Иудеохристианская колонизация Британских островов

Сергей Колибаба
2 б) Английские короли

Генрих III (1216-1272) на престол вступил ребенком, у власти оказались светские и церковные магнаты (опека), французское окружение Генриха разоряло страну, а папа римский превратил Англию в главный источник доходов; период правление этого короля малоизвестен, хотя правил он 56 лет. В этом времени известен финансист Исаак из Норвича (Isaac ben Eliah), в Вестминстере сохранились документы о его крупных сделках; в 1233 г. появилась карикатура на Исаака, где он изображен в королевской короне и с тройным лицом, исследователи рассматривают этот факт как  указание на его могущество.

Баронская оппозиция сложила оружие, однако не повиновалась королевской администрации; существовавшее в Англии положение, когда все денежные дела контролировались королем, а уничтожение долговых расписок не влекло прекращение долга, долги  переходили королю, не устраивало среднее и мелкое дворянство, а также горожан; их долги сохранялись. Крупные бароны сужали евреев деньгами и создавали с еврейскими банкирами компании, в случае несостоятельности мелких дворян в их руки попадали земли должников. В связи с  возможностью потери земель, ростом долгов и налогов к 1240 г. возникли волнения в среде дворянства и горожан, оппозицию возглавили средние бароны. Большинство из оппозиционеров связывали свои беды с еврейскими кредиторами, что говорит о роли евреев в финансовой системе, начался процесс изгнания евреев из ряда английских городов, к 1253 г. было издано постановление о праве на проживание еврейского населения только в 26 городах. После введения специального знака отличия для евреев (белой полосы на груди),  еврейское население собиралось покинуть Англию, но король запретил комендантам портов выпускать их из страны.
 
В 1257 г. в связи с дождливым летом был снят малый урожай и страну поразил голод, в этих сложных социальных условиях Генрих III потребовал от феодалов в 1258 г. треть всей собственности, для уплаты за сицилийскую корону, которую он хотел преподнести сыну. Действия короля вызвало возмущение, свои требования бароны изложили в "Оксфордских провизиях" (1258), король был взят английскими баронами под опеку, а французские "опекуны" родственники жены короля были отстранены от власти. Управление страной перешло к совету 15 баронов, установился режим баронской олигархии, однако рыцарство и горожане оказались отстраненными от политической жизни, что привело к противостоянию различных социальных групп. Рыцари выдвинули свою программу -  "Вестминстерские провизии" (1259), требования "среднего класса" деревни и города; воспользовавшись расколом в среде оппозиции, Генрих III отказался соблюдать требования различных групп недовольных.

В 1263 г. началась гражданская война в ходе, которой  баронская оппозиция, мелкое дворянство, а также и горожане не забывали о главной цели войны – уничтожение долговых обязательств; еврейские кварталы в Лондоне, Кембридже, Винчестере и в ряде других городов были разграблены, ящики с долговыми документами были уничтожены или отосланы в главный штаб баронов в Или (Eli). Предводитель одной из групп оппозиции граф Лестерский Симон де Монфор в 1264 г. уничтожил все долговые документы евреев, что нанесло непоправимый ущерб еврейской общине, представляющих их интересы королю, а также всей финансовой системе страны.

Вымогательство и притеснение евреев в правление короля Генриха III достигли крайних пределов (король был очень скуп), евреи облагались налогами буквально во всем: рождение, свадьба (существовал также и налог на свадьбу  короля), похороны еврея, различная деятельность – все подлежало налогообложению. В конце XIII в. 16 000 евреев (население Англии около 3 млн.) давали 13 частей дохода казны (10000 ф.), существовали и чрезвычайные взносы, в XIII в. евреи выплачивали астрономические суммы в 66000, 60000, 20000 марок; налоги выплачивались под страхом тюремного заключения и высылки в Ирландию. Эмиграционный взнос в 1255-1273 гг. дал королевской казне сумму в 420000 ф., однако ограничение деятельности и крупные денежные выплаты королю в XIII в. разорили богатое раннее еврейское население, доходы казны упали; этот процесс хорошо заметен из приведенной  ниже таблицы:
               
1230 – 15000 марок;       1246- 10000;      1271 – 6000.       
1233 -  18000;                1247 – 5515;             
1236 – 18000                1249 – 10000;               
1241 -  20000;                1251 – 5000;               
1244 -  20000;                1252 – 3500;             
1245 -  60000;                1253 – 5000;             

В 1263 г. оппозицию против короля и его сына принца Эдуарда возглавил Симон де Монфор, которому удалось нанести поражение королевским войскам в 1264 г., Генрих III и принц попали в плен, правителем страны фактически стал Симон де Монфор. Однако все чаще стали происходить выступление подневольного населения, в феодальную усобицу  вмешались народные низы, многие имения лордов были опустошены вилланами, в городах прошли выступления низов против купеческой верхушки. В такой обстановке в 1265 г. Симон де Монфор созвал "Совет", на который кроме духовных и светских феодалов были приглашены по два рыцаря из графства, и по два горожанина из крупных городов; этим было положено практическое начало сословно-представительному собранию Англии – парламенту. В 1265 г. часть оппозиции перешла на сторону короля, другая часть была разбита в битве при Ивземе, Симон де Монфор погиб, угроза восстания угнетаемых народных масс консолидировала феодалов и послужила основанием укрепления королевской власти.
               
 Король Эдуард I Длинноногий  (Edward I «Longshanks»,  1272-1307), в его правление парламент приобрел право контролировать налоги; иначе говоря, новый налог вводился с санкции парламента. При Эдуарде укрепилась центральная власть (правление двух предыдущих королей считалось неудачным), стал регулярно созываться парламент, появилась серия законодательных актов, регулирующих сферы преступлений и отношений собственности. Король подавил восстание в Уэльсе в 1276-1277 гг., на восстание (1282-83 годы) ответил полномасштабным завоеванием и покорил Уэльс, где построил замки и города в сельской местности и заселил их англичанами. Как набожный монарх Эдуард I дал обет соорудить образ Богоматери в церкви All Souls в Лондоне (1270 г.), заказ на исполнение образа поручил еврейскому художнику Марлибрену, лучшему художнику Лондона в то время.

В Вестминстерском аббатстве есть "коронационный трон", на котором возводятся на царствование английские короли, легенда говорит, что его принадлежностью является "камень рока", тот самый камень, на который Яков (прародитель евреев) склонил свою голову, когда видел во сне ангелов, нисходящих с небес (Быт. 28:12).  Согласно легенде этот камень был перемещен из Израиля в Египет, затем в Испанию, далее в Ирландию, и, наконец, Эдуард I перевез его в Вестминстерское аббатство. Таким образом, легендарные сведения дают нам информацию о путях распространения иудеохристианства, а Ирландия, очевидно, играет на этом пути определенную духовную роль. Правда, другие источники говорят о Скунском камне (Шотландский коронационный камень), который в 1297 г. якобы привез Эдуард I в знак покорения Шотландии (Шотландию, король так и не покорил, умер во время одного из походов на границе с Шотландией).

В 1274 г. Лионский собор восстановил все законы против ростовщичества, и  Эдуард I запретил евреям заниматься ростовщичеством, разрешив при этом заниматься торговлей, арендой земли на 10-летний срок и ремеслами. Это постановление фактически лишало еврейское население средств существования, т.к. в христианские цеха и торговые гильдии евреев просто не принимали, а заниматься земледелием в условиях враждебно настроенного церковью населения было невозможно. В 1275 г. английский проповедник-монах Роберт де Реддинж  перешел в иудаизм, когда об этом узнал король Эдуард, он поручил Кентерберийскому епископу расследовать это дело; считают, что этот факт повлиял на решение короля об изгнании евреев.

В 1279 году вместе с облавой на резчиков монет  король приказал арестовать всех глав еврейских общин и, приблизительно 300 из них были казнены; в 1280 году все евреи были обязаны посещать специальные проповеди, проводимые монахами-доминиканцами в надежде вынудить их перейти в христианскую веру, однако этио мероприяте результата не дало. В 1286 г. римский папа Гонорий IV призвал английскую церковь ужесточить гонения на евреев, следуя этому указанию, английская церковь в 1287 г. подтвердила на соборе в Эксетере канонические постановления против евреев.

В конце XIII века жизнь еврейского населения в Англии стала невыносимой, а в 1290 г. Эдуард I изгоняет евреев из Англии, им разрешалось брать только то, что они могли унести с собой; часть беглецов переселилась во Фландрию, часть в Париж. В этот период английский философ Роджер Бэкон (Давид ди Радик, 1214-1294) делает свои открытия в области организации мышления - "Чтобы делать добро, надо его знать"; "Есть три источника знания: авторитет, разум и опыт. Авторитет недостаточен, если у него нет разумной основы …, мы верим авторитетам, но понимаем не через авторитет. Разум должен оправдать свои выводы опытом"; эти выводы на тему "добра" и "авторитета" были нормами талмудического мышления задолго до появления философов и рационального мышления в Англии.

В течение двух веков проживания  в Англии жизнь евреев постоянно ухудшалась, вначале к ним относились доброжелательно и не мешали заниматься финансовыми делами, затем короли берут их под свою защиту, в результате чего они становятся слугами короля и казны, начинается процесс упадка политического влияния еврейства. Изгнание евреев отрицательно сказались на хозяйственной системе Англии, король вел дорогостоящие войны с Уэльсом и Шотландией, что вызвало расстройство финансового режима, дополнительные поборы вызвали противостояние с парламентом. В начале XIV в. падает прирост населения, происходит упадок мелкого крестьянского хозяйства, сокращается площадь обрабатываемой земли; период с 1290 года по 1655  год Англия жила без евреев.

Эдуард III (1327-1377); в 1348 (1362, 1369 гг.) в Англии свирепствовала эпидемия чумы, которая унесла 1,5 млн. чел. (в Европе предположительно 25 млн.), в стране ощущался недостаток рабочей силы, Эдуард III издаёт ордонанс (1349), где приписывает наниматься на работу за плату, которая была до чумы. Парламент и король предприняли первую в истории попытку государственного регулирования заработной платы; замораживание зарплаты, наиболее простой и эффективный способ переложить просчеты власти в экономической и социальной сфере на плечи простолюдинов, широко применяется в современных "демократических" государствах под вывеской "оздоровления экономики". До этого времени заработную плату регулировали верхи профессиональных гильдий, а в сельском хозяйстве - "традиция манора", в дальнейшем были изданы "Статуты о рабочих" (1351, 1361) предусматривавшие  заключение в тюрьму за нарушения прав найма.

Бедствия народных масс усилились во время Столетней войны между Англией и Францией (1337-1453), к 1380 г. Англия потеряла все свои территории во Франции, за исключением нескольких приморских городов. В "народе" началось брожение, термин "народ" в английском языке обозначен словом "people", по записям хронистов того времени народ – "толпа", которую следует держать в узде, вспомним распространенное в средневековое сословное  деление – власть воюет, священник молится, народ обеспечивает их продуктами своего труда (трудится). PEOPLE = ивр. ПААЛЬ, ПОАЛЬ дело, работа, рабочий; библейская терминология позволяет понять значение термина – постоянно (до конца) работающие.

Недостатки финансово-налоговой и социальной системы привели к тому, что налоги стали "неподъемными" для большинства, первые практические выступления населения произошли именно в сфере сбора налогов. В 1381 г. жители нескольких деревень в графстве Эссекс отказались платить налоги и прогнали сборщиков налогов, эта акция вызвала массовое восстание в графствах Кент и Эссекс, которое возглавил Уот Тайлер. Об этом незаурядном человеке известно не много, он участвовал в войне с Францией, где приобрел навыки в организации и тактике боевых действий; по профессии - кровельщик, об этом говорит его имя – "тайлер" означает кровельщик (Поулсен Ч. Английские бунтари. М., 1987); ивр.   ТИЛЕЛ  делать крышу + ЕРА соединять, скреплять; связь английского и еврейского понятия очевидна.

 В позднее средневековье и в новое время развилась основная форма феодального земельного держания – копигольд (copyhold – держание по копии, выписки из протокола манориальной курии), юридически отменен в 1925 г. Копигольдеры - наследственные и пожизненные держатели; их самостоятельность в распоряжении имуществом ограничена; платили ренту и несли другие повинности. Большинство копигольдеров держало свои наделы на срок, как указано в летописях - "от одной до трех жизней" (исчислявшихся 21 годом): COPY+HOLD = ХОЛАДА  рождение; ХЭЛЭД продолжительность человеческой жизни.

Рост налогового гнета обратил внимание дворянства и бюргерства на церковные богатства (дань папе платили с 1213 года); возникло  движение за реформу церкви, которое возглавил богослов из Оксфорда Джон Виклеф (1320-1384). Он выступил против претензий католической церкви на светскую власть и института священства, т.е. учения о сверхъестественной чудодейственной силе клириков – благодати, с помощью которой они "спасали" грешников от ада. По Виклефу доктрина превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса стала догматом при папе Иннокентии III (1198-1216), ученый провозгласил Священное Писание единственным источником вероучения и, чтобы сделать его общедоступным, принял участие в переводе Библии на английский язык. Надо отметить особенность этого периода – развитие литературного английского  языка, начало которому положил перевод Библии, выполненный Дж. Виклефом. 

Воззрения Д. Виклефа стали основой нового движения "лоллардов" (lollards) – в древнеанглийском языке это слово означало "шептун, бормотун", впоследствии так стали называть гонимых и преследуемых людей; прочитаем слово наоборот – SDR+AL+L+OL = САДАР приводить в порядок, упорядочивать + ЕЛЬ Бог + Л принадлежность + ОЛ иго, ярмо, бремя; таким образом, выражение указывает на цель движения – упорядочить иго (бремя) Бога (церкви). Первоначально лолларды  небольшая кучка "бедных священников", затем к ним присоединились некоторые рыцари и землевладельцы (не посвященные), которые также занимались проповедничеством  моральных законов Священного Писания. При попытке захвата Лондона в 1414 г. лолларды были разгромлены, но движение не угасло полностью, впоследствии слилось с движением за Реформацию; в XV в.  страну потрясли усобицы и анархия: восстание  Джека Кеда (1450 г.), война Алой и Белой розы (1455-1485).

Генрих VI (1422-1461), на престол вступил в возрасте 8 месяцев, королевство оказалась в руках феодальной знати во главе с графом Суффолком; главным лозунгом опекунской клики, было "Хватай, что можешь". Генрих VI был не способен править самостоятельно, поэтому регентство продолжалось и в годы его совершеннолетия; некоторые исследователи указывают на психическое состояние короля: "многие недели он неподвижно сидел, тупо глядя перед собой, не говорил, не отвечал на вопросы" (Лесны И. О недугах сильных мира сего. Прага, 1990)  , периоды депрессии сменялись чрезмерной активностью и эйфорией. Страна стремительно скатывалась к хаосу, недовольный политикой Суффолка, наместник короля в Ирландии Ричард герцог Йоркский вторгся в Англию (1453) с войском и отстранил Суффолка и его клан от власти. Через некоторое время началась война между кланами Ланкастеров и Йорков, известная под именем "Война алой и белой розы", в ней погибла почти вся феодальная знать, из 70 лордов заседавших  в 1460 г. в Верхней палате к концу века осталось 17.

К власти пришла новая династия английских королей – Тюдоры (Tudor), все короли этой династии, за исключением Марии I проводили политику в интересах английского дворянства и буржуазии XVI века, власть их носила абсолютистский характер, а парламент демонстрировал полное подчинение королям. Династическое имя  Tudor можно трактовать по-разному, однако в иврите есть глагол, который характеризует состояние английского государства на момент прихода к власти этой династии: ивр. ЙОРЕД, ЙАРАД спускаться, снижаться; обанкротиться, терять высокое положение, инфинитив этого глагола – РЭДЭТ,  прочитав инфинитив наоборот – ТЭДЭР, получим английское династическое имя Тюдор.

Генрих VII Тюдор (1485-1509), в его правление сложилась форма организации английского феодального государства – тюдоровский абсолютизм, король развивает судоходство и внешнюю торговлю. В конце XV века возрос спрос на английскую шерсть, состоятельные землевладельцы стали огораживать (англ. enclosures) "общие" земли и превращать их в крупные аграрные хозяйства, что привело к выселению, как отдельных арендаторов, так и целых деревень. Стремительно набирала силу новая аристократия – торговая буржуазия, однако в начале XVI века Англия не могла соперничать со своими главными экономическими конкурентами Францией, Голландией и Испанией. К числу достопамятных событий правления Генриха VII относится поддержанная им экспедиция итальянца на английской службе Джованни Кабото (он же Джон Кэбот) в  Америку и открытие Ньюфаундленда.

Правление Тюдоров пришлось на исключительно сложный период в европейской истории – открытие Америки (1492) и морского пути в Индию (1497-1498) в корне изменило всю структуру торговых отношений. В качестве первооткрывателей новых континентов и торговых путей выступали евреи, о том, что в экипаже Колумба было четверо евреев (банкир, переводчики и врач), а экспедиция была организована на "еврейские деньги"  известно давно, однако споры о происхождении Х. Колумба велись до последнего времени. Испанское правительство создало специальную государственную комиссию для установления национальной принадлежности великого мореплавателя, которая  пришла к выводу, что отец Колумба - еврей Иаков, а мать – еврейка Сусанна, они были марранами. Не менее интересна история (по легендарным еврейским источникам),  которая произошла с Васко да Гаммой, причалив к берегам Индии, мореплаватель нашел там - европейца, польского купца-еврея прибывшего в Индии по обыкновенным торговым делам (впоследствии переводчик у "знаменитого первооткрывателя"), в действительности Васко да Гамма пользовался услугами еврейского штурмана.
   
Генрих VIII (1509-1556), король-реформатор, разрывает отношения с папским Римом и производит секуляризацию монастырей; обычно это явление трактуют как месть английского короля папе римскому в связи с тем, что папа не дал согласия на его развод с королевой Екатериной. В это время в Болонье проживал Яков Бен Самуил Мантино (ум. 1549), врач и переводчик, своими переводами Аверроэса, Аристотеля и Авиценны приобрел в папских кругах большой авторитет; при папе Павле III стал его лейб-медиком. Папа Климент VII обратился к нему и к другим еврейским ученым за библейским разъяснением по поводу расторжения брака английского короля, Генрих VIII выдвинул претензии о несостоятельности этого брака сообразно библейским законам, Мантино высказался против расторжения брака. Таким образом, мнение еврейских ученых  о бракоразводном процессе королевской семьи, выстроенное на библейской юридической базе, стало решающим и послужило причиной ко многим переменам в общественно-религиозном устройстве Англии. 

 В общественном сознании в это время произошли значительные изменения  – поменялось отношение масс к католической церкви, начался (1517) процесс Реформации, крестьянские войны в Германии (1524-1525); в Англии было закрыто 376 мелких монастырей, в руки короля перешли огромные  ценности (1,5 млн. ф.). В 1534 г. был принят "Акт о супрематии", которым английский король объявлялся главой англиканской церкви; он имел право присваивать все платежи, шедшие раннее в Рим и разрешать богословские споры: "именно тогда была заложена основа материального процветания многих современных аристократических семей" (Поулсен. Ч. Английские бунтари. М., 1987).   Население страны выросло к концу правление Генриха VIII до 4 млн. человек; англичане занимались сельским хозяйством, росло число рабочих, занятых в промышленности, торговли и морских промыслах, которое зависело от наличия работы по найму и от размера заработной платы, начался процесс слияния интересов национальной аристократии и купечества. В это время известен профессор, преподаватель еврейского языка (1549) в университете Кембриджа этнический еврей Тримеллиус (1510-1580), его главный труд – латинский перевод Библии с еврейского языка, напечатан во Франкфурте-на-Майне (1575-79), на еврейский язык перевёл "Catechism" Кальвина и составил халдейскую и сирийскую грамматику.

Елизавета I (Elizabeth, 1558-1603), в годы её правления, после контрреформации Марии Тюдор (1553-1558), Англия возвращается к англиканству, в 1571 г. был утвержден символ веры английской церкви – "39 статей", догматы лютеранства и кальвинизма. К этому времени относится развитие в английском христианстве нового религиозного направления – пуританизма, пуритане, среди которых было много представителей купечества, основывали своё учение на Ветхом Завете: "английский пуританизм, соединяя религиозное настроение со строгим исполнением предписаний религии, приближался к древне-раввинскому еврейству" (ЕЭ, т. 12, с. 385).
Католическая церковь довольствовалась теологическим образованием священников, и откровенно тормозило распространение грамотности в народе - церковь протестантов, следуя еврейской традиции, предпочла грамотного мирянина, который мог самостоятельно читать и толковать Святое Писание. Этот поворот к широкому образованию масс имел важные последствия, минимум образования позволил распространить торгово-промышленные отношения и другие институты буржуазии. Имя английской королевы Elizabeth (программа деятельности) отражает религиозно-политическую ситуацию в стране и программу вывода страны из кризиса:  ЕЛ Бог + АЗ, ХЕИЗ искать спасения, собирать, сосредотачивать в одном месте + БЕЙТ дом, семья, род.

Католичество к концу XVI века потеряло Скандинавию, Англию, Шотландию, Северную Германию, Голландию, религиозная вражда охватила Францию; по мере того, как борьба между католиками и протестантами ожесточалась, значение евреев для обеих сторон возрастало. Враждующие церкви надеялись, что приобщение евреев к их лагерю будет веским доводом для миллионов колеблющихся европейцев. Известно, что из 16 тыс. евреев покинувших Англию в 1290 г. около 1600 человек поселились во Фландрии, остальные в Португалии, важная роль евреев Испании в эпоху средневековья хорошо известна. Колониальные империи вырастали там, где присутствовало значительное еврейское население, и была налажена инфраструктура обмена идеями, товарами и сырьём. Голландская колониальная империя возникла в XVI веке, первые экспедиции голландцев в 1590-94 гг. достигли берегов Западной Африки и Южной Америки, в 1596 г. голландцы появились на о. Ява.

Англия при Елизавете I начала выступать как конкурент в колониальной экспансии Испании, Португалии и Голландии, развернулась упорная борьба за господство на морских путях и за колонии Америки открытых Колумбом. Английские мореплаватели занялись в широком масштабе каперством и пиратскими набегами на испанские территории и корабли, перевозившие драгоценные металлы. Появляются компании специализирующиеся на торговой деятельности в определенных регионах: Московская (1554), Марокканская (1575), Истлендская (Прибалтика, 1579), Левантийская (1581), Гвинейская (1588), наконец в 1600 создаётся Ост-Индийская компания, получившая монопольное право торговли "от мыса Доброй надежды до пролива Магеллана".

В конце XVI века страна сосредотачивает свои усилия на колонизации Северной Америки и, основываясь на праве первого открытия о. Ньюфаундленда Каботом, объявляет остров английским владением; здесь ежегодно собиралось до 400 рыболовных судов из различных стран, при общем главенстве англичан.  Мореплаватель М. Фробишер, в поисках прохода в Китай предпринял три экспедиции (1576, 1577, 1578), во время которых  встречался с эскимосами, те показали камни, в которых были желтые вкрапления, англичане приняли их за золото. Немедленно была организована "Китайская компания" получившая большие привилегии, началась "золотая лихорадка", которая бесславно закончилась в 1578 г., когда английские ученые доказали что желтые вкрапления не являются золотом. Тем не менее, попытки открыть Северно-Западный проход в Китай продолжались, купцы попутно занимались китобойным и зверобойным (тюлени) промыслом; в 1583 г. 250 поселенцев пытались организовать на острове колонию, но из-за недостатка продовольствия и болезней попытка провалилась. Гибель "Непобедимой армады" в 1588 г. устранила основного конкурента на морских торговых путях – Испанию; в боях с английским флотом и в результате воздействия шторма испанцы потеряли 75 кораблей из 160, 10 тыс. из 19 тысяч человек  участвовавших в экспедиции. При Елизавете I в 1601 г. усложняются противоречия между буржуазией и монархией, парламент заявил протест против раздачи патентов и других привилегий (монополии) крупнейшим лондонским купцам.


Рассмотрим процесс освоения американского континента английскими колонистами с точки зрения библейских циклов 7 лет (Субботний год) и 50 лет (7х7=49, Юбилейный год), а также с позиции идеологии. Предчувствуя недоумение (при чем субботний год?) поясняем, что в жизнь христиан вошли библейские понятийные модели, их приспособили для обозначения англ., франц., немец. понятий, например, выражение, употребляемое в английских научных кругах "sabbatical year" - годичный отпуск для научной работы, происходит от библейского выражения - "каждый седьмой год" (субботний) (Великобритания. Лингвострановедческий словарь. М. 1978). 

Первые попытки исследовать территории в Северной Америке сделал в 1584 г. сэр У. Рэли (Роли), фаворит королевы отправил 2 корабля на разведку побережья Америки, у 35-36 град. сев. широты, где моряки нашли плодородные земли; марран Шимон Фернандес (XVI-XVII вв.) был главным навигатором сэра У. Рели. Колонию Виргинию сэр Рэли основал в 1585 (от этого момента – усилие по захвату власти на территории, мы будем считать 7 летние циклы), первых колонистов набрали из промотавшихся дворян (180 чел.), они были слабо подготовлены к жизни в первобытной природе и быстро спровоцировали войну с аборигенами. Повторная колонизация в 1587 (200 чел.) также не удались, все поселения  погибали из-за голода или в схватках с индейцами; Англия в это время не могла оказать помощь пионерам, все средства были направлены на строительство флота, который должен был защитить страну от намечавшегося вторжения испанцев.

Следующие два семилетних цикла 1592-1598 и 1599-1605 прошли в сборах сведений о континенте, организации структур предназначенных для колонизации (Ост-Индийская компания, 1600), экспедиции в 1602 и 1603 годах доставили в Англию сказочную информацию о землях Америки.

1606-1612. Король Яков (1603-1625) в 1606 году не имея никаких прав на эти земли, тем не менее, даёт Лондонской и Плимутской компании разрешение на колонизацию Виргинии, чем придаёт колонизации юридическое (правовое) основание. В 1610 здесь  проживало 500 человек, к весне следующего года осталось 60; Плимутской компании из-за недостатка продовольствия не удалось закрепиться на новых землях, Лондонская компания в 1610 стала именоваться Виргинской, дела шли плохо, и в 1622 году компания обанкротилась. 

1613-1619. В 1614-16 гг. жизнь заставила ввести нововведение, за определенную плату колонист получал участок земли в 3 акра, при условии вносить ежегодно продуктовую ренту; частичное решение земельной проблемы позволило переселенцам закрепиться в Америке. Определился основной инновационный товар новых поселений – табак, колонистов охватила "табачная лихорадка";  табак – главная экспортная американская культура вплоть до XVIII в., быстро истощала почву, через 6 лет необходимо было искать другие площади для посевов, что приводило к вытеснению индейцев. Собственный законодательный орган колонии – Генеральная ассамблея был создан в 1618 г., организация его было связано с жалобами на произвол губернаторов. В Виргинии сложилась общественная структура характерная для всех территорий колониального периода; высший слой – члены колониальной администрации, средний – поселенцы которые сами оплатили проезд (freeman – свободный человек), низший слой (servant – слуга) – переселенцы за счет компании. С ними заключался контракт на срок 7 лет (еврейский субботний год), в течение которого они были обязаны выполнять любую работу предписанную администрацией. По истечению срока контракта предусматривалось получение участка земли, земля предоставлялась в вечное наследственное пользование, номинально оставаясь королевской землёй, уступаемой компании по хартии.

 1620-1626. В 1622 г. вспыхнуло восстание индейцев, в ходе которого было убито свыше 300 колонистов, после "бойни", так называют это событие в американской историографии, в колониях осталось 500 человек влачивших жалкое существование.  Подъем в колонии начался после 1622 г., колонисты получили подкрепление и поголовно истребили окрестные индейские племена, устранив двоевластие на территории. Выделилась местная аристократия, которая заняла все места в Генеральной ассамблее и отвергала все королевские проекты (пошлины на табак), которыми правительство хотело поправить свои финансовые дела; король Карл I (1625-1649) был занят войной с парламентом и не имел сил и средств для борьбы с колонистами.

1627-1633. К этому времени в колониях появилось поколение, родившееся или выросшее на американском континенте, оно было лучше приспособлено к местным природным и климатическим условиям. Таким образом, колонизация первого периода носила чисто купеческий характер, в земельных отношениях применялось правило седьмого (субботнего) года,  год освобождения от рабства (сервенты) (Втор.15). Злоупотребления администрации в распределении земли по "подушному праву"  (получение земли на "мертвые души"), передача сервентам негодных участков земли и ограничение их прав не способствовали процветанию Виргинии.

Другая идея колонизация была у поселенцев Нового Плимута (1620-1633, 14 лет, 2 семилетних цикла) и Массачусетса, что позволило существенно сократить сроки адаптации к новым природным и общественным условиям.
1620-1626. В 1608 пуритане Восточной Англии, бежали в Голландию, где прожили, бедствуя 10 лет; пуритане – протестанты, придерживавшиеся  кальвинизма, они отличались высокой организацией общин, фанатизмом, считали себя "богоизбранными". Эмиграция этой секты в Америку носила религиозно-политический характер, основание Виргинии и библейские сюжеты (Исход) подсказало идею о переселения в Америку - они называли себя "пилигримами Нового Ханаана" и собирались построить "Новый Иерусалим". Переселенцы основали в 1620 г. поселение Новый Плимут, день высадки в плимутской бухте отмечается в США как национальный праздник "День праотцов" - эта дата стала символом начала освоения Северной Америки. Осенью 1621 г. поселенцы собрали первый урожай и устроили "Праздник благодарения", который впоследствии стал национальным праздником США; очевидно, что основание колонии связано с еврейскими символами: "Ханаан", "Иерусалим", "благодарение" - еврейский праздник "первых плодов".
 
1627-1633. В 1627 г. (прошло 7 лет) колонистам удалось  выкупить у купцов права на Новый Плимут, и они приобрели своё социальное пространство, в 1630 колонисты-пуритане добились от Совета Новой Англии патента, который закрепил за ними эти территории. В этот период, испытывая неизбежные трудности в освоении дикой природы, колония – развивалась, были налажены торговые связи с соседними колониями,  колонисты Плимута продавали им скот, зерно, табак, возникла система коммуникаций и местный обмен.

Таким образом, в период формирования американских колоний, английская дворянско-купеческая колонизация, основанная на погоне за прибылью - потерпела крах, "зацепиться" за новый континент смогли только пуритане (чистые), английская протестантская секта, члены которой отличались строгой нравственностью. Значительная часть первых колонистов была приверженцами "естественной религии", и в своём миропонимании отталкивалась от идеи естественных законов, понимаемых как всеобщий порядок установленный Богом. Религия (протестантизм) стала первым американским политическим институтом, она включала основы демократических и республиканских ценностей, давала уроки их использования в общественной жизни. Характерными особенностями протестантизма является направленность на социально-политические проблемы;  базой экономической и политической культуры оформленной на основе протестантизма стал морально-религиозный традиционализм; в США при общем плюрализме религиозных отношений в XVIII-XIX вв., все же главенствует – протестантизм (50-60% верующих).

В 40-50 гг. XVII века в Европе разворачивается полемика о происхождении коренного индейского населения Америки, в этот период известен Менаше Бен Израиль (1604-1657), богослов, философ и талмудист, который жил в Амстердаме. Он интересовался проблемой мессианства и Каббалой, был убежден, что возврат евреев в Святую Землю не может произойти, пока евреи не распространятся по всей земле; как показывает история – был прав во многом, евреи не смогли организовать своё государство, пока не освоили американский континент. В 1644 г. Бен Израиль встретился с Антонием де Монтесинос (Аарон Леви), вероятно марраном побывавшим в Америке, который убедил его, что индейцы – потерянные десять израильских колен. Добиваясь разрешения на возврат евреев в Англию, Менаше вел оживленную переписку со многими английскими богословами и протестантскими деятелями, которые, как и он верили в близкий приход Мессии и, естественно интересовались мнением еврейских богословов. Менаше написал трактат "Надежда Израиля" (1650), который содержал гипотезу о происхождении индейцев от десяти утерянных колен и обращение к английскому парламенту о разрешении въезда евреев в страну; брошюра вызвала интерес и одновременно возражения членов парламента по вопросу об идентичности индейцев и евреев.

Важнейшую роль в деятельности (направленность) человека и группы, правительства и партий играет господствующая в обществе система символов, культурный "капитал" основ американской цивилизации, где социальная, территориальная и экономическая терминология оформлена на иврите - заложил иудаизм. Возьмем лишь самые общие символы США - "Янки" и более поздний "Дядюшка Сэм", при упоминании Америки первым приходит на ум слово-символ "Янки" – этимология этого слова до сих пор не определена; считают, что имя произошло от голл. Jan Kaas (Маленький Джон), кличка, которую давали немцы  – голландцам, англичане называли этим термином голландских пиратов, английские солдаты в XVIII в. так называли пуритан, позже всех американцев. Янки – молодой народ, состоящий из разных национальных групп, он эти группы впитывает, вбирает = ивр. ЙНИКА, ЙАНУКА, ЙАНАК ребёнок, младенец, сосать грудь, впитывать, вбирать; детский возраст.

Дядюшка Сэм, понятие не дешифровано, прочтем слово Сэм наоборот – Мэс = МАС налог; общеизвестно, что в американском обществе неуплата налогов является самым тяжелым грехом и преступлением против народа и государства. Таким образом, символ декларировал суть коммунальной жизни ранних колонистов – обязательная уплата налогов; протестантская культура сохранялась в стране вплоть до 50-х годов XX века.

Яков I Стюарт (1603-1625), Stuarts, Stewart, династия шотландских (с 1371) и английских королей (с 1603), Стюарты вышли из знатного рода, закрепив за собой должность королевского управляющего – Стюарта, так объясняют имя справочники; Stuarts = ивр. ШАТАР (ШЕТАРОТ множ. число) наблюдать за порядком, охранять порядок. Яков I принадлежал к группировке тесно связанной с католицизмом, при нем прошло ужесточение государственного регулирования торговли, широко практиковалась выдача патентов на право монопольной торговли. Покровительство небольшой группе купцов препятствовало росту буржуазии и наносило ущерб английской внешней торговли, английский экспорт был меньше импорта. В правление этого короля в 1605 г. было объявлено о ликвидации клановой системы, в Уэльсе и Шотландии клановые организации сохранились до XIX века; Clann, гэлск. – отпрыск, потомство; род (в современной шотл. литературе), скорее всего, термин образован от понятия иврита - КЕЛАЛ общество, коллектив.

Карл I (1625-1649), король разогнал три созыва парламента и в течение 11 лет правил страной самостоятельно, отстранив от участия в управлении государством представителей купечества, джентри и частично духовенства; на содержание двора и "монополий" придворной знати уходило около 40% всех государственных доходов, были введены новые налоги. Войны объявлялись королем с поводом или без повода, а деньги на их ведение должна была изыскивать палата общин; в стране усилились массовые репрессии против пуритан, 60 тыс. пуритан покинули Англию, за счет этих беженцев началось заселение американских колоний.  В 1640 г. вспыхнуло восстание в Шотландии, понадобились деньги для его подавления, что привело к созыву "Короткого" парламента, который не дал денег королю, парламент был распущен. Через некоторое время был созван "Долгий" (работал 20 лет) парламент, который в ходе последовавшей затем Гражданской войны ликвидировал остатки феодализма и произвел реформы приведшие Англию на путь капитализма.

Во время Карла I страна менялась помимо воли монарха, который пытался задержать процесс развития капитализма, коренным образом преображались экономические и социальные отношения, богатство переходило от знати к купечеству, хотя власть оставалась в руках аристократов. Исследователей того времени сообщают, что совокупное богатство, находившееся во владении членов палаты общин (купечество и мелкопоместное дворянство), в три раза превосходило таковое у членов палаты лордов (крупные магнаты). Появление новых мировых рынков сулило огромные доходы от инвестиций (до 500%), стало невыгодным хранить деньги или тратить их на увеселения и показное величие, все больше крупных торговцев начинают участвовать в прибыльных авантюристических предприятиях. 

в) Начало буржуазного периода - возвращение еврейских общин

Колониальный период исследователи средневековья делят на два этапа: 1) испано-португальский с начала XVI  по середину XVII в.; 2) голл. - английский, с XVII по ХХ век, и ни слова об организующей деятельности еврейских общин, во многом повлиявших на переход ряда европейских стран от феодализма к капитализму. До революции 1645-49 гг. экономика Англии носила неустойчивый характер, её главный деятель – "предбуржуа" был не уверен в промышленном производстве и больше связан со средневековыми институтами; он не чувствовал себя владельцем такого богатства, которое даёт право на политическую власть. Успешность морской торговли голландцев, португальцев и испанцев заставила элиту страны обратить внимание на важную роль в этой торговли евреев, и в общественном сознании  стал намечаться поворот в отношении к евреям. Причины этого явления лежали в области экономики, евреи обладали веками отработанной финансовой и торговой системами и могли помочь новой буржуазной элите войти в "клуб избранных" стран (Испания, Португалия, Голландия).

Оливер Кромвель (1599-1658), английский государственный деятель, лидер Английской буржуазной революции, лорд-протектор Англии в 1653-1658. Военные формирования парламента до создания армии "новой модели" часто обозначали понятием – "milicia" (милиция), ополчение, временные местные вооруженные формирования, обеспечивающие защиту городов и графств, термин  производят от лат. milicia – военная служба: МАЛИЦ заступник, защитник; МИ от, из, из-за + ЛИЦ  защищать, выступать в защиту. Милиция – подразделение для защиты города от внешних вторжений, когда полиция (ПО – здесь, тут) – занимается внутренними городскими правонарушителями.

В правление Кромвеля понимание невозможности развития без еврейских капиталов и морской торговли перешло в русло практической деятельности, борьбу за возвращение евреев возглавили его соратники. В 1648 г. главный священник армии Гуго Петерс потребовал отмены эдикта Эдуарда I об изгнании евреев, в ряде издаваемых в то время сочинениях также выражалось мнение о возвращении евреев, в парламенте открыто говорили о необходимости привлечения в Англию еврейских общин. Для установления контроля над морскими коммуникациями нужны были деньги, и Оливер Кромвель решил перетянуть крупных еврейских коммерсантов из Амстердама в Лондон, с целью овладеть через них морской торговлей, Англия того времени ещё не была "морской империей". Начались длительные переговоры с еврейскими общинами, однако англо-голландская война за господство на море задержала этот проект. "Навигационный акт" принятый английским правительством в 1651 г. преследовал своей целью подрыв морского и торгового могущества Голландии, вслед за его принятием последовала англо-голланская война 1652-1654 годов. Голландцы были вынуждены примериться с принципами "Навигационного акта", который обеспечивал преобладание английского флота на британских территориях; навигационные акты 1651, 1660, 1672, и 1690 гг. были отменены в середине XIX века.
             
 В Лондон (середина XVII), переселяются купцы-марраны (marrano, исп. свинья, презрительная кличка насильственно крещеных евреев в средневековой Испании); происхождение термина спорно, одни авторы указывают на испанцев, другие утверждают, что этот термин применяли сами евреи в отношении своих собратьев принявших христианство; заметим, что евреи абсолютно не употребляют в обычной речи слова "свинья". Число принудительно крещеных евреев в Испании превышало 100 000 человек (ЕЭ, т.!0, с. 632), по другим источникам 50 000, точно установить количество насильственно крещенных невозможно. Марраны занимались международной морской торговлей с Левантом, Индией, Бразилией, Нидерландами, Испанией и Португалией, официально они были испанцами и католиками, благодаря своим торговым связям они доставляли важные сведения О. Кромвелю, о действиях испанцев. Известен португальский маран Дуарте Энрикес Алварес, жил в Мадриде, затем на Канарских островах занимал должность королевского казначея, в 1653 г. прибыл в Лондон, где стал одним из первых членов тайного еврейского общества.

Голландский раввин Менаше бен Исраэль (1604-1657) подал Оливеру Кромвелю в 1655 г. петицию «О полезности еврейского народа» (Евреи в современном мире. Т.1, М., - Иер., 2003)  , с просьбой об отмене эдикта об изгнании евреев из Англии, он обосновал её новыми экономическими условиями и возросшей ролью правителей в централизованных государствах (правитель должен располагать значительными денежными средствами и послушным бюрократическим аппаратом). М. бен Исраэль считал, что:
1) евреи занимаются торговлей, а государство где они живут, получают доходы; увеличиваются собираемые пошлины и таможенные сборы;
2) по части новых изобретений никто не может превзойти еврейский народ;
3) исторические факты показывают, что с приходом евреев расцветает торговля; привел пример превращения г. Ливорно из незначительного городка в крупный торговый центр;
4) живущие в диаспоре евреи легче находят общий язык друг с другом (связаны общим языком и традицией); в торговой области имеют совершенные познания; пользуются финансовыми средствами своих родственников, живущих в Испании под гнётом инквизиции;
5) большинство иностранцев разбогатевших в чужой стране вывозят свои богатства, у евреев, наоборот, там, где их принимают, они навсегда остаются со своим добром в стране, принося ей пользу;
6) главное место обитания евреев – Турция, там нет ни одного паши, который бы не имел при себе еврея-управляющего, за короткое время они становятся владельцами огромных богатств и оказывают влияние на вельмож при решении государственных дел;
7) если один государь изгоняет их, в другой стране их тут же приглашают.

После англо-голландской войны, в 1655 г. в Лондоне была созвана специальная комиссия, в которой участвовали юристы, духовенство, купцы, представители армии и власти. Юристы высказались за возвращение евреев, однако промышленно-купеческая группа и духовенство оказались в большинстве и выразили недовольство возвращением евреев; Кромвель, чтобы не принимать отрицательное решение, прекратил деятельность комиссии.

В 1656 г. началась война с Испанией, 25 марранов в качестве испанских подданных, должны были подвергнуться изгнанию и конфискации имущества, однако они заявили о своей принадлежности к иудаизму. В феврале 1657 г. Кромвель, с религиозными оговорками, разрешил остаться евреям в стране, чем фактически отменил эдикт Эдуарда I, на основании этого решения евреи стали принимать участие в работе Лондонской королевской биржи; через Лондон (порт) в XVII веке проходит 2/3 английской торговли.

Роль евреев в Английской буржуазной революции и в восстановлении монархии в исторической литературе не показана и не оценена, судя по примерам приведенных в Еврейской Энциклопедии (других работ не встречалось) она была значительной. В XVII-XVIII вв. еврейские купцы внесли существенный вклад в развитие сети факторий Ост-Индийской компании, с 1683 г. купцы из португальской еврейской общины в Англии расширили экспорт драгоценных камней в Англию через форт Мадрас (Св. Георгия), мадрасские евреи вели торговлю с Китаем, Бирмой, Филиппинами, товары из этих стран направлялись в Европу.

Известны крупные торговцы и финансисты:
- Антоний–Фернандец Карвахель, крупный португальский купец, первый еврей, получивший английское гражданство (вместе с сыновьями) в 1655, в 1649 г. был назначен государственным советом одним из пяти поставщиков хлеба для армии. В 1653 считался одним из крупнейших собственников торговых судов, делавших рейсы между Англией, Ост-Индией, Бразилией, Левантом и Вест-Индией; годовой оборот его товаров превосходил 100 тыс. фунтов; Карвахель установил дружеские отношения с Кромвелем и оказывал значительные услуги, его, называли - "главный агент евреев";

- Симон де Касерис – крупный коммерсант и общественный деятель середины XVII века, личный друг Кромвеля; в его бумагах были найдены два документа свидетельствующие о том, что Кромвель пользовался стратегическими советами Касериса. В одной из записок говорится об укреплении и снабжении острова Ямайки, другая записка касается завоевания Чили, в эту экспедицию предполагалась завербовать евреев; сам Кромвель изъявил желание участвовать в ней (Е.Э., т.9, с. 353);

- Находясь в изгнании, король Англии Карл II Стюарт (Charles,1660-1685), пользовался поддержкой некоторых евреев-роялистов, когда в 1664 г. был снова поднят вопрос об изгнании евреев из Англии, король заверил еврейскую общину в своём благорасположении. В 1685 г. на королевской бирже были арестованы 37 евреев, однако Тайный совет короля постановил прекратить следствие; активное сотрудничество между евреями и английскими группировками элиты продолжалось и позже.

Будущему королю Вильгельму III (1689-1702) еврейский банкир Антонио (Исаак) Лопец Суасо (позже барон) ссудил при вступлении на престол два миллиона гульденов; источники доносят подробности заключения этой беспроцентной сделки: "Если Вы будете иметь успех, Вы мне вернете эту сумму, если же нет, то я буду в потере" (ЕЭ, т.14, с. 587). Став королем, Вильгельм III способствовал установлению связей между еврейскими общинами Лондона и Амстердама, а правительство стало признавать значение крупных еврейских финансистов; именно в это время создаётся Английский банк (1694), как частный акционерный банк с капиталом в 1,2 млн. фунтов, принадлежал владельцам банкирских домов; крупные еврейские капиталы перешли в Лондон, состояние еврейских финансистов в Лондоне (XVIII)  достигло 5 000 000 фунтов.

Сэр Соломон де Медина, военный поставщик английской армии в первой трети XVIII века; был богатым купцом, прибыл из Голландии в Лондон вместе с Вильгельмом III, при дворе которого пользовался значительным влиянием. Во время войны за Испанское наследство (1702-1714) оказал английской армии значительные услуги - организовал информационную систему передачи новостей, его агенты в Лондоне узнавали новости быстрее правительственных чиновников; за услуги, оказанные стране, получил титул сэра, первый еврей, получивший этот титул; потомки Соломона де Медина приняли христианство.

Абендана Исаак Бен Иосиф (Абендана – фамилия ряда еврейских семей в Лондоне, Амстердаме и в Испании), (1650-1719), профессор еврейского языка в Оксфордском университете; перевел Мишну (6 томов, собрание Устного Закона) на латинский язык.

Фальк, Хаим-Самуил-Яков (1708-1782), каббалист и мистик, был известен в Лондоне под именем "BAAL SCHEM", Баал Шем – Властелин имени, так называли людей, владевших техникой использования имен Бога и ангелов; утверждал, будто умеет открывать клады, выдавал себя за чародея. В Вестфалии Фалька приговорили к сожжению, однако ему удалось бежать в Лондон, в английской столице слава его как чародея быстро возросла, его стали посещать лица высшего света, в т.ч. даже принцы; тема "имени Божьего" пронизывала все средневековое миропонимание, написание имени Божьего считалось тайным знанием. Согласно еврейской традиции полное имя Бога (12, 42, 72 буквы) тщательно скрывалось, его произносил только первосвященник и только в Храме (еврейский философ Маймонид (ум. 1204) выступал против мистического понимания указанных имен, он считал, что они указывают лишь на один из атрибутов Бога). Существовали опасения, что недостойный человек, овладев тайной имени, получит одновременно ключи к управлению природой и обществом; известна средневековая легенда о Големе (искусственном человеке), созданном ученым путём произнесения Имени.

С середины XVIII века в Англии началась промышленная революция, в стране происходили изменения в образе жизни и методах промышленного производства, она стала возможной в результате непрерывного увеличения объёма инвестиционного капитала, в течение столетия аграрная Англия превратилась в страну работников наёмного труда; меняется отношение англичан к еврейскому народу. Ланселот Аддисон (1622-1703), священник в английском гарнизоне г. Танжера (Марокко) написал книгу о евреях Берберии, где затронул некоторые темы Талмуда, Мишны и Гемары, в ней он высказал терпимые для того времени взгляды на евреев. Его сын Иосиф Аддисон (1672-1719), ученый и государственный деятель, которого называли "творцом английского общественного мнения в XVIII в." писал, что рассеивание евреев по миру имеет  значение для  торговли и промышленности – евреи служат связывающим звеном между странами; отмечал важную культурную роль евреев в английских колониях.

В 1740 г. был проведен билль о представлении евреям права натурализации в британских колониях, ирландская палата пэров отвергла подобный билль, принятый ранее ирландской палатой общин (1745-46). Развернулась борьба за признание прав евреев, тори препятствовали признанию прав, виги указывали на успешную деятельность евреев, в их руках было 20% торговли и  12  частей дохода страны; билль был принят в 1753 г., однако в результате недовольства купечества и населения был отменен в 1754 году.

Во время восстания якобитов (1745-46) евреи приняли сторону правительства, банкир Самсон Гедеон укрепил финансовый рынок,  молодые евреи вступили в армию. Самсон Гедеон (1699-1762), советник по финансовым делам английского правительства, во время испано-французской войны снабжал правительство деньгами, во время Семилетней войны на свои средства вербовал солдат для армии, оставил состояние в 580 000 фунтов стерлингов.

Между 1754 и 1829 годами произошли перемены в отношениях массы англичан к евреям, в верхах общества растет понимание роли еврейского народа в развитии страны и в целом мира, например, случай с лордом Джорджем Гордоном (1751-1793), представителем известного дворянского рода, протестантом, политическим деятелем. Лорд Гордон в 1784 г. принимает иудаизм, и исполнял все Законы; поводом к переходу в иудаизм были его финансовые планы: "надеялся найти среди евреев приверженцев своей системы отказа воюющим сторонам в займах" (ЕЭ, т. 4, с. 690), был арестован и приговорен к 5 годам заключения.
Еврейское население стало играть в жизни Англии видную политическую и экономическую роль, появились первые евреи-дворяне, например, сэр Гольдсмит Исаак-Лион (1778-1859), общественный деятель и финансист, первый английский еврей баронет. В 1846 г. он уладил финансовый спор между Португалией и Бразилией, за что получил от португальского правительства титул барона. Всем известен крупный экономист начала XIX века Давид Риккардо (1772-1823) заложивший основы политической экономии, миллионер, один из видных представителей лондонского Сити, член английского парламента с 1819 г.
Знаменитым в области юриспруденции был сэр Джордж Джессель (1842-1883), еврей, судебный и политический деятель, с 1868 член палаты общин, знаток торгового дела; в 1871 главный поверенный по делам казны, член кабинета, вскоре занял место судьи в высшем судебном учреждении Англии, заслуженно получил прозвище – "справедливый".

Евреи разворачивают торговлю внутри страны, активно участвуют в общественной жизни и в столь любимых англичанами занятиях спортом (боксом); в 1789 г. Даниил Мендоса применил новые приёмы в "грубом" тогда английском боксе и стал чемпионом Англии (см. слово бокс). Далее последовала длительная борьба за натурализацию в Великобритании, в начале XIX века в Англии проживало 8000 евреев, к  XX  в. – 160 000, лишь в 1890 г. удалось добиться отмены всех ограничений, все должности, вплоть до лорд-канцлера и наместника Ирландии стали доступны еврейскому населению страны.
Активно защищал права евреев в Англии Дизраэли Бенджамин лорд Биконсфильд, крещен в юности, в 1837 г. был избран в парламент, крупный политический деятель и писатель, премьер-министр (1866, 1874-80).  Герой его романа "Танкред, или Новый крестовый поход" (1847) молодой аристократ, уезжает в Палестину, чтобы вернуть христианской церкви иудейскую первооснову, в которой автор видит источник европейской цивилизации. Дизраэли подчеркивал своё еврейское происхождение, в его теории, христианство – завершающий этап иудаизма, христианство и иудаизм он рассматривал как две стадии одной и той же религии, которые в будущем должны слиться в единую религию.

Томас-Генри Гексли (1825-1895), английский ученый, высказывая свои взгляды на христианство, отмечал, что христианская религия есть эллинизированный иудаизм. Подобные взгляды имел Израиль Абрагамс (род. 1858), ученый и педагог, который написал ряд работ об истории евреев, наиболее известной была работа "Еврейская жизнь в средние века", Лондон, 1896. Исследователи считают, что он дал представление о еврейской жизни средневековья; автор отмечал, что роль евреев как идейного фактора Возрождения не изучена, и что церковь не без основания обрушилась на евреев, считая их вдохновителями различных еретических движений (лютеранство).

Евреи появляются в английской литературе в старой  драме во 2-й пол. XVI в.: в 1564 г. драматург Р. Вильсон издал пьесу "Три госпожи из Лондона", в ней выводится образ честного еврея, который противопоставлен мошенникам христианам; в 1570 г. была поставлена драма Марлоу "Мальтийский жид", в ней, мальтийский купец Барабас изображен злодеем, христиане в пьесе также выглядят не лучше. Шекспир в "Венецианском купце" создаёт образ еврея Шейлока, который не совершает преступлений, но крайне ожесточен и озлоблен несправедливостью; многие исследователи считают его стереотипом еврея, который был искусственно закреплен в сознании европейцев того времени. 

В XVII в. и позже появилось много драм связанных с библейскими сюжетами: "Разрушение Иерусалима" Д. Кроуна (1667), трагедия Фентона "Мариамна" (1723) и др. В XVIII веке евреи выступали в театральных постановках, как в идеализированном виде, так и в образе жалкого и смешного посредника в мелких делах; у Шеридана в "Школе скандала" (1776) Мозес (Моисей) – ростовщик, но добрый малый, услужлив, умный и верный друг. Названия пьес ("Жид", "Жид из Могадора", "Еврейский доктор") говорят об интересе англичан к еврейскому народу; у писателя Ч. Дибдина (1745-1814), в комедиях "Еврей и доктор", "Школа предрассудков", главные герои (евреи) представлены в положительном свете.

Культурные интересы англичан в это время были обращены к роману, который переделывается для театра, и становится источником многих театральных постановок. Вальтер Скот (1771-1832) в романе "Айвенго" первым среди писателей изображает ряд типов евреев и выступает в их защиту; героиней романа описывающего эпоху Ричарда Львиное Сердце является идеализированная еврейка Ревека, произведение в своё время оказало сильное влияние на английское общество и на его отношение к еврейству. В XIX веке англичане пересмотрели своё (раннее негативное в большинстве) отношение к еврейскому народу, евреи стали неотъемлемой частью  населения Англии, появляются произведения, где действующими лицами являются евреи, которые изображены уже не как объекты защиты или обвинения, а как люди представляющие религиозную мысль и рациональные идеи.

Подведем краткий итог, очевидно, что формирование и развитие раннефеодальной Англии (городской культуры), и конкретно финансово-налоговой системы и торговли проходило при непосредственном участии еврейских общин, об этом говорят даже еврейские кварталы расположенные, как правило, в центральной части городов. После завоевания (1066) в стране были организованы государственные и общественные институты, основанные на библейском праве, ранняя католическая церковь и власть тесно сотрудничали с еврейским населением, через которое осуществлялись международные связи с другими регионами цивилизации.

 Достигнув определенного уровня развития, сформировав государственные институты и прослойку управленцев, светская власть посчитала присутствие евреев ненужным, а католическая церковь увидела в них опасных конкурентов. Начался процесс притеснения и ограничения прав, который закончился присвоением еврейского имущества, финансов и изгнанием евреев из страны.

Более 3,5 веков англичане жили без евреев, католическая церковь, задерживала развитие страны, решить эту проблему могла только кардинальная церковная реформа, направленная на демократизацию института церкви. Реформация, начавшись, как королевская и государственная акция, породила широкое народное движение с библейской социально-политической направленностью (протестантизм).

Достичь мирового господства англичане смогли только тогда, когда привлекли крупные еврейские капиталы из Голландии, в дальнейшем Англия проявила себя на политической сцене как крупнейшая торговая, промышленная, морская и колониальная держава. Таким образом, организующая и направляющая роль еврейского народа в развитии Англии очевидна, однако, критик может высказать мнение о малочисленности конкретных фактов доказывающих влияние евреев на развитие Англии, эти факты мы будем искать в самом "сердце" английской нации – в его языке, в английских именах и терминах.