Глава 5. Океанология - наука комплексная

Владилен Николаев
   ОКЕАНОЛОГИЯ - НАУКА КОМПЛЕКСНАЯ.
 Институт океанологии АН СССР был задуман его создателем академиком Петром Петровичем Ширшовым как комплексное научное учреждение. Уже в пятидесятые годы в состав Института входили лаборатории физической океанографии, биологии моря, геологии моря, химии моря, береговых процессов, морской техники и морской электроники. Черноморская станция по структуре была его маленьким слепком. Здесь были отдельные исследовательские группы, сотрудники которых работали под руководством специалистов из московских лабораторий.

 В первые несколько лет после моего приезда на ЧЭНИС в этих группах работали: геологи В.П.Гончаров и Ю.П.Непрочнов, гидрологи Н.С.Кормышев и А.А.Висневский, геоморфологи - береговики Е.Н.Егоров, Н.А.Айбулатов, В.Л.Болдырев и Б.А.Шуляк, химик В.А.Егорова. Вскоре к ним добавились геологи Е.М.Емельянов, К.М.Шимкус, В.Н.Москаленко, гидрологи Д.М.Филиппов, И.М.Овчинников, Л.М.Фомин, Е.А.Плахин, биолог Т.А.Петухова (Лукашёва), химики Ю.Ф.Лукашёв, В.Ф.Севостьянов, М.Ф.Пилипчук, В.С.Соколов, Е.Г.Соколова. Большинство из них были молодыми, энергичными специалистами, увлечёнными своими научными проблемами.
 
 Только директора ЧЭНИС тех лет Е.Н.Егоров и сменивший его К.В.Негляд к началу работы здесь уже были кандидатами наук. Почти все остальные защитили кандидатские (а некоторые - и докторские) диссертации позже, в результате работы на ЧЭНИС. Впоследствии на ЧЭНИС (а затем - в ЮО) появились новые энергичные научные сотрудники, но здесь я вспоминаю тех, с кем мне довелось встретиться в те самые первые годы моей работы.
         
 Конечно, я пришёл в океанологию совершенно случайно, море впервые в жизни увидел лишь 19 марта 1956 года по дороге из Новороссийска в Геленджик. Но очень скоро море увлекло  меня. Мне понравилось смотреть на море с берега и со шлюпки, нырять в прозрачную воду в маске и погружаться с аквалангом. Настоящий восторг и острое ощущение счастья вызывали  у меня выходы в «открытое море» на небольших, но очень красивых судёнышках Института со звонкими названиями «Академик Ширшов» и «Академик Обручев».

 Яркие впечатления остались от первых заходов в черноморские порты Камыш–Бурун, Керчь, Анапа, Туапсе, Сочи, Феодосия, Одесса, Сухуми, Поти, Батуми. Разумеется, к участию в этих первых небольших моих экспедициях я привлекался в качестве черновой рабочей силы на судне - «плоское таскать, круглое катать». Меня это обстоятельство нисколько не смущало. Такой работы в экспедициях всегда много. И многие другие молодые специалисты начинали и ныне начинают свою работу в океанологии с выполнения подобных обязанностей.