О концерте Maroon 5 в Москве

Иван Азаров
Прошлое воскресенье получилось для меня довольно напряжённым днём, правда, по иронии судьбы сосредоточенным в основном на Северо-западе Москвы. В четыре часа я поехал в Крылатское, где мы со счётом 3:0 обыграли команду «Strogino» в Медицинском колледже УД президента РФ, где в зале жёстко воняло лекарствами. Потом я срочно полетел в Митино, оставил форму, кроссовки и наколенники дома, съел то, что можно было съесть по-быстрому, и поехал на метро до станции Мякинино. Там в Крокус-холле должен был состояться один из самых неожиданных для меня концертов, учитывая характер предпочитаемой мною музыки. Да, я пошёл на концерт группы Maroon 5! Куда катится мир!

Погода была ветреной, и накрапывал какой-то дождик, и только я порадовался, что не придётся стоять в очереди на улице, как увидел эту самую очередь, растянувшуюся через весь Крокус-Сити, то есть внутри этого необъятного здания. Для таких масштабных концертов Крокус-холл пока не очень готов, им стоит поучиться проводить подобные мероприятия у Олимпийского или хотя бы дворца спорта на Ходынке, где люди спокойно заходят через несколько подъездов. Тут же всё застопорилось на этих несчастных 6 металлоискателях! Я отстоял в очереди около часа, читая Шпенглера, и вошёл одним из последних. В общем, можно было и не торопиться: концерт без меня не решились начинать! Я, не торопясь, прошёл в фан-зону, попутно чуть не сшиб какую-то бабищу, за что потом долго извинялся.

Тут надо бы кратко обрисовать, как меня вообще угораздило попасть на этот концерт. Поначалу я слышал в основном всем знакомые две их песни только как звуковой ряд для рекламы. Потом нашёл через музыку ВКонтакте исполнителя, но остальные их песни как-то не покатили.
Около года назад встретил хвалебный отзыв о них в журнале «In Rock» (sic!), после чего опять забыл о них. Немного насторожила меня информация о том, что Левин встречался с самой Натали Портман. Стало быть, у него отличный вкус, по другому быть просто не могло. Послушать их творчество в полном объём я решил только после того, как послушал сольник Слэша – бывшего гитариста Guns’n’Roses, где Адам Левин исполнял одну песню, и эта песня мне понравилась на альбоме Слэша чуть ли не больше всех. В процессе ознакомления с их творчеством меня посещало много интересных ассоциаций, оно вызывало множество аллюзий совершенно разного характера.
Скажем, первый их альбом, ещё альбом группы Kara’s flowers, выдержанный в битловском духе, поразил меня тем, что на нём голос Адама очень напоминает голос Михаэля Киске с сольников этого славного вокалиста. Но всё-таки голос у Адама послабее при всех моих симпатиях к нему. Лично для меня Михаэль Киске – абсолютный идеал, к которому остальные вокалисты могут лишь стремиться!
Затем Maroon 5 начали отходить от чистого и несколько вялого мелодизма поп-рока в сторону более прифанкованного звучания. Хотя с точки зрения интонаций и физиогномического анализа самой группы, несомненно одно: Maroon 5 с Левином – современная реинкарнация Police во главе со Стингом. Другое дело, что вместо заигрываний с регги они перешли на, скорее, на фанк. В том же ключе, в котором его восприняли Red Hot Chili Peppers, только, на мой взгляд, группа Кидиса и Чада Смита по сравнению с нему совершенно безыдейна и более, чем уныла, и абсолютно лишена композиторской жилки. Выражается эта прифанкованность прежде всего в этаком скачущем ритме и “квакающем” звуке гитар, что отчётливо можно было слышать по ходу концерта.
И только на этом концерте я понял, что Адам пытается воспроизводить манеру петь Гленна Хьюза; на альбомах это было не очень заметно, а по ходу вокальных экзерсисов на сцене это стало гораздо более очевидным для меня… Что ж, очень достойный пример для подражания!

Ну, для порядка несколько слов о концертном зале. Думаю, что на сегодняшний момент Крокус-холл лучший из залов промежуточного размера, то есть между стадионами и средними клубами. «Дружбу» и хоккейный зал в «Лужниках» он превосходит благодаря своей специализированности, заточенности под проведение музыкальных мероприятий и камерной атмосфере. А такие клубы, как «Arena», Б1 или, упаси бог, «Milk» - это же просто феерическое убожества с точки зрения акустики и сараи с точки зрения элементарных удобств вроде гардероба. Ну, а помимо замечательной акустики немаловажна и форма в виде амфитеатра и понижение в сторону сцены так, чтобы было видно сзади стоящим. Собственно, я уже был в этом зале на Dream Theater, и всё уже было ясно тогда.

Собственно, концерт начался со свежего хита группы «Moves like Jagger», на который уже сделано ремиксов и каверов, по ходу, больше, чем на остальные композиции группы. Что ж очень здорово и спокойно обошлись без Кристины Агилеры!
Расписывать поведение на сцене самого Левина можно бесконечно, он прирождённый шоумен, отличный вокалист и неплохой гитарист, но гитару он брал в руки лишь изредка, когда это не мешало сценическому действу. В основном он носился от одного края сцены к другому и принимал различные позы, соответствующие характеру песни. Но все его татуировки, лёгкая небритость и томный взгляд были нацелены на то, чтобы покорить сердца женской аудитории. Что и говорить девушек в этот день было немало, и я даже чувствовал себя немного лишним и неуместным на этом перенесённом празднике 8-ого марта! Если вспоминать других знаменитостей, на кого был похож, так это прежде всего Новак Джокович – сербский теннисист, знаменитый своим весёлым характером и склонностям к дружеским подтруниваниям над своими коллегами. Есть что-то общее у них в типе лица, в мимике и в поведении.

Джеймс Валентайн напоминал усатого лоснящегося кота. Он пришёл в тельняшке и в основном находился с левой стороны сцены, если смотреть со сцены на зрителей.
Зачем нужны группе два клавишника: Джесси Кармайкл и PJ Morton, я не знаю, но Кармайкл иногда начинал что-то играть на гитаре. Может, это делалось специально для создания такого плотного, “перепродюссированного” звука, но уже на сцене.

По ходу этого замечательного концерта прозвучали практически все основные и самые известные композиции группы. Особенно тепло зрители встречали, конечно, «This love». Не знаю, как у вас, а у меня меня эта песня ассоциировалась всегда ассоциировалась с какими-то экзотически зарослями, тропическими джунглями, будто я иду где-то на фоне теней гигантских папоротников…
Удивило меня довольно жёсткое гитарное вступление к «Wake up call», после которого совершенно не ожидалось синтетическое вступление этой песни.
После одной из других композиций меня несколько удивило абсолютно её пост-роковое гитарное “поливалово”, к сожалению, уже позабыл, что это была за песня.
Были и «Harder to breath», и «Misery», и «If I never see your face again», и «Stutter», и мелодраматичная «Makes me wonder».
Лично мне не хватило очень одной из моих любих композиций – приторно вкрадчивой «Kiwi».
А распевки с залом пошли на «She will be loved», когда зал был поделен Адамом на две половины и каждой были определены её строки, но в целом актуальность этой песни для большинства из пришедших была для меня не очень понятна.

В целом же концерт Maroon 5 оставил очень приятные тёплые воспоминания, несмотря на жуткую усталость после концерта и ломоту в ногах. Кроме того, на следующий день на волейболе на Петровско-Разумовской я вдруг выяснил, что где-то вывихнул или потянул в районе плеча левую руку, но это уже к концерту отношения не имеет, но может быть, имеет к часовому ожиданию в очереди или продолжительным аплодисментам.
И в качестве послесловия хочу сказать, что красота может проявляться в совершенно различных формах, пусть даже до того нам казавшихся невозможными или неуместными. Музыка, исполняемая Maroon 5, определённо проста для восприятия и рассчитана на массового слушателя, но это не делает её менее красивой и менее прекрасной. Я почти что уверен, в студии наверняка руководит некий маститый продюсер (кто-то вроде Кевина Чурко), который держит группу в ежовых рукавицах и сочиняет большую часть музыки, но оттого исполнение её не становится менее проникновенным, менее жизненным, а музыкальные находки не теряют своей остроты.
Да, это поп-рок, граничащий местами с поп-музыкой, но эта музыка невероятно обаятельна, непринуждённа и лишена нарочитой навязчивой мутной идейности. А харизматичность её исполнителей подделать никак не получится! Концерт стал весьма органичным дополнением к прослушанным мною работам.