Про Коку. Жена последняя

Айя Гельман
Вторую жену Коки я знала. Именно не то, что была знакома, а знала. Приехала она в Азию вместе с ним. Была она коренной ленинградкой, нет даже петербурженкой. Ее дед состоял в Совете старейшин тк участвовал при взятии Зимнего. Сейчас много пишут о том, что Зимний в 17- ом взяли без единного выстрела, но я хорошо помню рассказы , вернее пересказы Ирины Ивановны- так звали вторую жену Коки. И как внучке  заслуженного большевика город выделил ей однокомнатную квартиру в новом доме, на Ульянке.Кока никогда не жил там, он не хотел покидать южный город в Азии, так заботливо приютивший его. В 60- е годы Ирина Ивановна работала секретаршей в Ленинградском Литературном Доме и многих писателей, ставших классиками советской литературы знала лично.Это она познакомила меня, тогда 20- летнюю девченку с поэзией М. Цветаевой, Кочеткова и Бодлера. Это были три, обожаемых ею поэта. Их она могла цитировать часами по памяти. Хорошо владея французским, многих поэтов читала в оригинале.И, конечно, круг ее знакомых и друзей в тогдашнем Ленинграде поразил меня. Аносов- художник иллюстратор, я была приглашена в его мастерскую на Ленинском проспекте. Договариваясь о встрече по телефону, он сказал, что может уделить мне 40 минут, я с волнением, боясь опоздать хоть на минуту приехала заранее, минут за 20. Вместо предполагаемых40 минут мы проговорили часа четыре. Но эта отдельная история и уже не про Коку, а про меня. Поэтому не будем отвлекаться. Коке как члену Союза дали двух- комнатную квартиру в  старой хрущевке и Ирина Ивановна на время поселилась здесь. Быт их был не устроен совершенно, вещи хранились в картонных ящиках, благо внизу был продуктовый магазин и коробки из под чая сжигали кучами. Квартира вечно заваленная ненужным хламом и наряду с этим шикарная библиотека, весь читающий город побывал здесь. Читали и пили дешевого вина много. Ирина Ивановна работала в местной областной газете в отделе писем, куда ее с Ленинградской пропиской взяли по большому блату.