Из Дневника психолога ВОВД... Часть VII

Гера Щёкин
ДНЕВНИК ПСИХОЛОГА
ВОВД Октябрьского района
г. Грозного ЧР
или
КОМАНДИРОВКА НА ВОЙНУ

(по частям в сокращённом варианте)

Посвящается:
прапорщику милиции Волохову Андрею,
прапорщику милиции Куренёву Эдуарду,
старшему сержанту милиции Смирнову Анатолию,
старшине милиции Соболеву Александру.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
_____________________________________________

        "Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет,
        не останется памяти у тех, которые будут после."
                Книга Екклесиаста  1, 11
    _____________________________________________

ЧАСТЬ VII.  Выезд в Ханкалу.
                Соревнования по теннису.
                Взрывы на пл. Минутке.
                Будни.
                У комендачей опять 200-ые.
                Подрыв и обстрел 2-х наших машин.

2.02.(сб)
День, как и вчерашний – пасмурный, моросит дождь.
На компьютере набил тезисы для лекции «Психологические защиты, её виды и принцип работы» и составил обновлённый список «группы риска» и «группы внимания».
В отделе запланировали провести соревнования по настольному теннису. Я сначала не собирался участвовать, но в последний момент Александр с Сергеем («Мирные») предложили (для составления подгруппы человека не хватало), а я и не отказался. Набралось 40 претендентов. После ужина потренировался, вспомнил игру. Здорово, мне понравилось, в удовольствие.
Теперь за чтиво. Чай заварен, сигареты рядом. Тепло, настроение на лоно спокойствия.
Февральские дни набирают обороты. Хорошо! 21.20.
__________________________________
«Группа внимания» – если в «группе риска» обнаруживают негативные проявления и т.д., то здесь могут обнаруживать и т.д. или имеют признаки деструктивного поведения и снижение ПВК.

3.02.(вс)
Завтрак: два яйца, масло, сыр, чай. Бывает и такое!
В 10.20 выехали двумя уазиками в Ханкалу. Перед госпиталем на одном КПП нас заставили сдать оружие, так как на днях некие безголовые зольды учинили в этом месте перестрелку. Нам это очень не понравилось – сдавать оружие. Помялись немного, но ехать-то надо. 
Навестили раненого в плечо Сашу. Есть возможность ему уехать домой, но он не хочет. Поговорили с начальником травматологического отделения: говорит, что возможности для лечения есть и ещё недели три Саше придётся полежать в госпитале.
В «Пыльном городе» (так ещё называют Ханкалу) встретился с коллегами: Валера с Амурской области и Владимир из Хакасии, оба военные психологи. Им завтра улетать – дембель. Ребятам уже лет за сорок, а может, выглядят старше своего возраста. Побеседовали по нашим делам, я сдал свой отчёт. В том роковом вертолёте, разбившемся 27 января, погиб старший психолог группировки войск старший лейтенант Рыков, с ЛОВД Московский УВДТ, Москва – Белорусский. Ребята работали вместе.

Сегодня схватило крепко желудок. Даже и не припомню, было ли такое. Сначала в Ханкале после джина с тоником, затем в отделе. Док вколол мне какой-то хренотени, через две минуты боль прошла. Проспал с 19-ти до 22-х.
Вечером успел даже немного потренироваться в теннис. Завтра у меня игра. В подгруппе 5-ть человек, и только двое выходят в 1/8 финала.
С часу ночи иду в наряд на пост 3-й наружный.

4.02.(пн)
Начались соревнования по теннису. Сегодня выступают участники группы «Б», в которую вхожу и я. Итог: две партии выиграл, две – проиграл. На этом моё участие в соревнованиях закончилось. В конце разыгрался, многое получалось – подачи, подрезающие удары, тактика игры. Получил большое удовольствие.
В десятом часу вечера прогремели два мощных взрыва «на 10 часов», в районе площади Минутки. Через минут тридцать – третий взрыв, как раз в это время я играл.
Вечером почувствовал, что першит в горле. Точнее першить стало сильнее. Вроде бы как заболеваю.
Спать лёг без чтения. Уснул быстро.

5.02.(вт)
Проснулся в 8.50, и то разбудили. Чувствую себя худо.
По российскому радио передали сообщение, что в Октябрьском районе г. Грозного ночью боевиками было подорвано два фугаса в 25-ти метрах от милицейского блокпоста: ранено осколками три милиционера.
До 12-ти дня сделал в кубрике уборку. Доку вообще пофуй, за чистотой не следит. Нужно ему указывать, сам догадаться не может.
К вечеру стал чувствовать себя лучше.

7.02.(чт)
Должен был с утра ехать на «зачистку», но проснулся совсем больным и разбитым. Есть небольшая температура и появился кашель. Док прописал антибиотиков.
Встал около 11-ти утра, чувствую слабость. Решил заняться физической работой, чтобы совсем не раскиснуть. Устроил небольшую стирку.
После обеда сел за дела. Продумал дальнейший план работы на февраль. Провёл индивидуальные собеседования с вновь прибывшими в отдел сотрудниками на замену гранатобрасателей. Составил пару психологических паспортов. 
На соревнованиях сегодня были интересные игры, упорная борьба между равными соперниками.
Самочувствие моё выровнялось – выздоравливаю.
21.30.: готовлюсь к дебрифингу с ребятами, принимавшими участие в тушении пожара в комендатуре.
_________________________________
Дебрифинг – психокоррекционное мероприятие по профилактике постстрессового состояния, уменьшение уровня индивидуального и группового психологического напряжения.

8.02.(пт)
Проснулся рано, до завтрака, в 7.00.
После завтрака импровизационный сон-дренаж с 9-ти до 11-ти. Этой ночью опять плохо засыпал. Примерно в третьем часу ночи, перепев с десяток различных песен и переиграв с пяток мелодий Deep Purple, перечитав троечку-другую стихотворений любимых поэтов и своих, конечно про себя – не в слух, передумав всего разного, провалился-таки во владения Морфея.
Короче, выполз после сна на свет божий и обалдел. Так хорошо! Солнце, тепло и все заняты делом по благоустройству территории. Я, недолго думая, разделся по пояс, – температура воздуха около +20 С, – взял лопату и стал раскидывать гальку. Нагнал аппетит на обед.
Днём зашёл к Виктору («Касса»), на компьютере насмотрелся эротико-порно-зашибительных слайдов.
Вечером проходил суд чести среднего начсостава. Один участковый всячески отлынивал от наряда по бане, а потом по кухне. «Не хочется» – и всё тут. Итог: вынесли общественное порицание! Во как… 
21.00.: пытаюсь помозговать по своим психоделам. Хватило на полчаса.
Зашёл Сергей из кадров, договорились поиграть в нарды. Резались до 23.15. При этом краем глаза умудрился посмотреть фильм – какой-то милицейский дюдик 80-х годов, где снимались актёры Фатюшин, Алфёрова, Галкин.
Пробую читать Борхеса.
Часов в десять вечера опять была стрельба из крупнокалиберного со стороны площади Минутки. Скорее всего, свои палят почём зря – пристреливают территорию.

9.02.(сб)
Подъём в 7.00.
Просыпаешься без ощущения утра, потому что нет окон. Из-за этого теряется утреннее настроение, когда не видишь свет, свет нового дня. Постепенно раскачиваюсь: умылся, заправил постель. Нет, в первую очередь одеваюсь, а потом всё остальное.
После завтрака побрился.
На улице с утра солнечно.
Сегодня в отделе ПХД – уборка территории. Общими усилиями навели чистоту, относительную конечно.
Часа три потратил на подготовку к информативной беседе о проявлениях психологических защит, их принципов работы.
У комендачей в 11-ть утра два 200-тых: на фугасе около «стакана». Блокпост № 28 в ста метрах от площади Минутки. Получается, что фугас заложили ночью и, по всей видимости, с часовым механизмом из расчёта на прибытие постовых. Наша следственно-оперативная группа («000»), состоящая из специалистов, сразу выехала на уазике-буханке по этому теракту в сопровождении УРАЛа с взводом прикрытия.
Кто такие комендачи? В основном срочники внутренних войск – пацаны 19–20-летние. За время, что мы здесь находимся, у них погибло уже девять(!) человек.
И сегодня узнал, что погибший чеченец из постоянного отдела, расстрелянный из АК 30-го января, был начальником местного уголовного розыска.
Ближе к вечеру в 16.30 опять объявили «Три ноля». Обложили конденсатчиков. Кому-то из передвижного наряда показалось, что у них мелькнуло оружие. Всех повязали, теперь кукуют в клетке у нас в отделе. Оружия не обнаружили.
В 20.15 прозвучало два сильных хлопка «на 7 часов». Так взрывается ВОГ. Это комендачи.
Влад наладил мне плеер, им же данный. Обогатил меня аудиокассетами: Manowar, King Diamond, Ария, Dio, Никольский. Теперь я могу выполнять упражнение «Дар музыки» – расслабляться от стрессов.
Да, по телевизору весь день в новостях по всем программам передавали, что погибли два ярославских милиционера. Лишь к вечеру дали правильную информацию. А каково нашим родным и близким там, дома?! Ошибочка… нервы… здоровье…
Ещё: сегодня уехал домой в Рыбинск Теймур (УУМ) на похороны отца.
23.20. По радио России играет рояль и звучит мужской вокал – джаз.
Кашель меня замучил.
Читаю Борхеса, пока нравится.
_________________________________
ПХД – парково-хозяйственный день.
«Стакан» – тот же блокпост, но только выставляемый на день с 9-ти до 17-ти часов.
«000» – «Внимание! Три ноля!»: данная команда означает выезд оперативно-следственной   группы. Объявляется в отделе по громкоговорителю.
Конденсатчики – местные жители, собирающие по каплям испарения нефти с помощью специальных приспособлений, т.е. производят бензин на продажу. Этот вид бизнеса является нелегальным. 

10.02.(вс)
В час ночи заварил лапши быстрого приготовления. Не из-за того, что проголодался – язык щемит уже от курева.

 *  *  *
Что жизнь? Ни дело ль случая?
Что смерть? Опять же миг судьбы.
Живём, о смерти мыслью мучаясь,
Жизнь, умирая, ставим на дыбы.

Завтрак проспал. На улице моросит дождь, большая облачность.
Лёню что-то пробило по хозяйству: принёс воды, подмёл пол сухим веником – пыли нагнал, потом стал чистить берцы гуталином в кубрике, где мы спим. Короче, у меня голова разболелась с утра.

Во время обеда, когда был в столовой, подняли группу «000». Подорвали и обстреляли наши две машины (УАЗ ГИБДД и УАЗ ППСМ) в районе пл. Минутки. Возвращались с блокпоста в отдел на обед, когда всё началось. Первая небронированная машина проскочила, и волна взрыва пришлась на вторую – бронированную. Хорошо, что не наоборот. У Александра (ППСМ) осколком стекла ухо порвало, у Алексея (ППСМ) металлический осколок застрял в предплечье, но ранение не тяжёлое. У комендачей трое 300-тых, тоже осколками посекло. Так как медчасть комендатуры сгорела, их раненых обрабатывали у нас в процедурной. У нашего водителя случился психологический шок, когда уже в отдел заехали. Обе руки от руля оторвать не мог, весь красный, обильное выделение пота, слёзы, сильный тремор. В первую очередь работал с ним. Остальные в порядке, хотя тоже глаза шальные, все в возбуждённом состоянии. Получили контузию, кто большую, кто меньшую, одного сильно рвало.
На месте подрыва и обстрела (вблизи много разрушенных 3-х и 5-ти этажных зданий – оттуда вёлся по машинам огонь) наша группа совместно с комендачами работали по территории в течение часа. В отделе хорошо было слышно стрельбу.
Итог боевых действий: все 11-ть человек получили контузию, из них двое ранены осколками. Плюс трое раненых комендачей. Мне пришлось ассистировать доку при зашивании уха и извлечении осколка (глубоко сидел) из предплечья одного полупьяного офицера-«контрабаса».

Вечером сильно разболелась голова. Положил на лоб мокрую марлю-салфетку и на полчаса вырубился.
День закончился посиделками (если можно так назвать – готовили бумаги в группировку по сегодняшнему происшествию) в кадрах за дагестанским коньячком.
Ложусь спать в час ночи 11-го февраля.
_________________________________
Берцы – военные шнурованные ботинки с высоким голенищем.