Средства борьбы с прихотями

Иван Муткогло
Сердце является одной из составляющих сил в системе элементов, призванных охранять душевную чистоту человека. Эта система действует на протяжении такого периода времени, которому соответствует заложенный в ней заряд энергии и здоровья. Вспомним слова Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах): «Аллах имеет запас воды на земле, которая олицетворяет сердце. Любимые Аллахом сердца – те, которые самые добрые, самые чистые, самые сильные».
Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил также: «Благочестивые сердца чисты и наполнены светом. С другой стороны, сердца неверующих темны и постоянно больны». В Коране говорится: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (сура «Аль-Анфаль», аят 2); «Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (сура «Аль-Хадж», аят 46); «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (сура «Мухаммад», аят 24).
Сердце служит нам индикатором распознания добра и зла. С его помощью мы выбираем из множества дорог единственный, свой жизненный путь. Именно сердцем мы чувствуем душевное тепло, любовь и привязанность, пониманием то, что не укладывается в рамки рационального мышления и логики. В сердце своём мы открываем «створки» для Всевышнего и тех, кому сами желаем добра, кто нуждается в нашей поддержке и душевной теплоте.
Разум служит вместилищем для мыслей, характеризующих наш интеллект или духовность, оказывающих решающее значение в победе над таким известным «объектом», как тело человеческое. Как разум, так и дух поддерживаются знаниями, получаемыми на основе открытий и приобретённого опыта. Запас знаний помогает человеку лучше различать добро и зло, ещё более приблизиться к Аллаху и ощутить Его мощь и величие. Это как раз то, что раскрывается в Коране: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий» (сура «Фатыр», аят 28).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) высоко ценил ум человека: «Самым большим достоинством, данным Аллахом существам, созданным Им, является ум». Он говорил также: «Человек пытается приблизиться к Аллаху различными благими делами, стать ближе к Аллаху через познание».Только вооружившись знанием и умом, человек способен прочно стоять на праведном пути, защититься от зла. Это одна из причин, по которой Ислам призывает нас усвоить как можно больше знаний, особенно знаний религиозных.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах хочет наградить человека добром, он приводит его к пониманию религии». Приобретение этого преимущества возможно на базе нравственной ценности и роли, которую занимает наука в углублении нашей веры и постижении реальности мироздания. Подкованный верой разум благочестивых мусульман может определить разницу между добром и злом, между дозволенным и запрещённым, так как их совесть позволяет видеть всё в свете, излучаемом Аллахом.
Сказано в Священном Коране: «Кому Аллах не даровал света, тому не будет света» (сура «Ан-Нур», аят 40). Свет разума может угаснуть из-за дурных поступков, постоянного пребывания в состоянии пренебрежения и греховности, отсутствия чувства покаяния. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Ежели человек совершает грех, разум в этот момент находится далеко от него. Если бы это не было игрой дьявола с сердцами сынов Адама, то, безусловно, они могли бы познать безграничность небес и земли».