Мой второй День Рождения. Эссе

Надежда Сапега

        (для конкурса эссе на тему "Мой день рождения" на Youngblood.ru  : I место.)

        Меня никто не ждал, родные хотели мальчика – сына – мама больше всех. Она часто рассказывала в компаниях, как отказывалась кормить новорожденную дочь в роддоме, говоря медсёстрам: «Уберите этого  ребёнка, вторая девочка мне не нужна».
        Родилась я под Новый год, 27 декабря.. Какой он там был, этот день рождения –  ясный или пасмурный, морозный или с оттепелью – не знаю, думаю только, грустный он был и полон разочарования: моему появлению не очень радовались. Конечно, меня привезли домой. Конечно, купали и пеленали – заботились, как могли, любили, как умели; а я сопела в пелёнки все дни напролёт….
        Днями я спала, зато ночи, и родственники, были в моём распоряжении! По ночам окружающие бодрствовали, не желая того! Мой маленький организм перепутал время суток, как объясняли родным врачи, они не подозревали, что я родилась «совой», а не «жаворонком», тогда таких понятий не существовало. Окружающие изнывали от ночного бдения над неугомонным малышом, приписывая смутные цели моему «пришествию в этот мир» – будоражить их покой. Разумеется, я не желала близким зла.
        О чувствах окружающих ко мне я мало что знаю: не ведаю, что думала сестра-подросток, бабушки, дедушки, тётушки и дядья. Огорчился ли отец моим появлением на свет? Вероятно, он огорчился, возможно, выпил «горькой», но решил: воспитаем-ка мы из этого невыносимого карапуза «отличного парня»! Надеждой назвал меня он….
        Человеком он был горячим и сумасбродным; роста он был высокого, худощавый,  белокожий и светловолосый,– хотя, я не помню всего этого… Помню, как усадил он меня однажды на свои плечи под грозовым проливным дождём и пошёл так со мной по улице. Мне было года три. Помню, как лупили меня по лицу и по голым ручкам крупные, обжигающие холодом, градины, как ревела я и брыкалась; как бежала за нами мама, умоляя отца переждать грозу под каким-нибудь навесом.
        «Мне не больно, значит и дочь потерпит» ,– сказал отец.
        Помню еще, случай. Отец сказал, что покажет мне чудо. Мне, вероятно, было уже четыре. Он вывел меня в ночь на порог дома, велел поднять голову вверх и смотреть. Это был мой первый раз, когда я воочию увидела своего отца и Небо! Я увидела тёмную Бездну над головой и исполинскую фигуру, над которой стали мелькать полосы света! Мир искрился и гремел – начиналась гроза.
        «Нравится?!» – спросил отец.
        Как же это может не нравиться?! Нравится, конечно, нравится!..

        Помню я и день своего «Второго Рождения». Однажды отец повёл меня в Камышевахскую балку*, показал мне крутой и высокий холм и спросил:
«Хочешь на него залезть?»
        «Нет»,– твердо ответила я. Холм показался пятилетней девочке гигантским, а залезть, по понятиям ребенка, можно было только на табуретку.
        «Не хочешь, но залезешь»,– сказал отец. Он взял меня под мышки, подсадил на выпирающую из основания холма глыбу ракушечника, забрался следом и стал подталкивать впереди себя наверх. Поскольку холм, вначале подъема, был не крутой, и сил своих я почти не тратила, сознание моё удивлялось лишь тому, что камни и трава, за которые я хваталась, не могли меня держать, что они не являлись ни точкой опоры, не точкой равновесия: почва под ногами ползла, камни отлипали от неё, а трава отрывалась.
        Отец сказал, чтобы я не смотрела вниз и я, как нарочно, сделала это. Я заорала так громко, как только смогла! Мне показалось, что мир перевернулся, что я падаю….
        «Я не полезу, не полезу!»– кричала я, пока отец не тряханул меня за шкирку и не шикнул,– лезь, или я сброшу тебя вниз».
        Плача, я стала карабкаться на холм, не подозревая, что с другой его стороны проложена автомобильная асфальтовая дорога, по которой легко и просто можно подойти к тому месту, к которому мы карабкались. В какой-то момент отец велел мне остановиться, показал камень, на котором я должна была крепко стоять, и велел ждать. Он быстро забрался на вершину, протянул мне руки и вытащил наверх: там я увидела большую ровную площадку и ту самую дорогу, которая поднималась куда-то ещё выше.
Отец сказал:
«А теперь обернись, и смотри туда, откуда мы пришли».
        Я обернулась и увидела город! Большой, просто огромный город! Центральный собор,  вокзалы, широкую и тихую реку Дон, железнодорожные и автомобильные мосты и магистрали, жилые кварталы, улицы... Весь Ростов возник пред взором! Мы были на небе!
        «Это наш город, нравится?!» – торжественно произнес отец.
        «Нравится» – ответила я, плача.
        «Дарю! Считай, что сегодня у тебя день рождения! Это твоя первая Вершина!»
        Не помню я, какой он был – этот день, просто летний, не помню восторга от подарка, помню только: подъём, испуг, ободранные колени и…
...Спуск…  Я была уставшей и зарёванной, и сказала:
        «Папа, пошли домой, вон дорога».
        «Нет,– сказал отец,– мы уйдём отсюда, как пришли. Вершина берётся напором и смелостью, а покидать её надо с достоинством – иного она не простит».

        январь, 2009г
        редакция 2011г.

_________________________________________________________-

*   Камышевахская балка – ныне, проспект Стачки 1912 г.

Фото от: 2000г., 1 мая – день святого Воскресения – Пасха. Домбай.
Высота горы 3000м. над уровнем Каспийского моря.