Негромкие мысли 7

Елена Куманичкина Лена Радова
Всем известно, что на свете есть бродячие сюжеты, их, кажется всего-то 36 (по Польти), есть теплейшие разговоры по душам, которые могут вдохновить на какие-то рассказы, и каждый из нас напишет их по-своему.
 А есть чистой воды плагиат.
Но и он тоже разный бывает
Были мы  как-то  с моим задушевным другом Сашкой  на концерте оч.известного и любимого барда, звезды нашей юности. Сидим такие размягчённые, в прекрасном расположении обеих наших душ.
И вдруг слышим Сашкину песню. Смотрю на него: он от неожиданности рот раскрыл. А я ужасно разозлилась... Следующая песня - тоже Сашкина...
Идём после концерта за кулисы выясняться.
Нас приняли без проблем. Спрашиваем, мол, вот эти две песни - чьи там музыка и слова? Отвечают: "Музыка народная, слова народные, понятия не имею, кто их написал, но мне они очень нравятся". Объяснили ситуацию, да что толку?
Вышли с концерта, говорю:
- Сашк! Хватит нюниться. Это лучшее признание, когда так говорят.
А кто виноват? Надо было авторские права оформлять.
Вариант второй.
Недавно ищу нужную инфу в нете, попадается мне мой очерк об известном человеке с единственным упоминанием моего имени и аналогичным  коротким фрагментом. Дальше кавычек нигде нет, очерк запущен целиком по воде аки посуху, в нескольких местах идут вставки нового автора моего текста,которые жутко рвут с т. зрения стилистики.
Дочь говорит: "Ищи, звони и выясняйся! Это наглость!" Кто бы сомневался, только никого я искать не буду, зачем мне это нужно, глупости всё это, а меня не убудет.
А в завершении история про "плагиат" "за здравие", чтобы не так "заупокойно" смотрелись эти две.
 Фрагмент из книжки Марины Влади "Владимир или прерванный полёт":
«Однажды вечером ты возвращаешься поздно, и по тому, как ты хлопаешь дверью, я чувствую, что ты нервничаешь. Я вижу тебя из кухни в конце коридора. Ты бросаешь пальто, кепку и большими шагами направляешься ко мне, потрясая какой-то серой книжкой.
«Это слишком! Ты представляешь, этот тип, этот француз, — он все у меня тащит! Он пишет, как я, это чистый плагиат! Нет, посмотри: эти слова, этот ритм тебе ничего не напоминают? Он хорошо изучил мои песни, а? Негодяй! И переводчик — мерзавец, не постеснялся!»
Мне не удается прочесть ни слова, ты очень быстро пролистываешь страницы. Потом начинаешь ходить взад-вперед по квартире, и, ударом ладони подчеркивая рифмы, ты цитируешь мне куски, которые тебя больше всего возмущают. Я начинаю хохотать, я не могу остановиться. Задыхаясь, я наконец говорю тебе, что от скромности ты, по-видимому, не умрешь и что тот, кто приводит тебя в такое бешенство, не кто иной, как наш великий поэт, родившийся почти на целый век раньше тебя, — Артюр Рембо. Ты открываешь титульный лист и краснеешь от такого промаха. И, оставив обиды, ты всю ночь с восторгом читаешь мне стихи знаменитого поэта».
ХХХ
Кому нужна интеллигенция?
Вчера вечером смотрела "НТВшников" - уже раз-навсегда зареклась наблюдать этот базар-вокзал, но тема такая больная была (название поста).
Снова такую полумаразматическую чушь несли, орали, перебивали друг друга. Невзоров глядел с большого экрана на всю эту катавасию и говорил про прыщи (образно), коими являются интеллигенты на теле общества, не давая ему спокойно жить. Режиссер Смирнов (с большим уважением к нему отношусь) вел себя настолько невыдержанно, временами казалось, даже капризно.
Звучали отдельные умные реплики, но, в целом - потрясное убожество мысли. Демонстрация её угасания.
И никто не сказал, что главная особенность интеллигентного человека - ощутить чужое горе, чужую боль - как свои. И помочь ближнему - не словом, - делом.
ХХХ
Анни Лейбовиц:"Надеюсь, я умру, снимая"
Эту американку считают одной из самых успешных женщин-фотографов современности.
Энни Лейбовиц - одна из самых  известных, талантливых и востребованных фотографов современности. Она работает в разных жанрах - пейзаж, натюрморт, интерьерная съемка, репортажные и жанровые зарисовки, обнаженная натура. Самые известные ее работы - портреты знаменитостей - результат многолетнего сотрудничества с одним из ведущих журналов о моде и стиле "Vanity fair".
Её выставка "Жизнь фотографа 1990-2005" проходит в Музее частных коллекций в Москве с 11 октября и до 15 января 2012 г..
Пошли, постояли в очереди, чтобы войти, правда, недолго - напротив у входа в Пушкинский на Сальвадора Дали очередь покруче.
Отчего-то было много молодых дам в вуалетках.
Некоторые  портретные фотографии, действительно, потрясающие. Сюжетные, на мой непросвещенный взгляд, ничего особенного - у каждого из нас есть подобные фото, только, естественно, качеством "пожиже".
А вот фотография актёра и режиссёра Вилли Нельсона сразила наповал...
Ну, и беременная Деми Мур, безусловно, чудо, как хороша.
Что жутко не понравилось - так это "вводные" тексты - стилистически совершенно малограмотные.
Моя интеллектуальная подружка вышла и многозначительно изрекла: "Мне жаль Лейбовиц. Ей, очевидно, так скучно жить..."
А по-моему, как раз наоборот... Кипучая у неё жизнь и интересная.
А на втором этаже - выставка Кандинского ...
ХХХ
Василий Кандинский (1866-1944) - русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников  абстракционизма. Был одним из основателей  группы "Синий всадник".
Кто бывал в галерее Ленбаххауз в Мюнхене, эту сторону творчества Василия Кандинского имел счастье видеть. Но не грех и ещё разок посмотреть - она привезена в Музей частных коллекций (выставка будет работать до 15 января следующего года).
Когда говорят: "Тьфу, Кандинский этот  - мазня, запросто любой нарисует такое", меня это страшным образом бесит, потому что... ну рисуйте, кто же вам не даёт. Только так рисуйте, чтобы видно было, что произведение ваше вышло из-под руки гения, потому что...  как он сам говорил: "Эти абстрактные формы важны не сами по себе, важен их внутренний звук, их жизнь", а "каждое произведение искусства технически возникает так же, как космос возник из катастроф", и "создание произведения искусства - это создание мира". Простые истины? Безусловно!
Но только он ими владел, а те, кто "собирается" создать свою нетленку, - понятия о них не имеют.
Ладно...
Почему -"Синий всадник"?
В  1911 г. в Мюнхене Кандинский организовал альманах и группу « Синий всадник", куда вошли известные художники-экспрессионисты ( их работы - тоже на этой выставке).
Название «Синий всадник» повторяло название картины Кандинского (1903) и призвано было свидетельствовать о романтически-символистских устремлениях художников.
Вот тот его "Синий всадник" (1903).
Между прочим, В.В. Кандинский ещё книги по истории искусства писал, автобиографическую повесть и стихи писал... Такие странные и интересные. Вот одно из них:

Позже
Я найду тебя на глубокой высоте.
Там, где гладкое колет.
Там, где острое не режет.
Ты держишь кольцо в левой руке.
Я держу кольцо в правой руке.
Никто не видит цепи.
Но эти кольца - крайние звенья цепи.
ХХХ
Как пасьянс на лист убогий
Разложил я чаяния.
А вот здесь, - притри немного:
Расплескал отчаяние.

Эти стихи давным-давно написал мне один знакомый-математик в знак большой дружбы и доверия, а потом признался, что их произвел на свет компьютер.
 А я чего-то до сих пор не верю...
ХХХ
"Жили-были" - сочетание этих двух глаголов затрепали до крайности,потому они воспринимаются как обязательный зачин почти любой сказки, и мало вдумываешься в эти ставшие серыми два очумело прекрасных глагола: ЖИЛИ -БЫЛИ...
Какая протяженность во времени и пространстве, какая явственность ...
И только читая Кирсановское "Жил-был я... (Стоит ли об этом)?", понимаешь всю огромность, значимость и обязательную проходящность, обращение в тлен (в каждой конкретной жизни) этих слов:
"(Жил-был я…)
Вспомнилось, что жил..."
ХХХ
Геннадий Шпаликов:"Поэтам следует печаль, а жизни следует разлука"
1 ноября (точнее, с 31 октября на 1 ноября) 1974г. трагически ушёл из жизни Геннадий Шпаликов.
Ему было 37 – роковая для великих русских поэтов дата.

Урожден поэтом
Белла Ахмадулина, 17 сентября 1998 г.
"Некогда, много лет назад, я увидела его веселым, сияющим, источающим сияние: глаз, лица, улыбки.
Я видела его последние, вернее, предпоследние дни. Трагическая, как бы несбывшаяся жизнь, совершенное одиночество, лютая унизительная нужда.
Я была его товарищ, желала быть вспомогательным другом. Но я не Тот, кто ведает жизнью и смертью.
Геннадий Шпаликов урожден поэтом. Читатель его вольных стихотворений и всегда подневольных сценариев поймет без моей указки и без моего указания, что Шпаликов - изначально поэт, ищущий воли, не добывший свободы, кроме той, о коей не пишу. А тут еще зависимость от кинематографа, этого ужасного, проклятого "совкино"... Это была подневольность свободолюбивых людей.
Если принять к сведению ума, что это значит: "шестидесятники"? Булата  Окуджаву раздражало и огорчало это неправедное сочетание слогов и людей. Геннадий Шпаликов - есть самый хрупкий, трагический силуэт и символ этого промежутка между временем и временем. Некоторые - и я - как-то выжили, прижились. Шпаликов - не сумел, не выжил. Это благородно.
Я полагаюсь на благородство читателей, которые поймут и возлюбят чистоту души поэта, изъявленную в его творчестве, в его жизни и смерти".
Источник: Шпаликов Г. Ф. Прощай, Садовое кольцо. Сборник стихов. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000.
ХХХ
 Заповеди Матери Терезы
1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте им.
 2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях - все равно проявляйте доброту.
3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
4. Если вы честны и откровенны, то люди будут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.
6. Если вы обрели безмятежное счастье, то вам будут завидовать – все равно будьте счастливы.
7. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро.
8. Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и этого никогда не было между вами и ими.
9. Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все это с улыбкой и продолжайте делать свое дело.
10. Молитесь вместе и пребудьте в единстве.

(Чистила комп, обнаружила эту старую запись...Но мысли-то в ней - на все времена...)
ХХХ
Правило 3-х "НЕ". Золотое?
"НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЙ, НЕ ДУМАЙ, НЕ ГОВОРИ, если тебя об этом НЕ ПРОСЯТ".
  Придерживаться подобного правила у меня получается далеко не всегда...
 ХХХ
Молитва святого Франциска Ассизского
Господи, сделай руки мои проводником Мира Твоего,
и туда, где ненависть, дай мне принести Любовь,
туда, где обида, дай мне принести Прощение,
туда, где рознь, дай мне принести Единство,
туда, где заблуждение, дай мне принести Истину,
туда, где сомнение, дай мне принести Веру,
туда, где отчаяние, дай мне принести Надежду,
туда, где мрак, дай мне принести Свет,
туда, где горе, дай мне принести Радость.
Помоги мне, Господи,
не столько искать утешения, сколько самому утешать,
не столько искать понимания, сколько самому понимать,
не столько искать любви, сколько самому любить.
Ибо во истину, кто отдает - тот получает,
кто забывает себя - вновь себя обретает,
кто прощает - тому прощается,
кто умирает - тот возрождается в Вечной жизни.
Помоги же мне, Господи,
сделай руки мои проводником Мира Твоего.
ХХХ
 Молитва. Антуан де Сент-Экзюпеpи
“Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня.
Научи меня искусству маленьких шагов.
Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.
Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни.
Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.
Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.
Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.
Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко.
Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.
Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.
Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!
Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.
Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы. Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.
Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем “внизу”.
Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.
Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.
Научи меня искусству маленьких шагов”.
ХХХ
А вы уверены, что утром встаете тем же человеком, что отправился спать вчера?
ХХХ
Как рядовую совдеповскую женщину меня крайне интересуют разные загадочные мистические личности.
Это портреты одного и того же человека - графа Сен-Жермена. Если в Google залезть, там их выскочит множество.
Только не надо мне говорить, что истории про этого человека (?!?) - сказки про белого бычка...
Не может такого быть хотя бы потому, что их очень много, и писали о нём, как современники, так и совершенно  люди различных вероисповеданий, и даты жизни их отличались даже не десятилетиями.
Не буду подробно пересказывать его историю (о Сен-Жермене можно в любом поисковике прочитать), - коротко:
Дата его рождения точно неизвестна- тут всё расплывчато: от 1690 до 1710 года (те, ажник 20 лет...)
Сведения о его родителях противоречивые.
Точно известно лишь одно: он был вхож в высшие общества и королевские дворы Европы. Был фантастически богат, и, понятное дело, был недосягаем для женщин, всячески их избегал (с нами только свяжись...)
Он был исключительно талантлив и одарён, в совершенстве владел немецким, английским, французским, португальским, знал восточные языки, совершенно невозможно было определить, какой же язык является для него родным.
Обладал феноменальной памятью - запоминал страницы текста после одноразового прочтения.
Виртуозно играл на скрипке, читал лекции по психологии, великолепно рисовал, занимался оккультизмом и алхимией,был основателем нескольких тайных обществ.
Все его предсказания и пророчества сбывались.
Одевался  Сен-Жермен во всё чёрное ( мой любимый цвет, поскольку является отсутствием цвета, и на его фоне любой человек - выглядит тем, кем он есть на самом деле), маниакально любил драгоценные камни.
Граф часто описывался как человек среднего возраста, без единой морщины на лице, бодрый и здоровый. Он не ел мяса и не пил вина, и вообще редко ел в присутствии посторонних.
Его красочные рассказы об экзотических странах поражали воображение слушателей. Немудрено, что граф вызывал чрезвычайное любопытство и многие пытались выведать его подноготную, подкупив слуг. Старик слуга предложенные деньги взял, однако заявил, что ничего не знает о родословной графа и его прошлом, гак как служит у него всего-то... 300 лет! После такого ответа окружающие решили, что Сен-Жермен знает секрет изготовления эликсира бессмертия. А вскоре нашлись свидетели, утверждавшие, что видели графа десятки лет назад, и с тех пор он нисколько не изменился.
Ладно, допустим, это всё мистика-балдистика, но в исторических документах имя этого человека упоминается не однажды.
Теософы и мистики всех мастей считают Сен-Жермена неким пророком — мудрецом из Шамбалы, Великим Восточным Адептом, основателем Храма Новой Эпохи. Например, Елена Блаватская называла графа “тайным властителем Тибета”. А Елена Рерих утверждала: “Сен-Жермен руководил революцией, чтобы посредством ее обновить умы и создать единение Европы”.
Умер Сен-Жермен, якобы, в 1874 году, но кто-то видел его и после смерти...
многие мистики искренне верят, что бессмертный граф до сих пор бродит по грешной Земле, среди нас. Оглянитесь, может, он где-то рядом...
И в заключении для стукнутых дурочек, типа меня: теософы утверждают, что Сен-Жермен помогает, если его позвать...
"Просто подумайте: Сен-Жермен, мне нужна твоя помощь. Подождите минуту и опишите ему ситуацию или вопрос, в котором вам требуется помощь.

Вы поймете, что он с вами, потому что неожиданно вам в голову придет созидательный, творческий ответ. Кроме того, в комнате можно увидеть фиолетово-пурпурные искры. Или вы можете начать видеть фиолетово-пурпурные оттенки везде, скажем, на одежде людей или на цветах.

Вам также в голову начнут приходить серьезные, глубокие мысли о том, как можно помочь другим".

Ну, что поверили? Впечатлились?
А, может, всё это чушь собачачья...
ХХХ
Брат сегодня (вчера уже...) провожает меня, говорит:
- Не могу я смотреть современные фильмы о войне. Последний раз  какой-то идиотизм показывали про партизан... жирные все, как один: пуза отвисшие, морды лоснятся...  Не лица - мурло, как отец говорил: "решетом не накроешь".
- Так не смотри, чего так психовать.
- А что они там себе думают, когда снимают, а?
ХХХ
Андрей Звягинцев о своем фильме сказал: «В “Елене” многие увидели борьбу богатых и бедных, причем богатые, считая себя пострадавшей стороной, делают из фильма своего рода манифест, дескать, надо делать заборы повыше, с бойницами для пушек. Я снимал фильм о другом. Меня интересовала внутренняя перемена в этой женщине, Елене, которая действует инстинктивно, как животное, защищающее свое потомство. Меня интересовал нравственный вопрос».
Фильм и получился о другом - он о нашем социуме и его "философии", капитальном расслоении в рамках одной отдельно взятой семьи, личных переживаниях героев, противостоянии "отцов и детей" (очень не люблю этот роман Тургенева), молодости и старости. 
Сюжет фильма абсолютно прост:  героине фильма Елене нужны деньги для внука, чтобы помочь ему поступить в институт и "слинькать" от армии, но ее состоятельный муж отказывает ей в помощи, - потому она его убивает.
Последний кадр фильм, когда маленький ребенок (второй внук Елены), уложенный спать на постель умершего, просыпается в отсутствие взрослых - первый кадр в  новой жизни Елены в окружении семейства своего сына, которая не будет счастливой.
 Фильм заставляет думать. Он из тех редких киношных работ, которые не заканчиваются с появлением на экране финальных титров.
 Кстати или совсем некстати, потому что предвижу, что моё мнение не будет разделено большинством, речи и поведение "богатых" - отца  и дочери - были мне куда симпатичнее, честнее и умнее - "бедных" ( клан Елены). 
Гений ли Звягинцев, как утверждают его горячие поклонники(цы), не знаю, но режиссер он очень интересный. Сильный. Браво!
Саундтрек  к фильму - гениальный (его автор - композитор с мировой известностью Филипп Гласс), изначально даёт установку, что к концу киноповествования случится  непоправимое.
(«Елена» — третья полнометражная работа Андрея Звягинцева. Главные роли в фильме играют Надежда Маркина и Андрей Смирнов. Этот фильм   получил премию «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале и три премии — за лучшую режиссуру, за операторскую работу и за лучшую женскую роль — на кинофестивале в ЮАР. А еще до начала съемок лента получила премию Sundance / NHK International Filmmakers Awards: сценарий «Елены» был назван лучшим на европейском континенте.)
… А вообще этот фильм о том, что ВЫХОДА НЕТ.
Взяты два слоя общества – ни  у одних, ни у других – нет надежды на спасение…
Предприимчивые китайцы придумали билеты на «Ковчег», и кто-то покупается на эту чушь…
 ХХХ 
Фрагмент ниже - из  одной моей книжки, которую не приняли в издательстве по причине того, что один из рецензентов "ничего не понял" - фраза была буквально такая.
Гы-гы...чтобы было понятно здесь - оговорюсь, что это кусочек из дневника одного из студентов (по ходу действия он мне понадобился).Между прочим, это записки авторские, переданные мне на вечное хранение (и использование по своему усмотрению) одним гениальным студентом, дело было давно, никакой неправды в том не было, а сейчас он достиг "степеней известных" и параллельно занимает немаленькую должность здесь, в этой самой структуре, где все мы с вами крутимся сейчас. Прошу прощения за столь долгое вступление.
"Днем вышел из библиотеки и повернул в переулок, где в желтых трехэтажных домах расположены всякие ЖЭКи и нотариальные конторы. Две маленькие девочки (одна в обжигающе-бирюзовом пуховике, другая в пальто неинтересно бордового цвета) весело скакали параллельно мне и кричали: «Пушкин сдох! Пушкин сдох! А Пушкин сдох!» Напротив них возник несуразно высокого роста старик и громким телевизионным голосом начал: «Так нельзя говорить! Ты знаешь, кто такой Пушкин?! - обращался он, в основном, к девочке в бирюзовом. - Пушкин - это самый великий поэт, - выдержав небольшую задумчивую паузу. - На земле»…
Я отдалялся и слышал только безудержный хохот девочек…
Я шел и, вперемешку с хрустом белого снега под ногами, жалел. Мне было жалко этого старика, который так мало знал о поэтах «на земле», было жаль, что большинство таких же стариков прикрывают некоторые свои страхи и опасения  такой семиотической пустотой и «заезженной клячей»: «великий поэт» и, вообще, «великий», не понимая, что на земле были и есть поэты и не поэты… Просто поэты.  И нет никаких великих поэтов. И нет второстепенных.
Жалел этих девочек, которые были всего лишь плодами российского постмодерна, и четко понимали, что Пушкин не великий, а просто по некоторым стихотворениям его можно назвать таковым. И еще было время, когда его следовало таковым называть. И в это же время надо было соглашаться с этим. И старика, и детей было жалко из-за того, что они настолько замкнуты в каркасы культурных эпох, что никогда не смогут выглянуть за эти сомкнутые шторки…"

P.S. Естественно, как мне кажется, это касается и поэтов и писателей.
P.P.S. Был у меня друг один, любил по пьяни орать на всю ивановскую:" Ребята! Швартуйтесь к нам! мы  -пИсатели