О дальних-дальних предках. Часть III

Ольга Косарева
      Сарматы. Аланы.               

           Сижу я, оперлась подбородком на руки, пригорюнилась. «О чем грустишь?» – спрашивает заботливо внучок. «Да вот, понимаешь, хочу тебе дальше о народах древних рассказать, да не знаю, как подступиться. Сложно все так, что мозги мои «рассыпаются». Как тебе это объяснить? Вот, например, играют три ребенка в песочнице. Насыпал один в ведерко влажного песку, поставил его на бортик песочницы. А другой малыш опрокинул ведерко вверх дном и «испек» куличик. Третий подошел, сделал пальчиком в куличике дырочки – домик с оконцами «построил». И заспорили они, как то, что у них получилось, называется. Куличик – говорит один. Нет, не куличик, а домик – сердится другой. А хозяин ведерка махнул рукой, стряхнул с бортика песок и заявил – вот, смотрите, это просто песок.

    Так и в истории все спорят промеж собой, кто да как в те древние времена назывался. Люди-то, что тогда жили, умерли все, костями своими, что золотым песком, землю засыпали, а как они сами себя называли, откуда пришли – только догадываться остается.  Книг-то написанных мало осталось. Да и те, что остались, другими народами написаны. Греками, например. Торговали греки со многими странами. Бойко торговля шла. Чего у них самих не было, у других покупали. И приезжих называли то по товарам хорошим, то по словечкам запомнившимся.

    «Сыромятные кожи! Сыромятные кожи!» – кричали торговцы на рынке. «Сыромятники» эти превратились у греков в «савроматов», или, по-латыни, в «сарматов». «Славно! Славно!» – приговаривали купцы, поглаживая бороды после удачной сделки. В «славян» те купцы обернулись. Может, и не так все было, но очень похоже. Многие племена «скифами» назвали. Вроде как переделали на свой лад обычное приветствие «чтите» (то есть «почитайте» ), по-старинному – «цтите». Слово трудно произносимое для греков, они его на «скифов» и поменяли.

     Да не только греки по-своему чужаков называли. Когда в степях бесчисленные орды кочевников объявились, русские их всех, оптом, без разбору «половцами» назвали. Услышали, небось, что есть среди них племя «шары» – «желтые» значит. А на Руси светло-желтых коней половыми называли – вот и поскакали по степи «половцы». Даже степь назвали Половецкой степью. Не смейся, внучок, не смейся. Всегда так было. И сейчас бывает. Мы, к примеру, немцами называем людей, живущих в Германии. Заметь, не они себя так называют, а мы их. Когда германцы впервые стали приезжать в Россию, то за незнание языка их прозвали немыми, немцами».

   «Не печалься, бабушка, –  сказал внучок – я вырасту и сам во всем разберусь». Посветлела я лицом, успокоилась. Ну, тогда слушай…

                ***

Первые угры появились в Приуралье в третьем тысячелетие до новой эры (то есть до рождения Христа, от которого мы, европейцы, счет годам ведем, называя их «новой эрой»). Слитки какого-то красного металла они с собой принесли. Это была невиданная в тех краях медь. Печи угры построили, плавить начали медь, смешивать с оловом, чтобы изделия не такими хрупкими были. Сплав меди с оловом бронзой называется. Вот и получается, что положили те угры начало Бронзовому веку. Надо тебе сказать, что бронзу другие народы и раньше знали, но у нас, в Приуралье, Бронзовый век с приходом угров начался. Хороша оказалась бронза и для инструментов, и для оружия, и для панцирей боевых. Женщины щеголять начали в украшениях из бронзы. В зеркала бронзовые на себя любовались. Но любоваться-то особо некогда было: хозяйство большое, забот много, мужчины мало помогали – охраняли мир на своей земле, все воевали, все воевали…

   Особенно за тысячу лет до н.э. неспокойно стало на Южном Урале. Хлынули кочевники в Уральские степи с двух сторон: с востока и с запада. Сначала расскажу тебе о разных-разных скифских племенах. Много их побывало на нашей земле.

   Первыми появились те, что жили в степях Азии. Они селились в Зауралье и южном Приуралье, где сейчас стоят города  Орск, Оренбург. Жители Азии всех, кто пришел к ним с запада, из Европы, называли «белыми» – «аорсами». Так  одно племя скифское историки и прозвали аорсами. «Забегали» аорсы к нам в Зауралье «на огонек», пожили, пожили, память о себе оставили и уступили место более воинственным и многочисленным племенам. Сменили их саки и массагеты. «Саки» – это по-персидски «скифы». «Массагеты» – по-персидски «рыба». Почему «рыба»? Может, из-за чешуйчатых панцирей, что покрывали тела воинов массагетов? Не знаю, врать не буду.

   Блистали кочевники своими латами, будто солнце спустилось на землю и рассыпалось сверкучими бликами над воинскими полчищами, что коврами покрывали степь бескрайнюю. Головы, грудь до самого пояса украшали те воины золотом. Кони их, маленькие, лохматые, злющие, выносливые тоже сверкали, под стать хозяевам, бронзой и золотом. Сверкали, ощетинивались копья длинные, поблескивали топоры разящие, пели зловещие песни тугие луки, летели темными тучами стрелы смертоносные. Завоевали саки и массагеты Зауральские степи, пригнали сюда стада и табуны, надолго укрепились на благодатной земле.

                ***

   А в Приуралье на много веков расположились сарматы (или савроматы, если по-гречески их называть), всех себе подчинили. Воинственные племена! Так много бед принесли они мирным жителям, что история их хорошо запомнила. Смотри, что получается: кто больше всех бед натворил, тот и запомнился в памяти людской. Вот, к примеру, жили-поживали тогда у рек Камы и Белой мирные тиссагеты, следы свои пооставляли в Уфе – и на Лысой горе, где санаторий Зеленая роща расположен, и у железнодорожного разъезда Воронки (сходим туда как-нибудь, посмотрим на эти памятные места). Охотились тиссагеты, рыбу ловили, скот разводили, земледельничали понемногу. Так о них, мирных обитателях, никто почти ничего не знает. Откуда они? Когда к нам пришли? Куда исчезли? А вот тех, кто яростно пробивался, смерть вокруг себя сеял – о-о-о! тех хорошо запомнили! И сейчас продолжают изучать их пути-дороги. Да-а-а, несправедливо это, хотя закономерно: кто больше шумит, тот далеко слышен.

   Но вернемся к сарматам. О них еще древнегреческий историк Геродот рассказывал. Мол, после одной из жестоких битв, обнаружили вдруг скифы, обследуя погибших на поле брани, что дрались они с женщинами! Воительницы те амазонками звались. Загорелись сердца у скифских юношей, решили они добыть себе в жены храбрых прекрасных амазонок. Посмеялись над ними воинственные девы: не хотим быть покорными как ваши женщины, не хотим ходить за скотиной вашей, мы – воины. Подумали, подумали юные скифы и придумали: давайте вместе воевать и вместе хозяйство вести. Согласились амазонки. От скифов молодые семьи отделились, свое племя создали – сарматское. Сказка, скажешь? Да, но не совсем. В захоронениях сарматских женщин с оружием находят. Значит действительно, и охотились, и воевали они наравне с мужчинами. И в детских могилах богатое воинское снаряжение обнаруживается. Приучали сарматы детей воевать с раннего возраста.

  А снаряжение воинское у сарматов такое было: латы из сыромятной бычьей кожи делали, на кожу нашивали тонкие пластинки из бронзы или из тонюсеньких отщепов с конских копыт. Панцирями такими покрывали не только тела воинов, но и лошадей. Тяжелую кавалерию сарматы создали. Непобедимую конницу. Одна беда: упадет такой воин с конем на землю, а встать уже и не может, подмоги ждет. Но была у них и легкая конница, что птицей летала. Крылатыми мечами размахивали бойцы. Крылатыми? Сейчас объясню. Поклонялись они мечу, как своему богу войны, жертвы ему приносили, украшали как могли. Самый верх рукояти – навершие часто изображало птичьи когти, вцепившиеся намертво в рукоятку. А низ рукояти гарду – перекрестие в виде распахнутых птичьих крыльев делали. Акинаками те мечи назывались. Каждый воин два акинака к поясу прикреплял: один короткий, другой длинный. Короткий акинак с правой стороны висел, чтобы колющий удар снизу им делать. Длинный акинак цепляли с левой стороны – для рубящего удара.

   Сарматы, кроме военных подвигов, прославились как отменные ювелиры. Стиль их украшений называют «звериным». Не подумай только, что они изображали всякие зверства. Нет, они рисовали, лепили, выплавляли фигурки и фигурищи разных зверей. Да как мастерски! Если это олени, то рога у них огромные-преогромные и у каждого красавца неповторимые. Если толстый косолапый мишка на тебя уставился, то ты ему начинаешь улыбаться – потому что смотрит он на тебя хитрющими глазами. А уж две верблюда, вцепившиеся в бедра друг другу – ну просто хоровод  ласково переливающихся форм, а не свирепая драка. Да ты все и сам увидишь, когда подрастешь. В нашем Археологическом музее  богатая коллекция сарматского золота выставлена.

                ***

    Наступило время, когда сарматы немного поуспокоились, занялись невоенными делами. Тогда на военную тропу выступило  могущественное племя аланов – племя, родственное сарматам, но еще не потерявшее жажды крови и завоеваний. Греки писали, что аланы очень красивы, высоки, но от их свирепого взгляда мороз пробирал по коже. Поселения аланов были когда-то и в Уфе: на Случевской горе, от здания Мединститута до телецентра. Персы называли это племя «арианы»  – «благородные». Я уже несколько раз упоминала персов. Персия была громадной империей в Азии, о ней мы поговорим позже – не удастся нам без нее обойтись. Скажу только, что сейчас Персия называется Ираном.

    Странный был у аланов обычай: у маленьких мальчиков они туго стягивали широкой повязкой голову. Повязку не снимали много лет. В результате череп у мужчин аланов походил на дыню – так был вытянут. Для чего они такие штуки проделывали – загадка. Может считали, что дынеголовый -  это очень красиво? Дынеголовые и высоченные – правда, здорово?! Ученые нам такую версию подкинули: говорят, что в священной книге евреев «Ветхом завете» в эпизоде, где великан Голиаф сражается с маленьким пастушонком Давидом, образ Голиафа «срисован» с алана. Уж очень они ростом выделялись.

  Аланы, как и сарматы, не только воинами были отменными, но и приводили другие племена в ужас «танками древности» – боевыми конными колесницами. Некоторые исследователи древности считают, что именно аланы на своих боевых колесницах вырвались грозной армадой из Южноуральских степей, промчались по Азии, по Иранскому плоскогорью и достигли великой индийской реки Ганг. Что в иранских священных книгах «Авеста» говорится именно о них. Верховный бог и отец всех иранцев Ахура Мазда создал шестнадцать стран. Последнюю шестнадцатую страну он отделил от ледяного мира мрака высокими горами Хара Березайти – уж не Урал ли это? Самая высокая гора Хукарья была золотой (наша гора Иремель?). У ее подножья  брала свое начало река-женщина Рангха – Белая?

     Видишь, сколько неразрешенных загадок выдвигают перед нами наши предки? Как увлекательно читать о них, выслушивать всякие легенды, спорить мысленно с теми или иными выводами ученых. Вот ты познакомился чуть-чуть со скифами. Но ты еще ничего не знаешь о тюрках…