Задний мост ГАЗ-53А

Зиппо Майран
Тема: «Задний мост автомобиля ГАЗ—53А».

   Картер представляет собой коробчатую стальную балку. Его отдельные части изготовлены штамповкой и соединены сваркой. В средней расширенной части имеется люк, куда вставлен редуктор. Корпус последнего через уплотнительную прокладку притянут болтами. По бокам картера приварены трубчатые цапфы колёс.
   Конические шестерни – гипоидного типа. Ведущая шестерня выполнена вместе с валом, который опирается на роликовые подшипники: посередине – на два конических, а задним концом – на цилиндрический, установленных на расточке привода в корпусе. Конические подшипники установлены в станине, фланцы которых через регулировочные прокладки притянуты к торцу горловины.
   На валу между подшипниками установлены распорная втулка и регулировочные прокладки, а на шлицевом участке вала маслогонное кольцо и ступица фланца, к которому присоединён карданный вал. Прокладками регулируют подшипники, а так же прокладками регулируют зацепление конических шестерён.
   Ведомая коническая шестерня, будучи прикреплённой к дифференциалу, вращается вместе с ним в конических подшипниках. Они установлены в гнёздах, образованных совместной расточкой крышек и приливов корпуса, поэтому крышки не взаимосвязаны. Наружные кольца упираются в кольца, которыми регулируют и зазоры в подшипниках, и зацепление в конических шестернях. Упорный винт с образованным подпятником образовывает упругий прогиб ведомой шестерни при работе с большой нагрузкой.
   Корпус дифференциала – разъёмный. Между его половинами зажата крестовина  с четырьмя сателлитами, а тщательно обработанные расточки вставлены ступицы полуосевых шестерён. Чтобы уменьшить изнашивание, под стеллиты и полуосевые шестерни подложены шлифованные шайбы повышенной твёрдости.
   Полуоси  шлицевыми концами соединены со ступицами полуосевых шестерён, а фланцами – с торцами ступиц колёс. Каждая ступица вращается на двух роликовых конических подшипниках, установленных на цапфах. Зазор в подшипниках регулируют гайкой, после чего её стопорят шайбой и контргайкой со шплинтом.
   Детали заднего моста смазываются маслом ТС—14,5. Его заливают в картер через отверстие с пробкой по его нижний уровень кромки. Через это же отверстие осматривают ведущей конической передачи. Масло, увлекаемое из нижней части картера ведомой конической шестерней, снимается с её тыльной поверхности трубкой и по каналу поступает в стакан для смазывания подшипников.
   Маслоуловителем, закреплённым на левой половине корпуса дифференциала, масло черпается из картера и поступает вовнутрь корпуса. По лыскам на крестовине оно проходит к сателлитам, а через отверстия во впадинах между зубьями полуосевых шестерён – к опорным шайбам. Маслосгонное кольцо и сальник предотвращают утечку масла из картера. Через сапун полость картера сообщается с атмосферой, что предотвращает повышение давления.