Исламская финансовая система. Стереотипы и реально

Иван Муткогло
Исламская финансовая модель подразумевает наличие определенного ряда запретов указанных в Коране и Сунне, что делает ее особенной по сравнению с западной. К основным запретам относятся следующие:
- Риба (излишек) - запрет ставки процента;
- Гарар (подвергать риску) - запрет на намеренный риск, выходящий за пределы необходимого, и неопределенность в контракте;
- Мейсир (азартная игра) – запрет спекулятивного поведения.
Все они способствуют тому, что исламские финансовые институты должны генерировать прибыль либо являясь долевым участником, полностью разделяя риски, доходы или убытки партнера, либо занимаясь торговой деятельностью извлекая наценку с перепродажи.
Существует несколько заблуждений европейцев о финансовой системе исламских стран.
1. Исламские финансы принадлежат террористам. Абсурдность и голословность данного утверждения всем давно понятна. Современная банковская система достаточно прозрачна, в особенности для тех,  кто создавал мировую банковскую систему и находится на вершине финансового Олимпа. Ведь именно Запад является ее автором и контролером в одном лице.   
2. Исламские финансы предназначены только для мусульманских стран. Вместо термина «исламские финансы» правильнее употреблять слова «финансовая деятельность, отвечающая шариату».  Не будем забывать, что Ислам, является частью Авраамических традиций.  Такое родство предполагает тем самым, что все исламское является достижением и Авраамических цивилизаций. В этом кроется важная тенденция последних лет: исламские финансы устремляются повсюду, где есть в них необходимость и не предназначены исключительно для инвесторов мусульман. 
3. Исламская финансовая система это аналог традиционного западного финансирования. Некоторые банки и банкиры, к сожалению, далеко отошли от ислама, продолжая называться исламскими. Им не хватает понимания метафизики исламской политэкономии, исламской экономической доктрины, ниспосланной Кораном.  В этом, в сущности, и заключается проблема того, что вся исламская финансовая система необоснованно обвиняется в репликации западной и имитации исламской финансовой системы.
4. Методы, применяемые в финансовой системе исламских стран примитивны. Такое мнение зиждется на непонимании многими основ исламского финансирования. Инструментарий исламского финансирования возникал как реакция на запрос человека. Этот процесс был подобен тому, как портной шьет костюм, подгоняя его под фигуру конкретного человека. Таким образом, у фермера сложился свой набор финансовых инструментов, у строителя, промышленника имеются свои наборы инструментов, у торговца свой.  К основным инструментам финансовой деятельности, отвечающей шариату, относят следующие:
- Мурабаха – перепродажа с торговой наценкой;
- Мушарака – совместная деятельность;
- Иджара – лизинг;
- Истисна – форвардная сделка;
- Мудараба – участие в прибылях и убытках;
- Вакала – агентские услуги.
 В этом и есть красота и всеобъемлющий характер исламского финансирования, потому что он нацелен на обслуживание не тех, кто управляет и владеет этим инструментом, а тех, для кого эти инструменты были созданы.
5. В исламской финансовой системе нет установленных правил. В формировании негативного впечатления повинна существующая на исламском финансовом рынке некоторая разобщенность, которая больше напоминает нездоровую конкуренцию, устранение которой должен взять на себя общий регулирующий орган. Не хватает специалистов, экспертов по шариату с финансовым опытом. Так, например, из-за разногласий по толкованию предлагаемых исламскими финансовыми институтами услуг ряд исламских финансовых продуктов, популярных в Малайзии встречают неодобрительную реакцию на Ближнем Востоке.
Но проблемы такого уровня характерны и для «светских» банков. Ислам не умалчивает о своих, а активно решает. Существующие фундаментальные ограничения в исламской банковской сфере, позволяют утверждать, что это самые высокие стандарты на сегодняшний день. Если бы это было не так, то Банк международного сотрудничества Японии не выбрал бы для расширения своей деятельности упомянутую выше Малайзию (52% мусульман), которая постепенно превращается в своеобразного законодателя моды на исламские финансы и претендует на лидирующие позиции в таком финансовом сегменте, как «сукук» - исламские облигации, не только в Азии, но и в мире. Сегодня Малайзия высоко подняла планку стандартов исламской финансовой системы, которая подконтрольна единой структуре управления – национальному совету по шариату. Вынесенные им решения интерпретируются религиозными службами отдельных банков, что делает финансовую систему еще более прозрачной и предсказуемой. При этом исламские банки открыто конкурируют здесь с обычными финансовыми институтами, которые также могут получить лицензию для работы с исламскими финансовыми продуктами. 
6. В исламской финансовой системе больше рисков, чем в традиционном виде финансовых систем. На самом деле, в мире нет более рискованной сферы, чем банковская система. Но в отличие от «светской», исламская система опирается на, так называемый, «риск менеджмент», в котором инвестиции осуществляется своими средствами, а не чужими. Кроме того, известно, что многие обычные банки в мире, в том числе российские, уже несут в своем кредитном портфеле до 20 процентов убытков за счет, так называемых, «плохих» кредитов.
Исламская транзакция имеет в виду создание стоимости и распределение ее на основе реальных экономических условий, в которых мы живем в текущий момент, позволяющей зарабатывать обеим сторонам, в том числе той, которая кредитует. Следует признать, что раздаваемые некоторыми «сатанинскими» государствами, относительно дешевые и бесплатные финансовые ресурсы, только что вышедшие из под печатного станка, в последствии выходят боком принявшим их. «Хозяевами» же устанавливаются и правила игры, часто меняемые по ходу ее. Использование же исламских финансовых инструментов считается менее рискованным, так как заемщик делит риски с кредитором.