Задний мост трактора МТЗ 80

Зиппо Майран
Тема: «Задний мост трактора МТЗ—80».

   1). Механизм заднего моста размещён в чугунном литом корпусе. Крышка корпуса изготовлена из стального листа. Спереди к корпусу прикреплена коробка переменных передач, с боков – кожухи тормозов и рукава полуосей. В том же корпусе размещён планетарный механизм ВОМ. Две продольные перегородки в полости служат опорами для дифференциала и валов конечных передач, а также повышает жёсткость кожуха.
   Ведущая коническая передача закреплена на заднем шлицевом конце первичного вала коробки передач, а ведомая привинчена к фланцу корпуса дифференциала. Последний вращается в двух конических роликовых подшипниках, установленных в станинах, фланцы которых вместе с крышками и кожухами тормозов притянуты к кожуху дифференциала. Стаканы своими посадочными поясками плотно вставлены в расточки боковых стенок и внутренних перегородок корпуса, что обеспечивает точную центрацию дифференциала и ведущих шестерён  конических передач.
   Прокладками под фланцами стаканов регулируют зацепление конических шестерён при их замене и зазор в конических роликовых подшипниках. Его при сборке устанавливают 0,05—0,1 мм. Если же зазор превышает 0,3 мм, то удаляют нужное число прокладок    из—под фланца правого стакана.

   2). Дифференциал заднего моста при прямолинейном движении может автоматически блокироваться фрикционной гидроприжимной муфтой. Последняя смонтирована в кожухе, который вместе с крышкой и кожухом левого тормоза, привинчен к корпусу заднего моста.
   Блокировочный вал, пропущенный сквозь трубчатый вал шестерни, шлицевым хвостовиком соединён с крестовиной дифференциала. К другому концу приварен ведущий диск, к которому с одной стороны привинчен корпус муфты, а с другой   стороны – диафрагма и крыша. В корпусе, чередуясь, помещены стальные диски и диски с фрикционными накладками, взаимосвязанные с дисками тормозов. Два стальных диска своими поводками вставлены в пазы корпуса муфты, а диски с фрикционными накладками надеты на шлицы вала шестерни. Между диафрагмой и ведущим диском помещён промежуточный диск. К его упорам, пропущенным в окна ведущего диска, пружины прижимают крайний стальной диск.
   При включённой блокировки и прямолинейном движении давление масла передаётся в рабочую камеру от гидроусилителя рулевого управления по трубке, присоединённой к штуцеру на крышке. Силой давления масла диафрагма прогибается и, воздействуя на нажимной диск, сжимает пакет дисков, в результате чего блокировочный вал и ведущая шестерня вращаются как едино целое. Таким образом, крестовина, а значит, и корпус дифференциала жёстко соединёнными с полуосевой шестерней, а это значит, обеспечивает блокировку дифференциала.
   При повороте управляемых колёс на 13; рулевой механизм воздействует на датчик блокировки, в результате чего давление в рабочей камере падает, сжатие дисков прекращается дифференциал разблокируется.
   Кран управления блокировкой можно установить и так,  что дифференциал будет оставаться заблокированным и при повороте рулевого колеса более чем на 13;. Но такое принудительное блокирование допускается лишь кратковременно для того, чтобы преодолеть труднопроходимый участок пути. Если условия работы позволяют, то обязательно нужно выключить не только принудительную, но и автоматическую блокировку  дифференциала.
   В автомобилях вращение после дифференциала передаётся по полуосям напрямую, а у тракторов – через планетарные конические передачи.