Мама Рома

Наталья Важенкова
               
     Небо Италии!
     Итальянская пицца!
     Итальянская мода!

     Все эти банальности перестают быть банальностями, когда попадаешь в Италию!
     Когда мы прилетели в аэропорт Фиумичино, мы попали из зимы в лето! Это касалось всего – отношений между людьми, отношения к тебе мужчин, уровня сервиса, звуков, взглядов, запахов!

     Рим…

     С первой же минуты Рим принимает тебя в свои объятия и держит не отпуская! Именно так выглядит Пьяцца дей Чинквеченто у вокзала Термини, когда ты попадаешь в Рим!

     Я пытаюсь сейчас понять, почему так произошло, но я  действительно восприняла Рим, как Маму-Рому! То ли по обилию красивых и ухоженных женщин, то ли по какой-то неспешной деловитости вокруг, вот знаете как, снующая хозяйка на кухне, где ей все знакомо до мелочей! Не знаю… Не могу окончательно понять… Только смутное ощущение, интуитивное восприятие!
Меня потрясло до глубины души, что в Риме, женщины остаются женщинами, а мужчины, мужчинами, даже после семидесяти-восьмидесяти лет!
Меня поразил взгляд! Взгляд совершенно другой! Это заинтересованный взгляд умного, очень опрятного, элегантного, следящего за собой и за модой человека в солидном возрасте!

     Потрясающие мужчины!

     Мужчина в Италии – это всегда, этакий, красавец-петушок! Любимый ребенок, изначально мамы, бабушек и тетушек, а потом просто очень любимый для жены, сестер и дочерей!
Он красив и выхолен! Он нежнейший муж и любовник, сын, брат и дедушка, а еще более нежный и терпеливый Папочка!

     Сколько таких нежнейших Папочек мы встретили в магазинах, терпеливо стоящих и ждущих красавиц-дочерей! Безропотно оплачивающих кучу брошенных на прилавок вещей! Без истерик несущих пакеты с красными бантиками на ручках!Без воплей и раздражения, идущих рядом с женой, сестрой, любимой по торговым улицам и с безграничным терпением и добродушным пониманием выстаивая внутри или рядом с магазином!
   
     Но это не значит, что Вы пройдете мимо не обласканные его вниманием!
Вас обязательно погладит, без пошлости и фамильярности, взгляд его карих, серых или даже голубых глаз, опушенных длинными, черными ресницами!

     Милые женщины, если Вы неуверенны в себе, если вы не можете прийти в себя после того, как вас бросили, или обидели, поезжайте в Италию!!! Вы полюбите себя там! Вы поймете, что не бывает некрасивых женщин! Есть только глупые мужчины, которые обидели Вас! Вы очень быстро захотите там снова жить и любить, красиво одеваться и следить за собой, любимой!

     Итальянские дети!
Их много! Они повсюду! Они в музеях, магазинах, ресторанах, пиццериях, улицах и парках! Но они не раздражают! Причем нет слащавого сюсюканья напоказ, впрочем, как и гневных окриков, не говоря уже о пощечинах и подзатыльниках, что не редкость в России, к огромному сожалению!
За все время пребывания в Риме, несмотря на огромное количество детей встречающихся на улицах постоянно, не было слышно ни плача, ни капризов с элементами истерики.
Молоденькие римские мамочки, худенькие и безумно красивые, с точеными фигурками, стильно одетые, могут катить в коляске ребенка, вести за ручку еще одного и ни разу не повысить голос.
На Спаниш степ (Испанской лестнице) рядом с нами на ступенечках сидела обычная итальянская семья – молодая мама с девочкой лет трех-четырех, красавцем-мужем, держащим на руках младенца месяцев пяти от роду, и это близкое соседство не раздражало и не беспокоило совершенно! Девочка ползала и рисовала что-то на ступеньках пальчиками, малыш у папы на руках ворковал как голубь, а родители сидели и тихо обсуждали что-то свое личное и наслаждались хорошей погодой и красивым закатом. Их совершенно не беспокоили подростки, которые время от времени, что-то кричали туристам и махали руками, туристы, которые постоянно сверкали вспышками фотокамер и толпы народа спускающиеся и поднимающиеся на этом, знаковом для Рима месте.

       Там никто никого не раздражает и никто никому не мешает!
На балюстраде лестницы, очаровательный юноша, что-то там выдавливал на шейке своей подружки, лежащей у него на коленях и они со всем этим нежным вниманием и ковырянием-копошением в себе любимых, напоминали молоденьких обезьянок, что-то выискивающих друг у друга!
       Что удивило еще больше, так это примерное поведение еще и собак на улицах Рима! Уж чем это объяснить, я вообще понять не могу… Даже при встрече собак на улицах, я не услышала ни лая, ни рычания… Ни лая, ни рычания не слышно на улицах Рима, даже если кто-то попал по неосторожности под ноги прохожим! Только извиняющие всех вас движения хвоста  дадут понять, что да, наверное, я виноват, что сунулся вам под ноги! Но я ведь так больше не буду! И в довершение всего этого инцидента улыбающаяся морда собаки и такое же улыбающееся лицо хозяина или хозяйки этого очарования!

        Кошки…
Рим – кошачий рай!
Неторопливо гуляющие толстые кошки Рима похожи на степенных патрициев!
Они никуда не бегут, не прячутся, они важно идут по своим кошачьим делам или заваливаются на бочок, предлагая почесать им брюшко!
Они спят под кустами роз в парках и термах Рима, и ты поневоле начинаешь думать, какую же надо было прожить жизнь и сколько этих жизней, чтобы заслужить этакий кошачий рай?!

        Небо Италии…
Небо Италии встретило нас дождем. Унылым, осенним, проливным дождем…Когда мы сели в электричку от аэропорта Фиумичино до вокзала Термини, по окнам текла сплошная река воды! Весь Рим прикрылся зонтами!
Но через день мы увидели улыбающееся небо Италии!
Окна нашего номера выходят на виа дель Принчипе Амедео. Виа дель Принчипе Амедео узкая и прямая. Солнечные лучи появлялись сначала на правой ее стороне, а потом, торопливо перебежав улицу, исчезали, улыбнувшись нам, с левой ее стороны!
Небо Рима огромное и необыкновенно голубое! Особенно это чувствуешь, когда сбегаешь из Москвы в конце ноября, и когда о голубом небе остаются только тоскливые воспоминания…
В небе Рима кружат огромные стаи птиц, и люди подолгу стоят  и смотрят на причудливые, изменяющиеся фигуры, создаваемые парящими в вышине стаями!

        А мои любимые гларусы нашли меня и в Риме! Они совершенно ничего не боятся и едят с рук! Они купаются в многочисленных фонтанах Рима и парят над церквями и домами!

        Огромное, бездонное, лазурное, ласковое небо Италии!

        Итальянская пицца…
Об итальянской пицце можно говорить только в превосходной степени!
Величина, вкус, запах – все поражает!
Прежде всего, итальянская пицца огромна! Даже заказав одну на двоих, просто поражаешься ее размерам.
Я, посмотрев на соседние столики, тихонько бурчала, что надо быть скромнее в своих желаниях… Итальянцы за соседними столиками сидели и жевали салатики, поливая их оливковым маслицем. Правда, на тарелках лежали просто стога салата, но ведь это была зелень, а не огромная пицца.
Но через небольшой промежуток времени, Надежда, тактично толкнув меня локтем в бок, кивает на соседей…
У меня шок!
Перед каждым стоит тарелка с пиццей! Мало того, что с пиццей - пицца, пицце рознь! Наша скромница Маргарита (помидоры и сыр) не шла ни в какое сравнение с пиццами соседей! У них были с прошутто (ветчиной) или пепперони (колбасой с перцем) помимо сыра и помидор! Огромные! То, что мы старались осилить на двоих, стояло перед каждым посетителем пиццерии!!!
- Так что ты там говорила насчет салатиков? - хихикала Надя.
А ведь итальянцы заказывали после всего еще десерты и кофе!

        А что еще более удивительно, так это то, что мы не заметили в Риме большого количества толстых людей! Как им это удается, я не представляю!!! При всех этих огромных порциях и огромном количестве мучных блюд, любого должно разнести до невероятных размеров, а им хоть бы что!

        Италия!
        Италия!
        Италия!

        Я не смогла описать тысячной доли того, что я видела…
        Я не знаю, как я теперь смогу жить без тебя!
        Италия отравляет твое сознание раз и навсегда!
        Отравляет цветом, вкусом, запахом, звуком, культурой, радушием, покоем, вниманием!

        Это действительно другая планета!
        Даже не планета, Галактика!!!

        Когда ты, находясь в отеле, слышишь звуки города, то кажется, что кто-то большой ворочается и вздыхает и мерно дышит за стенами твоей гостиницы!

        У каждого своя Италия!
        Моя Италия оказалась такой! Пожилой, седой, с внимательным взглядом мудрых и ласковых глаз, в разбегающихся лучиках морщинок  от доброжелательной и искренней улыбки!

        Я буду очень скучать по тебе, Мама-Рома!

        Ты не забирала мое сердце! Я сама отдала его тебе в подарок!!!

        Я постараюсь вернуться!

        Я постараюсь вернуться к тебе, как возвращаются домой дети, после долгого отсутствия!

        Вернуться и сказать:
- Здравствуй, Мама-Рома! Я вернулась!!! Я так соскучилась!!! Я очень люблю тебя!!!

        P.S.
        Когда мои знакомые и друзья смотрят фотографии сделанные в Риме, они спрашивают:
- Ты такая счастливая на всех фото!!! Это было счастье?!

        И я отвечаю:
- Абсолютное!!! Пятнадцать дней и ночей абсолютного! счастья!!!