Курс для предпринимателей часть первая

Алена Маус
Этим текстом мы открываем психологический мини-курс для малых предпринимателей начинающего формата, для тех, кто только-только начинает задумываться, а не пуститься ли в свободное плавание своим неповторимым и индивидуальным стилем. Или, создав что-то свое, коллективное, выступить мудрым и грамотным руководителем. Впрочем, продолжающим бизнесменам наши рекомендации также могут оказаться полезными. В виде импульса на подумать и проанализировать собственные применяемые технологии.

Итак, о чём данное руководство? О том, как интересно и просто привлекать и удерживать внимание клиентов. Для того, чтобы были продажи. Всегда и постоянно. С целью получения прибыли и развития бизнеса. Всё! Это была цель. А теперь за работу.

В первой лекции говорим о персоне, которая решила стать предпринимателем. О его готовности ринуться в бой, умении маневрировать, выживать, бить и биться. То есть о наличии бойцовских качеств и умении выстраивать коммуникацию. Причем здесь это? Отвечаю – первое отвечает за вашу способность получать отказ, реагировать на критику и защищать территорию. Второе помогает не обращать внимание на первое, не копить обиды, но грамотно разбирать причины отказа и строить-строить каналы общения с аудиторией. Теперь подробно.

Бойцовские качества.

Пункт первый «Как пережить отказ и как определить, когда «нет» — это пролонгированное «да».
Причина. Почему нам отказывают? Потому что мир устроен подобным образом, на каждый минус идет плюс. А в итоге получается нуль – гармония и равновесие. Почему же мы так болезненно реагируем на отказ? Потому что нас не научили относиться к нему, как к обязательному будущему. И, соответственно, – к ощущению этой самой гармонии и покою. Последний в советском и постсоветском пространстве не приветствовался и не почитается до сих пор.
Вывод: если всякий раз, получая удар под зад, ловить эмоцию «я расстроился» и заменять ее осознанно «значит, скоро скажут да», то самооценка начнет расти. А, значит, появится больше энергии для реализации дальнейших целей.

Пункт второй «Как реагировать на критику и как определить, где истинная критика, а где проявление зависти».
Причина. Почему нас критикуют? Потому что мир устроен так, что каждый имеет право высказать то, что он думает про Вселенную и её обитателей. Почему же мы тогда обижаемся на эти высказывания? Потому что, смотри выше, любое оценивание мы воспринимаем как критику – то есть, «нет» или «отказ». К последнему нас, в большинстве своем, не научили грамотно относиться. Наоборот, школа и другие учреждения ранней и поздней социализации были и остаются направлены на усиление комплекса неполноценности. В результате – опять та же заниженная самооценка и страх перед любым начинаем.
Вывод: поэтому всякий раз, получая очередную порцию «ты не прав, ты не справился, так никто не делает», опять ловим эмоцию «я плохой, я не достоин» и заменяем установкой «давай послушаем, вдруг чего скажут полезного».

P.S. Как показывает практика, примерно добрая половина критики – это либо зависть, либо пошлое сливание на вас плохого настроения и недовольства. В свете этих фактов любая критика становится еще безобидней, ради чего не стоит, не только расстраиваться, но и уж, ни в коем случае, не отказываться еще от одной попытки, звонка, письма и встречи.

Пункт третий или почему стоит защищать территорию.
Причина. Почему всякий раз при приближении конкурентов, захватчиков и прочей нелицеприятной нечестии, мы инстинктивно поджимаем лапки и сдаемся без боя? Потому что нас никто не учил быть храбрыми и стойким. Наоборот, как подсказывает история с ее советской и постсоветской моралью, «стыдно быть успешным индивидуалистом», нам подсознательно вдалбливали, что мы обязаны делиться всем, что не приколочено. В том числе, ягодными и грибными плантациями, выращенными любовно в ходе самостоятельных изысканий.
Вывод. Всякий раз, когда хоть одна конкурентина вздумает поднять свою мордочку в сторону вашего процветания, командуйте лапкам «Алло, опасность, на нас хотят напасть. Срочно на защиту того, что принадлежит мне по праву». А право вы это получили очень просто – явившись на эту Землю, которая, кстати, изобильна до бесконечности. И плоды этого изобилия принадлежат каждому. Без какой-либо голубой крови. И как поет Вера Брежнева, солнце действительно светит всем с равной степенью. Остается одна лишь малость – заявить свои права и поднять попицу от дивана.

Умение выстраивать коммуникацию

Тут все просто. С одной стороны, на вас довлеет конъюнктура – или стремление быть и говорить как все, то есть идти прокопанными тропам, запихивая в умы потенциальных потребителей простые и понятные вещи. С другой стороны, нас подпирает желание проявить индивидуальность. Здесь и лавры гения, и обыкновенная интенция всколыхнуть стадо, и примитивный юношеский максимализм. Короче, все то, что не нравится толпе, массе обиженных, запуганных и пугающихся оценивания и критики.
В свете этого стоит знать одну вещь. Начиная от того, какой товар или услугу вы будете предпринимать, и, заканчивая, какой канал рекламного сообщения вы будете выстраивать, вас постоянно будет терзать одна загвоздина: быть как все, или попробовать что-то свое.
Ответ: самое смешное в том, что если Вселенная вдруг наградила вас очень яркой и сочной индивидуальностью, как бы вы не старались, как бы вы не исхитрялись, у вас ни за какие коврижки и коврики не получится быть как все. Ну, в классическом понимании этого слова. А теперь еще одна хорошая новость – если разделять тезис о том, что мы все яркие и неповторимые от рождения, то любые наши действия автоматически уже непохожие друг на друга, а это априори притягивает внимание. В том числе, потенциальных клиентов.
Возникает вопрос – а как понять, готов ли я стать предпринимателем? Ответ: очень просто. Пробегите глазами еще раз все пункты. Если ни в одном из них у вас не возникает затруднения, можно с большой уверенностью сказать, что базовые навыки предпринимателя – то есть цельной и думающей личности, умеющей брать ответственность и инициировать действие — у вас сформированы.

Поэтому можно идти дальше. В лекцию номер два – Как определить свою нишу и понять, каким видом товаров, услуг или производства мне стоит заниматься. Если нет, не унывайте – никто и ничто вам не мешает вам эти навыки отработать и наработать. Кстати, для этого можете выполнить домашнее задание: проанализировать свои действия за 2011 год – как часто вы спотыкались о критику и рекомендациями «быть как все» и не предпринимали ничего. Да, и к чему это привело в итоге.
(Размещен на портале Предприниматель - http://entrepreneur-perm.ru/?p=2874)