Размышления о работе кадровых органов ВМФ

Григорий Пирогов
               

     В военно-морском флоте Советского Союза было несколько специальностей, на которые в своих утопических фантазиях я мечтал попасть, т.к.  объем выполняемой ими работы не шел ни в какое сравнение с тем грузом, который тащили мы – строевые офицеры. Это, на мой взгляд, политработники, особисты и специалисты кадровой службы (кадровики).  О политработниках разговор отдельный, об особистах рассуждать себе дороже, даже пальцы задрожали, стал промахиваться мимо клавиатуры, их мы рассматривать не будем. А вот о кадровиках имею своё, возможно, отличающееся  от общепризнанного, мнение.
     На кораблях должность кадровика была нештатной и хлопотной, т.е. тебя дополнительно драли,  а денег за это не платили. Сам я по молодости лет некоторое время исполнял обязанности нештатного кадровика корабля, работа мне нравилась и делал я её с усердием и увлечённостью, хотя основная моя специальность вообще не предполагала свободного времени. Потом уже мои обязанности по кадровой службе перекинули на другого, менее занятого, офицера. Так что на корабле кадровиком может быть любой офицер, и ничего, кроме головной боли, от этой должности он не приобретёт.
     Номенклатурная жизнь кадровика военно-морского флота начинается, когда его должность становится штатной. Здесь он уже хозяин судеб многих людей. Он может, к примеру, посодействовать переводу на вышестоящую должность, ускорить или замедлить прохождение представления на присвоение очередного воинского звания, может не сделать запись в личное дело, после чего человеку приходится доказывать, что он не верблюд. Может по запросу, не заглядывая в личное дело, стереотипно ответить, что льготы не положены, и человеку не платят надбавки многие годы, что, в частности, произошло со мной, и кадровику за это ничего не было, словом, может многое. Решающее слово, конечно, было за командованием,  но кадровики в данных случаях играли далеко не последнюю скрипку. Интересное наблюдение: когда нужно было что-то сделать для Системы (в данном случае Системой я именую государство), кадровики  военно-морского флота действовали мгновенно, когда нужно было что-то сделать для человека, человек, как правило,  делал это сам. «Ищи место!» – стандартный ответ флотских кадровиков на вопрос военнослужащего о желании продолжить службу на должности, предполагающей улучшение жизненных условий и просьбе к кадровикам помочь в решении этого вопроса. Мало того. Найдя место, человек сам готовит документы, визирует их у должностных лиц, привозит в кадровые органы, словом, делает работу тех, кому платят  за это деньги.
     Расскажу о нескольких случаях, произошедших со мной лично. Был я молодым лейтенантом и служил на Балтийском флоте. Тогда были очень напряжённые отношения Вьетнама с Китаем, и довольно много офицеров переводились на Тихоокеанский флот (ТОФ) с других флотов. Перевели и меня, причем, когда спрашивали, хочу ли я перевестись, я ответил категорическим отказом. Через неделю меня оповестили о том, что приказ Командующего Балтийским флотом с формулировкой «перевести в распоряжение Командующего Тихоокеанским флотом» в отношении меня готов, и я должен немедленно направляться к новому месту службы. На ТОФе  мне предложили на выбор три корабля, я выбрал, но меня опять направили не по моему желанию, причём приказы Командующего ТОФ и командира объединения, где я продолжил службу, были свёрстаны за один день, с редкой, даже для того времени, скоростью.
      Впоследствии меня часто кидали на должности, где я нужен был Системе, и все приказы готовились и исполнялись мгновенно, сам я и пальцем не шевелил.Старшего лейтенанта я получил вовремя, тогда на всех одновременно готовились представления, поэтому здесь я также ничего не делал. А вот капитан-лейтенанта мне пришлось получать с опозданием, и эта эпопея мне помнится до сих пор. Представление на присвоение очередного воинского звания на себя я написал сам, благо опыт работы в кадрах имелся, собрал подписи всех начальников и понёс его в дрожащих руках в кадровый отдел объединения. Начальник отдела кадров сказал мне, чтобы я оставил документы, он потом посмотрит. Мы часто выходили в море, и возможность побывать у него появилась у меня только через неделю.
     – Ты тут переделай кое-что. – доброжелательно сказал он мне. – Может на флоте не пройти.
     Я принес ему переделанное представление.
     – Теперь жди, заходи сюда, узнавай. Где-то через месяц должен подписать Командующий флотом.
     Воинское звание – один из главных стимулов в службе офицера. Задержка звания – тяжелое дисциплинарное, но больше моральное, взыскание. Когда смотришь на своих сверстников и однокашников, имеющих на одну звёздочку больше, становится как-то неуютно, правда, со временем привыкаешь, но «жаба» всё равно давит до тех пор, пока это звание не получишь, поэтому задержка еще на одну неделю не способствовала поднятию настроения.
     Ровно через месяц я опять помчался к кадровику.
     – Пока ещё не пришел приказ, даже не знаю, подписан ли он. Зайди завтра. – кадровик был сама доброжелательность.
     – Завтра мы на неделю в море уходим.
     – Ну зайди через неделю, твоё звание от тебя не убежит.
     – А вы не могли бы позвонить на флот и узнать, как там дела?
     – Ты знаешь, там кадровик, отвечающий за присвоении званий, заболел, будет только завтра.
     Вот так. Надо держаться, видно было, что отмахивается от меня мужик. И ничего не сделать – ни в морду дать, ни матом покрыть. Ладно. Подождем.
     Через неделю я опять был у него. Он долго рылся в карманах, нашёл какую-то измятую бумажку и сообщил мне номер приказа. Я вроде бы должен был скакать от радости, но радости не было никакой.
     Прошло несколько лет, и у меня появилась возможность уйти с корабля. Я  пошел к своему старому знакомому. Это сейчас я знаю, что нечего было там делать, а тогда наивно полагал, что мне помогут, или хотя бы дадут совет.
     – Ищи место, –  сказал мне кадровик.
     – А может быть, товарищ капитан первого ранга, – робко сказал я, – вы подскажете, где я смогу это место поискать?
     – Ну милый мой, это твоё личное дело. Походи по береговым частям, съезди в ТОВВМУ (Тихоокеанское высшее военно-морское училище), наконец. Хотя я не думаю, что тебе удастся найти приличную должность, ты же беспартийный.
     Это верно. Главным критерием продвижения по службе считалось членство офицера в нашей родной коммунистической партии. Я тогда не вступал в партию, потому что из убеждений считал себя недостойным, хотя возможность такая неоднократно имелась.
     – И что, теперь, значит, спасение утопающих – дело рук самих утопающих? – я начал закусывать удила.
     – А ты как думал? Нянек в военно-морском флоте нет.
     – А кадровые органы есть?
     – Слушай, иди отсюда, мне работать надо! Пришёл, понимаешь,  капитан-лейтенант права качать! Один ты, что ли у меня?!
     Ну вот и поговорили. Ладно, будем искать. Побывав в нескольких местах,              я понял, что слова о нерушимом блоке коммунистов и беспартийных – чистой воды фикция.  «С беспартийными мы даже не разговариваем» – так мне сказали в двух местах.     Правда, вскоре мне  предложили тяжёлую должность командира полностью разваленной береговой части. Я согласился. Здесь я уже был нужен Системе, и за считанные дни приказ о моем переводе был подписан.
     В то время имелся приказ Министра Обороны, гласящий, что военнослужащий, прослуживший в местностях, приравненных к Северу определённое количество лет, имеет право на перевод в центральные области страны. Правда, этот приказ до нас не доводили, хотя знали о нем все, но воспользоваться правом на перевод согласно этому приказу удавалось далеко не всем. Я нашёл себе место в частях центрального подчинения, и эпопея стала повторяться. Написав представление о переводе меня к новому месту службы, я собрал подписи всех начальников и привёз его в штаб флота. Будучи тогда в звании капитана второго ранга, я вручил представление вежливому капитан-лейтенанту уже без дрожи в руках.
     – Когда представление уйдет в Москву? – голосом начальника спросил я.
     – Мы постараемся подписать его в ближайшее время. – туманно ответил капитан-лейтенант.
     – Подписать в принципе вы можете хоть завтра.
     – Да что вы, товарищ капитан второго ранга, документ должен вылежаться и сок дать…
     Правильно. Всё правильно. Имею дело с типичным представителем славного племени кадровиков.
     – Ну хотя бы в течение месяца?
     – Это можно.
     Я не особенно спешил переводиться, можно было подключить имеющиеся у меня связи, но необходимости не было. В общем, документ ушёл через полтора месяца, причём отслеживал я его на всех этапах. Перевод состоялся.
     – Всю жизнь я прослужил в строительных войсках. – сказал мне на новом месте службы сослуживец-майор, но такого бардака, как в кадрах военно-морского флота, не встречал. Ты уж извини.
     – А как у строителей с этим дела? – вместо ответа спросил я.
     – У строителей кадры для людей, а не люди для кадров. Вот, к примеру, я до сих пор не знаю, как присваиваются воинские звания, как происходит перемещение на должность, а уж о том, что я имею право на перевод, отслужив десять лет в местах, приравненных к Северу, мне стройбатовские кадровики все уши прожужжали. Когда я прослужил девять с половиной лет в Казахстане, меня вызвал кадровик и предложил мне три места для дальнейшего прохождения службы в средней полосе. Даже на карте указал, где эти три места находятся. У меня была одна задача – ткнуть пальцем в избранное мной место, что я и сделал. За всю мою службу у меня ни разу не возникали вопросы к кадровикам. А здесь второй год бьюсь, чтобы меня признали ветераном Вооружённых Сил, всё делаю сам. Сейчас жду-с.
     – А может, это только в одном месте  были такие кадровики? А в других похожие на наших? – не отставал  я.
     – Что я, нигде больше не служил, что ли? Н-е- е-т, это система! У меня много знакомых из других родов войск. Все работают, как у нас в стройбате,  а флотские кадровики просто козлы!
     Мне трудно было с этим не согласиться. Кстати, я тоже начал хлопотать о присвоении мне звания «ветеран Вооруженных Сил», причем у меня были очень хорошие, почти дружеские, отношения с кадровиками. Получил я удостоверение через пять лет и восемь месяцев после того, как сам начал оформлять документы.
     – Спасибо, ребята! – проникновенно сказал я своим друзьям-кадровикам. – Не прошло и шести лет…
     Они меня не поняли…