Маруся. Особенности познания русского языка

Юрий Абрамицкий
                И ЖИЗНИ (часть вторая)

     Своей непоседливостью, активностью Маруся доставляет нам много неудобств, и мы, как можем, сдерживаем её порывы. Радуемся, если удаётся переключить их в позитивное русло. Но однажды я подумал: "Хорошо, что она не сдаётся и не становится однозначно послушной. В конце концов - это наше благо. Дай нам Бог терпения и фантазии, чтобы не подавить её заряженность на действие".

     "Ладно, потом разберёмся, Юра" - говорит Маруся в 4 с половиной года.

     Маруся ещё окончательно не проснулась, но идёт ко мне. А я сижу за маленьким столиком на колёсах и переношу некоторые стихотворения на компьютере в "Поэтический сбор". Затем я слышу: "Ну что, Юра, можно я поработаю?" Я понимаю, что процесс замедлится, потому что одного знания букв для набора на клавиатуре недостаточно, но сажаю Марусю на колени и позволяю ей "поработать". Это занятие опасное, потому что курсор от неосторожного движения может улететь наверх и по пути смахнуть пару строк. Руки у Маруси заряжены какой-то дьявольской энергией... Или не доработано китайское изделие под названием "ноутбук"?

     - Попей молока, вкусно...
     - И мы в космосе... - неожиданно слышу я в ответ. "Вкусно" и "космос" в её восприятии оказались созвучными.

     - Обижают тебя (после того, как мама в чём-то отказала)?
     - У меня всё в порядке, Юра!

     Копает как-то летом землю для куличиков и приговаривает: "Ты, копалка..."

     - Юра, уходи (с балкона), тебе страшно (когда гремела на Новый год пиротехника)!

     Идёт из комнаты, хнычет: "Меня папа обидел. Я плачу..." - и прислушивается к нашей реакции. Если мы засмеёмся - смеётся вместе с нами, потому что обиды эти часто наигранные.

     Утром на кухне мама Света пьёт несладкий кофе. "Мама, дай я попробую, - пробует. - Тьфу-тьфу-тьфу! Как ты пьёшь такую гадость? Он же несладкий".

     Всхлипывает и идёт ко мне, протягивая руки. Я поднимаю её и спрашиваю: "Кто тебя обидел? - Ты меня обидел", - отвечает, успокаиваясь, и мгновенно меняет выражение лица.

     Больше недели (никогда такого не было) Марусю беспокоил кашель и вызывал нашу тревогу. Неужели разладился иммунный механизм? Неужели наше закаливание привело к печальным и необратимым последствиям? И сама Маруся стала с опасением относиться к "прогулкам" на балкон. Но, кажется, организм возвращается к привычному состоянию. Тьфу-тьфу...

     Микроволновой печью у нас заведует Маруся. Попробуй включить без неё! Будет серьёзная обида.

     Наконец, просыпается Маруся, и я иронизирую: "... А то без тебя скучно. Обидеть некого".

     Маруся уже замучила "дядюшкой Скруджем". Надо бы рассказ написать: "Дядюшка Скрудж и обитатели химкинской типовой двухкомнатной квартиры".

     Следом за Марусей и мы стали табуретку называть "буреткой".

     - Мама, я упала... Мама, пожалей меня.
     - Всё хорошо, Юра. Успокойся...
     - Не мешай, я работаю. Видишь я занята.

     Рассматриваем фотографии, где мама с животом. Дочь комментирует: "Пузик лопнул, и Маруся появилась".

     Света позвонила от тётушки: "Юра, запиши - Маруся сказала: "Не обобщай!" По какому поводу? Я так и не понял, но фразу записал.

     Маруся подаёт мне иногда воображаемые предметы. "Папа, я принесла тебе соку. На, попробуй", - и приходится мне включаться в эту игру.

     Печально. что не всегда находишь силы погулять с ребёнком.

     Если бы бабушка Александра Никитична услышала "свою фразу" от Маруси: "Кто? Я?" - она бы пришла в неописуемый восторг. Но бабушка, к несчастью, не дожила до этого события 18 лет.

     - Не рычи на ребёнка! - в четыре с половиной года.

     В "ящике" настроил ещё 3-4 программы, которые появились совсем недавно. Одна из них - "Карусель", детская программа без рекламы. Передачи познавательные и развлекательные. У Маруси "ассортимент" расширился, но всё это на экране.

     "Давай, давай, давай! - сопровождала Маруся репортаж по фигурному катанию. - Вот они катаются, - показывает мне пальцем, - Когда я вырасту, тоже буду кататься на коньках".
     В "Копейке" я видел детские пластиковые лыжи с креплениями всего лишь за 1000 рублей. Но у меня не нашлось даже таких денег. Печально. На детской площадке я вижу, как она с интересом бегает за теми детьми, которые учатся скатываться на лыжах с горки.

     Бежит к маме на кухню жаловаться: "Папа меня обидел. Он меня по попе - пум!"

     Маруся использует в своём лексиконе слово "умер". Значит, уже понимает значение этого слова?

     - Ой, как я проснулась! - потягиваясь.

     - А Маруся - добрая или злая?
     - Нет, я красивая девочка.

     Маруся села на горшок посреди комнаты и катает по полу одной рукой машинку. "Ну что ты тут села? Баловаться или делом заниматься?" Маруся призадумалась и неожиданно говорит, прикладывая руку к голове: "Слушаюсь, Сэр!"

     Маруся вдруг улыбается: "Я тебя замучила (переставив местоимения в моей "любимой" фразе)".

     Выпросила, чтобы я снял сверху гитару, вытащила её из чехла, поставила её, как контрабас, вертикально, тронула струны и, вздохнув, произнесла: "Да, придётся играть".

     Во сне: "Сколько можно считать?" Видно, мы, родители, перенапрягли её со счётом различных предметов.

     Днём было морозно. Марусю с трудом уговорил из парка идти домой. Она раскраснелась, закашлялась... Вечером вдруг вспомнила о красноте на лице: "Морда красная..." Откуда она это взяла? Даже мы уже забыли об истории с "красной мордой" Михаила Евдокимова.

     - Ты же не дотянешься.
     - Очень я смогу, - отвечает Маруся и несёт табуретку.

     Когда что-то у ней получается, говорит: "Потрясающе!"

     - Папа, у меня идея! - Когда это говорит ребёнок четырёх с половиной лет, задумаешься: что в её представлении означает слово "идея"?

     На улице неожиданно пошла крупа после солнечной тёплой погоды, и Маруся не могла не прокомментировать это событие. Посмотрела наверх и растерянно говорит: "Что же мы теперь будем делать?"

     - Мама, у меня температура заболела.
     - Хватит, уже не смешно, - не напрягаясь, говорит Маруся.
     - Да ты что? - со свойственным ей артистизмом реагирует Маруся.

     Подведём некоторые итоги - что можно услышать от Маруси в возрасте четырёх с половиной лет?

     - Это несправедливо!
     - Не мешай, я работаю!
     - Не обобщай!
     - Не рычи на ребёнка!
     - Ой, как я проснулась...
     - Слушаюсь, Сэр!
     - Очень я смогу.
     - Потрясающе!
     - Папа, у меня идея!
     - Мама, у меня температура заболела!
     - Хватит, уже не смешно!
     - Это не по правилам!
     - Ну, ты хвастун!

     - Мой друг папа, - однажды говорит Маруся.

     - Это было весело, - когда с трудом стянул с неё колготки.

     - Там Ляля за пузик спряталась, - показывая на мамин живот.

     Маруся уже много дней и недель без "Колобка" не засыпает. Причём, рассказывает себе сказку сама. Ей нравится проговаривать непонятные слова: "По сусекам поскребён, по амбарам заметён, на сметане мешан..."

     Юрой почти не называет. Больше папой. Да и возраст уже 4 года и 8 месяцев. Нажима не было. Само прошло.

     Мама: "Убери коленку, мешает..." Маруся, немного подумав: "Калинка, калинка, калинка моя..." После этого пассажа дружно все смеёмся.

     Когда Марусе было 4 месяца, взяла моду петь, пробовать свой голос. Ей нравится    
     слышать звуки, которые она извлекает; иногда радуется, смеётся (заразительно
     смеётся), показывая два нижних зубика.

     Марусю уже уложили спать. "Мама, я молока хочу". Мама обычно выговаривает Марусе: "Начинается..." В этот раз она промолчала, ушла наливать молоко, а за спиной слышит: "Мама, ну скажи "начинается..."

     В полтора с небольшим года: "Обезьянка" - у нас "Обезя", а Маруся - просто "Ся". В
     2 года: "хлеб" - "леха". "Дай мне леха", - например.

     Нередко можно услышать, ни к селу, ни к городу: "Ну, ты хвастун, папа!"

     - Санька, кушай творожок, - глядя, как мама ест, и поглаживая мамин живот. У Марусиной внутриутробной сестры уже есть имя.

     Мы всё выключили и легли спать. Маруся неожиданно спрашивает: "Ты кто? - Я мама, и зову меня Света. А ты - моя дочка, и зовут тебя... - Кассандра!" - продолжает Маруся, не дав маме договорить.

     - Всё, пора идти домой, - пытаюсь я увести Марусю с детской площадки, - Папа, не надо, а-а-а. Я хочу повеселиться, а-а-а.

     Я работал над рассказом и только услышал, как Маруся грохнулась с дивана. Я подскочил к ней и увидел её лежащей на полу головой вниз. Видно, что ей было больно. Я взял её на руки, осторожно положил на диван, причитая: "Разве так можно?.." Она понемногу пришла в себя и говорит: "Ничего,.. надо потерпеть".

     - Мама, скажи: "Маруся совсем расклеилась..."

     - Возьми фотоаппарат - будешь меня фотоаппарировать.

     - Ну всё, с меня хватит! - говорит Маруся, садясь на горшок.

     Возвращаемся на троллейбусе из роддома, и Маруся громко говорит какой-то девочке: "Ляля вылезла из пузика и зовут её "Сестрёнка".

     Маруся даже сквозь сон со стоном говорит: "Не хочу домой!" Очень ей хочется ещё погулять.

     В 15 часов мы всей семьёй были уже дома. Маруся из-за чувства сопереживания убегала на кухню при первых звуках плачущей "ляли", как она называет пока Александру. Не сразу, но начала привыкать и приставлять ко рту палец, чтобы мы вели себя потише.

     Перед сном Маруся спросила: "А дождь будет?" Я ответил, что надо спрашивать на небе, и воздел руки. Она проделала похожее движение. Это была шутка. Но в первом часу за окном зашумело. "Неужели, дождь?" - с недоверием подумал я и вышел на балкон. Да, шёл дождь, хотя ничто его не предвещало.

     Уложил Марусю спать на балконе, и спит она там в одиночестве, поскольку я ушёл работать на компьютере (в ночную "смену").

     Марусю всё чаще удаляем на кухню смотреть по телевизору "свою Карусель". Саня чаще спит, шуметь нельзя, и Марусе всё меньше уделяется внимания. Она нервничает и вредничает, и пока ничего нельзя с этим сделать. Были бы деньги, отправили её на какие-то занятия. А пока места в садике нет, будем Марусю дискредитировать.

     Лежим на балконе, где хорошо слышны все звуки не засыпающей улицы. Марусе давно пора спать: "Папа, а это что за звук? - Кто-то выкинул мусор. - В грузовик? - Нет, в контейнер". Полежали молча ещё несколько минут: "Это я закрыла дверь..." Причём тут дверь? Я выбираюсь из сонного оцепенения и нахожу спасительную фразу: "А теперь закрой рот".

     Маруся ела круассаны с помидорами черри вперемешку и приговаривала: "Ну что, перекусим, Юрка?" У Маруси кончилась прежняя жизнь с вольностями и прихотями. Ютимся все в одной комнате, и всё подчиняется распорядку младшей сестры. А Саня чаще спит или отходит ко сну, и Маруся всё чаще отправляется на кухню к телевизору. Ей не покричать и не побегать. И она не хочет принимать эту ситуацию и всё больше капризничает. Когда наступают критические моменты в наших отношениях, приходится брать её на руки и успокаивать. Чаще приходится шлёпать её по попе.

     За месяц до пяти лет у Маруси выпал молочный первый зуб (нижний, который и в 4 месяца был первым).

     Марусе уже неинтересно смотреть телевизор просто так: она забирается на него верхом и наблюдает за происходящим вверх ногами.

     Маруся: "Папа, поехали через лес по тропинке. - Поехали". Проехали немного: "Ой, папа, страшно". Хотя это не лес, а парк. Маруся уже не может ехать просто, без своих чудачеств, не включая своего чрезмерного воображения.

     Маруся у нас - "Биологически активная добавка", потому что мама долгое время была бесплодна, пока не вмешалось китайская медицина. А Александра - "Белорусский замес", потому что появилась сама от белорусской вольной деревенской жизни.

     Наконец, Администрация города в лице заместителя Главы Питеримова порадовала нас сообщением о выделении "в связи со сложной жизненной ситуацией" места в детском саду. Сразу же иду к заведующей оформлять необходимые документы.

     Настраиваю микроволновку и говорю: "Сейчас прибежит девочка-стрела..." Маруся очень живо реагирует на сигналы нашей печки (пи-пи-пи), бежит из кухни: "Нет, я-я-я!" - и ставит в деле включения последнюю точку.

     20 июля начали с Марусей проходить медкомиссию. Ездили на троллейбусе в стоматологическую поликлинику. Остальные специалисты - в отпуске.

     Когда отправляю Марусю спать на балкон, она мне говорит: "А ты иди поработай папа". И я открываю свой ноутбук, чтобы записать в черновик последние неустроенные фразы.

     В Белоруссии брали билеты на 5 сентября. Я заказываю, как и в прошлый раз, два нижних места и два детских билета без мест, но в кассе мне оформляют  и третье место, потому что Марусе уже 5 лет, и за неё положено платить. В сумме это всё равно дешевле, чем два билета из Москвы.

     С утра вышли на разведку в безгрибный лес. Я говорю Марусе: "Не кричи, все грибы распугаешь!" А Маруся не устаёт напоминать: "Иди за мной!" - и сбивает мою поступь. И немало досаждает, поскольку дороги она не знает и часто тормозит, отвлекается. Середина августа, а грибов как не было, так и нет. Как нет и яблок. Неурожайный год выдался на яблоки и грибы.
     А вечером возвращаемся из города через лес, по тропинке. Маруся увидала знакомое сваленное дерево, похожее на крокодила, подошла к нему, погладила по заросшей мхом "голове" и сказала несколько ободряющих слов.

     С Марусей осваиваем бадминтон, но Маруся работать и слушаться не желает, и я с грустью смотрю на наши занятия.

     Сегодня полуметровый уж выполз из под нашей скамьи у торца дома. Мы с Марусей чинили ракетку для бадминтона: вернее, чинил я, а Маруся сидела рядом и увидела ужа первой. Не испугалась: "Папа, змея ползёт". Змея спокойно пересекла нашу дорожку и скрылась в высокой траве под яблоней.

     В 5 лет (через три недели после дня рождения) Маруся начала читать. Буквы знала ещё два года назад, но долго ей не давались слоги.

     Маруся увидела у дороги маленького ужика и успела прихватить ему хвост. Тот аж вздёрнул головку кверху. А я, пока разглядел извивающийся "шнурок", не успел ничего не сказать, не предпринять.

     Из редакции шли мимо Спасо-Преображенского Кафедрального Собора. Маруся меня потянула за руку "поставить свечку". Храм оказался православным, хотя без привычных позолоченных куполов и бронзовых громогласных колоколов. Там шёл ремонт, и пол был застелен множеством разномастных половиков. Пахло краской.

     Ездили в город с Марусей. Купили ей симпатичную зимнюю куртку. Снова потащила меня в Собор. В соборе - полный ремонт: не горит ни одной свечи, и нет на месте служительницы. Мы постояли, повзирали... От алтаря прошёл к выходу немолодой священник и без лишних слов благословил Марусю.

     Из цирка идём - Маруся плачет, возвращаемся из праздничного города - Маруся плачет. Очень ей не хочется расставаться с праздником.

     - Мы ещё встретимся, - говорит многим малознакомым встречным людям Маруся на прощание.

     - Какая же жара меня нажарила?

     - Мам, покажи, какая у тебя причёска? Мам, какая ты сушёная (после процедуры с феном).

     Маруся иногда подключается к работе по прополке, но быстро теряет интерес. Ей интереснее помогать тёте Лиде или тёте Алле. Или просто крутиться, мешать и выискивать вкусные плоды или улиток.

     У тропинки к автобусу лежит бревно, похожее на крокодила. Сходство придаёт когда-то спиленная и поросшая мхом та часть, которая обращена к прохожим. Маруся подбегает к "голове", говорит ей какие-то слова приветствия и сочувствия и гладит зелёную мшистую поверхность. Так происходит уже больше месяца, пока мы находимся на даче.
     В прошлом году у нас был другой "крокодил".

     Маруся иногда меня спрашивает: "А все были такие маленькие как Саня?"

     Мы строго говорим ей на её проделки: "Маруся!.." И наконец, слышим в ответ: "Ну что? Всё Маруся да Маруся!.."

     Мама: "Маруся, прочти мне ещё одно слово".
     Маруся: "У меня все слова устали".

     Приехали из Белоруссии 6 сентября и уже почти месяц не можем пройти медкомиссию. Усложняет прохождение отсутствие некоторых врачей с их любовью к бархатным отпускам. И необходимость обследования в туберкулёзном диспансере.

     Маруся смотрит, как я шинкую капусту, пробует нарезанные листья: "Я люблю такой аппетит".

     Через месяц медицинская карта получила последнюю подпись и штамп, и мы с Марусей отправились в садик знакомиться с нашими воспитателями. Затем занялись новыми покупками и приготовлениями.

     Маруся отходила в садик два дня, и обнаружился ячмень на левом глазу. Вот уж не думал, что появление ячменя это болезнь, и могут дать больничный. Но пришла медсестра и сказала, чтобы мы одевались и шли в поликлинику. Мы оба сильно расстроились и были озадачены. Придётся пропустить несколько дней, на которые мы сильно рассчитывали.

     После некоторого перерыва, связанного с ячменём, появились с Марусей в садике. Когда забирал Марусю, взволнованная воспитательница сообщила, что не знает, что с ней делать. Она замкнулась, заплакала, и трудно её было вывести из этого состояния. "Я сама психолог, но испугалась, не знала, что делать, хотела уже вам звонить". Пришлось мне успокаивать воспитательницу и объяснять ситуацию, а то ей захотелось принимать какие-то меры и отправить нас к специалистам. Куда торопиться? Нужно подождать, когда ребёнок адаптируется и всё больше проникнется нормальной здоровой средой и отстранится от домашних переживаний. Между тем, думал, что самих воспитательниц, которые жизни ещё не видели, нужно воспитывать и проводить разъяснительную работу с ними.

     Затем мы определили Марусю на занятия айкидо.

     А в садике долгое время существует период безвластия, когда одна воспитательница ушла на больничный, другая - на сессию. Одну неделю детьми занималась недалёкая нянечка, которая пыталась продемонстрировать невежество нашей дочери. Когда утром Маруся переодевалась, она принесла тетрадь для занятий детей 4-5 лет и спросила: "Маруся, найди здесь предмет треугольной формы (на картинке был нарисован маленький парусник). - Что, Маруся, не знаешь?" Затем появилась резервная воспитательница, и тоже бессменно отработала неделю. Я спросил: "Можно забрать пижамку? Мы хотим её постирать". Она посмотрела и не нашла её. Я послал Марусю. Пижама обнаружилась под подушкой. Оказывается, Маруся ею не пользовалась. Спрашивается, зачем мы покупали пижаму, если за Марусей никто не следит.? Тоже самое происходит с канцелярскими и хозяйственными вещами, которые мы приносим по предложенным спискам. Учёта нет, и могут возникнуть вопросы, кто чего приносил?

     Я уже ищу в интернете кимоно для занятий айкидо, а Маруся заявляет: "Я не пойду на айкидо. Я хочу на танцы".

     Мама неожиданно вспомнила, что Маруся начинала ковырять в носу уже в 4 месяца. Я немного подумал и решил, что это признак раннего развития. Нам, родителям придётся только её способности направлять в нужное русло.

                Ноябрь 2011 года