Сосед

Дмитрий Турбин
Есть у меня сосед дядя Женя. Друг моего отца и мой хороший знакомый, у которого, по его словам: "я на глазах вырос". Живем мы в одном подъезде нашего длинного двенадцатиэтажного дома. Я на седьмом, а он с женой, тетей Ниной, на пятом этаже.
Когда умер мой папа, дядя Женя на его поминках сказал много теплых слов об отце и был очень тронут тем, как прошли отпевание, прощание и поминки.

– Первый раз я на таких похоронах, где все как положено... Даже поминки прошли в трапезной храма!

Для него это оказалось очень близким и важным, хотя сам он в храм, как я думаю, ходит редко. Может если только на Пасху свечку поставить да кулич с яйцами освятить... В общем, как большинство современных "православных христиан".

Когда у моего духовного наставника вышла книга, я был очень рад. Тем более, что к одному произведению в ней Господь дозволил приложить руку и мне. Так что выход этой книги мне был приятен вдвойне.

Дяде Жене я уже дарил одну книгу – "Отец Арсений" – поэтому, когда я предложил ему еще одну, это для него не было в новинку.

– Дядь Жень, у моего батюшки, отца Иоанна – Вы его помните, книжка вышла. "Невыдуманные рассказы сельского батюшки" называется. Не хотите приобресть? – спросил я именно так, сам не зная почему. Ведь мог бы, как и предыдущую книгу, подарить. Но, видимо, свою роль сыграл тот факт, что у меня в машине лежала целая пачка книг батюшки, на реализацию. Вот я и предложил по инерции – купить. Дядя Женя чуть заметно замялся, потом сказал:

– Дим, знаешь, я и ту твою книгу, которую прочитал с удовольствием, соседу по даче потом подарил... Поэтому, купить, – он снова замялся, – Покупать мне ее ни к чему... – и он в каком–то смущении, видимо предполагая, что его ответ может огорчить, извинился.

– Ну, хорошо, дядь Жень. Нет так нет, – примирительно ответил я, – Просто батюшке эта денежка может быть хорошим подспорьем, как пожертвование, вот я и предлагаю его книги по 300 рублей. Книжка-то хорошая, в твердой глянцевой обложке, объемная, с его акварельными работами, да и просто в хорошем исполнении. Но, я Вам ее и так дам почитать. Только Вы с ней аккуратней. Прочтете и вернете.

Передал ему книгу, на том и разошлись.

Прошло какое-то время. Может, неделя, может – две. Выхожу утром на работу и, как бывало уже не раз, пока машину прогреваю – возвращается с газетами мой сосед. Заметил меня, повернул в мою сторону уверенным шагом и бумажник на ходу достает из кармана. Я удивился еще – думаю: зачем это он бумажник-то достает? А он подходит и говорит:

– Дима, поблагодарить тебя хочу. И батюшку. За книгу.

А сам бумажник открывает и денежку достает. Три сотни.

– Ты знаешь, очень хорошие рассказы в этой книге. Я начал читать. И, знаешь, что скажу я тебе: мы с Ниной ремонт сейчас в квартире делаем... Ну и спорим порой, поругаться можем... – дядя Женя сделал сокрушенный жест рукой, – А у нее давление сразу от этого поднимается. Таблетки горстями уже пьет – ничего не помогает! И ее жаль, и с собой ничего поделать не могу, тоже переживаю... И тут возьми, да и скажи я ей: "Нин, ты вот книгу эту возьми, почитай. Там рассказы короткие, читаются легко. Глядишь, успокоишься". Смотрю, взяла. Один рассказ прочла, другой, третий – зачиталась. Через какое–то время давление померили – норма! Так что, спасибо тебе, Дима!

Я стою и не знаю, как реагировать. С одной стороны, понимаю, что ничего особенного не произошло. Это абсолютно нормальное действие пастырского слова... А с другой... Как же мало дорогих и близких мне людей за этим словом обращаются! И вот сейчас, так неожиданно, я узнаю о маленьком чуде.

Так и стоял с дяди Жениными деньгами в руке, и вдруг мне захотелось обнять его.

– Дядь Жень, дорогой Вы мой человек! – теплота от родственности переживаемых нами чувств заполнила мою душу, – Как я рад за Вас!

– Ты понимаешь, Дима, мне близки такие рассказы о маленьких, житейских, но чудесах. Когда я еще мальчишкой жил в деревне, то в 12-ти километрах от нас, в другой деревне, жил тесть брата моего отца, дед Семен – Семен Михайлович Переведенцев. Он всю войну прошел возчиком – на телеге возил разные разности на фронте, а не погиб. Был он человеком глубоко верующим, крепким хозяином, всю жизнь трудился на земле. Содержал хороший сад, имел пасеку и по праздникам всегда ходил в церковь, которая была километров за 70 от его деревни Мосоловка, что в Тамбовской области. И вот однажды с ним произошел такой случай: собрался он в очередной раз в церковь. Был какой-то большой праздник церковный. Надел все самое лучшее и видит: носков нет хороших – все штопанные-перештопанные. Говорит жене: "Нюрочка, дай мне новые носки. Стыдно-то в храм идти в латаных-перелатаных!". А жена в ответ: "Семушка, где ж я тебе их возьму, нету у меня хороших, только такие... Ты уж в этих сходи, других-то все равно нету...". Очень горевал дед Семен из-за носков, но делать нечего. Повинился перед Богом, да и пошел. А на пути его лежало место такое, не хорошее, что люди его старались стороной обходить. "Чернов мост" называлось. Деду Семену-то все нипочем: перекрестился, да шагает себе через него. Подустал, сел на пенек передохнуть, да все о носках горюет. Вдруг видит, что такое? На другом пеньке, недалеко от него, что–то лежит. Пригляделся – носки! Новенькие, с бирочкой! И прямо его, деда Семена, размера! Перекрестился дед Семен, низко поклонился, поблагодарил Бога за подарочек, и пошел в церковь к празднику уже в новых носках...

Дядя Женя закончил свой рассказ и добавил:

– Такая вот история произошла с дедом Семеном, и был он такой человек, что не верить ему я не могу. Больно порядочный был, рассудительный и чтобы матерное слово сказать, как и приврать, такого за ним никогда не водилось. Так что не в диковинку мне подобные истории, с детства я о них знаю... Ну, ладно, пойду я. И тебе на работу пора, прости, что отвлек...

– Да что Вы, дядя Женя! Это Вам спасибо! Ради таких историй я и на работу опоздать готов!
Мы попрощались с моим дорогим соседом, и каждый из нас отправился заниматься своими делами в этом новом, благословленном Богом дне.