Гений в стране дураков

Евгений Габелев
Бараны сбиваются в стадо. Орлы летают в одиночку.


Ломоносову — 300. Сила ног, одолевших путь из небытия в стольный град, меркнет пред мощью ума, возносяшего в вечность. История сына рыбака, основавшего первый русский университет, известна каждому. По этому не стану пересказывать нудную байку из учебника.

Сегодня, в этот день, я хочу говорить об участи гения в стране дураков. Потому что с тех пор здесь ничего не изменилось. Народ рабов, исходящих восторгом перед плетью господина. И самозванные господа, сморкающиеся в рукав и почитающие себя пупом земли.

Гением мы зовем человеческое существо прыгнувшее выше головы. Ум, превзошедший грань наших представлений о возможном. Повторение с детства известного не несет чести. Билет в бессмертие обретается ценой опрокидывания истин с их последующим добиванием.

От того гений растет не из любви. Его прекрасный цветок питается ненавистью. Невозможно попирать ногами любимое, но легко и радостно разрушать впитанные с молоком матери догмы, если ненавидишь их всем сердцем. Особенно, если эта мать - родина.

Серость же есть дитя любви. Посредственность упивается тем что есть, и не смеет желать иного, нежели то, что уже было, только больше и вкусней. Посредственность прожорлива и всеядна. Она с радостью затоптала бы гения, и при первой возможности так и поступает.

Гербом серости должна быть двухглавая свинья, пожирающая сама себя. Гений же подобен орлу. И ему плевать с высоты на весь этот визг о несовместности гения и злодейства. Пусть серая масса утешает себя доступным ей способом. Гений парит выше добра и зла.

Мы чтим Ломоносова как Орла Духа. Он символ юных и страстных, чья судьба уготовила им родиться с орлиным мозгом в стране победивших свиней. От того на нас одежды из свиной кожи. И сами мы прячем лик под свиной харей. Но у наших сердец есть орлиные крылья.

Родившись в иных городах и странах, эти прекрасные люди оказались бы украшением своей земли. Открыли бы новые законы природы и создали великие произведения искусства. Изобрели чудеса технологий, превосходящие фантазии древних сказок. Но тут они никто.

В краю свиней гениальность излишня. Разум подобен стигме. Обличающей ране, указующей на выпавших из общего строя лузеров. Сладкая мишень для сопящей и визжащей массы повелителей мирозданья, ублажающих себя фантазиями и собственном величии.

Претензии стада на всемогущество, всеведение и высшую добродетель требуют жертв. Без регулярно попираемых ногами лучших и прекраснейших, стадо впадает в тревогу и легко может потоптать само себя. От того мудрый и достойный здесь не живет счастливо.

Жизнь русских гениев не была сладкой. Многие подвергались мучениям, превосходящим пытки самого страшного ада. Не менее трагичная участь ждет и идущих им на смену. И так творится здесь из века в век, из поколения в поколение. И так будет снова.

История повторится, потому что орлы не сбиваются в стадо. Порядочные и умные люди никогда не договорятся о совместных действиях и общей программе. В отличае от оскотиневшегося большинства, воспевающего в общем строю идеалы холопства.

В стране всеобщего единства университеты больше похожи на тюрьму, чем на сообсщество свободных ученых и студентов, как они от века существовали в Европе. И в том заслуга их основателя. Именно Ломоносов сделал высшую школу университетом послушания.

Сегодня она такова. И пребудет такой вовек, хотя нет в том вины прекрасных юношей, чей разум мечтает летать, а не копаться в навозной куче. Но именно в нее и окунет их мордой торжествующее стадо. Снова и снова, еще и еще. Этой пытке не будет конца.

Лишь сильные духом умудряются сохранить после нее огонь в сердце, и не влиться в ряды народной интеллигенции. Потому что при слове интеллигент у честного человека рука должна хвататься за пистолет. Возможно, по тому нам и запрещают носить оружие.

Вот только гению не нужно оружие. Потому что его ум есть совершенный инструмент сам по себе. Важно лишь с измальства оттачивать его, и научиться выбирать верные мишени. Страна дураков обречена. Часы истории отсчитывают ее последние годы.

Но гений, пробивший головой асфальт официоза, и уцелевший под копытами плящущего пьяного стада — вечен и велик. Найдите его в себе, каждый в свой срок и в своей сфере. А если не найдете, то или взрастите его в себе сами, или так и сдохните ни за грош.

Никчемным нет места в вечности. Хотите бессмертия - извольте сперва отрастить крылья. И не стесняйтесь на них летать. Наплюйте на рожденных ползать. Мы разные, и это не преодолимо. Только не позволяйте им убедить себя, что вы одни из них. Вы - другие.