Дело наследственное. Каждый год как последний

Владимир Лагутов
Чума Армадная из Оренбурга
или последний год вступления в наследство в отдельном тупике цивилизации

 Прошел уже шестой год как умерла моя матушка и стал познавать я все ужасы и гримасы процедуры вступления в наследство. Много лет минуло как мы с батюшкой стали топтать казематные коридоры коррупционных служб, расплодившихся на людском горе в РФии, как вши в коросте.

 Отец по преклоным годам уже и ходить перестал по этим самым службам за справками, так как нрава вспыльчивого и держать себя в руках ему уже несподручно. Вот оттого я наезжаю по оказии в ранее славный город Оренбург, который был когда-то столицей Туркестана и наверняка оттого сохранил через века гнусь коррупционную. Повылазила проклятая из жуткого царского времени. И стараюсь добыть очередную справочку или заказать какую бумажку в дело к нотариусу. А нотариус все правила игры меняет, то то устарело, то это негодно - опять-таки подновить надо бы. И утекают годы, деньги, жизнь на всякие ненужные никому бумаженции. Сказать, что домогается чего нельзя, намеков не делает, но все равно как-то не по себе, все чего-то придумывает..., ссылаясь на придурков из Государственной Думы такие вот законы производящих.

 Вот по весне 2011 года осталось мне ровно ничего - забрать в МФК "Армада", что за городом, Постановление администрации о якобы утвержденной перепланировке в квартире и акт якобы приемной комиссии. Все это вранье, перепланировка, ради обдирания денег с клиентов - наша то перепланировка состоялась при приемке этой самой квартиры в доме в 1959 года, когда батюшка, в ту пору сам архитектор, поставил дверь в комнате правильно - поперек коридора. Какая-то гнида строительная умудрилась ее поставить вдоль ради каких-то смутных целей соцсоревнования и стенку лишнюю нагородили. Но несколько лет мытарств из-за этой самой двери окончились. Взял я те последние бумаги и пошел в направлении Бюро технической инвентаризации, а именно ее представителя в 92 окошке. Где приятная физия молодого человека предложила мне вновь оплатить непонятную услугу по заключению договора. Что якобы эта самая БТИ опять хочет выполнить, естественно за наш счет, техническую инвентаризацию квартиры. Вроде как она сильно изменилась за полвека жизни и пять лет мытарств с вступлением в наследство, и, особенно, за прошедшие несколько месяцев - с прошло летней инвентаризации.

  И денег запросили немного - по 11,5 рубли с метра квадратного квартиры, да выдача кадастрового паспорта за 495 рубли, да еще и регистрация этого самого документа за 334 рубли. Опять за тысячу рублей. Как с ними свяжешься или какую харю увидишь, так сразу тыщу доставай за отпущение греховных мыслей.

   Я прямо и честно спросил у рожи из окошка, что они не обалдели случаем ли. Нет-нет, заверила меня молодая физия, вам придется еще раз вызывать инспектора для фиксирования уже якобы после перепланировки, проектирования, строительства и приемки работ. И платить за все по всей форме. Громко посылать его я уже не стал, так как стал подозревать его в истинности веры в установленный Порядок и ушел в молчании.

    Мне думалось, что уж теперь, после стольких лет похождений и исполнения якобы того, чего и духом не было, Коррупция даст шанс в виде справки БТИ, и нотариус также выдаст бумагу с правом наследования матушкиной квартиры. Зря это так мне думалось: всю ночь снились рожи с МФК "Армады" в виде кордебалета полуголых красоток Мулен Руж. Кстати, МФК это не ругательство какое из трех букв, но что то близкое, смысл за бессмысленностью давно утрачен. На следующий день с утра по морозу я уже был у конторы БТИ на Краснознаменной улице, где толпа одуревших от холода граждан терпеливо, как казненные своего  палача, ждали открытия дверей конторы. Пошел к начальникам с отдельного входа, там никого нет, вернулся. Тут вскоре двери открылись и народ, покорный своей доле, как бараны на убой, выстроился по очередям в соответствии с наличием служак в окошках.  Отстоял я и спросил, на хрена козе баян, в смысле вызов инспектора на дом, когда недавно был подписан акт о приемке якобы перепланировки всеми сторонами, включая это самое БТИ. Та ответила, что не можно отказываться от их услуг, а то Вы, клиенты, умудряетесь за ночь снова все перепланировать и перестроить. А ежели недовольны, то идите к начальникам и попробуйте их заставить отказаться от услуг.

   Пошел в указанном направлении, а там прием строго по записи, но то ли секретарша на меня глаз положила, пожалела, одним словом, и записала на прием к той, кто этим всем бардаком ведает. И велела на завтра поутру непременно к 9 часам явиться. Ночь прошла, встал как на поезд, и в бодром состоянии духа добрался до начальницы. Оказалась весьма приятная в разговоре особа, но инспекцию свою, как кару небесную, наслала и тут делает такое вот послабление, Вам, как человеку приезжему, мы не можем не войти в положение и все в два дня к субботе будет в лучшем виде. Рот мой только и произнес слова благодарности и стал говорить всякие приятные вещи от ошарашенности. Ну, словно разделась вся и передо мной на столе вытанцовывает в ниглеже. Ей Богу, после стольких то лет и навстречу пошли. Да одуреть можно. Еле перебирая ногами в шоке, могут же как люди себя вести в этом БТИ, пошел оплатить визит инспектора и вернулся домой к батюшке. Он поелозил словами вдоль и поперек служак, и тоже не поверил. Но, правда, уже на следующий день прибежала инспектор и лазерной указкой проверила все комнаты и комнатушки малогабаритной квартирки. На следующий же день телефон приятным голосом сообщил, что документы от БТИ готовы и можете их забрать завтра, в святую субботу. И пока не получил их на руки, все не верилось в это чудо чудное.

  Но мысль точила, если здесь все к лучшему, то непременно что-то будет нехорошее у нотариуса. В понедельник, побежал к нотариусу, а у него выходной. Не к добру. Во вторник добрался, но нотариус была дежурной по выездам. Только в среду нотариус, поковырявшись в бумагах, стала перечистлять опять всякие крайне ей нужные бумаженции - новые. Три справки, как витязю на распутье.

  А именно, Справочку о подтверждении точного адреса участка, где дача стоит, дело в том, что служба кадастра лет пять назад совершила техническую ошибку в написании адреса и никто ее не мог исправить. Подумав с полчаса, нотариус послала меня в администрацию района за Постановлением о выдаче дачи и списком товарищества садоводов, да срочно, чтобы успеть в три-два дня до отьезда. Билеты то были загодя куплены за две недели, и она могла бы сказать заранее. А где администрация района - на улице Степки Разина.  Нашел, добежал до того Степки, а у них прием только до обеда, а времени уже третий час после обеда. Но включил что можно и нельзя, и получил направление до Районного архива от страны Советов, где вся бумага тех лет хранится за давностью.
 
  Второй справочкой надо было разжиться опять таки в той же Армаде: что и на квартиру, и на дачу нет никаких арестов. Побежал я со Степки Разина через весь город в Армаду, а там толпа справочки эти получает, сдавши заявки еще вчера. Но мою заявку не принимают, так как надо сначала оплатить пошлину в Спербанк на каждый листик по 200 рублей, а потом уже умудриться сдать до 14 часов и на следующий день только их получить. Побежал до начальницы в 6 кабинет с горячим желанием войти в положение, но она как баба замороженная и чрезмерно много раз видно удовлетворенная, только и сказала, чтобы пришел с утра к 9 часам. Может с утреца то и полегчает.

  Третьей  справкой нотариуса было ее желание получить рыночную оценку той дачи на ноябрь 2005 года, когда ушла матушка. И все слова мои о бредоносности такого желания нарывались на установленный минюстом порядок, не можно. При консультациях телефонных меня сначала посылали в агентства недвижимости, потом еще куда то по оценщикам, потом все кончилось на необходимости выезда за город в зимнюю стужу и решил я, что это перебор и надо опять по лету приезжать для оценки участка.

  В предпоследний день рано утром побежал я в архив договариваться, а там срок исполнения копий Постановлений в две недели. Сел я на стульчик пригорюнился, и тут совершенно бесплатно добрые души архивные сказали мне, чтобы пришел поутру, а они постараются все найти и сделать, и оставить на проходной, так как день нерабочий у них по пятницам. И ведь не обманули, все сделали прямо при мне, уточнив при мне поутру детали. Есть же люди в Оренбурге - правда архивные, от прежних далеких уже лет.
   
 А вот Справочки об отсутствии арестов не получилось. "Армада" показала свою харю - там была толпа человек за двести.  Никаких крайних не было, тумбочка, выдававшая талоны, не работала злодейски отключенная персоналом после первой же сотни клиентов. А надо сказать, что я загодя взял квитанции, заполнил их и утром перед архивом пошел оплачивать в Сбербанк, какой там Сбер - Спер точнее будет. Там меня ждала интересная ситуация. Две квитанции по 200 рублей стоили уже 450. Стал возмущаться, а мне в ответ суют инструкцию о комиссии банковской, что снимают с каждой операций по 3%, но не меньше 25 рублей за бумажку. Вы что вообще обнаглели? Да Вам в Кремле бандитами работать в команде гномиков. Только и мог сказать. Тут же прикинул, что по факту эти комиссии не 3%, а все 33%, так как обычно основная массы платежей в районе ста рублей до тысячи, вот и грабят по старому честной народ то. Ясно, что попал в "Армаду" не в 9 часов а в начале 11го. Начальница меня запомнила и стала пенять, что желала с горячим желанием помочь чем меня поутру, а я подкачал, чуть не к обеду пожаловал и отказала в удовлетворении. Стал и я ее словесно принуждать к согласию принять оплаченные квитанции и выдать справки. Ан не тут то было, не согласная она и точка, может денег не предложил, может не было дивана в кабинете и стекла прозрачные, настроение испорченное, да много чего, но не сошлись мы. Хотя она меня отправила  в другой зал, где исполнение справок не на второй день, а в пять дней, зато могут прислать сами по почте. А меня это устроило. Пошел туда, отсидел несколько часов вместе с народом как в зале ожидания, чего то писал в свое удовольствие. Сдал квитанции и заказал письменную доставку, но не себе, а на нотариуса. Долго окошко не понимало этой моей комбинации и стало требовать, чтобы я через пять дней пришел за справками. Я на своем стою. Собрался консилиум таких же окошек - а мы Вам пришлем по Вашему адресу. Это куда? В Новочеркасск, что ли? А что до нотариуса донести заказными не положено что ли? Нет, никак не могем, ответствовали окошки, надо с ней заранее договариваться или Вам на почте получать и ей нести. Вы тут что совсем ополоумели? Да заказное письмо почта обязана донести под роспись до адресата! С час муздыкались, но приняли чуть не насильно и дали расписку. С тем день и кончился.


     Холодное утро последнего дня в снежном Оренбурге застало меня в автобусе с зеледенелыми стеклами, который бежал до садика Фрунзика, одни говорят артист такой был, другие что активист гражданской войны, никто уже толком не знает, нету очевидцев. А надо отметить, что сам город, несмотря на многолетние попытки его как-то благоустроить, производит на свежего человека крайне гнетущее впечатление несуразностью не сколько застройки, сколько топонимики. Куда не глянешь, везде какие-то террористы, боевики и прочие смутные личности, ведомые разве что по казематному ведомству. Аборигены то местные привычные жить на Пролетарских, Цвиллингах, Воровских и прочих упыревских названиях, а вот заезжему человеку без путеводителя приятной наружности никогда не выбраться из этого лабиринта погонял из почетных клиентов тюрем и ссылок либеральной дореволюционной России. Очень трогательно виделось в соитии наяву кровавых названий улиц залепленных торгашескими иностранными кличками рыночных магазинчиков и лавок.

       Прощальная беседа с нотариусом в пятницу проходила не менее интересно. Дал ей двухнедельную справку с архива. Дал ей расписку о суточных справках по отсутствию ареста с "Армады", которые ей приедут через пять дней почтой. Да и спрашиваю, у нас же презумпция невиновности, а Вы все, наоборот, желаете из людей правонарушителей слепить. А вот по оценке не срослось. Она и говорит, мол, хочу Вам радость сделать, хоть по квартире выдать бумагу о наследстве. Пусть батюшка придет через пять ден за бумагами, а Вы ему доверенность выдайте за 700 рублей на ведение наследственного дела. Окстись, барыня, да он мне более пятьсот не дает в руки зараз. Но на пятьсот она не согласилась и предложила по приезду в Ростов немедля справить и выслать ему доверенность, а он уж тогда к ней придет, и она ему во всеобщей радости навстречу пойдеть, и пол дела спихнем на седьмом году... А участок дачный к лету закончим. Ага, кивнул я и честно сказал, что за батюшку не ручаюсь, горяч больно на всякую мутаборщину и правду в глаза, если не побьет сразу... 


   Ультиматум батюшки. Он оказался не лыком шит и послал нотариуса с ее предложениями в дальний угол, вспомнив как она из него кровь пила пять лет назад со своими справками. И что все равно она еще что новое издевательство придумает или что-то изменится в изуверских законах. Не пойду, и точка, и меня упрекает, что ежели бы я в Новочеркасск не ездил, то непременно бы за пару лет все сделал и в наследство мы бы с ним вступили. Умеет человек стрелки переводить. Да и я не стал ему перечить - доведут же, не только молодого до инфаркта, но и старого до инсульта. Такова у нас се ля ви. Чума от Минюста и его служак. Редкий человек выживет до вступления в право наследства. Чума Армадная, одним словом.