Иллюстрация из интернета.
ВРЕМЕНА ГОДА. ЗАРЯ КУПАЕТСЯ В СНЕГУ
Муз. Евгения Гудкова (р.1939 – 2008)
Стихи Людмилы Татьяничевой (р.1915 -1980)
Хоровая миниатюра состоит из трёх частей. Первая часть повествовательно-созерцательного характера изложена в гамофонно-гармоническом стиле: мелодия звучит в партии сопрано, затем, при повторе, она - у теноров, остальной хор выполняет роль гармонического сопровождения. Яркая середина – вторая часть и третья часть – возвращение образов первой части.
Розовые лучи зари, умываясь белыми снегами, озаряют их своим нежным сиянием.
Начинается произведение как бы «вращающейся» в пределах небольшого диапазона мелодией в верхнем голосе (сопрано) на фоне остальных голосов хора, создавая звучанием почти зримый живой образ, выраженный в стихах: «Заря купается в снегу»…
А гармоническое сопровождение пятиголосного остального хора дорисовывает эту светлую зимнюю акварель постоянно меняющейся окраской аккордов, образующихся вследствие применения композитором современных острых и сладостно-терпких септово-секундовых созвучий, отражающих всю богатую палитру цветопереливов и светотеней, глубину и простор на земле и в небе яркого солнечного зимнего утра.
Общий характер звучания насыщенно-оптимистический, светлый. Подбору таких средств выразительности способствовал исключительно певучий, с обилием звонких согласных, текст стихов Л.К.Татьяничевой:
ЗАРЯ КУПАЕТСЯ В СНЕГУ ЗА РОЩИЦЕЙ БЕРЁЗОВОЙ,
И СНЕГ НА УТРЕННЕМ ЛУГУ ЦВЕТЁТ ГРЕЧИХОЙ РОЗОВОЙ.
СВЕТЛЕЮТ ТЁМНЫЕ САДЫ И ЕЛЬНИЧКИ ЗУБЧАТЫЕ.
А ЧЬИ-ТО ЛЫЖНЫЕ СЛЕДЫ, КАК ДВЕ СТРОКИ ПЕЧАТНЫЕ. –
Меняются в природе блики – меняется и тембровая окраска: далее весь текст повторяется проведением основной темы в партии теноров. Остальные хоровые партии, теперь с преимущественным тембром светлых женских голосов, создают остропряный гармонический фон для солирующей мелодии у мужчин.
Звонким, ярким контрастом врывается средняя часть. Задорные альтово-сопрановые терции в мажорной тональности вносят весёлый, красочный колорит, открывая новую, живую грань зимнего пейзажа:
ЗАРУМЯНИЛИСЬ КУСТАРНИКИ НЕ ОТ УТРЕННЕЙ ЗАРИ:
ЭТО – КРАСНЫЕ ФОНАРИКИ – ЗАСВЕТИЛИСЬ СНЕГИРИ! –
И снова – удивительно вокальный текст. Мелодия у женского хора яркая , с элементами частушечной танцевальности. Это слышится и в ритме стихов.
В каждой строке на ритмически сильные доли вступают поочерёдно тенора и басы с восторженным возгласом – подголоском А…, словно включающийся новый яркий огонёк - снегирёк, заполняя звучание терций женского хора до мягко диссонируюших аккордов и «раскрашивая» звуками богатый цветовой фон природной картинки.
Далее радостный терцовый скачок на мажорную сексту в мелодии женских голосов дорисовывает живописный сюжет с пернатыми:
ЧИСТЯТ ПЁРЫШКИ ПУНЦОВЫЕ, ВОДУ ПЬЮТ ИЗ РОДНИКА;
ПЕРЕЛИВЫ БУБЕНЦОВЫЕ НАМ СЛЫШНЫ ИЗДАЛЕКА!.. -
Звучит насыщенное, торжествующе - восторженное шестиголосное тутти всего хора, - эмоциональная и динамическая кульминация произведения, затихающая на коротком замедлении к концу части.
Звучание останавливается на последнем тоническом диссонирующем нонаккорде, как бы прислушиваясь… и подготавливая повтор изумительно живописной первой части миниатюры: «Заря купается в снегу …»
Последние, звучащие на пиано (тихо) три аккорда - «РО-ЗО-ВОЙ» - гармонически бифункциональны, т.к. образованы наложением ми-мажорного трезвучия на си-мажор. (Тоника на доминанте)
Удивительно «цветной» диссонанс возникает от двойного задержания звуков верхней терции у сопрано, разрешающейся затем в ми-мажор с оставшимся в нём мягко диссонирующим ре-диезом доминанты (Си-мажор).
Несовершенная каденция ( окончание) у женского хора, тонально прянонеопределённое аккордовое звучание передают неустойчивую, трепетно колеблющуюся в морозном воздухе «живую» вуаль изморози зимнего розового утра…
на фоне глубокой (удвоенной) на пиано (тихой) доминанты у басов, - будто неясно-тёмная полоска леса вдали, обрамляющая, являющаяся зыбкой, как марево, гармонической опорой и заключающая в свои тембровые объятия весь этот чудесный зимний лубок естественной красоты в Природе…
Продолжение:http://www.proza.ru/2012/03/06/592
Павлова В.К. 11.11.11г.