Форточка

Ротко
    Форточка. Узкая, высотой во все окно, с двумя створками, и металлической сеткой – назначение –которой - защита от пыли, давно утратило смысл…. Пыль забила сетку почти полностью и чтобы хоть капля воздуха попала тебе с лицо из форточки внизу я проковырял дырку….
    Как ни странно, но это самое яркое воспоминание моего «хрущевского» детства. И не потому, что я родился или рос в условиях «оттепели», нет… родился, рос, и практически вырос в рамках двушки (правда раздельной), теплой двушки, летом удушливой, но достаточно приятной.
    Началось то существование моих родителей в ареале той квартирки с большой комнаты, которую мамин папа – настоящий полковник, смог «сделать» любимой дочке, остававшейся в этом Куйбышеве… дочь то рано вышла замуж, за немолодого уже, почти 29-ти летнего почти еврея.
    Они были самыми счастливыми и завидуемыми среди своих друзей. Первыми обзавелись своим жильём. Частые пирушки и вечеринки детей оттепели достаточно быстро увенчались моим рождением… недолгая передышка, и вот уже я играю в своей кроватке бутылкой из под венгерского вермута, с красивой такой этикеткой, эти этикетки ещё долго привлекали моё внимание, правда пробовать рекламируемый продукт не было желания, но картинка в золотистых тонах так и манила… вот и второе яркое воспоминание…
    Соседи. Квартира то была ведомственная – военная. Вот и селились, то на неделю, то на год или больше приезжие лейтенанты и капитаны в маленькую комнату, и возникал на кухоньке в 6 метров второй холодильник, второй стол, еще один шкаф…. А там еще готовили и ели, как? Не знаю…. С удовольствием и причмокивая – я так думаю…. Не помню…
    Тетя Ира. Так звали соседку – жену одного из тех самых капитанов-лейтенантов. Красивая, с кудрями, всегда накрашенная и вкусно пахнущая (тогда для нас женщины и тетеньки и бабушки именно пахли… «слушать» слово нами понимаемое тогда только в одном смысле)… тетя Ира была портнихой, или закройщицей… с мамой они организовали маленький «бизнес» - тетя Ира кроила, а мама шила веселые такие платья в стиле кантри вестерн, которые разлетались как горячие пирожки через ателье в котором и работала наша весёлая соседка… испортил я как то несколько треугольничков – небольшие элементы отделки…. Ну уж больно они были зелёные (может и коричневые, я дальтоник немного, не могу поручиться за точность цветопередачи) и они были треугольные!!! А мой технический ум стремился к правильным формам…. Опять яркое впечатление, хоть и попало….
    Потом родилась сестра, но перед этим, мы захватили пустующую почему то маленькую комнату, мама уже ходила с сестрой в пузике, а тут явился молодой и ретивый офицер и начал требовать, требовать, требовать освободить, полагающуюся ему по ордеру жилплощадь (прав был Булгаков), но наш Папа (пожалуй это был самый значимый поступок в его жизни) крыл ордер офицера своим, только что добытым ордером на расширение, и пришлось таки отступить вояке восвояси…
    Сложный период уживаемости с сестрой в одной комнате так и не закончился до переезда в другую квартиру. Были и драки и ушибы и слезы и поглаживание по голове (мама услышит – достанется всем)… грибоедова она знала наизусть уже в 9 лет (А судьи кто? Или : Вот то то все Вы гордецы!!!)…. От Алисы, Бригады С, Кино и остальных в том же возрасте уже заимела иммунитет, и от моей лени, но огромной любви к пению под гитару, она уже к моим 17 играла и пела так, что все с ума сходили…. Сложные у нас были отношения (родители почему то хотели чтобы и сестра была рождена в один день со мной, но промахнулись, и она родилась на три дня раньше моего дня льва), практически полное отсутствие воспитания и присутствие в жизни только воспитательных моментов (ну тапком, или там шнуром каким нить, а лучше конечно поводком нашей пуделиссы… по… да по куда попадет) не добавляло нам любви друг к другу, но добавляло некого «братания» в борьбе с родителями…
    Кстати, появление пуделиссы в нашем доме – этого черного кудрявого комка, громко лающего, и просто воняющего щами или борщом – очередная вспышка радости той жизни. Дальше были медали, щенки, причём когда она рожала второй помёт, то вместе с ней роды наблюдал и переживал и резал пуповины и не давал ей сожрать лишнего оплодов… а потом продавал щенков вместе с дедом – настоящим полковником.
    Дед наш был просто супер дед…. Человек праздник и человек правда. Он воспитывал нас раз в году (бывало и два, если приезжал в санаторий к нам в город). Приезжая к ним в Свердловск, с огромным удовольствием ездил с ним везде, ведь главное – на машине! На зеленой копейке, которая была старше меня на год! Как она пахла!!! Как он её любил, холил и лелеял, мыл и что то там делал под капотом…. Вообще дед делал все очень вкусно. Вкусно готовил какую то бурду из ботвы всего того, что росло на их дачных 4 сотках…. Вкусно ел, вкусно рассказывал и учил… вообще, по видимому, человек встретивший войну в 16 лет, и в 18 в звании лейтенанта попавший на фронт, потом освободивший Минск и отколовший кусок от мраморного стола Гитлера – такой человек просто не мог не вкусно и смачно жить… он не только выжил, но дал жизнь другим. Прошёл по Красной площади в 1945, и потом в 1985…. В сорок пятом нес один из штандартов, которые потом сожгли у кремлевской стены… Он рассказывал, что те, кому выпала честь кинуть эти штандарты к ногам символа народа победителя – отказывались даже брать в руки эти символы нацизма. Командованием было принято решение о выдаче перчаток, и после того, как штандарты были брошены и сожжены, сожжены были и перчатки – чем не символ чистоты…
    Дед умер…. Точнее, получилось так, что в какой то момент его хватил инсульт и дед перестал узнавать нас с сестрой… прожил, точнее протянул, просуществовал он еще почти 10 лет, но это был уже не мой дед, но оставался он настоящим полковником до самого своего конца….
    Четыре автоматчика выпустили прощальный залп последнего его салюта…
    Все остальное – детский сад, школа, занятия в секциях (от большого тенниса, до легкой атлетики и карате) остались для меня почти рутиной… ну пара драк в школе… Правда была первая влюблённость. Девочка была старше на год, кареглазая темноволосая…. С голосом птички… сказочной птички… я признался ей только в 10 классе… в сумбурном письме… потом боялся показаться ей на глаза в школе, но как ни странно она все поняла, или понимала… вы женщины очень мудры от природы….
    Скорее детство кончилось на выпускном… я был слегка влюблён в соседку по парте, писал ей стихи… тетрадь стихов… Надеялся, что мы с ней погуляем той последней ночью школьной (детской) жизни, а она исчезла с моим однокашником – крепким накачанным борцом (совсем не романтически настроенным)… я на неё тогда был сильно обижен… мальчишка…
    Да я и сейчас романтически настроенный мальчишка, вечно в поиске ощущений. В вечном поиске знакомых тем – как поёт Гарик Сукачев…
    Детство прошло, а ответ на вопрос: Что такое любовь и как? Так и остался.
    Забыл. И вспомнил. Шишку. Покрашенную дорогущим французским лаком для ногтей. Он был не просто красным – он был алым, как первомай, как новый год, да просто как какой то праздник, и мне так хотелось как то запечатлеть его для себя (не красить же ногти), что я нашел дома шишку и раскрасил её… и положил сушиться аккуратно к той самой дырочке в сетке форточки, но мама с порога поняла, что её имуществу нанесен непоправимый ущерб…. А она была такая красная, а она её выкинула…