Ислам не принёс в мир полигамию

Иван Муткогло
Обычно, когда человек говорит жителю Запада, что он мусульманин, первое, что тому приходит на ум, – это узнать, сколько у его собеседника жён. В умах людей твёрдо сидит убеждение в том, что большинство мусульман полигамны. Тем не менее, путешествуя по мусульманским странам, можно убедиться, что в тех из них, где полигамия разрешена официально, количество полигамных браков не превышает 10–15 % от общего числа. Причина в том, что многожёнство заключается не только в дозволении его. Вовсе не однозначно, что при желании владеть четырьмя жёнами можно просто выбрать их и жениться. Мнения на этот счёт потенциальных жён и концепция о роли мужчины в общении с его жёнами очень различаются.
Ислам не принёс в мир полигамию. Многожёнство издавна практиковалось на Аравийском полуострове и во всём мире. Ранние христиане, как и иудеи, практиковали многожёнство. Когда Ислам сформировался в окончательном виде, число избранниц было ограничено четырьмя и были введены определённые обязанности в браке. Когда мужчина берёт вторую жену, она ни в чём не должна уступать в правах первой жене. Он должен её содержать материально на соответствующем уровне. Тут, конечно, не имеется в виду равенство в арифметическом смысле слова, ибо потребности их могут разниться, но в целом обеспечение должно быть справедливым. Так что в основе принятия решения о многожёнстве лежит огромная ответственность: мужчина должен дать каждой даме сердца дом, удовлетворять все её потребности, немаловажные из которых – финансовые. В действительности же большинство мужчин в обществе не в состоянии или не желают брать на себя такое бремя.
В неисламском мире полигамия в неявной форме также имеет место. Просто общество почему-то не воспринимает множественные интимные связи мужчины или женщины, множественные краткосрочные браки так же, как многожёнство. Разница лишь в том, что зачастую проблемы этих отношений лежат вне легальной плоскости и влекут за собой моральную и материальную безответственность. Таким образом, в контексте Ислама законодательство является очень ясным, наполненным ответственностью, и большинство мусульман ставят желания на второй план, соизмеряя их со своими персональными возможностями.
Многожёнство часто мотивировано рядом обстоятельств. Одним из них является бесплодие женщины, и в таком случае лучше иметь вторую жену, чем развестись с женщиной, не способной родить детей. Другим мотивом принятия решения о второй жене является хроническая болезнь первой жены, не позволяющая полноценно выполнять обязанности, возлагаемые браком. В таких случаях полигамия даёт возможность сохранить мир в семье.
Кроме того, многожёнство разрешает проблемы общества, в котором существует демографический перевес в сторону женщин. Если быть объективными, то вне полигамии существует опасность роста проституции и сексуальных извращений, заболеваний ВИЧ-инфекцией и другими венерическими заболеваниями. Демографическое неравенство – неизбежный спутник стран, испытавших войну. Доля женщин по отношению к численности мужчин значительно выросла в основном в странах, принимавших участие в первой и второй мировых войнах.
Аят Корана, позволяющий иметь более одной жены, был ниспослан после битвы при Ухуде, в котором многие мусульманские мужчины были убиты. Решение проблемы в такой ситуации может быть в заключении брака мужчины с несколькими женщинами, с условием, что он способен обеспечить равенство каждой своей жены. Этот вариант предпочтителен для сокращения значительного числа не состоящих в браке женщин. Ислам строго запрещает любые сексуальные отношения вне брака. Ислам даёт женщинам любовь у семейного очага и обеспечивает женщине в браке защиту от эксплуатации, эгоизма и жадности мужчин. Это достойный вариант – лучше иметь более одной жены, чем отряд любовниц. Ислам повышает ответственность каждого за свои действия. Нельзя чувствовать себя комфортно, не имея никакой ответственности за отцовство. Ислам – это истинное обеспечение правой защиты от несправедливости и бесчеловечности. Таким образом, в исламском обществе исключается возможность существования семьи с одним родителем, внебрачных детей. Такое становится возможным только в культурной общественной среде, не приемлющей безответственную свободу.
Женщины в Исламе имеют право отказаться выходить замуж за человека, уже имеющего супругу. Но если первая жена даёт согласие на повторный брак мужчины и вторая жена не против, разве можно этому возразить?
Большинство мусульман моногамны. Тот факт, что встречаются мусульмане, которые имеют более одной жены, стал предметом для пропаганды против Ислама, и такая пропаганда служит созданию ложного представления об исламском обществе в целом.
Наряду с многожёнством существует и такое понятие, как полиандрия (наличие более одного мужа). Однако полиандрия в обществе нецелесообразна и больше создаёт проблемы, чем решает их. Как будет определяться отцовство? Какой супруг будет признаваться отцом ребёнка? Как будут решаться вопросы наследства? Такие вопросы не находят ответа в полиандрии. Можно представить возможность супружества мужчины с более чем одной женщиной, однако женщину, удовлетворённую более чем одним мужем, представить невозможно. Женщина может иметь детей только от одного мужа, которого нет надобности впоследствии идентифицировать в отцовстве. Полиандрия, таким образом, запрещена в Исламе.
Ислам – это образ жизни. Он соответствует реальности и необходимости, вытекающей из неё. Он препятствует развитию негативных общественных тенденций и установлению в мире баланса. Система его мудра, научно совершенна, абсолютно логична. Аллах решает, что для нас лучше. Ислам даёт лучший ответ на все проблемы. Не следует обвинять Ислам, если нет его полного понимания и знания о нём. Ислам един и неделим, как и все аспекты жизни, связанные между собой. Статут женщины, брака и семейной жизни – всего лишь отдельная часть многогранной исламской системы.