Иудеохристианская колонизация Британских островов

Сергей Колибаба
               

2. Англосаксонские и нормандские короли

а) Англосаксонские короли

Англия в период ранних англосаксов не была единым государством, в каждой области правил  самостоятельный король, в 600 г. известны контуры 14 "королевств", 10 из которых размещались в Южной Англии, однако в результате борьбы за главенство к IX  веку их осталось - 7. К началу VII в. саксы, юты и англы овладели основной территорией Англии, бритты были вытеснены в горные районы Шотландии, в Уэльс, Ирландию и на п-ов Бретань, где сохранялась кельтская культура; иудеохристианская ассимиляция проходила в первую очередь  в центральных районах (Темза - торговая магистраль), где в VI-VII вв. христианская церковь развернула активную миссионерскую деятельность.

В VIII веке короли Мерсии сумели подчинить себе южную половину Англии;  в слове МЕРСИЯ (M+erc+ia) выделяется корень иврита ЭРЭЦ страна, земля, государство; добавим к корню  приставку MЕ от, из, + окончание I, IA - Яхве, обычное сокращенное написание имени Бога в древних текстах и, наша догадка превращается в научный факт - государство от Яхве (Бога), согласно идеологии Библии только Бог даёт землю и власть. Таким образом, мы имеем  основание, считать начало государственности на острове – время образования королевства Мерсии, и эта государственность обозначалась еврейскими понятиями.

 Имена южных королевств: 1) Уэссекс, др.-англ. Westseaxna R;ce (Западное саксонское королевство); 2) Эссекс (др. Kigdom of the East Seaxe); 3) Сэссекс или Суссекс; англ. Sussex, древн. Suth-Seax, имя толкуют предположительно от древнесаксонского S;; Seaxe — «южные саксы»; очевидно, что более поздние имена состоят из формант - УЭС, ЭС, СЭС + СЕКС. СЕКС (Soxons) – это саксы (этноним), тогда форманту ЭС можно представить как слово иврита - АСА делать, организовывать; т.е. королевства, организованные саксами.

Саксония (Sachsen), саксы – группа германских племен, объединившихся в III-IV вв., занимавших лесные и заболоченные территории на севере Германии и к востоку от Рейна и к западу от Эльбы. Этимология слова «саксы» ещё не до конца прояснена, считают исследователи; вероятно, самоназвание саксов было иное, а античные авторы, впервые использовавшие это слово, произвели его от САКСА, типичного оружия саксов, боевого ножа – иврит САКЕН нож.
Рассмотрим варианты толкования этнонима необъяснимого до сих пор: по сообщению источников королевская ВЛАСТЬ здесь отсутствовала, а саксы были ЯЗЫЧНИКАМИ; нем. sa+chs+en, англ. so+x+on+s; = ивр. ШЭ который + общий корень в понятиях – КЕС престол, что может означать и царскую власть, и престол Божий + ЕЙН нет; т.е. дикари (без власти) или безбожники. Скорее всего, этноним выражал общее восприятие (поведенческая деятельность) германцев и в частности саксов – более цивилизованными галло-римлянами, как необузданной и злобной  ТОЛПА = ивр. САХ (к) толпа + САНЕ ненавидеть, ненависть, вражда.

 Первой войной начатой Карлом Великим, была война с саксами в 772 г., которые занимали северную часть Германии от нижнего течения Рейна до Эльбы, "находились на последней ступени первобытнообщинного строя" (Всемирная история. М., 1957)   и оказывали ожесточенное сопротивление франкам. Тридцать три года император вел военные действия против саксов, огнем и мечем, насаждая христианство, считал, что завоевания должны быть закреплены путем христианизации саксов, покорение территории было закончено в 804 г., когда знать саксов стала на сторону франков.

По мере развития феодальных отношений, а проще говоря, по мере освоения еврейской религиозной традиции, проявляется тенденция к единению и формированию единого островного государства, наиболее крупные королевства (Уэссекс, Восточная Англия) в VII-IX веках поочередно главенствуют над остальными, господство над остальными королевствами объясняется географическим фактором. В Южной Англии сходились основные торговые потоки, откуда и высокий уровень социально-экономического развития, их правители  получают титул Bretwalda, очевидно, что термин должен означать высшую власть: ивр. БРИТ союз, договор + WAL = БААЛ (ВААЛ) властелин  (термин всегда символизировал высшую власть) + ЕДА община, старинный обычай, закон. Таким образом, имя принимает смысл – союзный властелин согласно старинному закону, или союзный властелин общин.

В VIII-IX вв. в результате королевских пожалований произошел рост крупного землевладения – глафордат, крестьяне лишались земли и искали себе покровителей – глафордов; этим термином обозначались крупные землевладельцы, под частной властью которых находились зависимые от них крестьяне. В понятии "HLAF+O+RD" (считают, от др. англ.(?) hlaford – дающий хлеб) мы имеем четко выраженное слово HLAF или при чтении наоборот FALH, что на иврите означает - ПАЛАХ  хлебопашец, феллах, пахать; отрезанный кусок, долька, сегмент + РАДА властвовать; извлекать хлеб из печи; т.е власть над земледельцами; указывает на этап захвата земель крупными собственниками  - переход от режима военной демократии к  ранней монархии, власть над свободными общинниками.
Считают, что от этого слова произошло более позднее понятие – lord (лорд), неофициальная форма титулования маркизов, графов, виконтов, баронов; титул пожизненного пэра; Л принадлежность + О связка + РАДА властвовать, наказывать, покорять. Английский титул "пэр", peer, peerage - наследственное высшее титулованное дворянство, член палаты лордов, имеет также ивритское происхождение - ивр. ПЕЭР диадема (знак власти, корона), занимать почетную должность, высокий пост.

Завоеватели германцы селились в речных долинах, в отличие от бриттов, занимавших холмы, а их поля были на склонах холмов, откуда и произошел термин "гайда" (haida от др. - англ. надел большой семьи, 80-100 акров), на этом участке работали три поколения семьи. ГАЙ, АЙ  долина; или артикль ХА  +  ЙАДА назначать, определять; в компании, совместно; графства делились на мелкие округа – сотни, обычно в сотне было 100 фискальных единиц – гайд, со временем стала единицей податного обложения.
Германцы изменили аграрный строй, общинник-кэрл наследственно обладал землей, но не имел свободы распоряжения наделом, КЭРЛ др. англ. ceorl – человек; вероятно термин (вышел из употребления в XI веке) нужно рассматривать в области хозяйственных отношений: КЕР пастбище, площадь,  ИКЕР превращаться в земледельца, крестьянина,  земледелец.  Вариант - буква "К"  означает число 100, то есть находящийся на земле сотни (общины) + АРА (арам.) земля +  Л – принадлежность; термин говорит об общиннике имеющим земельный участок в сотне (общине), в VII-IX вв. кэрлы составляли основу общества, подавляющее большинство законов посвящено охране прав кэрлов.

Военные предводители присвоили значительные участки земли, их  называли "эрлами", earl граф; ивр. АРА земля + Л – принадлежность; землевладелец. Представители знати жили в своих укрепленных поместьях – "бургах", усадьбы обносились земляным валом с деревянным тыном, где во время нападения врагов находили защиту  окрестные крестьяне. Отсюда видимо произошло до сих пор не дешифрованное слово "бург", в поздние времена его стали понимать как – укрепленный город, убежище; БАРАХ убегать, спасаться бегством, запирать на засов; БИРА замок (укрепленное место); если прочитать все буквы в слове, то получится – БИРАХ (БИРАГ).

Король Мерсии Оффа (757-796), ОФФА = ивр. ЙОФИ красота (Прекрасный), начал чеканить монету, при нем стала развиваться торговля с франками и арабами, посредниками в этой торговли были – евреи. Король установил связи с папой римским, в сборниках церковных законов архиепископов Кентерберийского и Йоркского (VII-VIII вв.) упоминаются временные посетители страны, галло-еврейские работорговцы, они вывозили из Англии рабов. Другие группы международных торговцев, сирийцы и греки в VII в. ушли из Европы в связи с арабскими завоеваниями и изоляцией Византии. Известен вал Оффы (Offas Dyke), в Уэльсе от устья реки Ди до устья реки Уай, время его строительства неизвестно, предполагают, что его построил в VIII в. король Мерсии Оффа;  DYKE = ДАИЕК насыпь, вал; очевидно, что таких "совпадений" терминов – не бывает, речь может идти только о присвоении еврейской терминологии.

Начиная с 793 г. на остров начали нападать скандинавы - викинги Норвегии и Дании, к концу IX в. датчане сумели закрепиться в восточных областях, которые получили название Денло (Область датского права?), где власть на территориях осуществляли крупные собственники. ДАН, ДИН закон, суд, правосудие + ЛО нет, запрет; область без правосудия (без закона Бога). Термин очень точно передаёт правовое состояние этой территории, где не существовало единого управления, лишь в X веке здесь устанавливается система административно-территориальных округов – wapen-tac, а для взимания податей формируется крестьянство.

Король Уэссекса Экберт (Эгберт, 802-839), в 829 г. объединил  англо-саксонские королевства в одно государство, которое стало называться Англией.

Король Витглаф (833), в одной грамоте короля есть указание, что монастырь Кройланда получил в дар землю от евреев; здесь мы сталкиваемся с понятием "Лэнд" – земля, в английском языке земля обозначается терминами - "earth" и  "land"; EARTH = ЭРЭЦ  земля, страна, государство, родина. Лэнд, Land, слегка измененное немецкое – Lehn лен, земельное владение в средневековой Германии пожалованный за службу синьором, с XII века стал наследственным; LEHN + D - термин иврита прочитан наоборот = NAHEL = НАХАЛА земельное владение, участок, наследство; переходить во владение, стать собственностью + Д который.


Король Уэссекса Альфред Великий (Alfred the Great, 871-899) сплотил вокруг Уэссекса население Южной и Западной Англии, возвел тридцать оборонительных деревоземляных сооружений – бургов, под защитой которых нанес поражение датчанам, а построенный им к 875 г. английский флот выдержал первые морские сражения. В период войн со скандинавами возросло влияние служилой знати, к бургам было приписано население, которое было обязано содержать гарнизоны; около 886 г. был заключен мир со скандинавами, однако часть центральных и северо-восточных областей, включая нижнее течение Темзы, остались за датчанами. Альфред увеличил слой королевских тэнов, получивших земельные пожалования, а также наделил тэнов и духовенство частью доходов, в X веке церковная десятина стала обязательной податью, что говорит о закреплении иудеохристианства на территориях. Тэны были подсудны только королю, обладатель пяти гайд земли приобретал привилегии тэна (судебные права, высокий вергельд и др.); ивр. ТЕНАИ условно, условие; т.е. земля под условием службы. Королевское пожалование за службу (бокленд – земля, выданная по грамоте) создавало в английской деревне новые условия, крестьяне владели своими наделами, но властью на этой земле располагал обладатель грамоты (налоги, повинности, суд, наказание).

У германцев королевская власть рассматривалась как  прерогатива не одного лица, а рода в целом, и любой его член мог претендовать на трон, лишь в X веке  закрепляется право старшего из сыновей короля на трон; имя Альфред говорит о попытке создания династии; АЛЕФ ;;;;; первый + РАДА ;;;;; властвовать.  Имена королей Уэссекса и Англии VI-VIII вв. отличаются от имен королей IX-X вв. до IX века правили:
- Кердик (534);
- Креода, Кюнрик (560);
- Кеавлин (560-592), Кеол (591-597);
- Кеолвульф (597-611);
- Кюнегильс (611-641);
- Кенвеалх (641-672);
- Эсквине (674-676);
- Кентвине (676-685);
- Кеалвалла (685-688);
- Инэ (688-726);
- Этельхеард (726-740);
- Кудред (740-756);
- Сигеберхт (756-757);
- Кюневульф (757-786);
- Брихтрих (786-802);
- Эгберт (802-839).
В соответствии с германскими нормами король, действия которого носили вред обществу, мог быть изгнан или убит, в VIII веке к этой мере прибегала знать королевств Нортумбрия (смещен король Эльхред, 774 г.) и Уэссекса (Сигеберхт, 757).  В середине VIII в. королевская власть освящается церковью, в правление короля Оффы (Мерсия) введена церемония помазания на царство и вручение королю атрибутов власти (традиция Библии), в грамотах появляется формула "король божьей милостью".
С первой трети IX века возникают стандартизированные имена, где первые два  элемента (ЭТ+ЭЛЬ) имеют смысл в иврите; ЭТ частица, показывает на определенный предмет; предлог "С" + ЭЛЬ Бог; т.е.  (С Богом). 
- Этельвульф (839-858), wulf –  на сканд., готском, англ.,  сакс., нем. - волк;
- Этельстан (король Кента, 839-851), нем. stein - камень, англ. stone – камень.
- Этельбальд (858-860);
- Этельсвид (король Мерсии);
-Этельберт (860-865);
- Этельред (865-871);
- Этельстан (924-939);
- Этельред Нерешительный (978-1016).
Таким образом, имя приобретает двойственный христианско-языческий вид (на всякий случай): С Богом + родовое имя (волк, камень и т.д.), очевидно, можно сделать вывод о резком повороте к христианству и упрочнении власти короля, король ограждался от посягательств материально (высокий вергельд) и духовно (приближен к богу через имя-символ). Законы Альфреда свидетельствуют об окончательном отрыве социального статуса короля от свободных и знати, личность короля освящается и становится неприкосновенной.

К X веку формируется элита, обладавшая значительными земельными владениями и властью на местах, которая начинает проявлять независимость и вступает в борьбу с королями, в судебниках этого времени оговаривается право короля преследовать непокорных феодалов, изгонять их из страны и казнить (Законы Этельстана). Растет значение служилой знати - гезитов и тэнов, которые участвуют в управлении государством; термин гезит, gesith - товарищ приписывают англо-саксонскому языку: ивр. ГИЕС, ГИАСОТ мобилизовывать, вступать в армию; войско, военный отряд; термин "товарищ" никак не отражает принадлежность к служивой знати.

 В IX-X вв. создаётся сеть административных округов "шайров" или в раннее время - скиров "shire" – графств, управление которыми осуществляют элдормены, представители знатных родов: 1) САР начальник, распорядитель; САРАР властвовать, господствовать, ставить у власти, воцарение порядка; 2) ШААР питание, родственник. Библейская модель - царь Соломон назначил 12 комиссаров на территориях для обеспечения своего двора продуктами и ремесленными изделиями, часть комиссаров находилась с Соломоном в родстве. Представляет интерес чтение термина скир "shire" – наоборот, ERIHS = ЙАРАШ   наследовать, приобретать; в различных значениях – оставлять в наследство, право наследования; таким образом, понятия иврита дают основания считать это время переходом от условного пожалования земельных владений к наследственному владению.

 ЭЛЬДОРМЕН  - осуществлял руководство административной единицей, этот смысл и заложен в термине; ЭЛ Бог + РАДА властвовать, притеснять, наказывать (прочитано наоборот) + МАНА порция, доля, часть; т.е. власть от Бога внутри части королевства – шайре. С ростом королевской власти, эльдормен был заменен – скир-герефой, поздняя форма – рив: от последнего термина выводят шайр-рив - "sheriff" шериф, однако если прочитать все буквы в слове - ШАХАР искать, разыскивать, выслеживать + Ф., ИФА покончить; изгонять, ссылать. Таким образом, мы подошли к пониманию термина шериф (связали смысл слова с графикой) – это королевский администратор и судья, защищающий  интересы монарха на территории графства.

Высшим органом государственного управления являлся Уитенагимот, совет знати при короле, на собраниях королевского совета решались все административные и судебные, законодательные и внешнеполитические вопросы, утверждался или избирался король. Исследователи считают: "происхождение названия "уитенагемот": от слова witan – "мудрый, знающий"" (Мельникова Е. Ф. Меч и лира. М., 1987);   ВИ+ТАНА (танаи) группа еврейских мудрецов (10-220 гг.), кодификаторы и составители Мишны (обезличенные законы Торы) + Г артикль + ИМУТ подтверждение, верификация (истина, свидетельство подлинности); термин "Уитенагимот" раскрывает нам функции королевского совета – составление и подтверждение законов.

Король Эдгар (959-975), на некоторое время подчинил себе датчан живших в Северо-Восточной Англии; "удивительным" образом имя его совпадает с результатом деятельности - ЕДА община, закон + ГАР жить, проживать; жить общиной (общим законом).

Король Этельред Нерешительный (978-1016), во время правления этого короля усилилась экспансия скандинавов; войско датского короля Свейна Вилобородого в 1003-1010 гг., не встречая сопротивления, грабит земли на востоке Англии, страна платит колоссальные контрибуции, в 1002 г. – 24 000 фунтов, в 1007 г. – 36 000 фунтов. В 1013 г. Свейн становится королем Англии, в 1016 г. королем становится  сын Свейна – Кнут (Канут), датская династия удержалась на троне до 1042 г., затем в результате борьбы, власть была возвращена англосаксонской династии; "удивительным" образом и для этого имени есть объяснение в иврите: КАНУТ = ивр. КЕНУТ искренность, правдивость.

Король Эдуард Исповедник (Edward the Confessor, 1003-1066), избран на престол советом знати (1042), которая стремилась восстановить древнюю англосаксонскую династию и ликвидировать датское господство в стране; имя EDWARD до этого не появлялось как тронное: ЕДА старинный обычай, закон +  ВА, У – слитный соединительный союз "и" + РАДА властвовать. Таким образом, имя Эдуард означает – власть по старому обычаю, закону, что отражает политический момент в английской истории – переход власти от незаконной датской династии к законной англосаксонской династии; в дальнейшем тронное имя Эдуард носили ряд английских королей принадлежавшие к различным династиям (Плантагенеты, Йорки и др.).

По сведению источников начала XI века в англо-саксонском поместье выделяли группы крестьян от объёма исполняемых ими обязанностей по отношению к феодалу и королю:
1) гениты  - легкая барщина феодалу и военная служба королю; ГЕ артикль + НИТА сажать; т.е. выполняющие работы в сезон посадки растений и их уборки;
2) гебуры - барщина 2-3 дня в неделю; ГИБУР силач, мужик; т.е. работающий на феодала и на себя;
3) коссетли, коттеры – постоянная барщина, держатели небольших участков (2-3 акра); существовали за счет дополнительных занятий (пастухи, плотники); КАТ маленький, крохотный + АРА земля; ЭРЭЦ (ЭРЭТ) земля; слово прочитано наоборот.

Король Эдуард (Эдвард) долгое время жил на континенте, возвратился в Англию в окружении свиты состоящей из нормандских феодалов, которые заняли все ключевые посты в государстве. И здесь мы сталкиваемся с первыми письменными свидетельствами о евреях, источники сообщают также, что король окружил себя чужестранцами (?) и священниками, а рукописные "Законы Эдуарда Исповедника" гласили: "все евреи должны находится во всем государстве  под защитой короля", "евреи со всем их имуществом принадлежат королю". Такой особый статут (положение) подчеркивает роль еврейского населения в политико-экономических отношениях раннего средневековья. Засилье норманнов вылилось в 1051 г. в восстание местной знати, восставшие добились изгнания норманнов из Англии. Таким образом, в ранней англо-саксонской истории присутствует лексика иврита, евреи в Законе выделены в особую группу населения, защищаемую королем, что говорит о начале формирования английского общества по законам еврейского Бога – Яхве, а соответственно о присутствии еврейского населения.

Верования англосаксов

 О язычестве англосаксов известно не много: отдельные упоминания в "Церковной истории" (731) Бэды  Достопочтенного (673-735) об идолах и храмах, свидетельства нескольких римских и средневековых авторов; в общегерманском пантеоне языческих богов выделяется Водан (Один скандинавов) – повелитель королей, даритель удачи и славы;  АДОНАИ, АДОН имя Бога, господин, хозяин.

Отдельные группы кельтов приняли христианство в III веке, но в ходе англосаксонского завоевания христианство пришло в упадок; на западе страны и в Ирландии сохранились немногочисленные монастыри кельтского варианта христианства (как сообщают источники близкого к иудаизму). Христиане Ирландии, где жило немало отшельников и беглецов из Европы, прилагали усилия к распространению учения Христа на территории Англии,  св. Колумб (521-597) основал монастырь в Иона; Колумбан (лат. голубь), Иона (монастырь) = ИОН  голубь, поэтический символ еврейского народа.

Папа Григорий I Великий (590-604) в своей политике придерживался прагматических взглядов и сосредоточил свои усилия на вновь возникающих государственных образованиях в Западной Европе. Одним из его мероприятий  по расширению влияния католической церкви было направление в Англию группы бенедиктинцев под руководством монаха Августина, будущего архиепископа Кентерберийского и святого. Григорий поручил миссионерам организовать религиозную католическую жизнь на южной территории Англии и ограничить влияние кельтского (ирландского и шотландского) христианства, руководители которого относились к папству с недоверием. Миссия Августина имела положительный результат, но, в общем, положение христианской церкви в Англии в VII веке было очень неустойчивым. Кельтские монахи Ирландии в VII-VIII вв. в результате вторжения скандинавов массами начали перебираться на континент, где играют важную роль в становлении христианства в Европе, занимают посты епископов и основывают монастыри; ирландская церковь была преимущественно монастырской, и это обусловило быстрый рост монастырей.
 
Е. А. Мельникова приводит инструкцию Григория I (601 г.) миссионерам в Англии по вытеснению языческих обычаев: "пусть народ строит себе из древесных ветвей шалаши около церквей… и празднует такие дни религиозной трапезою,… когда им будет обеспечено материальное довольство, они легче воспримут и радость духовную" (Меч и лира. М., 1987).   Еврейский праздник Кущей или Сукот (ивр. шалаш) приходится на время сбора урожая (примерно середина октября, его называют также "Праздником сбора урожая"), когда завершается один с/х годичный цикл и начинается новый: " В шалашах живите семь дней… чтобы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской…" (Левит 23:39-43); мудрецы Талмуда установили: "человек должен устроить в суке четырнадцать трапез". По своему значению в иудаизме – один из самых главных религиозных праздников, но в христианстве - не отмечается; очевидно, что религиозный  праздник Сукот (еврейская традиция) настолько широко праздновался в кельтской Англии, что  римский папа счел нужным по этому поводу дать инструкции.
 
В VIII веке положение церкви улучшается, создаются диоцезы – церковные округа во главе с епископом, резиденция главы церкви находилась в Кентербери; введение христианства отличалось длительное время терпимостью, в южных областях Англии оно было официально признано в 664 году. Элита поняла политические выгоды новой религии, однако была непостоянна в своих религиозных взглядах, при изменении политической обстановке часто возвращалась к язычеству. Король Этельберт  принял христианство в 601 г., однако после его смерти в 616 г. культ языческих богов был восстановлен; во время эпидемии чумы миссионеры-христиане вынуждены были бежать из обращенного Эссекса (VII в.), идолопоклонство охватило в это время всё королевство (Бог не помог остановить эпидемию). Знать практиковала двоеверие, король Восточной Англии Рэдвальд (рада – власть; Ваал – бог) установил в храме два алтаря, один христианский, другой – для языческих ритуалов и был похоронен по языческому обряду (в корабле). Языческие верования долго уживались с христианством, на одном из каменных крестов VII-VIII вв. в Северной Англии сохранилась сцена из Святого Писания и высеченная руническими буквами древнегерманская легенда о гибели бога света БАЛЬДУРА: ивр. БААЛ властелин, финикийское божество + Д – который + УР свет, огонь.

Англия христианизировалась с двух направлений, с севера продвигалось ирландское (кельтское) христианство, с юга – миссионеры папы Григория I, к VIII в. образы и сюжеты Библии стали привычными элементами культуры и смешались с традиционными формами англосаксонского (германского) эпоса.  Литературная деятельность (поэзия) была создана на севере, католики языческой лирикой не интересовались, зарождение христианского эпоса связывают с именем Кэдмона - безграмотного пастуха, которому во сне явился ангел и приказал воспеть на родном языке в стихах Создателя. Имя Caedmon = С который + АДМОНИ рыжий, термин "рыжий" часто встречается в англосаксонских и скандинавских хрониках: Эрик Рыжий, Вильгельм Завоеватель и его сын-наследник также носили кличку "рыжий"; таким образом, первое произведение на англосаксонском языке (гимн Кэдмона приведен Бэда Достопочтенным) было связано с христианством; Кадм, мифический персонаж, сын финикийского царя Агерона, согласно преданию ввел в Греции латинский (финикийский) алфавит.

Одно из ранних литературных произведений древних германцев, поэма "Беовульф",  была создана в VIII в., издана в 1815 г.; сюжет эпоса прост: Беовульф, племянник короля геатов (скандинавское племя гауты, ивр. ГЕУТ  величие, гордость; великие) узнаёт о несчастье постигшем данов. Человекоподобное существо Грендель нападает по ночам на королевский дворец и убивает воинов, Беовульф отправляется к данам и убивает чудовище и его мать. Став королем геатов, Беовульф правит 50 лет, это время процветания племени: "пять десятков зим, мудро правит он", но вот появляется дракон, клад который он охранял, потревожен и дракон мстит, нападая на селения, Беовульф побеждает дракона, но, погибает сам и племя оплакивает своего короля.
Еврейский цикл социальных изменений – 50 лет,  отсчет цикла ведется с момента получения власти над землёй, каждый 50 год (после седьмого по счету субботнего, т.е. 49-го) именовался ШНАТ ГА-ЙОВЕЛ – год юбилейный (отсюда и русск. понятие – юбилей). Что бы ни произошло с наследственным уделом за 50 лет, в юбилейном году он возвращался законному владельцу; эти законы способствовали плодородию земли и социальной гармонии, разрешая накопившиеся в обществе противоречия.  Беовульф поверхностно усвоил еврейское учение, он не устранил имевшееся в обществе социальное напряжение, в результате - происходит смена власти.
В поэме прослеживается влияние иудаизма, исследователи отмечают, что новозаветная литература (всё, что связано с Иисусом) не нашла никакого отражения в тексте (Мельникова У.Ф. Меч и лира. М., 1987),   в то же время ветхозаветные сюжеты  представлены широко: легенда о сотворении мира, о потопе, миф о Каине и Авеле: "Создатель устроил сушу,… укрепил Солнце, и Месяц на небе… наделил жизнью тварей". Автор эпоса упоминает имена Бога - Вседержитель, Создатель, Предвечный (Эль Олам), Господь, Всевышний, Даритель славы, Судья Деяний; подобные имена типичны для иудаизма. Приведем несколько примеров заимствования терминологии иврита:  франкский воин носил имя Дагхрев, что в переводе означает "ворон дня" (Всемирная литература. т. 9);   ОРЕВ  ворон;  одно из германских племен (неустановленное) в эпосе носит имя – "хадобарды":   ХАДОБАРД = ХИТБИР, ХУДБАР покорять, уничтожать, истреблять; leord  gebyrgea – защитник народа; gebyr+gea = ГАВАР, ГИБЕР быть сильным; силач, мужчина, богатырь, герой + ГОИ народ.

Исследователи подмечают, что в поэме есть устойчивое обозначение короля термином - "ломающий гривны", подарок части шейного кольца – значительное богатство. Гривна - шейное кольцо, обычно золотое или серебряное, служила указателем родовитости, богатства, воинской славы, драгоценные металлы в Европе практически не добывали, получение в дар золотого или серебряного изделия – отмечали в летописях; КОРОЛЬ = ивр. КАРА рвать, разрывать, разрывать на кусочки + ОЛЬ ярмо, хомут (кольцо, одеваемое на шею).
Применялся также термин helm – защитник, шлем; ХАЛЕМ быть здоровым, здоровый; шлем защищает голову, его функция – сохранить здоровье; тот же смысл содержит русское слово ШЛЕМ: ШАЛАМ уцелеть, ШАЛЕМ целый, здоровый. Из приведенных фактов вполне ясно, что евреи во времена англосаксонских королей прибывали на остров с торговыми целями, и жили на острове, имея во владении земельные участки, их отношения с христианами были дружескими.

б) Нормандские короли

Аграрные государства были очень схожи: одна немногочисленная группа контролировала землю, другая (многочисленная) создавала материальные средства и платила подати для содержания первой. Прямая эксплуатация земледельцев поддерживалась идеологией (религией) и военной силой, военная сила аграрных государств была направлена на внешние завоевания и репрессии внутри государства, против тех, кто по какой-либо причине отказывался платить налоги. Эта стандартная схема работала с 3 тыс. до н.э., крах Римской империи был вызван потерей централизованной системы налогообложения - нечем стало платить армии. Пришедшие на смену римским администраторам варварские короли не смогли создать свою налоговую систему или восстановить римскую, что негативно отразилось на развитии ранних европейских государств; они оказались несостоятельными буквально во всех сферах человеческой деятельности: в экономике и торговле, в политике и военном деле. В IX в. половина земель во Франции, большие земельные наделы в Англии, Италии пустовали, арабские завоевания, вторжение тюрок (авары) в центральную часть Европы (VI-VIII вв.), экспансия норманнов (IX) заставили местную власть организовать профессиональную армию – конное рыцарское войско. Содержание тяжеловооруженной конницы обходилось очень дорого, но земледельцу выбирать не приходилось; налоги – форма обмена, мы вам защиту, а вы даете продовольствие и снаряжение.

Государств без налоговой системы не существует,  разумная налоговая политика ведет к процветанию, но в то же время передача государственной монополии в сфере финансов и налоговой политики мононациональной элите всегда приводит страну к экономическому хаосу - коррупции, кумовству и гражданским войнам (факт, не учитываемый современной "национальной" властью). Поэтому правители многих стран, понимая опасность объединения власти и денег в одних руках, стали обращаться к евреям, имевшим развитую торговую инфраструктуру, финансовые средства, а главное – религиозно-социальную систему (Тору), принятую всеми народами. Евреи могли объяснить природные, экономические и общественные явления и организовать жизнь в обществе по-божески, общественные отношения неизменно базируются на идеологии, в то же время еврейские общины всегда поддерживали центральную власть и не претендовали на исключительное положение в обществе.

Законодательство этого периода (обычное право) отличается от других "варварских правд", записанных на латинском языке, в англосаксонских "Правдах" не обнаружено латинского влияния; "Anglo-Saxon laws" – запись обычного права (закон), в VII-IX вв. - судебники, они устанавливали возмещение за посягательство на жизнь и собственность. Согласно Талмуду Закон Бога связывает мир, путем привнесения духовности в материальные структуры, третья книга Моисея – "Левит", в ней описаны законы, управляющие общественной жизнью. Терминология Талмуда подсказывает нам более конкретный смысл термина "law" (закон) - ЛАВ  не, нет; запрет Торы, рабочий термин Талмуда, он обобщает Заповеди Торы типа "не делай". По Закону Торы наказания полагаются только за нарушение запретов, число основных запретов – 365; очевидно, что понятие law – закон, прямое заимствование терминологии юридической системы иудаизма, а время его появления в английском языке, а также появление самого ПРАВА, указывает на оседание еврейского населения в Англии около VII века.

В Европе широкая рецепция (принятие) римского права началась в XII веке под давлением римской церкви (оно было увязано с библейскими законами), кульминации достигла в XV-XVI вв., особенно глубокие последствия процесс имел в Германии, где в модифицированном виде римское право сохранилось до XIX века. Существует формула права (Карл Маркс) - "Право не может быть выше, чем культура общества", английская элита, иудеохристианская по своему воспитанию, не могла пользоваться языческим римским правом, а своего ещё не было. Возникновение английского права после нормандских завоеваний относят к XI-XII вв. - английская юридическая мысль развивалась самостоятельно, не испытывая влияние римского права (БСЭ). Английское право создавалась юристами-практиками, которые не строили общих концепций, а объясняли и комментировали судебные решения, естественно на основании Закона данного Богом - Моисею.
Структурную основу современной конституции Великобритании составляют несколько средневековых актов: Великая хартия вольности (1215), Петиция о праве (1628), Хабеас корпус акт (1679 – контроль суда над задержанием и арестом) и т.д. - ограничение прав короля (по Великой хартии вольности, 1215) результат явно библейского влияния. В Израиле, через разработку философии Торы (Книги пророков и комментарии), была предпринята попытка, демократизировать общественные отношения путем разделения властей: судебная власть отдавалась в руки судей (шофтим), законодательной с правом Высшего Суда владел Синедрион (парламент), а исполнительной - царь, функции царя ограничивались Законом.  Эти общие правила (эталон) были заимствованы позже всеми европейскими народами, например, в судебной системе Англии появилось такое понятии как "право справедливости". В 1641 г. суд Звездной палаты был распущен актом парламента, с роспуском суда вышла из употребления система судопроизводства, требующая принудительного признания в вине обвиняемого, в силу стали входить принципы, согласно которым никто не мог свидетельствовать против себя. В еврейском праве (Галаха) этот принцип применялся издавна: "человек не может создавать о себе представление как о плохом (злодее)" (Сангедрин 16, Ктубот 18б). Процесс присвоения библейского права проходил с большими затруднениями, связанными с несовершенством социальной структуры общества  и необязательностью в исполнении библейского Закона, например, в Англии Высший суд долгое время не признавал право на неприкосновенность частной жизни. Галахическое гражданское право защищало тайну и неприкосновенность личной жизни, в т.ч. исключало подслушивание и подсматривание (Баба Батра, 3:4; 2,3а), в конце концов, и англичане приняли эту идею.

Вильгельм I Завоеватель, или  Вильгельм Незаконнорождённый, 1066-1087; англ. William I the Conqueror, William the Bastard; герцог Нормандии (как Вильгельм II с 1035 года) и король Англии (с 1066 года), организатор и руководитель нормандского завоевания Англии, крупнейший политический деятель Европы XI века.
         После победы нормандцев в битве при Гастингсе в 1066 году, герцог Вильгельм стал королём Англии; армия нормандского герцога (5 тыс. чел., из них 2000 конных, по современным преувеличенным данным до 60 000 чел. как прокормить такую массу?) разорила  области земледелия, многие районы обезлюдели на десятилетия (операция «Опустошение севера»), произошла смена крупных землевладельцев. Население Англии (кельты, датчане, англосаксы) составляло в то время приблизительно 1, 5 млн. человек, очевидно, единства между этими группами не существовало, что позволило норманнам быстро захватить остров и организовать свою систему управления; в 1070—1080 годах завоевание завершилось полным уничтожением местной феодальной знати.
Нормандское завоевание Англии (1066) открыло новый период в её истории,  собственно английский этнос начал формироваться после вторжения норманнов  во главе с Вильгельмом Завоевателем (Conqueror); Con+q+ueror = ивр. КАНА, КОНЭ завоевывать; приобретать + К связка + ЕРА обосновываться, соединять, укрепляться, оставаться на постоянное место жительства.

На острове возникла необходимость создания новой юридической и финансово-налоговой системы земельных держаний, и ленная система Англии была закреплена Солсберийской присягой на верность королю (1086), которую приняли все держатели земли и их вассалы. Однако баронам, новым землевладельцам, нужны были  капиталы для обустройства и ведения хозяйства, королю Вильгельму – деньги, на содержание двора и военно-политические операции, а не налоги в виде натуральных продуктов, с/х продукты имелись в каждом хозяйстве. Для решения этих задач нужно было иметь людей с финансами, которые бы могли наладить товарно-денежные отношения и снабдить население страны деньгами (монетой), мы помним, что товарно-денежные отношения в англо-саксонских королевствах только-только начали зарождаться. Нормандский герцог Вильгельм хорошо относился к евреям и привез их с собой, с целью создания денежной, налоговой и судебной системы, в 1066 г. много евреев из Руана (Нормандия) переехали на жительство  в Англию. Заметим, что именно в конце XI века началось каменное строительство (городское), до этого строили в основном из дерева, дальнейшее развитие каменная архитектура получила во время крестовых походов XII-XIII вв., сооружение церквей, монастырей, замков требовало колоссальных финансовых средств.

Одна из особенностей английского феодального государства – его ранняя централизация и прочность королевской власти, в единстве завоевателей заключалась прочность завоевания. Аллодиальная англосаксонская система землепользования была уничтожена или унифицирована, все земли были признаны собственностью короля, за владение землёй надо было отбывать "службы" королю, отныне держателем земли мог быть только вассал короля (барон) или лорда (рыцарь).
 Феодальное поместье называлось - манор manor, термин считают лат. maneo – остаюсь, проживаю, основывало своё хозяйство на барщинном труде зависимых крестьян – иврит man+or = МАНА порция, доля (выделенная королём), МААНА полоса на пашне + ОР = АРА земля; т.е. земельная доля. Во Франции пользовались термином "манс", от поздлат. mansus в первоначальном значении – жилище; постройки и земельное владения; в совокупности – крестьянское хозяйство, man+s+us = МАНА порция, доля + Ш который + АСА делать, производить (приносить плоды); участок, на котором совершается производство продукта. 

Вильгельм II Рыжий (англ. William II Rufus), второй сын Вильгельма Завоевателя, король Англии в 1087-1100 гг., в истории характеризуется как воинственный и безжалостный монарх, мало заботящийся о подданных, в его правление часто вспыхивали мятежи; попытки подчинить территории  Уэльса и Шотландии окончились безрезультатно. При дворе огромные суммы тратились на увеселения, подарки и предметы роскоши, что требовало постоянного притока новых денежных средств в казну и было причиной увеличения налогового бремени в стране, поощрения симонии и массового изъятия доходов с церковных земель (вызывало недовольство населения и церкви).
Имя Rufus имеет смысл только в латинском языке – красный, вероятно, это толкование возникло в связи с изображением короля на более поздней миниатюре (имя облагорожено историками-монархистами, латинизировано), но там все изображенные в сюжете лица – рыжие. Скорее всего, здесь приемлемо понятие иврита – РАФАШ (РАФУШ) загрязнять, быть грязным, попирать, топтать; РАФАС топтать, грязнить, попирать; у Вильгельма были «сложные» отношения с церковью. Король был жесток, вспыльчив, мстителен, часто показывал своё презрение к другим людям при дворе, царили свободные нравы, распутство; английских хронисты намекают, что сам Руфус был, вероятно, гомосексуалом, жены, любовниц и детей король никогда не имел.

Был убит на охоте «случайно выпущенной стрелой», как трактует английская история, но также есть мнение и о заговоре, короля нашли лишь на следующий день, тело Вильгельма II подобрал местный крестьянин-угольщик и  перевёз его на своей повозке в Винчестерский собор, король был похоронен в башне собора, которая в следующем году разрушилась. В этой истории интересно то, что его младший брат Генрих бросив тело короля в лесу, немедленно отправился в Винчестер, где ЗАХВАТИЛ ГОСУДАРСТВЕННУЮ КАЗНУ, а спустя всего три дня, 5 августа 1100 года был коронован в Вестминстере. Таким образом, очевидно, что королевской семье очень хорошо понимали ЦЕННОСТЬ ФИНАНСОВ и уделяли этой проблеме первейшее место в деятельности, чем собственно королевская семья и другие феодалы были накрепко связаны со  своими еврейскими подданными, другие группы населения старались не допускать до финансовых дел.

 Генрих I (Henry I Beauclerc; фр. хорошо образованный, отличался ученостью, правил 1110-1135), провел серию административных и финансовых реформ, при этом короле сложилась система централизованного и местного управления, центром которой был королевский дворец. Финансовыми делами государства занималось королевское казначейство (Палата шахматной доски, часть королевского совета), король поддерживал развитие торговли, ремесла и путей сообщения в стране, даруя различные привилегии городам и гильдиям и утверждая уставы первых ремесленных цехов. В правление Генриха I в стране началось возрождение монастырей, которые находились в упадке со времён нормандского завоевания; он поощрял основание новых монастырей, а также больниц для бедных и лепрозориев.

Евреи и их имущество в период правления Генриха I составляли собственность короля (некоторые исследователи считают, что эти сведения относятся к Генриху II);  в 1130 г. евреи Лондона, обвиненные в убийстве больного (первый случай в Англии), были обложены огромным по тому времени штрафом в две тысячи фунтов. В Европе развивалось движение крестоносцев, и Восток был взволнован приближением христиан, шедших для завоевания Святой Земли; ряд еврейских общин усмотрели в этом начало новой эры. Община Наблуса-Сихема в Палестине отправила послание к еврейскому патриарху в Египте Абиатару Гакогену с просьбой высказаться о мессианском брожении, благоприятный ответ патриарха был послан в Константинополь, центр мессианской агитации, что укрепило мессианские ожидания евреев Византии и мусульманских стран (ЕЭ).

 Генрих II Плантагенет (1133-1189), на престоле с 1154 г., для своего времени образованный человек, кроме родного французского языка знал провансальский (язык Юга Франции), латинский и итальянский, однако английским языком не владел. Подавил феодальную смуту 1135-1153 гг., при нем в 1169 -1171 гг. началось завоевание Ирландии, провел судебную реформу, все состоятельные свободные жители страны приобрели право разбора дела в королевском суде. Грамотой короля ("Charta judaeorum Angliae et Normandiae"),  евреям  были дарованы привилегии, которые предусматривали свободное проживание в этих странах и судебную защиту, например, при судебном разбирательстве между евреем и христианином из-за долговых обязательств, цифра занятого капитала устанавливались показаниями еврея, цифра процентных денег показаниями христианина. Еврейское население проживало в 12 крупных городах, что давало возможность королю пользоваться их капиталом, он платил им векселями, с которыми евреи обращались к шерифам. Генрих II не ограничивал финансовую деятельность евреев, летописцы того времени рассказывали о покровительстве короля иноверцам и иностранцам, "которые накапливают большие богатства и в состоянии строить дома из камня" (ЕЭ, т.2, с. 496), изгнанные в 1182 г. из Франции евреи нашли убежище в Англии. Финансовые возможности евреев подчеркивает тот факт, что когда умер крупный банкир Аарон из Линкольна, его громадное состояние поступило в королевскую казну (согласно законам того времени), одни только бароны задолжали Аарону 15 000 фунтов, и в казначействе было создано особое отделение, заведовавшее финансами Аарона, все обязательства должников были учтены, а учетные документы назывались "de debitis Aronis". Однако "расположение" Генриха не было постоянным, в 1168 г. он арестовал главных деятелей еврейской общины и выслал их в Нормандию, где они жили до тех пор, пока за них не заплатили выкуп в 5000 марок (сумма огромная по тем временам). При организации Третьего крестового похода (1189) король потребовал от евреев 25% имущества, когда как от не евреев – 10%, десятина дала 70 000, а налог на евреев 600 000 фунтов.

Еврейское население в Англии этого периода уживалось с рядовыми христианами и с духовенством, они посещали церкви и находили убежища в монастырях во время восстаний; есть сведения о пожертвованиях со стороны евреев на строительство монастырей. Несколько монахов в результате теологических исследований перешли в иудаизм, евреи свободно критиковали языческие стороны католицизма – чудеса и поклонение иконам, английское законодательство того времени признавало законы религиозного еврейского законодательства (Галаха), поскольку они не противоречили христианскому церковному канону. В еврейских общинах было развита система образования, во всех городах, где жили евреи, существовали школы, в Лондоне находилась высшая школа для раввинов.
При Генрихе II возникает недовольство евреями со стороны знати, создавая системы сбора налогов, кредита и торговли, что невозможно без занятия государственных должностей, евреи становятся конкурентами, кроме того,  источники сообщают, что дворяне часто занимали у еврейских коммерсантов значительные денежные средства, но редко и неохотно их возвращали; эта тенденция имеет место буквально во всех раннефеодальных государствах.

Ричард I (Richard the Lion Heart, 1189-1199), интересы молодого короля были устремлены на восток, в Палестину, из 10 лет правления он провел в Англии не более 10 месяцев;  Европа того времени жила Третьим крестовым походом, множество  знатных рыцарей находились на пути в Палестину. Флотилия скандинавов обогнула берега Испании, а Фридрих Барбаросса с немецкой армией пробивал путь в Малой Азии; короли Англии и Франции – запаздывали, французского короля Филиппа больше беспокоили дела его начинавшего расцветать королевства,  а молодой  английский король с усердием готовился к предстоящему походу. Имя короля RICHARD (Ричард) говорит о мобилизационной деятельности (лозунг дня) - ивр. RIC мобилизовывать на войну + HARD (RD) властвовать, подчинять, порабощать; тронные имена английских королей часто отражают исторические события в стране.
Король Ричард  предпринял колоссальные усилия для сбора средств и армии: из страны была выкачена "саладинова десятина", многие земли, замки и другое имущество были проданы. Что касается этнической принадлежности набираемого королем войска, то англичане играли в ней далеко не главную роль: "В ряду вождей имена графа Лейчестерского и епископов Кентербери и Солсбери теряются среди имен французских северных и западных прелатов; рядовые же воины в знаменитой хронике похода – "История священной войны" Амбруаза – выступают однообразно под именем "анжуйцев, пуатевинцев, бретонцев и людей Ле-Манса" - никогда не англичан (Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечем. М., 1991).   


В день коронации Ричарда Львиное Сердце (1189) еврейскому населению был запрещен доступ в церковь из-за суеверного страха в их чародействе, не смотря на запрет, группа евреев пыталась проникнуть на торжество, но была задержана стражей и избита. Тут же  поползли слухи о том, что король разрешил избивать евреев, в этот день в городе произошли поджоги домов и убийства евреев; большинство дворян участвовавших в погромах пожелали избавиться от долговых записей; спасаясь от погрома, евреи скрывались в Тауэре, на следующий день король арестовал зачинщиков нападения на евреев, трое из них были казнены. С этого момента начались постоянные нападки на еврейское население, хотя некоторые историки полагают: "Можно считать несомненным, что на Ричарда не падает ответственность за страшные еврейские погромы, разразившиеся в городах Англии в связи с коронацией и сборами в крестовый поход" (Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечем. М., 1991). 

Возвращаясь из похода в 1192 г. "странствующий король" претерпел многие невзгоды, добравшись до Вены, он был арестован австрийским герцогом Леопольдом V, герцог объявил его виновником смерти своего кузена Конрада, и заточил в тюрьму. Сумма выкупа была по тем временам невиданной – 150 000 марок серебром, что соответствовало двухлетнему доходу английской короны; несмотря на преследования, евреи дали деньги на выкуп короля Ричарда Львиное Сердце  (5000 марок), в три раза больше чем удалось собрать во всем Лондоне. Чуть позже Леопольд V на деньги, полученные за выкуп, отремонтировал ряд крепостей и основал в Вене монетный двор, а венский пфенниг стал самой распространенной разменной монетой в Европе.

Вернувшись в Англию, Ричард принял меры к сохранности еврейского (королевского) имущества, в 1194 г. им было издано постановление, что  денежные сделки должны совершаться в присутствии 8 свидетелей, одна из двух долговых расписок сохранялась у королевского чиновника. Этим постановление короля, было, фактически положено начало "Еврейскому казначейству", король становился "скрытым компаньоном" еврейских банкиров и купцов и получал 10% от всех сумм, размеры процентов по займам достигали 43% годовых.
Источники упоминают видного представителя еврейской общины, приближенного короля Ричарда, Бенедикта из Йорка, который перешел в христианство, изменил своё имя (Вильям), но вскоре вернулся в лоно иудаизма; утверждают, что Бенедикт был очень богат, его дом не уступал королевскому дворцу. Положение английских евреев в конце XII века имело много общего с положением баронов и иностранцев, они получали привилегии дворянского сословия – свободу передвижения и проживания, правда, налоги и штрафы на них накладывались в большем размере.
 В XIII веке под воздействием пропаганды католической церкви жизнь еврейского населения Англии постоянно ухудшается, папа Иннокентий III провозгласил догму (1205), что евреи обречены на вечное рабство за то, что "распяли" Христа. Кроме религиозного соперничества, успешные в своей деятельности евреи стали подвергаться давлению со стороны разросшейся элиты (мелкого и среднего дворянства), находящейся в постоянной финансовой зависимости от евреев-банкиров.

Иоанн Безземельный (?), (John Lackland), младший брат Ричарда, 1199-1216, при восшествии на престол потребовал от евреев 4000 марок, за соблюдение привилегий дарованных Генрихом II; этих денег хватило на 3 года лояльного отношения к еврейским общинам, затем он начал ужесточать денежные требования до астрономических сумм. Историки считают, что прозвище король получил потому, что его отец до рождения Иоанна роздал все свои земельные владения во Франции в домен старшим сыновьям; современники подчеркивали неуравновешенный и вспыльчивый характер короля: "его глаза метали молнии, а весь он синел". Король быстро впадал в апатию, при неудачах становился бездеятельным, редко доводил дело до конца, а его легкомысленные поступки отталкивали друзей и плодили новых врагов, безрассудность в сочетании с высокими штрафами, конфискациями и изгнаниями неугодных ему деятелей создали мнение о короле как о тиране.

Вероятно, прозвище "Lackland" надо рассматривать именно в связи с особенностями психологии короля, отмеченной источниками, а не с земельным вопросом. Английское слово lack – недостаток, отсутствие; land – земля, страна; недостаток земли; это словосочетание можно понимать как: 1) отсутствие земельных владений; 2) недостаток  для страны (плохое явление, характеристика человека - безумие короля).  А что скажет иврит?  ЛАКА быть наказанным, поврежденным, ущерб; ЛАКУИ  испорченный, негодный, дефективный, однокорневое понятие ЛИКУТ  применяется в словосочетании ЛИКУТ СЕХЭЛ слабоумие (букв. ущерб ума). Таким образом, иврит подсказывает, что прозвище короля связано с его психическим состоянием – Слабоумный, "Безземельный" – понятие, облагороженное политиками, исследователями и литераторами; Иоанн имел плохую репутацию, после него ни один английский монарх не называл своих наследников этим именем, позже стало считаться несчастливым в правящих династиях Шотландии и Франции.

В результате войны с  Францией (1202-1204) Англия потеряла Нормандию, Анжу и др. области, в 1205 г. разразился конфликт с церковью, папа Иннокентий III в 1208 г. накладывает на страну интердикт, в 1209 г. король был низложен папой, а его права на трон переданы французскому королю. В булле (1205) папа Иннокентий III обратился ко всем европейским монархам с указанием об усилении ограничений для евреев, это постановление отразилось на положении евреев в Англии.  Король в 1210 г,  (в молодости задолжал банкирам) обложил церковь и евреев налогами (поборами), полученные в 1210 доходы от евреев составили 66 000 марок, за последующие полвека таких сумм более не собирали; несмотря на это евреи поддержали его во время борьбы с баронами и городами. Неудачная внешняя и внутренняя политика короля привела к политическому кризису, в 1215 г. восстали бароны, их поддержала церковь и горожане, Иоанн Безземельный был вынужден подписать  Великую Хартию Вольности, которую отказался соблюдать уже в 1216 г., началась "баронская война" в ходе которой Иоанн Безземельный умер.

Этот момент считают началом "парламентаризма", хотя парламент как орган сформировался гораздо позже, рождается широко известное понятие – "парламент", высший орган сословного представительства (англ. parliament, от parle (?) фр. – говорить (БСЭ)). Вероятно, смысл слова "парламент" всё же содержит понятие защиты прав сословий - PAR (ПЕР) занимать высокую должность + LI принадлежность + AM  народ + EN (АНА, ИНИАН) давать ответ, исполнять просьбу, обсуждать вопросы; введенное в обиход понятие "парламент" составлено из слов иврита и общего с понятием "говорить" не имеет. Фр. p-ar-le = ПЭ рот + ХАРАА издавать возгласы + ЛЕ – принадлежность, предназначение; процесс говорения заключается в том, что ртом мы издаём различные звуки (возгласы); французское слово не раскрывает смысл и функции  парламента, ведь нельзя же заведомо (заглянув в будущее) назвать орган защиты населения – ГОВОРИЛЬНЕЙ.

В XIII веке в стране значительно выросли города, в них сложились ремесленные и торговые цеха, которые стали предъявлять постоянный спрос на продукты и сырьё, в силу этого начал развиваться местный рынок, повлекший развитие баронского и крестьянского хозяйства. В деревню проникли товарно-денежные отношения, получила распространение денежная рента (коммутация, лат. перемена, процесс замены барщины денежными платежами). Распространение товарно-денежных отношений вовлекло в торговлю часть феодалов, грань между дворянством и состоятельными сословиями стала уменьшаться; собственник земли с доходом в 20 ф. ст. в год был обязан принять рыцарское звание и войти в состав дворянства независимо от происхождения. К концу XII века стали исчезать этнические и языковые различия между англосаксонским населением и нормандскими завоевателями, документ этого времени "Диалог о казначействе" говорит: "трудно было разобрать, кто был по происхождению англичанином, а кто нормандцем" (Всемирная история. М., 1957).