Авантюры в ля минорчике

Валентина Жакович
 

Так уж выходит в моей жизни, что после новогодних праздников у меня начинается полоса концертов,  в которых я сама выступаю, а не мои ученики... Страшное испытание для моей психики, потому как больше сцены и публики я боюсь, пожалуй, только  пауков....
Но  отказаться  нет никакой возможности...
Вот и  провожу все свободное время в обнимку с пианино... и все  повторяю, повторяю, повторяю, в надежде, что в момент выступления,когда   голова откажется соображать, потому что мозг сразу скукожится до объема динозавриного, руки все-таки вывезут...
Они - хоть и безмозглые, но послушные, если их, конечно, вымуштровать как следует.
Вот и муштрую...

Но отвечать могу только за себя. А играть нужно  вдвоем с подругой-соратницей...С которой - пуд соли съели и с которой я в разведку безоговорочно....

А тут вдруг соратница подвела...
Выбрали мы с ней пьеску одну.
Классненькая такая, "Либертанго" Астора Пьяццоллы...
Классненькая-то она классненькая, да заковыристая больно...С полпинка не сыграешь... Учить надо...
А у подруги моей принцип...

Что угодно, лишь бы с полпинка...
Ну и в результате

- Не буду я твое Либертанго играть   - и все тут...

Я ужасно расстроилась.
Даже больше того, я в горе ...
Ну, во -первых удовольствия меня заклятая подружка лишила, хорошей музыкой понаслаждаться, а во-вторых, собственных усилий жалко стало.
Я-то ведь про "с полпинка" ничего не знаю. Я труженица и пальцы муштрую по многу часов в день...
Вот так до боли стало жаль своих пальцев...

Но подружку уговаривать бесполезно.Она такая. Уж если чего решит, то выпьет обязательно...

Нет, мы не поссорились...Еще чего не хватало, из-за какой-то пьески многолетнюю дружбу под сомнение ставить...А так, осадок неприятный...

И вот вчера все время размышляла о такой нашей разной природе...
Подружка моя - талантище.Природное дарование...Ей всегда все удается легко и сразу - С полпинка. За что бы она ни бралась...
Может поэтому она всегда слегка подхалтуривает...Совсем слегка, так что в результате никто не догадывается про это подхалтуривание...

Меня же Бог особым талантом не наградил и мне все в этой жизни приходится своим горбом зарабатывать...Трудом, настойчивостью  и терпением...Я-то уж точно знаю, что на печи в рай не въеду...

А потом вспомнила еще одну мою любимую подругу. Ее нет уже несколько лет, но она таким ярким солнечным лучиком прошла по моей жизни, что я всегда буду вспоминать ее с теплотой и благодарностью...
Но породы она была такой же. Это я про с полпинка...

Необыкновенно талантливая, креативная, темпераментная (молдавско-цыганских кровей) она всегда тяготела к авнтюрам на грани фола...
Просто Остап Бендер в юбке...
Она так же не любила заморачиваться со всякими подготовками, планами, сценариями...Все у нее так...В ля минорчике...(для тех, кто не в теме Ля минорчик - самая простая тональность в музыке, проще только До мажор...). Это присказка такая у нее была. Дескать
 - Не боись, Валюня! Все путем,  проще не бывает...

Вот вспомнила сейчас одну такую ее авантюру...

У Лариски был ГОЛОС...
И пела она всегда с удовольствием, много и где угодно.
У меня особенного голоса никогда не было, но было умение подстроить вторую партию в любой песне так, чтобы  получалось красиво. А так как тембры голосов у нас очень сливались, и музыку мы чувствовали одинаково, то все это вместе давало иллюзию большого профессионального мастерства, которым на самом деле и не пахло, потому всегда бывало в ля минорчике, то есть на сплошной импровизации...
Но знали об этом только мы с Лариской.
Публика же ни о чем таком не подозревала и была весьма нами довольна...Ну и приглашали нас иногда в нашем селе куда-нибудь попеть...
В клуб там, библиотеку или Администрацию.
И страшно мне как-то даже и не бывало. Потому как пела-то в основном Лариска, а я так, только вторила.Ну и аккомпанемент играла, конечно, потому что  подруга моя с пианино была всегда на ВЫ.

А тут как-то звонит мне и радостным тоном таким сообщает

 -Валюня! Послезавтра у нас тобой большой концерт...

-Какой концерт, Лариска? И что за срочность такая?

-В городе, В Доме Офицеров (один из самых популярных и крупных клубов города в то время)...Мы с тобой  даем концерт.

-Что  значит МЫ? Что одни мы?

-Ага! -Радостно подтверждает Лариска...

-Целый концерт ? И уже послезавтра?

-Да что ты дергаешься? Песен 20 споем и все. В ля минорчике...

Нет, я, конечно, про ее авантюризм знала, но чтоб до такой степени...

-Лариска, а откуда мы эти  20 песен возьмем, и когда ты репетировать собираешься?

-А ты ко мне завтра после работы заедешь и порепетируем...

-20 песен? За один вечер? Лариска, с какого дуба ты рухнула???

-Ну что ты  все дергаешься? Штук пять у нас уже готовых есть, а еще пятнадцать  сымпровизируем, что мы с тобой, не музыканты что ли?...А потом, отступать уже все равно некуда. Я согласие дала в поэтическом клубе выступить. Люди соберутся, ждать будут, солидные люди, поэты всякие...Ты что, подведешь?

Нет, так брать меня на слабо, конечно нельзя. Но, когда речь заходит об ответственности....

Короче, понимаю, что отказаться невозможно...

Прихожу к Лариске вечером репетировать. У меня в то время ни пианино, ни гитары дома не было...Но надо знать Лариску...Какая там репетиция. Сначала чай с болтовней, потом - болтовня  с чаем... Когда дело доходит до того, за чем собственно собрались, уже становится поздно и сил хватает только на то, чтобы обозначить, что петь будем.

Я в полном ужасе, и шоке. Нот никаких, конечно,  нет. Придется все подбирать по слуху. Нет,  простые-то аккорды я смогу и так, с ходу сыграть, но ведь это же должен быть концертный вариант! Ну чтоб, хоть вступление какое придумать или проигрыш какой
вставить ...

Короче, спать я ложилась с чувством смертника, которого завтра должны расстрелять.
И на концерт я шла обреченно и даже  не волнуясь, особенно. Ну чего волноваться, если провал обеспечен. Просто надо смириться и морально подготовиться к тухлым яйцам и гнилым помидорам.

Только я и представить себе не могла, насколько  тогда ошиблась...

Лариска, конечно, все внимание сразу отвлекла на себя, пока я там умирала и отмирала за своим пианино...
И такой она правильный, такой душевный тон взяла, что публика мигом поплыла, как мороженое на солнце, разнежилась, расчувствовалась, подобрела и развеликодушничалась.
И какую-то совершенно необъяснимую атмосферу творческую замутила...
Вот  на этой энергетике мы выдали такой концерт, какого у меня за всю мою жизнь не было. Я тоже вошла в раж и импровизировала свободно, не боясь ошибок и  ляпов...

И когда они случались публика с такой радостью их нам прощала...
Потом нас благодарили, столько хороших слов наговорили, чаем со всякими вкусностями напоили и ушли мы оттуда разомлевшие от успеха,  осоловевшие от комплиментов, усталые, но счастливые...

-Лариска! Ну скажи ты мне, как это у тебя  получается? Вот так без напряга, ничем не заморачиваясь? В ля минорчике? Я бы к такому концерту месяц готовилась не разгибая спины, и не факт еще, что так же получилось?

А Лариска и сама не знает. Только улыбается мне в ответ...

А потом выдает.

-А просто я всегда в себя верила- и так заговорщицки мне подмигивает.

-А ты разве не со мной была? А? Может и в тебе пепел Оси Бендера стучится в грудь?