Скандинавские викинги родом с Каспия

Рауф Гасанзаде
Иллюстрации: http://pics.livejournal.com/raufhasanli/gallery/000437d3

Гобустан (Qobustan), или Гобустанский государственный историко-художественный заповедник — археологический заповедник в Азербайджане, к югу от Баку, на территории Карадагского и Апшеронского районов, представляющий собой равнину, расположенную между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и Каспийским морем, и частью которой является культурный пейзаж наскальных рисунков, расположенный на территории 537 гектаров.
В I веке н.э. на территорию Гобустана прибывает XII легион римского императора Домициана, о чём свидетельствует наскальная надпись на латыни на горе Беюкдаш. В Чингирдаге имеется еще одна наскальная надпись, относящаяся к XIV веку. Эта надпись на персидском языке гласит: «Имад Шаки пришел, помолился и ушел». Благодаря этой надписи учёные считают, что на данной территории в XIV веке было святилище.
Надпись на каменной плите гласит:

Imp Domitiano
Caesare avg
Germanic
L Julius
Maximus>
Leg XII Ful.

В переводе на русский язык она означает: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максимуc, Центурион XII Легиона Молниеносного». Считается, что в гобустанской надписи упоминается отряд XII легиона, который был истреблён местными жителями Абшерона.

На территории заповедника у подножья горы Беюк-даш есть каменная плита с латинской надписью, относящейся к I веку н. э., между 84 и 96 годами, оставленный римским легионом императора Домициана по прозвищу «Фульмината» (молниеносный), который зафиксировал пребывание там XII Молниеносного легиона в I веке нашей эры. Так, В 75 году Домициан послал легион на помощь союзным царствам Иберии и Албании на Кавказ. Таким образом, легион считается самым далеко зашедшим на восток от Рима легионом. Запись о присутствии легиона была найдена в 30-х годах XX века.

О пребывании римских войск на Апшероне в I веке, возможно, говорит название селения Рамана. Дислокация римских войск в Гобустане указывает на наличие вблизи крупного населенного пункта или города, которым мог быть в это время Баку и куда, вероятно, направлялись римские войска.

Утверждается, что о гобустанских петроглифах русские учёные знали еще в 40-х гг. XIX века. В архивах Петербургской Академии наук даже было 3-4 отчета по этой теме. Английскими инженерами-нефтяниками приглашались в эти места профессора из Оксфордского университета и их спутники. У входа в главную пещеру имеется русскоязычная надпись 1905 года, которая гласит, что в этих местах побывал некий Крузе.

В 1939-1940 гг. азербайджанский археолог Исхак Джафарзаде обнаружил здесь около 3500 наскальных изображений, рисунков и знаков, а также рукотворных ям, отверстий в скалах и пр.

С 1965 года специальная научная экспедиция провела археологические исследования более 20 жилищ и убежищ, более 40 курганных захоронений, обнаружила и зарегистрировала до 300 новых наскальных изображений.

Наскальные изображения Гобустана крайне заинтересовали известного норвежского ученого и путешественника Тура Хейердала, который несколько раз побывал в Азербайджане. Изучая сходные изображения лодок в Гобустане и Норвегии, он выдвинул гипотезу, что предки древних викингов прибыли в Скандинавию на лодках с берегов Каспия. Во время дальнейших исследований идентичности артефактов Азербайджана и Норвегии были обнаружены сходные предметы одежды, воинских доспехов, оружия и другие доказательства переселения древних викингов на территорию нынешней Скандинавии с территории Азербайджана. Причина их массового переселения пока остается неизвестной. Это могли быть и климатические изменения, и поиски новых мест стоянки племен. Вполне возможно также, что причиной переселения викингов был их кочевой образ жизни.

Среди множества рисунков этого периода привлекают внимание изображения лодок с гребцами, что указывает на то, что древние поселенцы были хорошими мореходами. Изображение солнца на корме лодок позволяет провести аналогию с подобными рисунками, обнаруженными в Швеции, на Урале, в Египте. По древним поверьям солнце, заходя на востоке за ночь, перемещается на лодке, чтобы заново появиться утром на западе.

Со временем изменялась и техника рисунка. На смену силуэтным наскальным изображениям пришли контурные. В отличии от более ранних изображений, часто выполненных в натуральную величину, в эпоху бронзы размер рисунков стал уменьшаться. Наряду с развитием изобразительного искусства этому способствовало и использование более совершенных инструментов, в том числе металлических.

Обнаружены  наскальные изображения были случайно. В 1930-х годах здесь проводились работы в каменном карьере. Местность была завалена большими каменными глыбами. Во время работ один из рабочих заметил необычные рисунки на скале. Чем больше расчищалась территория, тем больше изображений становились доступными взору. Особенно много рисунков было обнаружено в пещерах. Работы в карьере были остановлены, а о находке сообщили ученым. В 1939 году были начаты первые археологические исследования петроглифов Гобустана. С тех пор исследования проводятся по сей день. Усилиями азербайджанских археологов было обнаружено более 6 тысяч рисунков на 1000 скалах: древние жилища - пещеры и стоянки, около 40 курганов, более 100 тысяч предметов материальной культуры. Наиболее древние рисунки относятся к эпохе мезолита, однако предполагается, что жизнь существовала здесь и раньше, что позволяет считать Гобустан одной из колыбелей цивилизации.

Часть рисунков высекались в тот период, когда в Гобустане, вероятно, был тропический климат, а ландшафт его имел характер саванны с богатой флорой и фауной. Обилие воды и пищи способствовали многообразию живой природы. На наскальных изображениях можно наблюдать рисунки животных, обитавших здесь в период последних 10 тысяч лет - джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т.д. Также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых.

Наскальные изображения Гобустана занимают также значительное место среди аналогичных культурных монументов, обнаруженных в Карелии, Сибири, Средней Азии и в других частях света. Они имеют много общих черт с наскальными петроглифами Скандинавии, Пиренеев и Африки. Учитывая историко-художественную ценность и мировое значение памятников Гобустана, 9 сентября 1966 года на территории площадью 4,4 тысяч га был образован заповедник. Целью деятельности заповедника является охрана наскальных изображений, курганов и жилищных объектов, их изучение и пропаганда. Ныне Гобустан - настоящий музей под открытым небом. Ежегодно эту удивительную картинную галерею посещают тысячи людей со всего мира.


Гавалдаш. Камень - бубен


Местность Гобустан является не только первой колыбелью музыки на территории Азербайджана, но и первой школой рисования, первой сценой для танцев. С первыми образцами музыки, танцев, со следами рисования можно встретиться именно здесь.

Гавалдаш (от тюркских слов - «гавал» - барабан, бубен и «даш» — камень) — это оригинальный камень-бубен, представляющий собой установленную плашмя огромную плиту. Из неё постукиванием можно извлечь ритмически чёткие мотивы. Звук гавалдаша схож со звонким звуком гавала (разновидность бубна). В Гобустане имеются 2 гавалдаша: у северного подножья горы Чингирдаг и на горе Беюкдаш. Считается, что гавалдаш известен людям начиная с верхнего палеолита, и что гавалдашами пользовались охотники и скотоводы, жившие на этой территории. Ударом в разные точки каменного валуна можно получить различные звуковые тона и сыграть разнообразные мелодии. Гавалдаш озвучивается путём постукивания по нему маленькими камнями. В результате извлекаются звуки разных тональностей и резонансов.

Существует мнение, что этим инструментом  пользовались стражи племён во время нападений диких зверей или в других опасных ситуациях, ударяя по этому полому камню, как по бубну. Также считается, что таким образом древние люди впервые узнали о гавалдаше и стали пользоваться им. В пользу этой версии говорит и то, что гавалдаш находится вдали от жилья, и его звук разносится на 2-3 километра. Считается, что этими звуками сопровождались также ритуальные пляски и обряды. Также считается, что гавалдаш служил неким символом единства, поскольку древние люди проводили возле него религиозные и праздничные обряды, устраивали собрания.

Сохранились и рисунки одиночных и групповых ритуально-обрядовых танцев, напоминающих современный азербайджанский народный танец "Яллы". Название танца происходит от слова "ял" - "еда". Исполняемый в виде хоровода танец видимо предшествовал охоте. Возможно эти обряды совершались под звуки, издаваемые этим необычным музыкальным инструментом каменного века. Наверное, под похожую музыку древние гобустанцы танцевали и совершали также и другие свои  обряды.

Подготовил Рауф Гасанлы