных условиях управляться Ей с насыщенной энергией материей?

   Человеческий вид млекопитающего создан Природой (Творцом) в качестве инструмента для успешного разрешения конкретных задач в преобразовательной, деятельности (т.е. в саморазвитии и непрерывности движения к тайным целям). Экстенсивный метод Творца очевиден: в 21-ом веке новой эры человеческое поголовье перевалило за 7 миллиардов. По прогнозам специалистов ко второй половине века достигнет 10-13 млрд. Волнует ли Творца судьба, участь отдельно взятой особи? Знает ли Он об обречённости на страдания каждого индивидуума? Вряд ли.... К кому же тогда обращены мольбы малых сих? И от кого приходит-таки! и помощь, и поддержка?

   О вышестоящей, внеземной иерархии мы имеем смутное представление в форме многообразия религиозных и иных философских воззрений.

________________________________________
Вывод из всего изложенного.
Представления о социальной справедливости так и останутся мечтами согбенных тяжёлым трудом. Не верь проникновенным речам харизматиков: их набор нравственных ценностей не совпадёт с твоими ожиданиями. Их возгласы о справедливости - колебание воздуха в пустых головах внемлющих.
Ноябрь 2011.